Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 09:50, курсовая работа

Описание

Цель работы – разработка методики изучения популяций растений в условиях летнего лагеря для повышения эффективности обучения учащихся.
Задачи исследования:
1. Анализ литературных источников по проблемам организации и методики проведения научно-исследовательской работы учащихся по биологии.
2. Анализ содержания и структуры понятия «популяция растений».
3. Разработка методики проведения научно- исследовательской работы учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Научно- исследовательская работа школьников 5
1.1.Характеристика научно- исследовательской работы учащихся в школе 5
1.2. Научно- исследовательский лагерь «Юный исследователь» 14
1.3. Популяция растений как объект изучения учащихся 16
Глава 2. Методика научно- исследовательских работ учащихся в условиях летнего лагеря 19
2.1.Формы и методы научно- исследовательской работы в условиях лагеря 19
2.2. Методика научно- исследовательских работ по изучению популяций растений 28
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Приложения

Работа состоит из  1 файл

попул исправ.docx

— 3.30 Мб (Скачать документ)

     Распределение особей по территории, соотношения  групп по полу, возрасту, морфологическим, физиологическим, поведенческим и  генетическим особенностям отражает структуру популяция Она формируется, с одной стороны, на основе общих биологических свойств вида, а с др. – под влиянием абиотических факторов среды и популяция др. видов.

     В настоящее время разработаны  представления об иерархии биосистем  популяционного уровня от ценопопуляции до видовой популяция (вся совокупность особей вида в пределах ареала). В большинстве случаев реальные границы скопления особей вида распознать трудно или невозможно, тогда популяцией называют совокупность особей исследуемого вида в рамках пространства, ясно ограниченного границами некоторого природного объекта. Так, совокупность особей вида в границах фитоценоза, принято называть ценопопуляцией, а в границах одного экотопа - экотопической популяцией [21, c.45].

     Оценка  состояния популяции имеет важное значение для организации рационального использования промысловых видов животных и растений. В лесоводственно-экологических исследованиях анализ возрастной структуры популяция древесных видов дает возможность не только оценить сукцессионное состояние лесного сообщества, но и составить прогноз его развития. 

 

Глава 2. Методика научно- исследовательских  работ учащихся в  условиях летнего  лагеря

     2.1.Формы и методы  научно- исследовательской работы  в условиях лагеря

 

    Большинство методик, реализуемых при проведении исследовательской деятельности учащихся, ориентировано на полевую, экспедиционную работу. Исходя из этого, ежегодно проводятся юношеские исследовательские экспедиции, главной целью которых является сбор экспериментального материала непосредственно в полевых условиях. Тематика экспедиционных исследований охватывает такие области, как геология, экология, биогеохимия, гидрология, история, фольклор, этнография, археология и другие.

    Традиционными формами летнего оздоровительного отдыха в большинстве образовательных учреждений остаются трудовые лагеря и туристские походы.

    Комплексная учебно-исследовательская экспедиция является стержневой формой учебно-воспитательной работы при реализации концепции учебно-исследовательской деятельности учащихся.

    Учебно-исследовательская  деятельность развивается на базе специального учебного подразделения - школьного факультатива или учебной группы дополнительного образования. Разновозрастная учебная группа, состоящая из 6-15 школьников, работает по специальной исследовательской программе.

    Сочетание исследовательской деятельности учащихся как принципа организации работы учебных групп образовательного учреждения и учебно-исследовательской экспедиции как главного структурного звена годового цикла работы дает весьма эффективную схему организации работы образовательного учреждения [4, c.55].

    Выездная  форма учебно-воспитательной работы - эмоционально яркая и очень содержательная сторона жизни детей. Такая форма работы способствует воспитанию, становлению гражданственности, укреплению здоровья учащихся. Детям в школьном возрасте необходимо много ездить, знакомиться с различными регионами своей страны, на практике изучать их географические, исторические, культурные достопримечательности.

    Учебно-исследовательские  экспедиции представляются наиболее привлекательными и перспективными в ряду других форм выездной деятельности (походы, экскурсии и др.). Это связано с тем, что экспедиция наполнена глубоким и важным для детей предметным содержанием, является итогом учебного года и вместе с тем возможностью наиболее полно приложить на практике полученные в течение года знания.

    Предстоящая работа, изучение еще неизвестного, возможные открытия, а не просто отдых, делают для ребят экспедицию эмоционально привлекательной. Заинтересованное и уважительное отношение местного населения к научным задачам учащихся резко повышает в глазах ребят социальную значимость интеллектуального труда, формирует нравственный стержень, который позволяет затем молодым людям не останавливаться в своем развитии и самообразовании.

    Конкурсный  отбор в экспедицию является тем  мобилизирующим фактором, который заставляет учащихся серьезно и равномерно работать в течение года, что повышает эффективность учебного процесса.

    Особое  внимание нужно уделить такому концептуальному элементу в структуре экспедиции, как ее комплексность. При проведении комплексной экспедиции в одном и том же районе работают разные специализации (и гуманитарные, и естественнонаучные), исследуя его по своим программам и методикам. При этом существует единая исследовательская программа экспедиции, выполнение которой осуществляется методами, общими для всех специализаций. Такой подход позволяет говорить о сочетании вариативности и универсальности образования.

    Обобщение и анализ собранных данных, совместные выступления на конференциях и семинарах по разным тематикам дают возможность ребятам в наиболее полной мере воспринять и природные, и социокультурные особенности региона, формируют понимание взаимосвязи процессов, происходящих на Земле и основные мировоззренческие понятия о принципах взаимоотношении человека и природы.

    Школьники различных специализаций составляют единый коллектив, поэтому результаты исследовательской деятельности каждого быстро распространяются среди ребят, что создает атмосферу позитивной соревновательности, стремление качественно и в полной мере выполнить свою работу.

    Важное  нравственное наполнение имеет работа фольклорно-этнографического направления, которая проводится в деревнях. Ребята учатся находить общий язык с людьми совершенно другого возраста и социальной принадлежности. Большинство учащихся впервые открывает для себя глубокий и многогранный мир традиционной национальной культуры. Восприятие этого мира подчас ведет к переоценке системы ценностей, более глубокому пониманию современных культурных процессов. Печальная трансформация традиций, обычаев, нравственных устоев жителей деревень, которая произошла в советское время оставляет в душах ребят глубокий след. Работа экспедиции интересна и с точки зрения психологии: изучается взаимопроникновение городской и традиционной народной культур.

    Использование разнообразных технических средств (плавание на лодках и катамаранах, работа с лодочными моторами, электрогенераторами, бензопилами, регулярные сеансы радиосвязи), к которым у ребят старшего школьного возраста существует повышенный интерес, создает дополнительный привлекательный фактор участия в экспедиции. И, конечно, нельзя забывать, что физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивейшими уголками природы укрепляют здоровье учащихся, что особенно актуально для жителей больших городов в настоящее время.

    В заключение необходимо отметить, что  экспедиция формирует единый коллектив (детей, педагогов, специалистов других организаций, участвующих в культурно-образовательном процессе) образовательного учреждения, улучшает внутренний климат, повышает эффективность его работы в течение всего года [13, c.57].

    Рассмотрим  типичную схему организации и  проведения научно-исследовательской экспедиции, реализуемой в нашем учебном комплексе.

    Планирование  экспедиции начинается с выбора района. Во внимание принимается несколько факторов. Прежде всего - наличие объектов исследований для всех специализаций, участвующих в экспедиции: для работы геолого-минералогического направления - выходов коренных пород; для исследователей водных объектов - водных источников различных типов (озер, ручьев), которые формируются в разных условиях (верховое болото, низовое болото, различные почвы); для ландшафтоведческих направлений - нескольких видов ландшафтов (например, лес, болото, озеро); для исследований гуманитарных направлений - деревень (для работы детской экспедиции необходимы русскоязычные деревни, которые должны быть жилыми, с достаточным количеством дворов. Рабочие поселки леспромхозов менее всего подходят как объекты исследований, поскольку в 
них элементы традиционной культуры, как правило, отсутствуют. Большой интерес представляют деревни с церквями как сохранившимися, 
так и разрушенными. Объектом исследований могут быть традиционные промыслы, особенности архитектуры).

    Следующий фактор - удобство подъезда и стоимость транспорта. Однако, придорожные районы достаточно загрязнены и отличаются повышенной криминогенностью. Кроме того в них отсутствуют элементы традиционной культуры.

    Предпочтительным  является выбор места расположения базового лагеря на берегу озера или различного водоема. При этом решается проблема водоснабжения; озеро представляет собой интересный объект исследований для многих специализаций; при выполнении маршрутных съемок можно использовать плавсредства (вес рюкзаков с аппаратурой при пеших маршрутах часто является чрезмерным для подростков); красивый водный пейзаж усиливает эмоциональное восприятие экспедиции. При этом лучше избегать больших открытых водных пространств, на которых может разгоняться большая волна.

    С климатической точки зрения для  летней экспедиции приемлемы практически все районы средней полосы. Для северных районов предпочтительное время - конец июля - начало августа, в это время еще стоит летняя погода, но уже вызревают ягоды и уменьшается количество гнуса.

    Для усиления эмоционального восприятия желательно, чтобы экспедиция проходила в районе, отличающемся по климатическим и ландшафтным условиям от места постоянного проживания школьников. (Например, районы Севера с характерными для них белыми ночами.) [12, с.67]

    Важным  элементом характеристики района является допустимый уровень объективных  опасностей. Очевидно, что детская  экспедиция - это мероприятие с повышенной вероятностью несчастных случаев. Руководство экспедицией должно снизить возможности возникновения несчастных случаев, для чего необходимо: правильное планирование, подбор педагогического персонала высокой квалификации, подготовка снаряжения, обучение учащихся поведению в экспедиции. Хорошо подготовленная экспедиция обеспечивает безопасность в условиях объективных опасностей характерных для данного района (непогода, температурные условия, дикие звери, опасные участки рельефа, водоемы и др.). Единых рекомендаций для выбора района с точки зрения его безопасности быть не может.

    В наших экспедициях основная часть  педагогов принимала участие в подобных экспедициях, учащиеся имеют практику организации быта, ночлега в полевых условиях, принимали участие в туристских походах, знакомы с типичными объективными опасностями данного района, а также знакомы с приемами оказания доврачебной медицинской помощи.

    При планировании экспедиции необходимо предусмотреть несколько важнейших этапов.

    В предэкспедиционном периоде важно ознакомить учащихся с расположением района экспедиции, особенностями природы, обучить их навыкам экспедиционной жизни и оказанию первой доврачебной помощи.

    После прибытия в базовый лагерь 2-3 дня  выделяется на обустройство и акклиматизацию. Важным воспитательным моментом является планирование и обустройство лагеря, строительство хозяйственного блока (туалетов, бани), наведение порядка и создание эстетической привлекательности.

    После решения бытовых вопросов можно  приниматься за научные программы. Для естественнонаучных направлений необходим этап подготовки аппаратуры, проверки методик. В это время проводятся однодневные радиальные выходы в окрестности лагеря. Группа, работающая в деревне, знакомится с ее жителями, налаживает контакты, выявляет людей, владеющих ценной информацией.

    На  следующем этапе происходит основной сбор материала. Естественнонаучные направления отправляются в многодневные водные или пешеходные маршруты. Школьники с гуманитарной специализацией собирают и записывают материал в деревне. Они работают в нескольких деревнях сразу или поочередно. Необходимо помнить, что продуктивную работу в деревне обеспечивают личностные контакты с ее жителями, для установления которых необходимо не менее недели.

    В середине экспедиции желательно выделить один день на спортивные мероприятия и баню.

    И, наконец, важнейшим этапом экспедиции является итоговая конференция. Она происходит обычно в базовом лагере. На конференцию прибывают все направления экспедиции и отчитываются о проделанной работе. Важно, чтобы для всех конференция стала главным, итоговым мероприятием экспедиции. Значительность этого события подчеркивает и оформление места проведения конференции, на котором обычно выстраивается амфитеатр, кафедра для докладчиков, стол президиума и т. д. Очень ответственная роль отводится председателю, который, с одной стороны, должен поддерживать атмосферу научности и протокольное™, а с другой стороны, обладать чувством юмора и нестандартностью мышления, "т.е. уметь владеть аудиторией.

    К выступлениям на хорошо организованной конференции ребята относятся с большой ответственностью, а доклады своих товарищей из других специализаций выслушивают с интересом, задавая многочисленные вопросы.

    Еще бы, ведь вдруг оказывается, что та скала, мимо которой неоднократно ходили филологи в деревню, представляет собой интереснейшее геологическое образование с вкраплениями гранатов, а место, где расположена деревня когда-то было морским дном. А название острова, который исследовали экологи имеет древнюю, интереснейшую топонимическую легенду.

Информация о работе Научно- исследовательская работа учащихся по изучению популяций растений в условиях летнего лагеря