Творчество архитектора Антонио Гауди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание

Тем не менее, в архитектуре этот стиль быстро нашел своих почитателей. Ими, как правило, становились неожиданно разбогатевшие ремесленники и купцы, желавшие всем объявить о своем богатстве. Не жалея денег, они заказывали дома и приветствовали самые безумные идеи, лишь бы их жилище не походило на все прочие и выглядело до неприличия дорогим. И надо сказать, что поразить толпу им удавалось. Архитектурные изыски модерна заставляли замедлять шаг и всматриваться в затейливый узор. Это были не просто дома, а настоящие шарады из камня.

Содержание

БИОГРАФИЯ 3
1.Начало карьеры. Основание собственного Бюро 3
1.1. Дом Висенса в Барселоне(1878-1885) и загородный дом в Комильясе Эль Каприччо(1883-1885) 3
1.2 Усадьба Гуэля. 1883-1887 3
1.3 Дворец Гуэля 1886-1890. Первая постройка для Эусебио Гуэля в центре Барселоны 3
2 Зрелый период творчества. Выявление своего собственного стиля 3
2.1 Школа Святой Терезии 3
2.2 Епископский дворец в Асторге. 1889-1893 гг. 3
2.3 Крипта в Колонии Гуэля. 1898-1915 гг. 3
3 Окончание формирования собственного стиля Антонио Гауди. Постройки начала XX века. 3
3.1 Парк Гуэля. 1900-1914 гг. 3
3.2 Дом Батло. 1904-1906 гг. 3
3.3 Дом Мила. «Каменоломня».1906-1910 гг. 3
4. Творение жизни. Собор Саграда Фамилиа. 1883-1926 гг. 3
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     К 1888 у Гауди завершается экспрессивный, отмеченный склонностью к эклектике, период творчества. К этому моменту впервые явственно обозначился его оригинальный вклад в каталонский модернизм, вариант того самого движения последних десятилетий XIX- начала XX века, которое, пусть с местными отличиями, но в целом отличавшееся едиными эстетическими принципами, распространилось по всей Европе как ар нуво, югендстиль, стиль флореаль, сецессион и стиль модерн.18

    2 Зрелый период  творчества. Выявление  своего собственного  стиля

    2.1 Школа Святой Терезии

     Школа Святой Терезии, как и упоминавшиеся  до этого Эль Каприччо и Дом  Висенса, распологалась за городской  чертой Барселоны. Здание уже находилось в стадии строительства, когда преподобный  Энрик д’Оссо-и-сервельо, основатель и предстоятель ордена Св. Терезии Авильской, поручил Гауди в 1889 году завершить комплекс неповторимым профилем. Первоначальный проект предусматривал возведение нескольких строений на окраине Барселоны, однако на тот момент строилось только здание, в котором должны были разместиться школа и кельи сестер. Но из-за нехватки средств даже оно не было окончательно готово.19

     Под испанским солнцем здание кажется  буквально сверкающим на фоне синего неба. Большой красочный герб монашеского  ордена помещен над входом. Однако первое впечатление роскошной постройки ошибочно. Высшей заповедью обитателей этого здания является аскетизм и бережливость. Архитектор вынужден был считаться с этим фактом при проектировании и постройке здания. Башнеподобный портик, возвышающийся над центральным входом, почти единственное украшение здания, необычно аскетичного для почерка мастера. Ряд остроугольных зубцов идет по периметру кровли, свидетельствуя о стиле постройки. Гауди следовал здесь готическим традициям, но, как всегда, по-своему. Гауди превратил мотив заостренной параболической арки в единственный стилевой признак постройки, особенно в верхнем ее этаже. Весьма условно трактованный портик со входом внизу также включает остроугольные оконные проемы наряду с окнами более спокойной формы. Для оконных ставней архитектор избирает строго прямоугольную форму.20

     На  фасаде этого здания, которое снаружи  производит впечатление бесцветного  замка, можно насчитать четыре постепенно уменьшающихся по высоте этажа, крыша  увенчана треугольными зубцами. В центре дворового фасада расположен прямоугольный портик со входом на первом этаже. С задней стороны особняка находится подобный этому портик с выходом во двор и лестницей внутри него. Все строение выполнено из недорогих материалов, которые использованы как в качестве несущих элементов, так и орнаментов. Перед архитектором здесь стояла двойственная задача: создать оригинальный проект с наименьшими затратами – необычная для него ситуация. Однако Гауди был твердо уверен, что только наложенные ограничения позволили найти в основном удачные решения. Для оформления оконных проемов, параболических арок, возвышающегося зубчатого венца и карнизов между этажам и пал на желтые и красные кирпичи. Они использованы здесь наиболее часто. Точный подбор пропорций придает всему особняку характер единого порядка.21

     Этот  заказ был весьма необычным для  Гауди, до этого момента проектировавшего лишь частные резиденции для богатых  буржуа, помимо всего прочего орден  Св. Терезы распологал лишь ограниченным бюджетом и проповедовал идеал умеренности. Все это предполагало отказ от любых излишеств в декоре здания в пользу аскетичной эстетики, отвечавшей требованиям заказчика и назначению здания. Именно в этом заключается главный интерес архитектуры Школы Св. Терезии – великолепного образца конструктивного рационализма, несущего яркую печать индивидуальности автора, несмотря на то, что речь идет об уже начатом другим зодчим здании. Над существующим прямоугольным корпусом длиной 60м Гауди возвел еще три этажа, используя такие экономичные строительные материалы, как кирпич, и разрешая общую структуру здания на основе параболических арок, сведя декор к чисто конструктивным элементам.22

     В этой связи следует выделить длинные  симметричные коридоры бельэтажа –  одно из самых волшебных пространственных решений, созданных Гауди. Уходящая вдаль череда параболических арок образует глубокую перспективу, которой придает особое сияние белизна стен, подсвеченных рассеянным солнечным светом, проникающим через выходящие в патио окна. Чтобы придать главному фасаду большую значимость, Гауди добавил к нему пристройку в форме эркера, основание которого служит входным портиком, закрытым великолепной кованой решеткой, рисунок которой отражает символику Ордена Св. Терезы.23

     В центральной части эркера можно  видеть герб Ордена – мотив, повторенный также на углах верхнего этажа здания. Все фасады здания отличаются необычайной гармоничностью своих геометрических форм. В форме окон и дверей первого этажа повторяется тот же силуэт параболической арки, в решении второго и третьего этажей преобладают прямые линии, а верхний этаж завершается чередованием разновысоких стрельчатых арок. Эта гармония намеренно нарушается в эркере, представляющем новый вариант стрельчатой арки. Сооружение увенчано элегантной линией зубцов по периметру и башенками-пинаклями с «четырехруким» георгиевским крестом на каждом углу. Еще один декоративный элемент – вкрапления керамических изразцов с анаграммой Иисуса Христа на линиях, разделяющих верхние этажи.24

    2.2 Епископский дворец  в Асторге. 1889-1893 гг.

 

     В 1886 году Жоан Батиста Грау-и-Вальеспинос, священник из родного города Гауди  – Реуса, получил назначение епископом  в город Асторгу близ Леона. Поскольку  у него ек было достойной резиденции, он попросил ставшего тому времени  известным во всей Испании архитектора возвести для него новый дворец. Гауди был тогда полностью загружен работой по строительству Дворца Гуэля и собора Саграда Фамилиа. Поэтому он запросил подробную фотографическую документацию предполагаемого к застройке участка и отправился в Асторгу только после того, как там уже начались строительные работы. Почти сразу же возникли разногласия с Академией изящных искусств Сан-Фернандо в Барселоне, надзирающей за постройкой общественных зданий культурного назначения. 25

     Мадридская  Художественная Академия Сан-Фернандо не проявила особого энтузиазма по поводу проекта и потребовала внести в него изменения. Гауди с обычной для него страстностью принялся отстаивать проект, но Академия не уступала. В конце концов, после двукратного исправления планов, в 1889 г. началось возведение Дворца, хотя расхождения, возникшие у Гауди с Советом Епархии продолжались в течении всего строительства. В 1893 г. по причине смерти епископа Грау работы были остановлены, а когда Гауди готов был приступить к строительству верхнего этажа и кровли, его разногласия с Советом зашли так далеко, что архитектор подал в отставку. Позже, когда новый епископ Асторги попросил Гауди вернуться и завершить строительство, тот отказался под предлогом большой занятости на сооружении храма Святого Семейства. Дворец был завершен архитектором Риккардо Гарсия-Геррета, полностью изменившим тип кровли – он отказался от задуманного Гауди пирамидального шатра светло-серого цвета в тон стенам здания, с многочисленными слуховыми окнами. Наконец, в 1815 г. Дворец был завершен, но его так и не пришлось использовать по назначению. Во время Гражданской войны здесь располагался артиллерийский гарнизон, и строение понесло значительный ущерб, но в 60-е гг. было реставрировано и преобразовано в Музей Паломничества Пути Сантьяго.26

     Гауди спроектировал дворец в неоготическом  стиле в виде замка из крупных  гранитных блоков с присущим замку  рвом. В то время как по углам  здания на квадратном плане возвышаются  четыре цилиндрические башни, на всех четырех фронтах выступают небольшие архитектурные элементы. Гауди расположил все внутренние помещения вокург большого центрального зала с удвоенной высотой потолка, освещаемого верхними светильниками с зубчатыми венками в стиле мудехар. Наиболее ритмически сложным элементом здания является аспида капеллы, а наиболее впечатляющим – зона вестибюля, отличающаяся тремя высокими островерхими арками, сложенными из крупных каменных блоков и разделенных между собой контрфорсами. На самой высокой точке здания архитектор хотел поместить пятиметровую фигуру ангела из цинка. Разработанное Гауди оформление внутренних помещений и декоры представляют собой свободные вариации готических стилевых элементов и мотивов. Ребра сводов выделены с помощью темно-красных узоров из глазурованной керамики. Капители имеют причудливые формы, основой для которых послужили растения и геометрические фигуры. Сохранились также многие двери с оригинальными цветными витражами.27

     Для отделки центрального фасада дворца Гауди использовал плиты белого гранита, что было новшеством в его практике. Новый материал оказался чрезвычайно эффектным, однако мастер больше стремился к тому, чтобы дворец визуально напоминал об ослепительно белых облачениях епископов. Предполагалось, что кровля дворца будет того же цвета, но этому помешали обстоятельства. Епископский дворец безусловно относится к лучшим памятникам испанского зодчества. 28

    2.3 Крипта в Колонии  Гуэля. 1898-1915 гг.

     В 1890 ш. Эузеби Гуэль основал на приобретенных  им земля площадью около 30 Га в местечке Санта Колома де Севельо, близ Барселоны, крупный промышленный комплекс, включавший, помимо текстильной фабрики, рабочий поселок, в котором были разбиты сады и построены театр, кооперативные магазины и церковь. Эта церковь скоро стала тесной, и Гуэль обратился к Гаудт с просьбой о сооружении нового храма. Место для него было выбрано на вершине небольшого холма, окруженного сосновой рощей. Хотя заказ этот был сделан еще в 1898 г., работы не начались до 1908 г. и прекратились уже в 1915 г. Оставшаяся незавершенной церковь все же была освящена в том же 1915 г.29

     Первоначально Гауди представлялась свободная  вариация церкви Гроба Господня в  Иерусалиме – эта тема занимала художника всю его жизнь, но постройка  так и не была осуществлена. На вертикальной проекции, овальная и неправильная форма которой скорее всего напоминает эллипс, должна быть возведена церковь с башнями различной высоты, возвышающимися над более или менее цилиндрическим корпусом. Для этого комплекса Гауди хотел разработать опорную структуру, которая позволяла бы отказаться от привычных для готической архитектуры контрфорсов и аркбутанов.30

     Работа  над криптой длилась свыше  десяти лет. В эти годы получили окончательную  шлифовку оба его конструктивных детища – параболическая арка и  несущие наклонные опоры. Совершенно не ясно, какой виделась архитектору конструктивная связь крипты с будущим храмом. Вопрос этот остался неразрешенным по сей день. Крипта примыкает к склону небольшого, заросшего пиниями холма, вследствие чего ее задняя сторона остается закрытой для обзора. Вход в Криту возможен только через длинный открытый лестничный подъем, вознесенный над землей на мощных опорах. Представить на этом месте еще более сложный комплекс невозможно. Однако решения Гауди могли удивлять своей необычностью. Целостность всего комплекса и логика его конструктивно-стилистического единства должны были стать наглядным лишь после завершения строительства. Остается только сожалеть, что к возведению церкви так и не приступили, и не было даже обязательной в таких случаях гипсовой модели, позволившей бы продолжить строительство храма сегодня.31

    3 Окончание формирования  собственного стиля  Антонио Гауди.  Постройки начала  XX века.

    3.1 Парк Гуэля. 1900-1914 гг.

     Эусебио Гуэль много раз бывал в  Англии, где имел возможность следить  за оживленными дебатами о входящих в моду ландшафтных садах и их интегративной функции в процессе слияния сельской жизни и городской культуры. После возвращения из очередной такой поездки Гуэль загорелся идеей создания на одном из своих земельных участков на окраине Барселоны подобного парка для каталонской публики. Эусебио Гуэль, уже пытавшийся создать нечто подобное в Колонии Гуэля, хотел пробудить интерес барселонских буржуа к той форме урбанизации, которая была бы противоположна атмосфере плотно заселенных кварталов этого района Барселоны. В 1900 году Гуэль просит Гауди разработать план города-сада, который должен был расположиться на участке земли в 15 гектаров на склоне холма Мунтанья Пелада. Этот безлесный холм на протяжении всего дня освещаем лучами солнца, с его вершины видны море, город и его окрестности. Архитектор предлагает разделить имеющееся пространство на 60 участков, одна треть каждого участка, то есть 1100-1200 квадратных метров, должна была быть застроена. Эусебио Гуэль выбирает несколько участков для продажи. Барселонская буржуазия не разделяла мечты Гуэля и Гауди о городе-саде. Из выставленных на продажу участков были проданы только два, один из которых приобрел сам архитектор, чтобы построить прототип жилого дома. Несмотря ни на что парк сразу привлек к себе внимание всевозможных групп и объединений, которые хотели проводить различные встречи и мероприятия на открытом воздухе. Прежде чем в 1906 году была прекращена торговля на крытой рыночной площади, там состоялся первый конгресс по истории каталонского языка. 32

     В 1903 Гауди завершил создание единственного  в своем роде парка при дворце Гуэль, впоследствии приобретенного муниципалитетом  Барселоны. Этот парк разбит на участке, где Гуэль планировал размещение поселка типа "города-сада" - неосуществленного  замысла Гауди. Усложненное пространственно-планировочное решение резко отличается от обычных для того времени регулярных садов. В оформлении широко применена цветная майолика, а также необработанный камень. Вход обозначен двумя павильонами с декором причудливых форм. Дорожные сооружения превращены в мир каменной скульптуры. В парке представлены едва ли не все возможные сочетания каменных опор с живой зеленью, вплоть до окаменелого леса. Природа и сооружение здесь органично слиты в единое целое.33

     В Парке Гуэля жили только адвокат Триас и его потомки, в 1906 году сюда переезжают Гауди, его отец и племянница, а также сам Гуэль, который поселяется в доме, построенном по проекту архитектора, и живет там до самой смерти в 1922 году. В 1923 году наследники Гуэля передают эту землю городу Барселоне, и теперь Парк Гуэля – общественный городской парк.34

    3.2 Дом Батло. 1904-1906 гг.

     Одновременно  с реставрацией кафедрального Собора на острове Мальорка и строительством Парка Гуэль, Гауди получил заказ  на реформу доходного дома, принадлежавшего Батло – семейству текстильных фабрикантов – и стоявшего на престижном проспекте Пассейдж де Гарсия, по соседству с известным модернистским зданием Аматльер, построенным в 1898-1900 гг. архитектором Жузепом Пуч-и-Кадафольком. Владелец дома, Жузеп Батло-и-Казановас, намеревался снести старое неоклассическое здание 1875 г. и возвести на его месте новое, но Гауди счел эту идею нецелесообразной и предложил иное решение. На основе уже существующей структуры Гауди спроектировал два новых фасада, полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель, прибавил не существовавшие подвальный этаж, мансарду и асотею, и объединил две световые шахты в единый внутренний двор, что позволило улучшить дневное освещение и вентиляцию здания. Следует отметить, что последнее нововведение являлось важным шагом в направлении модернизации жилища: в те времена квартиры барселонского квартала Энсанче были скудно освещены и плохо проветривались. Результат реконструкции Дома Батло был столь изобретательным и блестящим, а творческая свобода здесь проявляется с такой силой, что многие исследователи определяют эту работу как начало нового творческого этапа: с этого момента Гауди будет принимать решения, продиктованные его собственным пластическим видением, не прибегая ни к одному из известных исторических архитектурных стилей – одним словом утвердит свой собственный, уникальный творческий критерий. Одной из самых примечательных черт Дома Батло является практически полное отсутствие прямых линий. Все здесь принимет волнистые очертания, начиная с декоративных деталей главного фасада, высеченных из тесаного камня, добываемого на барселонском холме Монтжуик.35

Информация о работе Творчество архитектора Антонио Гауди