Творчество архитектора Антонио Гауди

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2011 в 17:21, курсовая работа

Описание

Тем не менее, в архитектуре этот стиль быстро нашел своих почитателей. Ими, как правило, становились неожиданно разбогатевшие ремесленники и купцы, желавшие всем объявить о своем богатстве. Не жалея денег, они заказывали дома и приветствовали самые безумные идеи, лишь бы их жилище не походило на все прочие и выглядело до неприличия дорогим. И надо сказать, что поразить толпу им удавалось. Архитектурные изыски модерна заставляли замедлять шаг и всматриваться в затейливый узор. Это были не просто дома, а настоящие шарады из камня.

Содержание

БИОГРАФИЯ 3
1.Начало карьеры. Основание собственного Бюро 3
1.1. Дом Висенса в Барселоне(1878-1885) и загородный дом в Комильясе Эль Каприччо(1883-1885) 3
1.2 Усадьба Гуэля. 1883-1887 3
1.3 Дворец Гуэля 1886-1890. Первая постройка для Эусебио Гуэля в центре Барселоны 3
2 Зрелый период творчества. Выявление своего собственного стиля 3
2.1 Школа Святой Терезии 3
2.2 Епископский дворец в Асторге. 1889-1893 гг. 3
2.3 Крипта в Колонии Гуэля. 1898-1915 гг. 3
3 Окончание формирования собственного стиля Антонио Гауди. Постройки начала XX века. 3
3.1 Парк Гуэля. 1900-1914 гг. 3
3.2 Дом Батло. 1904-1906 гг. 3
3.3 Дом Мила. «Каменоломня».1906-1910 гг. 3
4. Творение жизни. Собор Саграда Фамилиа. 1883-1926 гг. 3
Список литературы 3

Работа состоит из  1 файл

1.doc

— 189.00 Кб (Скачать документ)

     Как в декоративном, так и в конструктивном решении здания  Гауди черпал вдохновение главным образом  в испано-арабском стиле «мухедар», но при этом в архитектуре здания несомненно прослеживается неустанное стремление к поиску новых форм и декоративных элементов. В какой-то степени Гауди, наряду с Льюисом Доменеком – и – Мунтанером, возвестил этим проектом новую эпоху в архитектуре – период модернизма, стиля, резко контрастировавшего с преобладавшим эклектичным классицизмом большинства построек того времени.

     С другой стороны, в этой первой работе Гауди уже отчетливо видна  его творческая концепция архитектурного ансамбля, в котором важна каждая деталь: он собственноручно проектирует  оригинальные решетки ворот и  окон, выполняет эскизы изысканного и пышного убранства столовой и курительной комнаты. Каждый уголок дома неповторим и оригинален, и все его помещения напоены особой атмосферой, выражая яркую индивидуальность их автора.7

     Заказ на проект летнего особняка Эль Каприччо на Кантабрийском побережье в местечке Комильяс близ города Сантандера Гауди получил от Максимо Диаса де Кихано, родственника Эусебио Гуэля, получившего оь испанского короля титул маркиза де Комилья. Строилось это здание для молодого человека – наследника маркиза – в соотвествии с его вкусами. Здание, прозванное за оригинальную эстетику «капризом», а именно так переводится эль каприччо, стоит среди раскинувшейся на склоне холма каштановой рощи. Во время строительства архитектору пришлось учесть наклон участка в северном направлении, причем сам участок выходит в сильно заросшую долину и ниспадает к морю. Гауди в конструкции осуществил преимущественно горизонтальное распределение пространства, вывел жилые помещения окнами в долину и применил двойное остекление окон. Для подготовки строительной площадки пришлось частично разровнять склон.8

     Здесь архитектор снова использует изразцы  в качестве декоративного элемента, хотя их узор – цветы подсолнечника  – является гораздо более автохтонным.

     Напоминает  об арабском зодчестве и стройная башенка в форме минарета, венчающая навес крыльца и придающая всему ансамблю особую элегантность. Все же, при сравнении с Домом Висенс, заметно, что Эль Капричо отличается меньшим полетом фантазии и более строгим декором. С другой стороны, план здания принимает уже гораздо более прихотливые очертания.

     Проектируя  эту летнюю резиденцию для богатого холостяка, каким является Максимо  Диас де Кихано, Гауди уделил особое внимание пространственному решению  центра социальной жизни дома –  салона, - придав ему большую значимость благодаря необычайно высоким потолкам, широким оконным проемам и двум небольшим балкончикам. Вокруг этого зала расположены прихожая, столовая и гостевые спальни. Кухня и комнаты прислуги находятся в полуподвале, а под крышей имеется мансарда.

     Учитывая  рельеф почвы, Гауди приподнял здание с помощью каменного фундамента, образующего цокольный этаж. На южной  стороне была возведена подпорная  стена, декорированная в том же стиле, что и весь ансамбль. Между этой стеной и домом разместилась площадка, предназначенная для приемов под открытым небом. Максимо Диас де Кихано так и не смог воспользоваться всеми этими удобствами: незадолго до завершения строительства он скоропостижно скончался.

     Эль Каприччо стало одним из немногих зданий, которое строилось без постоянного присутствия Гауди. Обычно архитектор неустанно следил за ходом работ, что позволяло ему видоизменять проект по мере его реализации, а также обсуждать с рабочими и декораторами все детали, не ускользавшие от его пристального внимания.

     Отсутствие  Гауди на строительстве Эль Капричо  можно обьяснить тем, что параллельно  он работал в Барселоне сразу  над несколькими проектами, такими как Дом Висенс, храм Святого Семейства  и павильоны усадьбы Гуэль. Известно, что Гауди посетил стройку  Эль Каприччо по меньшей мере один раз и что он поддерживал постоянный контакт со знакомым ему еще со студенческих времен и по мастерской Жузепа Фонтсере архитектором Кристофолом Касканте –и- Коломом, уже выполнившим к тому времени ряд проектов в Кантабрии и возглавившим по поручению Гауди руководство строительством.

     Кроме венчающей ансамбль стройной башни  и оригинального портика крыльца, стоит упомянуть также окна с  подъемными рамами, издающими при  их открытии мелодичные звуки, и кованые  перила балкончиков, в которые были вделаны металлические трубки, при открытии и закрытии окон также производящие музыкальные ноты, наподобие органа.9

    1.2 Усадьба Гуэля. 1883-1887

     Эусебио Гуэль унаследовал от своего отца обширные сельскохозяйственные угодья на окраине Барселоны, находящиеся между Кортс де Сарриа и Педральбесом. Здесь архитектор Жоан Марторель-и-Монтельс уже отстроил просторную резиденцию в Карибском стиле, которая должна была напоминать хозяину поместья о Кубе и Доминиканской Республике, где семья Гуэля и обрела состояние. Эусебио Гуэль купил еще несколько участков, прежде чем он дал заказ Гауди не только перестроить выдержанный во французском стиле парк, но и возвести новые строения: дом привратника и конюшню с крытым манежем. В разбитом в романтическом духе парке архитектор рассадил множество средиземноморских растений – пинии, эвкалипты, манголии, кипарисы и пальмы. Кроме того, он связал воедино два фонтана и беседку, в которой он впервые применил цепной свод. Большую часть парка и жилое здание в Карибском стиле сын Эусебио передал позднее испанской короне, где королевская семья устроила резиденцию, известную как Дворец Педральбеса и где в настоящее время располагается городской музей керамики.10

     Первый  заказ, полученный Антонио Гауди  от Эусебио Гуэля в 1883 г., - охотничий домик в поместье графа в округе Гарраф – так и остался в стадии проекта, но, несмотря на это, в том же году Эусебио Гуэль поручил архитектору еще одну работу. Летняя усадьба семьи в местности Лас Кортс де Саррия была расширена за счет приобретения прилегающих территорий, и Гауди предстояло обнести ее стеной с тремя воротами, а также осуществить некоторые реформы в доме и парке. До наших дней дошли главные ворота усадьбы – знаменитые «Ворота Дракона» с павильоном привратника по правую руку и конюшнями с манежем по левую руку от них. Остальные постройки были изменены до неузнаваемости после смерти графа Гуэля.

     С одной стороны, прокладка проспекта  Диагональ в 1919 г. рассекла надвое территорию усадьбы, а дом и часть парка  были переданы в дар королевской семье и преобразованы в 1919 – 1924 гг. в Королевский Дворец Педральбес.

     С другой стороны, в 1950 г. Барселонский Университет  приобрел поблизости ряд земельных  участков для строительства нового студенческого городка. На одном  из эитх участков оказались входные павильоны усадьбы Гуэль, в которых с 1977 г. разместилась Кафедра Гауди при Высшей технической архитектурной школе Политехнического Университета Каталонии.

     Также построенные Гауди другие два  въезда в усадьбу, утратившие свое назначение и гораздо более скромные по своей архитектуре, были снесене=ы.

     Несомненно, самым оригинальным элементом в  ансамбле павильонов усадьбы Гуэль, являются увенчанные фигурой дракона  главные ворота. Пятиметровой ширины створку из

     кованого  железа поддерживает кирпичный столб, достигающий почти десятиметровой высоты.

     Фигура  мифического чудовища настолько  выразительна, что создается полное впечатление, будто ворота были созданы  специально для того, чтобы на них  мог разместится этот устрашающий  страж, призванный охранять простирающееся за воротами обширное поместье. Символика дракона восходит к древнегреческой мифологии и ассоциируется с Садом Гесперид, охраняемым драконом Ладонном, который был укрощен Гераклом. К этим мифическим аллюзиям могут быть отнесены и стилизованные апельсины, увенчавшие столб ворот, а также характерная поза дракона, силуэт которого повторяет очертания созвездия Геркулеса и Дракона.11

    1.3 Дворец Гуэля 1886-1890. Первая постройка  для Эусебио Гуэля  в центре Барселоны

 

     Что касается Дворца Гуэля, то здесь речь идет о первом здании для Эусебио Гуэля, которое Гауди построил не на окраине Барселоны, а самом ее центре. Строительство его началось в очень беспокойное время, когда весь город с нетерпением ожидал прихода 1886 года, года проведения Всемирной выставки в Барселоне. Город ее проведением стремился доказать свою современность не только в области технологий, но и во всех других сферах. В такой обстановке крупный меценат и друг архитектора считал необходимым иметь резиденцию, которая достойно представляла бе его социальный и культурный статус. Известно, что затраты на строительство Дворца Гуэля были очень высоки, что особняк не понравился жене Эусебио Гуэля, матери десятерых детей, и что заказчик долгое время не жил в особняке, а хранил здесь свои художественные коллекции и все те предметы, которые он приобретал как коллекционер и привозил из своих многочисленных путешествий. Унаследованный Эусебио от отца участок, на котором был возведен Дворец Гуэля, лежал между двумя неприметными домами и был связан двором с еще одним домом Гуэлей. Гауди занимался проектом продолжительное время: всего он разработал 25 вариантов решения фасада.12

     Достаточно  импозантный дворец Гуэл, в настоящее  время являющийся Музеем театрального искусства, расположен на Лас Рамблас. Здание отличается смелостью конструкции интерьера, примером тому становится зала с параболическим куполом в центре. Две арки параболической формы – любимого элемента зодчего – отмечают главный вход на фасаде. В каждой из арок поле массивной ажурной решетки из кованого железа обрамлено змеящимся динамичным узором.

     На  этом участке, размером всего 18 на 22м, совершенно недостаточным для сооружения особняка, предназначенного под городскую  резиденцию семьи Гуэль, ведшей интенсивную  светскую жизнь, организовывавшей балы и культурные вечера, кроме того, выходившем на маленькую улочку в центре Барселоны, Гауди удалось претворить в жизнь настоящий шедевр с точки зрения пространственного решения, здание со сложнейшим внутренним обьемом, дающего ощущение простора и глубины. Общая площадь шестиэтажного палаццо составляет 2000 квадратных метров. На террасе крыше возвышаются многочисленные дымовые и вентиляционные трубы, камуфлированные под декоративные скульптуры благодаря находчивой облицовке изразцовой плиткой и другими, подчас самыми неожиданными материалами. Иногда эти забавные завершения дымовых труб напоминают елочные игрушки, посверкивающие на ярком испанском солнце. Эти фигуры стали предвестниками скульптур, впоследствии украсивших Дома Батльо и Мила.

     Определяющими элементами строгого фасада особняка, выполненного из белого камня, являются эркер бельэтажа и две внушительных размеров входные арки параболической формы, предназначенные для въезда экипажей в конюшни, расположенные в подвальном этаже здания. Арки закрыты декоративными коваными решетками, украшенными в верхней части монограммой владельца дома. Оригинально художественное решение расположенного между арками окошка привратницкой, закрытого узорчатой решеткой и увенчанного своего рода колонной с гербом Каталонии.13

     Внутреннее пространство Дворца организовано вокруг просторного вестибюля бельэтажа, который, наподобие внутреннего светового двора-колодца, поднимается до уровня четвертого этажа и завершается куполом с проделанными в нем многочисленными отверстиями, пропускающими свет и создающими иллюзию усеянного звездами неба. В этот зал, являющийся центральным элементом, осью всего интерьера здания, выходят все остальные помещения, и именно здесь проходили светские рауты Гуэлей. В изысканном убранстве зала выделяются такие тщательно продуманные детали, как орган, трубы которого были установлены на верхней галерее с тем, чтобы поток музыки шел сверху. Остальные помещения Дворца, хотя и уступающие по своему значению главному залу, отделаны не с меньшей тщательностью.14

     Неуемная  творческая фантазия архитектора проявилась в исключительном многообразии декора потолков, окон, дверей и других элементов интерьера, безукоризненно выполненных лучшими мастерами-ремесленниками того времени. Одним из самых ярких конструктивных элементов являются 127 колонн различных форм и размеров, поддерживающих потолки на разных этажах Дворца – от мощных опорных столбов подвала, ранее принадлежавшего конюшне, до изящных полированных колонн бельэтажа. В общей сложности в здании насчитывается порядка сорока различных видов опор.15

     Следует упомянуть и такие оригинальные решения, как эркер - курительный  салон; подвесная лестница; геликоидальный пандус, по которому спускались в подвал конные экипажи; кессонные потолки  столовой; художественные предметы мебели; а также вышеупомянутый ансамбль скульптурных дымовых и вентиляционных труб. На заднем фасаде Дворца Гауди расположил необычную зарешеченную галерею, увенчанную волнообразным шатром. Дворец был построен одновременно с завершением павильонов усадьбы Гуэль и началом работы над школой Терезианок. Эусебио Гуэль прожил в этом особняке до 1906 г., а в 1954 г. здание было приобретено провинциальной Депутацией Барселоны и отреставрировано, при максимально бережном отношении к первоначальному авторскому решению. В 1984 г. Дворец Гуэль, наряду с Парком Гуэль и Домом Мила, был провозглашен Наследием Человечества ЮНЕСКО. Благодаря этой исключительной по своим художественным качествам и творческой смелости работе, стиль которой столь резко отличался от большинства строившихся в то время зданий, Гауди приобрел определенную известность и привлек к себе внимание прессы, посвятившей ему целый ряд репортажей.16

     Решительно  отходя от перекличек с историческими  стилями прошлого, Антонио Гауди  с всевозрастающей творческой активностью  создает в начале 20 века свой, ни на кого не похожий архитектурно-пластический стиль. Пути развития искусства модерна и искания Гауди отныне уже не пересекаются. Модерн постепенно приобретает большую строгость, конструктивность, заметно перерождается под влиянием тенеденций к архитектурному рационализму. Антонио Гауди, напротив, заостряет, даже утрирует особенности модерна, его утопичность и иррационализм, господство природных форм, сочетание линейной узорчатости и обьемных элементов, словно наделенных витальной силой, стремление к декоративности и гротеску, преобладание определенных материалов (камень, кирпич, керамика, кованое железо), в которых главную роль играют их фактура и цвет. 17 
Зодчий разрабатывает собственную конструктивную систему, где господствуют параболические арки, облегченные своды, скошенные плоскости и наклонные опоры. Эти приемы он применяет практически во всех своих последующих сооружениях, что подтверждает тот факт, что проект Дворца Гуэль был переломным на его творческом пути.

Информация о работе Творчество архитектора Антонио Гауди