Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 15:26, курсовая работа

Описание

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Теоретически обосновать использование моделирования, как метода в обучении детей дошкольного возраста декоративному рисованию.

Содержание

Введение………………………………………………………………......................3
Глава 1. Теоретические основы обучения детей дошкольного возраста де-коративному рисованию…………………………………………………………..7
1.1. Проблемы обучения детей дошкольного возраста декоративному рисованию в психолого-педагогической литературе………………………..7
1.2. Методические основы обучения детей дошкольного возраста декора-тивному рисованию…………………………………………………………..12
1.3. Моделирование как метод обучения детей дошкольного возраста деко-ративному рисованию………………………………………………………...18
Глава 2. Использование моделирования в обучении детей старшего до-школьного возраста декоративному рисованию……………………………..23
2.1. Анализ исходного уровня обученности детей дошкольного возраста декоративному рисованию…………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………...30

Работа состоит из  1 файл

Полностью работа.docx

— 651.35 Кб (Скачать документ)

    Ксения также скопировала один элемент у соседки, особого интереса не проявляла, изображение шаблонно, которое дополнялось, но не существенно.

    Таким образом, можно сделать вывод  о том, что высокий уровень  обученности декоративному рисованию только у четырёх детей – К. Сергей, Б. Вова, К. Оксана, Б. Соня, средний уровень – у двенадцати -  это чуть больше половины группы (П. Саша, А. Лена, С. Стас, М. Захар, К. Ваня, К. Лиза, А. Артём, Л. Дарина, Л. Алёна, Л. Настя, З. Саша,Т. Даша), низкий – тоже у четырех (В. Ксения, М. Егор, Д. Диана, Б. Владик).

    Проведенный нами анализ проблемы использования  моделирования в обучении детей  старшего дошкольного возраста декоративному  рисованию в практике (беседы с  воспитателями ДОУ, родителями детей, заведующей и методистом о том, насколько  значимо это направление), показавший необходимость повышения уровня и качества обученности декоративному  рисованию детей в ДОУ.

    Таким образом, в теоретической части  нашего исследования мы даем научное обоснование эффективности  использования моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию. Исследования в практической части нашей работы показывают, что традиционная методика обучения не всегда дает высокие результаты, поэтому мы считаем необходимым использование моделирования в обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение 

    Выявлено, что моделирование эффективно в  обучении детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию.

      Моделирование – это еще один  метод, использование которого  способно активизировать процесс  учения старших дошкольников, содействуя  при этом и овладению ими  важными компонентами учебной  деятельности.

    Эффективность использования наглядных моделей  в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности (игры, рисования, лепки, конструирования). В игре дошкольники моделируют взаимоотношения в мире взрослых, в конструировании – строение предметов. Овладение построением внешних наглядных моделей становится основой развития умственной способности к наглядному моделированию. Однако без специального обучения эта способность формируется стихийно и неравноценно у разных детей.

    Мы предполагаем, что использование моделирования в обучении декоративному рисованию может повысить качество рисования у детей старшего дошкольного возраста.

    Работа  по декоративному рисованию достигнет  нужной цели только при условии связи  с работой по развитию художественного  вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетание цветов, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.

    В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении обучения орнаментальному  рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народным художественным ремеслам и родной природе.

    Занятия показали, что у детей есть огромный интерес и желание, но необходимо постоянно заниматься с детьми для повышения уровня обученности декоративному рисованию.

    Задачи, намеченные в начале курсовой работы, полностью реализованы.

    Введенная гипотеза подтверждена, так как у  детей с помощью занятий повысился уровень обученности декоративному рисованию.

    Практическая  значимость заключается в использовании  разработанных занятий в качестве методических рекомендаций в работе воспитателя и руководителя изодеятельности, обобщение научной литературы способствует повышению уровня обученности декоративного рисования.

    Проведенная на практике работа, оптимизировала педагогический процесс, сделала его для детей  развивающим, интересным и занимательным. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список 

  1. Бакушинский А.В. Художественное творчество и воспитание.- М.: Просвещение,- 1975.- 494 с.
  2. Березина В.Г., И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - Детство творческой личности - Спб.: издательство Буковского, - 1994.- 485 с.
  3. Василенко К., Украинские народные узоры. К.: Искусство, 1995. – 76 с.
  4. Васильева Т. К Секpет украинского декора. — Львов.: Диамант, 2004. – 134 с.
  5. Венгер Л.А., Мухина, В.С. Психология; Учебное пособие для учащихся педагогических училищ / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
  6. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / А.М. Виноградова,- М.: Просвещение, 1989.
  7. Горяева Н.А..Первые шаги в мире искусства-М.: Просвещение,- 1991. – 495 с.
  8. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М.: Владос, - 2000. – 295 с.
  9. Декоративное рисование с детьми 5-7 лет: рекомендации, планирование, конспекты занятий/ авт.-сост. В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева. -  Волгоград: Учитель, 2011. – 143 с.
  10. Донин А. Введение в искусствознание. – Н. Новгород, 1998. – 294 с.
  11. Дорожин Ю. Г. Сказочная гжель:  Рабочая  тетрадь  по  основам народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 1999. – 16с.
  12. Дорожин Ю. Г. Городецкая роспись: Рабочая тетрадь по  основам народного искусства. – М.: Мозаика–Синтез, 2001. – 24с.
  13. Дубинская К.Н, Маерова К.С. Украинское народное прикладное искусство. К.: Просвита,1998. – 260 с.
  14. Журнал Дошкольное воспитание; 2005.
  15. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. Пособие для воспитателя детского сада.- М.: Просвещение, 1995. – 395 с.
  16. Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогических дошкольных учреждений. – М.: ВЛАДОС,- 2001. – 395 с.
  17. Комарова Т. C. Изобразительная деятельность детей в детском саду. – М., 2006. – 305 с.
  18. Комарова Т.С. Детское художественное творчество.- М.: Образование,- 2005. – 395 с.
  19. Корнилова С.,А. Галанов. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет – М.: Рольф,- 2000. – 302 с.
  20. Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. – М.: Просвещение, 1977. - 253с.
  21. Логвиненко Г.М. Декоративное рисование.- Магнитогорск: МГПИ, 1998.
  22. Левин В.И. Воспитание Творчества – Томск: Пеленг, 1993 – 384с.
  23. Лыкова И. Чудо-писанки – шедевры миниатюрной живописи// Дошкольное воспитание. – 2007. - № 3. – С. 46-52.
  24. Мелик–Пашаев А., Ступени творчества. – М.: Просвещение,- 1987. – 284 с.
  25. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 2001. – 358 с.
  26. Пантелеев Г.Н. Декоративное искусство – детям. – М.: Просвещение, 1976. – 141 с.
  27. Парамонова Т. Лоскутный стиль// Обруч: образование, ребенок, ученик. – 2006. - № 3. – С. 34-36.
  28. Поддъяков Н. Н.; Сохин Ф. А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста – М.; 1984- 207с.
  29. Сакулина Н.П. Методика обучения рисованию, лепке и аппликации в детском саду. – М.: Просвещение, 1971. – 128 с.
  30. Сакулина Н., Комарова Т. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Просвещение, -1982. – 393 с.
  31. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1962.
  32. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: Основы живописи. – М.: ТИТУЛ, 1996. – 185 с.
  33. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей с народным искусством. - М.: Владос, 2005.- 395 с.
  34. Сорокина  А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.:. Учпедгиз, 1955.
  35. Теория и практика сенсорного воспитания в детском саду. Под ред. А. П. Усовой и Н. П. Сакулиной. М.,1965.
  36. Теплов Б.М. Способности и одаренность. – М.: Образование,- 2002. – 324 с.
  37. Ткаченко Т.С. Народный рисунок.- К.: Либидь, 2002. – 98 с.
  38. Удальцова Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е.И. Удальцова. - М.: "Нар. асвета", 1976. - 128 с.
  39. Урунтаева Г. А. Детская психология: Учебное пособие. – М.: Академия, 2006.
  40. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М., 1970.
  41. Флерина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста. М., Учпедгиз, 1956.
  42. Швайко Г.С. «Изобразительная деятельность в детском саду» М. - 2000.
  43. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Книга для учителей. - М., 1985. – 483 с.
  44. Шоргина. Т.А. Красивые сказки: Эстетика для малышей. – М.: Книголюб, 2003. – 294 с.
  45. Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Дымковская игрушка:  Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998. – 24 с.
  46. Эмоциональное развитие дошкольника [Текст] / Под ред.А.Д. Кошелевой. - М.: Просвещение, 1985.
  47. Ядэшко В. И.  Сохин Ф. А. Дошкольная педагогика – М.: Просвещение, 1978 – 416с.
  48. Ясвин В. Образовательная среда от моделирования к проектированию – М.: Просвещение, 1997 – 214с.
  49. Ярыгина А. Графический дизайн// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 2. – С. 35-41.
  50. Ярыгина А. Дети и графическая сценография// Дошкольное воспитание. – 2005. - № 11. – С. 24-30.
  51. Ярыгина А. Дети и дизайн: фитодизайн, флористика, аранжировки из природных материалов// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 2. – С. 65-71.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Приложение  

    Конспект  занятия «сказочный узор» (Петриковская роспись)

    Цели: познакомить с историей возникновения петриковской росписи, с особенностями петриковского орнамента; развивать художественный вкус, графические умения; углубить эстетические понятия о народном декоративно-прикладном искусстве; развивать творческое воображение.

    Оборудование: динамическая таблица этапов выполнения узоров, краски, альбомы, индивидуальные карточки с изображением узоров.

    Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Беседа о рождении петриковских узоров.
  3. Объяснение выполнения узоров с последующей самостоятельной работой.

    Дети  знакомятся с элементом - «травинкой».

    Нажимом кисти сверх вниз создаем самую широкую часть «травинки», а начало и конец выполняется почти без нажима, легким прикосновением кончика кисти к бумаге.

    Элемент «усик» выполняется свободным вращением  кисти. Линию закручиваем в спираль одинаковой толщины. Этот элемент придает мягкость и пышность травному орнаменту.

    Чтобы выполнить узор «капельки» необходим  прием прикладывания кисти к  бумаге. Легким прикосновением концом кисти проводим тонкую линию, не отрывая  руки, делаем нажим на сколько позволит кисть.

    Выполним  узор «кустик». Он состоит из «травинок», «усиков», «капелек». Начинаем с «травинок», располагая их вначале в левую  сторону, а затем симметрично в правую. За ними по порядку располагаем «травинки», «усики», «капельки».

    Затем ребята учатся выполнять травяной орнамент с ведущей линией, которая называется «криуль». Она задает движение всем элементам. Ведущие линии то склоняются вниз, словно от ветра, то поднимаются вверх. Чередование элементов такое же, как и в рисовании «кустик». Чередование красного и черного цвета дает возможность варьировать.

  1. Итог урока. Выставка работ.

    Конспект  занятия по декоративному рисованию  для детей старшей группы «Нарядная  барышня» (по мотивам дымковской игрушки).

    Программные задачи: продолжить учить детей украшать элементами декоративной росписи (кругами, точками, прямыми линиями и штрихами) силуэты кукол-барышень. Воспитывать интерес и эстетическое отношение к народному искусству. Развивать глазомер, чувства цвета, формы, ритма, пропорций. Учить уверенно (без отрыва) проводить прямые и волнистые линии, петли, спирали.

    Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с изображением дымковских изделий. Знакомство с новыми видами народно-прикладного искусства. Прорисовывание всех элементов дымковской росписи, отработка их в самостоятельной и совместной деятельности. Знакомство с дымковскими игрушками, их происхождением. Дидактические игры на цветной модели «Радуга» с целью упражнения в подборе гармоничных цветосочетаниях.

    Материалы, инструменты, оборудование: заготовки с силуэтом кукол барышень, краски, кисти беличьи № 1, № 3, салфетки бумажные, палитра, стаканчики с водой, образцы элементов дымковской росписи.

    Ход занятия

    Воспитатель приглашает на выставку: Ребята, посмотрите, что я для вас приготовила  (выставка дымковских игрушек). Кто мне скажет, что это за игрушки? Как вы это определили?

    Есть  в России город под названием  Киров, а когда-то давным-давно он носил название Вятка. Вот неподалёку от этой самой Вятки находится село, которое называется Дымково. Это название село получило от того, что над крышами всех его изб почти постоянно вьётся дымок. Дело в том, что основным промыслом жителей Дымково является изготовление глиняных игрушек – кукол, музыкальных инструментов, разных забав. Каждый день создавали мастера свои поделки и высушивали их в печке – чтобы глина быстрее сохла. Вот откуда получило село своё название. Самой известной дымковской игрушкой была женская фигура – «Браня водоноска» и «Девушка в кокошнике». Они носили яркие расписные юбки, украшенные оборками фартуки, жёлтые кофты и малиновые кокошники, на шее были бусы. Наряды их были неповторимы, и мастера своей росписью пытались это передать. Дымковская роспись очень славна тем, что она сказочно красива, а узоры просты, цвета яркие и сочные.

    Ребята, давайте рассмотрим игрушки и  скажем, какими элементами украшены они, назовите их (круг, точка, прямая линия, кольцо, волнистая линия, сеточка, мазок). Ребята, давайте в воздухе их прорисуем.

    Дети  рассаживаются за столы.

    У меня есть одна знакомая барышня (показ дымковской Барышни), она очень красивая, но к сожалению сейчас очень грустит. Знаете почему? (Дети высказывают свои предположения). От того, что у неё нет подруг. Хотите ей помочь?

    Воспитатель предлагает нарисовать детям Барышень – подруг, раскрасить заранее подготовленные силуэты.

    Дети  самостоятельно выполняют работу.

    Перед работой детям предлагается пальчиковая  гимнастика по выбору воспитателя. Можно  предложить такую:

    Мягкой  кисточкой покрашу

    Стульчик,

    Стол, и

    Кошку

    Машу

    (дети  поочерёдно разминают пальчики  сначала на одной руке, потом  на другой)

    Красят  домик маляры

    Для любимой детворы.

    Если  только я смогу,

    То  им тоже помогу.

    В конце занятия подводится итог: анализ работ. Обязательно обращается внимание на то, что все дети помогли Барышне-гостье. Она стала весёлая и радостная.

    Конспект  занятия в старшей группе «Нежно-голубое  чудо–гжель».

    Цели: продолжать знакомить детей с  особым видом прикладного искусства  гжелью, рассказав об истории промысла, приемах;

    Развивать интерес к декоративно – прикладному  искусству, его эстетическое восприятие;

    Закрепить умение правильно работать с кистью;

    Развивать фантазию в самостоятельном творчестве детей.

    Обогащение  словаря: гжельская роза, нежно – голубое чудо, лепнина, мазок с тенями, сеточка, травка.

    Предшествующая  работа: посещение выставки гжельских  работ, рассматривание фотографий с росписью.

    Материал: посуда «гжель», образцы росписи, гуашь, палитра, силуэты посуды на каждого ребенка.

    Ход занятия

    Воспитатель: В течении года мы с вами, ребята, совершали разные путешествия в мир красоты, добра, сегодня мы отправимся в одну деревню. послушайте сказку.

    «В  некотором царстве Российского  государства, недалеко от Москвы, среди лесов и полей стоит городок Гжель. И жили в нем мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как им мастерство лучше показать, людям радость доставить. Думали и придумали, нашли белую глину и стали из нее делать посуду, да такую, какую свет не видывал. Стал каждый мастер свое мастерство показывать, один слепил чайник: носик сделал в виде петушка, ручку в виде хвоста.

    Вот так и повелось, что каждый мастер по своему выразил свое мастерство. Своих детей, внуков разным премудростям учил, чтобы они хорошими мастерами были».

    – Но не лепниной украшали мастера умельцы  свои изделия. Вспомните ребята, чем расписывали мастера умельцы свою посуду? Верно, синей краской разных оттенков, а чем они украшали свои изделия? (Лепниной из белой глины, различными узорами) Еще раз рассмотрите, какие узоры рисовали мастера? (узоры из сеточек, голосочек, цветов)

Информация о работе Моделирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста декоративному рисованию