Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:11, курс лекций

Описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по композиции.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

    Принцип пропорциональности скрепляет парными  отношениями с целым все стороны  композиции, все свойства изображенных предметов. Это могут быть длины  и площади, пластические и масштабные отношения и т. д. Отдельные отношения, взаимосвязанные друг с другом и целым, создают пропорциональность композиции. Важно, чтобы пропорциональные отношения были обусловлены художественной задачей произведения, выходили из его функционального назначения.

    Композиционное  средство пропорции в изобразительном  искусстве недостаточно изучалось. Наибольшее число исследований связано  с архитектурой. Изучались также  пропорции тела человека. Однако правила, следуя которым можно было бы построить  гармоничные пропорции, еще не сформулированы.  

    4.Закон видоизменения

    Закон видоизменения определяет меру всех изменений внутренней структуры  и формы поверхности (контура, цвета), устанавливает для них качества родства, согласованности. Это закон  материализации замысла, перевод его из понятийно-вербального вида в зримую форму. Причем это такое «овеществление» замысла, когда главная мысль произведения по-своему повторяется во всех частях формы. «Большое» отражается в «малом» — так можно кратко охарактеризовать важнейшую особенность этого закона. Реализуется закон видоизменения, прежде всего на основе композиционных принципов пластичности и тональности.

      В понятие «пластика» заложена  степень податливости формы от  приложенных к ней усилий, а  также сопротивляемости формы  этим усилиям. В соединении этих двух качеств возникает основное свойство пластики — в момент приложения к предмету сил форма изменяет свой первоначальный вид до некоторого предела, обеспечивающего потенциальную возможность возврата формы к первоначальному виду.

    Зритель имеет хорошее представление  о пластике (хотя бы на интуитивном  уровне) почти любого изображенного  в плакате предмета. Из имеющегося опыта зритель создает свое представление  о соответствии пластики изображенного  предмета реальной действительности. Этим пользуется художник, чтобы лучше раскрыть замысел произведения. В одном случае он показывает изменения предмета, не создающие у зрителя впечатления разрушения формы. В другом случае он изображает пластику такой, что не оставляет у зрителя сомнений в безвозвратном изменении формы.

    Гармоничное соединение отдельных пластик в  единое целое создает пластичность произведения. При этом пластика главной  части композиции, отражающей основной художественный замысел, должна в той  или иной мере повториться во всех частях целого. Это положение имеет особое значение, когда главная художественная мысль выражается через пластичность композиции.

    Тональность — второй принцип закона видоизменения. Понятие тональности включает в  себя свет, цвет и звук. 

       5.Закон равновесия

    Композиционный  закон равновесия осуществляется в  процессе реализации его принципов  — симметричности и тектоничности  с помощью композиционных средств: различного вида симметрии и разных форм тектоник, как это показано на схеме.

    Сбалансированность (равновесие)    

    Теперь  логично перейти к её обсуждению, ибо принцип сбалансированности настолько тесно связан с принципом  единства, что фактически является его частью. Это звучит как лозунг: нет единства без баланса!    

    Под сбалансированностью мы понимаем состояние равновесия, или покой, который имеет место, когда все элементы композиции аранжированы так, что каждый получает строго свою долю внимания. Любой элемент обладает конкретной силой притяжения, действующей на глаза зрителя. Чем сильнее один компонент, тем меньше внимания достаётся другим. Обнаружив, что наш интерес притягивает не картинка в целом, а некоторые отдельные части её, мы можем сделать вывод: композиции не хватает сбалансированности.    

    Треугольник (или многолучевая звезда) притянет наши глаза быстрее, чем квадрат или прямоугольник той же высоты.    

    Однако  не только форма объекта влияет на величину вышеназванной силы, но и  валёр. Нарисуем бок о бок два  квадрата — тёмный и светлый. Если бумага белая, то бросаться в глаза  будет первый. Если бумага чёрная, то "выпрыгнет" из неё второй.    

    Аттрактивная  сила объекта меняется в зависимости  от соседства его с другими. Поместим в центр листа некрупную фигурку  мужчины. Если вокруг остаётся чистая бумага, то неважно, сидя он изображён  или стоя, — наше внимание ему обеспечено. А в окружении иных фигурок (или любых прочих объектов) эта будет намного менее примечательна.    

    Движущийся  объект (или наводящий на мысль  о движении) более заметен, чем  покоящийся. На бегущего в рисунке  парня зритель обычно обращает внимание гораздо быстрее, чем на отдыхающего.    

    Объекты, показанные у краёв или в углах  листа, притягательнее, чем те, которые  ближе к центру.        

    Принципы  единства и сбалансированности наиболее важны, так  как применимы  ко всем формам рисования и дизайна 
 
 

    Симметричность  определяет положение главного смыслового центра, распределение визуальных масс и пространств композиции относительно осей равновесия, обусловливает вид  симметрии каждого элемента. В  искусстве плаката редко встречаются  полностью симметричные композиции, абсолютно уравновешенные относительно оси или центра симметрии листа. В подавляющем большинстве случаев композиция плакатов асимметрична относительно оси симметрии, но полностью уравновешена относительно оси равновесия, располагающейся вблизи оси симметрии. Асимметричная композиция характеризуется тем, что ее ось равновесия находится на значительном расстоянии от оси симметрии, и ее должна уравновешивать другая композиция, которая дополняет ее до целого, уравновешенного в их единстве. Динамическая ось асимметричной композиции не должна выходить за пределы границ, определяемых точками золотого сечения по обе стороны от оси симметрии. За этими пределами асимметричная композиция перестает быть целостным произведением, переходит в категорию фрагмента. Полностью симметричные композиции создаются главным образом в орнаментах.

    Принцип тектоничности предполагает создание таких силовых взаимодействий между  элементами композиции, которые будут  раскрывать соответствующую сторону  художественно-образной задачи плаката. Тектоничность целого складывается из тектоник всех и особенно главных элементов композиции. Тектоника скрепляет все части в единое целое, придает каждому элементу такую степень визуальной свободы движения, которая ему необходима и достаточна в условиях равновесия, обусловленного проявлением функции частей и целого. Слово «тектоника» в античности означало «строительное искусство» (архитектоника). Затем так стали называть отрасль в геологии, изучающую закономерности движения и деформации земной коры. В настоящее время понятие тектоники широко используется во многих областях науки и искусства. Так как этот термин означает, прежде всего, работу сил в конструкции и материале (в изобразительном искусстве — зрительное впечатление действия этих сил), следовательно, для его раскрытия в композиции плаката можно воспользоваться общими положениями соответствующих разделов механики. Поэтому различают тектоники сжатия, растяжения, изгиба, среза, кручения, подвеса, консоли, арки, балки, стойки и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Лекции по "Искусству"