Шпаргалка по "Музеологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 18:25, реферат

Описание

Способы представления нематериальных объектов наследия в музеях (сохранения и актуализации). Нематериальное (неосязаемое) наследие – совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества (типы: духовная кул-ра: музыка, танец, фольклор; технологии и производственные процессы: народные промыслы, с/х, ремесло; традиц. действия, ритуалы, обычаи, элементы быт. уклада, традиц. экологич., этические, эстетические и др. соц. представления). Сохранение: 1) отбор объекта в среде бытования, постановка его на учет (создание музеем базы данных по своему региону), 2) фиксация на материальных носителях информации, относящейся к объекту, 3) включение в фонды музея музейных предметов, документирующих немат. форму.

Работа состоит из  1 файл

музеология ответы на вопросы.docx

— 66.73 Кб (Скачать документ)
  1. Понятия «музеография», «музеология», «музееведение». Музеология как научная дисциплина: объект, предмет, структура, методы, место в системе знаний. Музеография (термин введен в научный оборот в 1727 г. – «Музеография» К. Найкель (Лейпциг, Германия). «Музеография» содержала краткое описание и историю создания известных к тому времени музеев, коллекций. Этот термин входит в немецкий и французский языки. В России в кон. 19 века введена отдельная рубрика «Музеография» в журнале «Известия» общества археологии, истории и этнографии (1879-1930-е гг., КУ) – описание конкретных музеев. Во второй половине 19 в. возник термин «музеология» - его ввел в научный обиход в 1883 г., директор дрезденского музея «Зеленый свод» Йозеф Грассе. В основанном им «Журнале по музеологии и антиквароведению» была опубликована его статья «Музеология как наука». В ней он обозначил исследовательский потенциал этой области знания и сделал попытку утвердить ее как новую науку. В нач. ХХ века заявлено о необходимости развития музейной науки – директор нумизматического музея, профессор Д. И. Набуевский (термин «музеоведение», статья 1906 г.). Понятие «музеоведение» трансформируется в «музееведение» (20-е гг. ХХ века). Термин «музеология» используется крайне редко. Г. Л. Малицкий разделяет понятия «музееведение» и «музеология». После перестройки в СССР появляется специальность «музеология». Музееведение привязано к отдельным профильным дисциплинам, музеология основана на понимании что такое «музей». Музеология (музееведение) – формирующаяся научная дисциплина, изучающая феномен или специфическое музейное отношение человека к действительности, исследующая процессы сохранения и передачи информации посредством музейных предметов. Объект – музей и музейное дело (знание о музеях), предмет – расхождения: 1) музей как социокультурный институт (институциональный подход), 2) предмет, вещи (предметный подход – исслед-е вещи – Ян Долак); 3) комплексный подход (институциональный+предметный); 4 антропологический ( ч-з призму интересов ч-ка); 5) эмпирический (запад, нет теории). Методы (профильных и вспомагат-ых ист-их дисциплин, методы применяемые в педагогике, психологии, естест-ых науках): рентгенография, спектрография, методы полевого исследования, наблюдения, экспериментальн методы(ист-ие), метод моделирования. Место в сист наук: сегодня музееведение рассматр-ся в кач-ве гуманитарной науки,одящейся в тесных взаимоотн-ях с науками общ-ыми, естест-ыми и техническими (методы и понятийный аппарат). Структура музеологии (Дж. Льюис) включает теорию и практику: общая теория (общ. пон-я о дисциплине; теория документирования, комплектования музейных фондов – отбор предметов; теория тезоврирования – описание и сохранение ценностей; теория коммуникации – передача информации) и практическая (прикладная) музеология (методика музейной деятельности – способы действия, совокупность приемов; техника – средства устройства экспозиции и организация музейного дела и управления – менеджмент, маркетинг)
  2. Способы представления нематериальных объектов наследия в музеях (сохранения и актуализации). Нематериальное (неосязаемое) наследие – совокупность основанных на традиции творений культурного сообщества (типы: духовная кул-ра: музыка, танец, фольклор; технологии и производственные процессы: народные промыслы, с/х, ремесло; традиц. действия, ритуалы, обычаи, элементы быт. уклада, традиц. экологич., этические, эстетические и др. соц. представления). Сохранение: 1) отбор объекта в среде бытования, постановка его на учет (создание музеем базы данных по своему региону), 2) фиксация на материальных носителях информации, относящейся к объекту, 3) включение в фонды музея музейных предметов, документирующих немат. форму. 1) та или иная форма наследия прекратила функционирование в среде бытования→метод моделирования (фиксация информации на материальных носителях, хранение); 2) включение нематер. объекта в актуальную культуру→фиксация или ревитализация (возрождение)→актуализация – наличие человека, «носителя традиции». 
  3. Возникновение музеев в эпоху Возрождения: типы, адресат, социальные функции. Типы: К. Найкель («Музеография», 1727 г.) – обобщение опыта музеев империи Габсбургов - выделено 7 групп музеев: 1) шатцкамера (сокровищница драгоценных предметов, предметов искусства и естественнонаучных); 2) кунсткамера (предметы худ. ремесла, керамики, стекла, монеты, медали, науч. инструменты и т. д.); 3) раритеткамера (собрание редких предметов: рог единорога);  4) антиквотеткамера (каб. древностей); 5) натуркамера (каб. предметов трех царств: жив-е, раст-я, минералы); 6) студео-музео (хранилище книг, рукописей); 7) галерея. В Италии, Франции и др. европ. странах бытовали такие понятия, как «кабинет», «студиоло», «этюды» (музеи-кабинеты), «кунсткамера» (комплексное музейное собрание, 1550 г., Вена). Опыт античн. коллекционеров: галерея – коллекции живописи и скульптуры с сохр. ант. терминологии (пинакотека, глиптотека), ант. сад (скульптура – Антиквариум Юлиана, Ватикан), недвижимые арх. памятники или арх. раскоп, музеи-кабинеты (систематизированные собрания ест-ист. материала). Адресат: правители, церковные иерархи. Соц функции: презентация светских (формирование образа просвещенного правителя) и духовных правителей. Уффици Медичи, Кунсткамера Габсбургов, Лувр
  4. Появление музеев национальной истории как отражение процесса формирования национального самосознания (19 век). В ходе наполеоновских войн и борьбы за независимость пробудилось и стало крепнуть национальное самосознание евр. народов→потребность в учреждении, хранящем и демонстрирующем их историч. и культ. наследие. Нач. XIX в. – публичные музеи (Венгерский нац. музей, 1802 – сохр. и признание нац. особенностей народов; Нац. музей в Праге, 1818; Музей северных древностей в Копенгагене, 1819; Герм. нац. музей в Нюрнберге, 1852, Музей нац. древностей в Сен_Жермене (Франция), 1862, Нац. музей древностей в Бухаресте, 1864). Россия – первая треть XIX в. – проекты создания нац. музеев. 1817 г. историк и лингвист Аделунг – проект русского нац. музея (журнал «Сын Отечества») – освещение истор. прошлого народа, его культуры, совр. эконом. состояние страны и ее природ. богатства – идеи частично нашли отражение в Румянцевском музее (1831): минералогический кабинет, мюнцкабинет, собрание редкостей и библиотеки: печатные книги по рос. истории и рукописи, живопись, частично этнограф. материалы. Один день в неделю музей был открыт для шир. публики. Нач. 60-х – музей переезжает в Москву (Дом Пашкова). Создание Московского публ. музея (дары, пожертвования, ест-науч. коллекции МУ, румянцевское собрание)→»Московский публичный музеум и Румянцевский музеум». 1872 - создание рос. исторического музея в Москве (открыт в 1883 – Музей имени Александра III) – Уваров, Забелин – собрание памятников религии, законодательства, военной истории, науки, литературы, предметы искусства, ремесел и быта; хронологическая последовательность, воссоздание картины жизни каждой отдельной эпохи рос. истории – современность – Государственный Исторический музей. «Северный музей», «Скансен» - А. Хаселиус.
  5. Академические и университетские музеи в 17 – 20 вв.: принципы и методы комплектования, структура, характер экспозиции, виды деятельности. Универ. музеи: изначально естественноисторические («три царства» природы). Комплектование: этап становления – дарение, специально сделанные закупки, позже возник. необходимость перевода комплектования на регулярную основу→создаются науч. общества – экспедиционные сборы, приобретение (посредством покупки или обмена) недостающих предметов, описание новых видов флоры и фауны, систематизация материала. Нач. ХХ в. введена полевая практика (сбор и первичная обработка экспонатов – преобр. професс. навыков.). Муз. фонд: научный (проведение исследований) и учебно-вспомогат. – тематическая подборка коллекций в соответствии с образоват. программами. Систематическая основа построения композиции. 60-70-е – попытка построения экспозиции на экологич. основе. Деятельность направлена на оптимизацию профес. подготовки специалиста-предметника. Начало ХIХ в. – процесс дифференциации естествознания→становление ряда самостоятельных наук→появление первых профильных музеев (зоологических, ботанических, минералогических; возрастает доля гуманитарных дисциплин и точных наук→коллекции по биологии, медицине, истории, истории искусства. 30-е гг. ХIX – закрепление статуса профильных кабинетов и музеев – 8 видов учебных музеев: минералогический, зоологический, ботанический, технологический, собрание машин и моделей, анатомический и зоотомический театры и собрание препаратов, музей изящных искусств и древностей.30-60-е гг. возникают неуставные кабинеты и музеи – музеи физиологической анатомии и агрономии. 70-80-е развитие истории, археологии и этнографии, истории искусства→художественные и исторические музеи. В структуре универ-та музеи имеют разную подчиненностб; сущ. при кафедре, факультете, имеют общеунивер. статус, вне стен универ-та→связ. с лабораториями, заповедниками, стационарами. Академ. музеи: Кунсткамера (Россия). Принципы комплектования: 1) академ. экспедиции, 2) пополнение за счет член-корреспондентов; 3) кругосветные плавания.  Комплектование на регулярной основе→разработка методики научного описания и системат. муз. предметов, спец. программы по сбору, описанию и обработке материалов. Нач. XIX в. – обособление самост. структурных подразделений – кабинетов и отделов («три царства природы») – минералог. кааб-т (1804), ботанич. отдел (1824), зоолог. отдел (1831). 30-е гг. кабинеты и отделы→профильные музеи. Кунсткамера → 7 академ-их музеев (1836) – минерологич-ий, ботанич, зоологич и зоотомич-ий, азиатский, нумизматич-ий, египетский, этнографич-ий. Отделы, лаборатории в составе института. Структура соответствовала разделам дисциплины. 20век – по названиям этих музеев созд-ся одноименные институты.
  6. Изучение посетителя как направление музейной деятельности. Музейная социология – изучение посетителей музея. Нач. ХХ века – статья Б. Джилмена «О муз. усталости» (1916) – посетитель – потребитель муз. информации; необходим учет физ. и псих. особенностей восприятия посетителя при создании экспозиции→изучение музейных посетителей (Россия – анкетирование (Третьяковская галерея)), изучение муз. зрителя, изучение отд. групп посетителей – в практической музеологии используются принципы социологии и педагогики. 20-е - 30-е гг. – проводятся исследования, направленные на определение спектра поведенческих моделей различ. категорий посетителей – фиксация особенностей его поведения в музее (Робинсон, Мелтон – США). 40-е гг. – совершенствование экспозиции→улучшение ее восприятия (изуч. влияния цвета, света и т. д.). Ключ. фигурой явл. непрофессионал - опрос→оценка экспозиции. Теория музейной коммуникации (Д. Камерон, Канада, 1968) – посетитель – собеседник, партнер→монолог музейного работника сменяется диалогом, преодоление отчужденности музея от общ-ва. Изучение реальных и потенциальных посетителей – социологическое исследование: 1) подготовит. этап – сост. программы – формулировка проблемы, цели, объекта и предмета изучения, методов сбора информации, способы обработки и анализа информации. Методы: наблюдение, опрос, анкетирование (самый распр.) Анкета (закрытая – да или нет, предлагаются ответы; открытая): 1) вступление: обозначается цель, называется организация, проводящая анкетирование; 2) вопросы; 3) в конце паспортичка (личные данные – пол, возраст, род занятий, степень достатка).
  7. Школьные и детские музеи. Появление музейной педагогики. В ХVIII – XIX вв. музей активно осваивает новую область соц. практики – сферу образования. Школьные музеи: сер. XIX в. – потребность в реформировании школ. образования (развитие промышленности→испол. нов. оборудования и совр. технологий→требование более глуб. знаний, умений→ их внедрение для нач. профессионализации учеников→появл. нов. предметы (родиноведение), использ. активн. методы освоения программы в преподавании (экскурсионный – ознакомление, сбор экспонатов – основа школ. музея). Шк. музей – природоведческий, позже многопрофильный. В структуре – мастерская и лаборатория (овлад. навыками сбора, сушка экспонатов, препарирование, консервация, изготов. моделей и приборов по физике, химии и т. д. – лучшее освоение теории, преобр. практических навыков). Детские музеи 20-е гг. ХХ века – детский музей – внешкольное учреждение. В концепции такого музея гл. фигурой стан. ребенок как формирующ. личность. (изуч-ся его игровая деят-ть, особенности восприятия окруж. мира). Зеленко – ориентация на психол. особенности ребенка – чувственное познание. Шмит – музей детского творчества – экспонирование дет. рисунков - презентация. Музейная педагогика (А. Лихтварк): в узк. смысле – примен. к подрост. поколению, в шир.- общ. напр. в муз. деятельности. Музееведение (приклад. дисц.)→музеология (направ. в познании). Детский музей – главное не фонд (наследие), а посетитель (ребенок), цель: обучение и воспитание→музейная коммуникация – гл. напр. муз. деят. (учитыв. возр. особенности, диалог, разраб. спец. экспозиций, потребность в музейный педагог работа с различными категор. посетителей.
  8. Музеефикация недвижимых памятников истории и культуры.

Музеефикация – преобразование историко-культурного или природного объектов в объект музейного показа. Цель: мах-ое сохранение предмета и выявление его ценности. Недвижимые памятники: 18 век – археолгич-ие памятники (Помпеи) В России – Керчинский музей древностей, реконструкция Царского кургана 1865. После рев-ции – массовая музеефикация (Строгановский, Шереметьевский дворцы). Господство фиксирующего подхода – сохранение убранства и тд. 20-30 гг – идеологизация – закрываются эти музеи →перепланировка. ВОВ → реставрация. Создание музеев ( арх-ые ансамбли – Троице-Сергиева Лавра , заповедники на местах сражений,( археологич хар-р). Подход: реконструкция. 70-80гг реконструкция (воссоздание приходит на смену фиксированию), разраб-ся методы и принципы музеефикации объектов. Формы музееф-ции: подмузей (исп-ся помещение для показа), какмузей ( помещение как объект показа). Совмещение функции зданий (предм показа, место жительства) Этапы: 1.исслед-ие памятника, выявление его ист-ого значения, 2. консервация объекта, 3 реставрация (д б нучно обоснована, нельзя смешивать подлинное с воссозданным), 4 интерпритация (пояснительная запись, история, маршруты показа, сценарий, сайты). Музеи: экологические ( в прир. среде),  этнографич (на месте жизни людей), историческ, археологические. Глобальные масштабы музеефикации. Музеи-заповедники. Типы: 1 на базе историч-их городов (Владимиро-Суздальский) 2 на базе монастырских комплексов, 3 на базе крупных архитектурных ансамблей, 4 на базе усадеб, на базе закрытых промышл-ых учреждений, 6 на базе историч-их дорог, 7 на базе археологического наследия. Омузеивание природы→национальные парки.

9.Музеи эпохи Просвещения (конец 17-18 вв.): особенности коллекций и типы музеев, адресат, социальные функции. Эпоха Просвещения – использование музейных коллекций, развивающимся рациональным знанием – естествознанием (изучение трех царств природы – жив-й, раст-й и неорганический минеральный миры – комплексные музеи). Новый вид музея возникает в рамках университетской науки в Европе (наряду с обучением проводились различные научные исследования, обеспечение фактическим материалом - учебная (подготовка специалистов) и исследовательская функции) и академической науки - в России (Кунсткамера). Развитие естествознания→кардинальное изменение методологии познания, развитие точных наук→культ разума→вера в прогресс. Опора на эксперимент→активное использование музейных коллекций «натуралиев». Университетские и академические музеи (англ. садоводы Трейдесканты – «Лембетский ковчег»→Публичный Эшмоловский музей – служ. учебн. целям; ботаническая коллекция Слоуна – основа Британского нац. музея; анатомическая и зоологическая коллекции – анатом. зал Лейденского университета (Голландия); ботан. сады – развитие новых с/х и плантационных культур). Принципы комплектования: 1) академ. экспедиции, 2) пополнение за счет член-корреспондентов; 3) кругосветные плавания.  70-е гг. XVIII разработка методик обработки и консервации экспонатов. Адресат – ученые, исследователи, студенты, интеллектуалы, знатоки.

  1. Современная трактовка понятия «музей»  в документах ИКОМ, в законе «О Музейном фонде РФ и музеях РФ», в «Российской музейной энциклопедии». Социальные функции музея.

В док. ИКОМ: Музей – постоянное некомерческое учреждение находящееся на службе общ-ва и его разв-ия и открытая для людей; оно приобретает, сохраняет, изучает, популяризует и экспанирует в образ-ых, просветительных и развлекательных целях материальное свид-во ч-ка и окруж-ей его среды.

В з-не РФ: Музей – некоммерч-ое учреждение культуры созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и коллекций.

Рос. Энц. 2001: ист-ки обусловленный многофункциональный институт соц-ой памяти посредством к-ого реализуется общ-ая потребность в отборе, сохранении и репрезентации специфической группы природных и культ-ых  объектов осознаваемых общ-вом как ценность подлежащая изъятию из среды бытования и передача из поколения в поколение – музейных предметов.

Соц. Функции:

- документирование (собирание предм., хранение, отбор, изучение, предм. Выступают как подлинное свид-во объективной реальности)

- образовательно-воспитательная (культурно-образ-ая, экспозиц-ая деят-сть, изуч. Способствует воспитанию, социализации  ч-ка, созд. экспоз-ий, лекции, экскурсии)

- рекреационная

- коммуникативная 

2. Воспроизведения музейных  предметов: копии, репродукции,  макеты, модели, муляжи, слепки, голограммы.

демонстрация в экспозиции в  случае невозм-сти или нежелательности экспонирования подлинника, эти предм. должны выполнять функцию первоисточника. Копия применяется по отн-ию к произв. иск-ва и письм. док-там. м.б. выполнена в другом материале и иметь иные размеры. Цель: заменить предмет,/ повторить произ.иск-ва (римск.копии),/копии выполненные самим автором произв-ия – реплики. /новодел – воспроизведение утраченных памятников.

Репродукция – копия, выполненная с применением множительной техники. В 16веке- гравюра резцом, в 19в-  техника: ксилография, литография.

Макет и модель изгот-ют когда необх-мо воспроизвести внемузейные объекты. Макет- трехмерное изображение подлинника, воспроизводящим его внешние формы с допустимой долей условности и в соответст-ем масштабе. (здания, ансамбли тер-ии)

Модель должна демонстрировать устройство и функции воспроизводимого объекта (показать принцип д-ия)

Муляж воспроизводит внешний вид предмета. (в масштабе 1:1, повторяет форму и цвет оригинала) для доманих вещей, письм. документов. 

Слепки- копии трехмерных объектов, изготавливаемые контактным путем. (с произв. Пластического иск-ва, с объектов природы)

Голограммы- трехмерные иллюзорые воспроизведени музейных предметов, получаемые при помощи спец-ой техники и воспроизводимые в натуральную величину под воздействием света.

3Музейная коммуникация.

Понятие ввел в 1968г. канадск. Музеолог Дункан Камерон. М. К. – процесс общения посетителя с музейными экспонатами, представляющими собой реальные вещи. В основе общения лежит умение создателей экспозиции выстраивать с помощью экспонатов особые невербальные пространственные высказывания и способность посетителя поймать язык вещей.  Сущ-ет передатчик (раб-к музея), посредник (вещи), приемник(посетитель). Ком-ция – общение посетителя с предметом в виде монолога/ диалога, визуального/вербального способа передачи инф-ции. Ввел понятие обратной связи от посетителя к раб-ку. Музей и посетитель равноправны, учитываются интересы. Стали изучать посетителй, рассматривать ком-цию как ведущую функцию музея. Гнедовский разраб-л объяснение ком-ции: 1. антропологический подход (на глав. месте – посетитель), 2.культурологический (ком-ция- обмен культ-ыми текстами носителями культуры) 3. диалогический (участие 2и более субъектов,разнящихся по своим позициям, участники равноправны) 4. Аксеологический подход (ценность в диалоге, общение) Калугин, Поляков, Никишин: теория ком-ции д-на отражаться в работе музея.

4Музейный предмет: понятие,  свойства, функции, ценность. Классификация  музейных предметов по типам,  видам, подвидам.

Муз. предм. – включенное в музейное собрание ист-ко-культ-ый / природный объект, обладающий музейной ценностью, явл-ийся источником знаний и эмоционального воздействия

Ввел понятие Дружинин. В 1955 после  издания учебн. «Основы советского музееведения» применено понятие. Музейный предмет как первоист-к знания. 1960-80 в муз. предм. стали подчеркивать возможность вызывать эмоции, ассоциации (учитыв. при создании экспозиции). В к.20в. предм рассмативается как ист-ий ист-к

Вазгон Аврам Алексеевич –возглавляет отеч. школу музееведения. Его опред-ие: муз. предм – извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения включенное в музейное собрание и способный длительно сохраняться. Важн. черта – подлинность. Муз. предм – движимый объект реальной действительности, он обладает научно-ист-ой ценностью. Чтобы стать музейным предм. объект д.б. 1)выявлен из ест. среды бытования, 2) изъятие предм. из среды бытования, 3) принятие на хранениеи учет в музей, 4) первичная обработка.

Не все предм. имеют значение памятника. Памятник- ценностная категория, к-ая зависит от значения данного предмета. Классификация: п-ки истории, п-ки археологии, п-ки градостроительства и арх-ры, документальные п-ки, изобразительные п-ки.

Черты муз. предм: 1. Информативность (предм обладает информативным потенциалом, информ-ое поле- то, что выяснено, внешнее(свед.где бытовал, кому принадлежал, эпоха) и внутреннее (вид, размер) информационное поле, 2. Экспрессивность(вызывает эмоции) 3. Аттрактивность (привлечение внимания – размеры, яркость)

Репрезентативность (представляет явлие, процесс)

Ассоциативность (вызывает ассоциации, зависит от воспр-ия посетителя) →сов-сть этих св-в – музейность

Ценность предмета- 1 научная 2худож-ая, 3мемориальная, 4ист-ая

Делятся на типичные (распр-ое явл-ие, серийный предм), редкие (их мало), уникальные (произв иск-ва, мемориальн. вещи)

Соц. Функции предм: 1. генетическая ф. (создатель дал ему ф-ию),2. Утилитарно-потребительская 3 культурная 4. Ф-ия моделирования 5. Коммуникативная 6 научно-познавательная

Класс-ия муз предм. по типам: письменные, вещевые, изобразительные, комплексные (кино-фото и фоноист-ки). Типы делятся на виды: на осн-ии общих существенных признаков (материал, техника. функцион. назначение)Н-р: тип вещевой – вид: по материалу(керамика)- подвид: фарфор 

5  Выставки  колониальных товаров и музеи  заморских территорий (19 – начало 20 вв.). Их дальнейшая эволюция  после Второй мировой войны.

цель их состояла в том, чтобы  увлечь население метрополий экзотикой  колоний и оправдать свое присутствие  там. Лейденский музей, Музей Центральной  Африки в Бельгии, музей тропиков в Амстердаме, Музей колоний в  Париже.

Выставки знакомили с природой, ресурсами, бытом и нравами коренного  населения. включала товары, сырье. Используют традиц. постройки сопровождалась театрализованными представлениями, знакомившими с культурой и искусством коренных народов (танцы, кухня, ремесла, хоз-во). Колониальные фрагменты заменяются масштабными аттракционами с показом людей, флоры и фауны.

    После Второй мировой  войны в условиях распада колониальной  системы и формирования в бывших  колониях самостоятельных государств  концепция колониального музея  претерпела трансформацию. Прежние  контексты сменились серьезной  интерпретацией национальной, конфессиональной  и этнической истории, а также  культуры и искусства. Музеи на пути своего развития оттолкнулись от политических рамок и взяли за основу научный подход, опираясь на этнографию и прочие науки, связанные с национальным вопросом. Большие изменения происходят в отношении к музейному предмету.

В соответствии с новыми условиями  были скорректированы комплектование и другие направления музейной деятельности, в частности просветительская работа. 

Информация о работе Шпаргалка по "Музеологии"