Творчество Льва Бакста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 10:22, доклад

Описание

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше.

Работа состоит из  1 файл

Бакст.docx

— 35.67 Кб (Скачать документ)

9 мая  1866 года в городе Гродно (Беларусь) родился Лейб-Хаим Израилевич Розенберг – будущий русский художник, сценографист. Имя, под которым его знает весь мир – Лев Самойлович Бакст – он взял себе от деда только в двадцатипятилетнем возрасте.

Интерес к рисованию появился у мальчика в раннем возрасте и проявлялся в  создании декораций к собственным  пьесам. Отец увлечение сына не одобрял, поэтому Бакст всячески скрывал от него свое пристрастие к живописи, рисуя по ночам.

Жизнь художника  была полна творчества – он рисовал  портреты, сотрудничал с журналами, рисовал декорации к спектаклям и преподавал.

Детство его прошло в Петербурге, где жил дед, «парижанин Второй империи», любивший светскую жизнь и роскошь. Еще мальчиком он увлеченно разыгрывал перед сестрами придуманные и поставленные им самим пьесы, а в двенадцать лет вышел победителем в гимназическом конкурсе на лучший портрет В. Жуковского. Однако отец не понимал увлечений сына, и долгое время мальчику приходилось рисовать тайком или по ночам. Наконец, чтобы разрешить сомнения, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому, а тот рекомендовал ему учиться дальше. В 1883 году Лев поступил вольнослушателем в Академию художеств, где учился у Чистякова, Венига и Аскназия. Проиграв в конкурсе на серебряную медаль, Бакст покинул Академию и через некоторое время, подружившись с Альбертом Бенуа, увлекся акварелью. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств.

В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. В 1890 начал изучать технику акварели под руководством академика Альберта Н. Бенуа, познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением. В 1893 вновь приехал в Париж, где работал с перерывами до 1899, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями. Занимался в студии Ж.-Л. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. Повторяя путь своего кумира - Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. Бакст много работал и, по его словам, «изнемогал от неизвестности». Хотя его ценили. Игорь Грабарь, например, отмечал, что Бакст «свободно владеет рисунком и имеет все задатки колориста...».

По заказу великого  князя  Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». В 1890-е участвовал в выставках Общества русских акварелистов (СПб., 1890-95; М., 1897), С.-Петербургского общества художников (1895), МОЛХ (1896) и академических выставках (1890, 1896-97).

В 1892 году появилось несколько  акварельных портретов Бакста - «Кармен», «Испанец», «Боярыня», «Украинка».

В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899-1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901-02), «Весы» (1904-09), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Евгении (1902-05). Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Графический стиль, разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов.

Мир искусства. Известность Баксту принесли его графические работы для журнала "Мир искусства".

В 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования, который позже стал ядром художественного объединения «Мир искусства». Во главе его стоял Александр Бенуа, а среди членов были Дмитрий Философов, Вальтер Нувель, Константин Сомов и другие. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Однако он всегда чувствовал себя среди молодых «мирискусников» очень свободно, ходил на организованные Альфредом Нуроком «Вечера современной музыки», увлекался творчеством Обри Бердслея, Теофиля Стейлейна, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Представителям русского «модерна» особенно близка была немецкая и североевропейская школы. Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, в которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, А. Бенуа, Л. Бакст, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие.

Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала «Мир искусства». Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, литературным отделом - Дмитрий Философов, музыкальным - Вальтер Нувель. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Именно Бакст придумал марку журнала «Мир искусства», на которой был изображен орел. Сам художник так объяснял эту аллегорию: «Мир искусства выше всего земного, у звезд, там царит надменно, таинственно и одиноко, как орел на вершине снеговой». Среди мотивов, которые Бакст чаше всего использовал в своей журнальной графике,- античные вазы, гирлянды, сосуды с орнаментами, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Необыкновенно легки, изящны контурные рисунки Бакста, которые точно и гармонично сочетались с текстом. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Лучшими из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И.Левитана, «Женский портрет» и «Голова старухи». Современники, исходя из того, как Бакст умел свободно владеть контуром,сопоставлять разные способы рисунка, называли его «дерзким графиком».

 
На обложке первого номера «Мира  искусства» за 1902 год мы видим даму в затейливой шляпке и господина в цилиндре, стоящих друг против друга и прислонившихся к стенам комнаты, интерьер которой пугает своей причудливостью. А в заставке к стихотворению Константина Дмитриевича Бальмонта (1867—1942), опубликованному в журнале в 1901 году, Бакст изображает обнаженного, но явно бесполого ангелочка, опирающегося на цилиндрическую тумбу.

Помимо иллюстрирования  журнала художник создавал и печатал  в них и свои работы. Следует  отметить, что художественный подчерк Бакста настолько тонок, что контуры его рисунков нисколько не выделялись из текста, а наоборот, гармонично дополняли его.

Работа в журнале  «Мир искусства» заключалась не только в иллюстрировании самого журнала, но и в художественном оформлении залов, где редакцией журнала  устраивались выставки. Здесь Лев Бакст проявлял себя не только как художник, но и как отличный дизайнер, способный создать утонченный интерьер.

Он продолжал заниматься и станковым искусством - исполнил отличные графические портреты И. И. Левитана, Ф. А. Малявина (1899), А. Белого (1905) и 3. Н. Гиппиус (1906) и живописные портреты В. В. Розанова (1901), С. П. Дягилева с няней (1906).

«Портрет С.П. Дягилева с  няней» (1906, ГРМ), подобно ранним портретам  Бенуа и Розанова, продолжает галерею изображений людей, близких Баксту. В этом портрете контрастно сопоставлены два возраста, две фигуры, два состояния – спокойная, уютная старушка, нежно любимая всеми друзьями Дягилева и бывшая для них своей Ариной Родионовной, и сильная, энергичная фигура Дягилева, вскинувшего голову с эффектной седой прядью. Скрытое движение, сила чувствуются в Дягилеве, и своеобразная кадровость композиции подчеркивает это.

Яростные споры критиков вызвала его картина "Ужин" (1902), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. «Ужин» – едва ли не лучшая картина Бакста. Гибкая фигурка, своим движением напоминающая зверька; тонкое остренькое личико, пленительное и порочное, окруженное рыжими волосами, обернулось к зрителю; высокий узкий бокал в холеной руке.

В. Розанов писал об этой  картине: «Стильная декадентка Findesie'cke, черно-белая, тонкая, как горностай, с таинственной улыбкой а ля Джоконда кушает апельсины». Бакст использовал здесь неяркую, почти монохромную цветовую гамму.

В годы первой русской революции  Бакст  сотрудничал в сатирических журналах -  «Зритель», «Жупел», «Сатирикон».

 

В 1906 осуществил общее оформление Выставки русского искусства,организованной  
С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне; был избран действительным членом салона и стал кавалером ордена Почетного легиона.

В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину "Древний ужас", на которой изображалась сцена мировой катастрофы. Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой: «Итак, Судьба, предмет древнего ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил». Философское толкование картина получила в книге Вячеслава Иванова «По  звездам».

В 1906-10 руководил художественной школой Е. Н. Званцевой в Петербурге. Будучи преподавателем  Бакст  стремился к тому, чтобы каждый из его учеников вырабатывал свой особый стиль. Бакст «учил так, как иногда учили плавать, бросая в воду и предоставляя выкарабкиваться самому». Именно Бакст первым оценил незаурядное дарование Шагала.

В 1910 состоялась анонимная выставка работ учеников школы, сопровождавшаяся каталогом с его вступительной статьей. Опубликовал ряд полемических статей об искусстве, театре, педагогике и эстетике быта.

Все «мирискусники» страстно любили театр. Летом 1910 года Бакст отправился в Париж, чтобы работать над декорациями спектаклей дягилевских «Русских сезонов». Однако свою работу в театре Бакст начал еще в 1900 году, сделав эскизы декораций и костюмов к спектаклю «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и к балету «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра.

Лев Бакст оформил еще несколько спектаклей: к трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александрийского театра и балет «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштей, делал отдельные костюмы для артистов, в частности для А. П. Павловой в знаменитом "Лебеде" М. М. Фокина (1907).

  Наибольший успех  в этой области связан с  дягилевскими Русскими сезонами, открывшимися в 1909. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и с 1911 - художественным директором антрепризы. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др. Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мучения св. Себастьяна» К. Дебюсси - 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака - 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913).

Постановки  поражали пресыщенную  западную публику декоративной фантазией, богатством и силой цвета, а разработанные  Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Открытием нового, экспрессионистического балета можно считать совместную работу Бакста и Вацлава Нижинского - балет К. Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна». Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Очень интересно были оформлены и такие романтические балеты, как «Карнавал», «Бабочки», «Видение Розы».

В театральных работах  стремился прежде всего передать «дух эпохи», «он продумывает каждую деталь и руководит всем ensemble'ем, он делает самые серьезные археологические изыскания, но не губит при этом непосредственного настроения, поэзии драмы», -  говорил Александр Бенуа.

Для каждого спектакля  художник находил новое решение  – это касается и сочетания  цветов, форм декораций, красочности  костюмов.  Как вспоминали современники, "в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом", точнее, оформленными им "Клеопатрой", "Нарциссом" и другими спектаклями.

Работа с Дягилевым  открыла еще две дороги в творчестве художника: работа над костюмами  артистов привела художника в  мир моды, где он оставил свой след, а опыт работы с оперной  труппой позволила художнику  в дальнейшем сотрудничать и оформлять  спектакли театров «Мишель» и  «Гранд-опера»

В 1917 из-за эстетических разногласий прервал сотрудничество с Дягилевым и несколько лет работал для парижских театров. Оформил по собственным сценариям мимодраму «Подлость», водевиль «Старая Москва» (оба - театр «Fémina», 1922), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-23). В 1921, возобновив контакты с Дягилевым, оформил балет «Спящая красавица» П. И. Чайковского - свою последнюю крупную постановку.

Продолжал заниматься станковой  живописью и графикой. Исполнил портреты многих знаменитостей театрального и литературно-художественного мира (Ж. Кокто, М. Казатти, Л. Ф. Мясин, В. Ф. Нижинский,  
К. Дебюсси, А. Павлова, И. А. Бунин, Б. Сандрар), написал семь декоративных панно на сюжет сказки «Спящая красавица» для особняка Д. Ротшильда в Лондоне.

Выступал с лекционными  программами по вопросам современного искусства и костюма в европейских городах и совершил лекционный тур в США (1923). Публиковал статьи в парижской газете «Comoedia Illustré».

 

Умер 27 декабря 1924 года в больнице Риэль-Мальмезона от последствий нервного припадка, случившегося во время работы над балетом «Истар» В. д'Энди для труппы Иды Рубинштейн. Похоронен на кладбище Батиньоль в Париже.

Информация о работе Творчество Льва Бакста