Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста де-коративному рисованию…………………………………………………………..7
1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7
1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декора-тивному рисованию…………………………………………………………..12
1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста деко-ративному рисованию………………………………………………………...18
Глава 2. Использование моделирования в обучении детей старшего до-школьного возраста декоративному рисованию……………………………..23
2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Полностью работа.docx

— 651.35 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«ХАКАССКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ   им. Н.Ф. КАТАНОВА» 
 

КОЛЛЕДЖ педагогического образования, информатики и права 
 
 

Специальность 050704-Дошкольное образование 
 
 
 
 

МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕКОРАТИВНОМУ РИСОВАНИЮ 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

          ВЫПОЛНИЛА:
          Студентка: Бурмакина А.А.

                                     (ФИО)

          Научный руководитель:

      Кузнецова Ю.А.

                 (ФИО)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абакан, 2011

    Оглавление 

Введение………………………………………………………………......................3

Глава 1. Теоретические  основы обучения детей  дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………………..7

    1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7

    1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………………..12

    1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию………………………………………………………...18

Глава 2. Использование  моделирования в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию……………………………..23

    2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23

Заключение………………………………………………………………………...30

Библиографический список……………………………………………………..32

Приложение………………………………………………………………………..35

    Приложение  А. ………………………………………………………………43

    Приложение  Б. ………………………………………………………………48 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение 

    Актуальность представленной темы обусловлена рядом причин социального, научно-теоретического и практического характера. На современном этапе заметно усилился интерес к использованию в творческой работе с детьми произведений народного декоративно-прикладного искусства. Это и керамика, и резьба, и аппликация из меха, и чеканка, и расписывание деревянных изделий в стиле хохломской, городецкой и других росписей. Изучая близкое и родное творчество своего народа, дети легче понимают и творчество других народов, получая первоначальное эстетическое воспитание.

    В практике работы ДОУ недостаточно раскрыты условия формирования творческого воображения у детей с использованием моделирования в декоративном рисовании. Поэтому необходима практическая разработка условий, оптимизирующих процесс развития художественных способностей и творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста с использованием моделирования в декоративном рисовании. Истоки творческих сил человека восходят к детству – той поре, когда творческие проявления во многом непроизвольны и жизненно необходимы. Первостепенное значение имеет сама потребность в художественном творчестве. Она возникает при особом, эмоциональном отношении к окружающему, когда за формой предметов и явлений дети открывают вызывающее у них отклик внутреннее содержание. При достаточном богатстве таких впечатлений для ребенка становятся возможной и желанной потребность выразить свое личное переживание в создаваемых им самих образах.

    Декоративное  рисование дает необходимый эмоциональный  настрой для творческой активности детей. Глядя на узоры хохломских трав, цветов, ягод, еще раз убеждаешься  в том, что красота нужна и  дорога всем, но прежде всего она  необходима детям; поэтому актуальным является поиск путей, оптимизирующих процесс формирования творческой активности у старших дошкольников при использовании моделирования в декоративном рисовании.

    Декоративное  рисование — это создание узоров и других украшений для книг, предметов  быта, одежды и т. д. Основой декоративного  рисования, как и других видов, являются изучение натуры, использование её форм, цвета в процессе творчества [29]. Однако реальные формы для узоров не берут в готовом виде, а творчески перерабатывают — стилизуют. Стилизация — это намеренно обобщённое изображение того или иного предмета, придание ему какого-либо стиля [29]. Сочетание стилизованных изображений (элементов) в определённой ритмической последовательности и создаёт узор [29].

    Важную  роль декоративно-прикладного творчества в воспитании отмечали многие исскуствоведы, исследователи детского изобразительного творчества например В. Я. Езикеева, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, Т. Я. Шпикалова, Н. С. Карпинская, Е. Г. Ковальская, В. М. Федяевская, Н. Б. Халезова, В. Н. Чуракова, З. А. Богатеева, Т. Н. Доронова, А. А. Грибовская и другие. Они убедительно показали, что ознакомление с произведениями декоративно-прикладного творчества побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о её культуре, способствует воспитанию патриотических чувств, приобщает к миру прекрасного и поэтому их нужно включать в педагогический процесс в детском саду. Т. Я. Шпикалова, В. М. Василенко, В. С. Воронов, М. А. Некрасова, Е. А. Флерина, Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова, и другие исследователи отмечают, что декоративно-прикладное творчество имеет ярко выраженные характерные черты: традиционность, коммуникативность, коллективный характер творчества, высокое совершенство языка, связь с окружающей жизнью. Эти особенности процесса обучения детей дошкольного возраста рисованию определил выбор темы исследования.

    Тема  исследования: «Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию».

    Цель  исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

    Объект  исследования: обучение детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

    Предмет исследования: использование моделирования в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.

    Гипотеза  исследования: моделирование будет эффективным в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию если оно:

    -предусматривает использование разных видов моделий;

    -направлено на создание целостного изображения из отдельных частей;

    Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.
  3. Выявить исходный уровень обученности детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
  4. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использование моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

    Методологическая  основа исследования включает: теоретические исследования Н. Н. Поддьякова о том, что представления тесно связаны с формированием начальных форм общего подхода к познанию окружающих явлений, своеобразию методов познавательной деятельности; теоретическое положение Д. Б. Лихачева о том, что ребенок не должен потерять народные корни своего происхождения; теоретические исследования А. П. Усовой о целенаправленном использовании народного исскуства в детском саду; научно-практические исследования Н. П. Сакулиной и Т. С. Комаровой об организации декоративного творчества в детском саду.   

    Методы  исследования:

    Теоретические методы: изучение и анализ литературы по проблеме исследования.

    Эмпирические  методы: анализ педагогической документации диагностические задания Т. С. Комаровой; педагогический эксперимент.

    Интерпретационно-описательные методы: методы количественной и качественной обработки экспериментальных данных исследования.

    Практическая  значимость состоит в том, что составленные методические рекомендации могут быть использованы воспитателями в ДОУ.

    База  практики: МДОУ Центр развития - детский сад «Гнездышко» г. Черногорска.

    Структура исследования представлена введением, двумя главами, заключением, библиографическим списком и приложением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Теоретические  основы обучения детей  дошкольного возраста декоративному рисованию 

    1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе 

    В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как именно они определяют прогресс человечества. Наше время также требует творческих, нестандартно мыслящих и действующих людей во благо развития личности и общества. Развитие творчества - одна из главных задач дошкольного возраста. В настоящее время необходим широкий подход к проблеме, понимание ее как развития творческих основ личности в разных сферах жизнедеятельности ребенка: в отношении его к миру природы, предметов, миру людей в отношении к себе [10]. Общепризнанна возможность творческого развития детей во всех видах деятельности, и в первую очередь в игре. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольника. Одним из действенных средств развития творчества признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры.

    Народное  искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса [1]. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые: А.В.Бакушинский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, Н.П.Сакулина, Ю.В.Максимов, А.П.Усова, Р.Н.Смирнов и др. Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень развития заложенных творческих способностей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.

    Известный ученый, педагог А.П.Усова, высоко оценивая воспитательное значение народного  искусства, писала, что маленьким  детям еще не доступно понятие  о Родине. Воспитание в этом возрасте состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны [39].

    Рисование популярно среди детей дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки [37].

Информация о работе Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию