Лекция по "Истории искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций

Описание

История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.

Работа состоит из  1 файл

Kratky_konspekt_istoria_IZO_dlya_studentov.docx

— 76.00 Кб (Скачать документ)

2.  Искусство первобытного общества

 

История изучения первобытного искусства, его место в системе  художественных ценностей современного общества.

Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф  как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.

 

Появление искусства в эпоху  верхнего палеолита (30 – 10 тыс. лет до н.э.).

 

Ориньяко-солютрейское время (30 – 20 тыс. лет до н.э.). Самые первые произведения (предискусство): отпечатки рук в глине, волнистые линии («макароны») и точки, схематичные изображения звериных голов на известняковых плитах. Скульптура: «Палеолитические венеры». Стремление первобытного художника подчеркнуть черты женщины-матери.

 

Мадленский период (20 -10 тыс. лет до н.э.). Образ зверя в искусстве палеолита,  магический смысл изображений.

 

Этапы развития искусства в Мадленский период.

 

  1. Контурные рисунки красной или чёрной краской профиль животного. Бык из пещеры Ласко (Франция).
  2. Появление штриховки отдельными линиями, передающими шерсть. Мамонт. Пещера фон де Гом. (Франция).
  3. Закрашивание фигур одной краской. Изображения оленей и лошадей из пещеры Ласко.
  4. Изображения животных, выполненные 2-3 красками, передающие тональный объём, с использованием «живой» линии. Первобытному художнику необычайно правдиво удаётся передать анатомию и движения животного. Пещера Альтамира в Испании.

 

Анализ отдельных изображений  палеолитического искусства:

 

  1. Бегущий бизон (Альтамира): удивительно точная передача анатомии, пропорций и напрягающихся мускулов бегущего бизона. Изображение объёмное, динамичное, полное жизни. Первобытный художник использует такие средства выразительности как «Живая линия», передача объёма при помощи тона и даже учитывает выпуклости и неровности скал.

 

  1. Сравнительный анализ художественных средств выразительности в изображении  животных пещеры Альтамира. Контраст между нервным изяществом, чутких, стройных, настороженных ланей, лошадей, оленей и силой мощных, грозных бизонов с удивительной точностью передан в рисунках первобытных художников. В процессе наблюдения за животными осваивались человеком и сами эти понятия – силы и грации, грубости и изящества.

 

  1. Изображение слонихи со слонёнком. Рисунок слонихи хоботом прикрывающей своего слонёнка от нападения тигра, - свидетельствует о том, что художника начинало интересовать нечто большее, чем внешний вид зверя. Здесь уже чувствуется сочувствие, сопереживание. Так, через искусство, человек формировал свой духовный мир.

 

Скульптура и рельеф:

 

  1. Голова лошади, выполненная из кости (Франция). С большой правдивостью построены пропорции, короткой лошадиной головы, ясно ощущается порывистое движение, прекрасно использованы насечки для передачи шерсти.
  2. Рельеф, процарапанный на кости «Стадо оленей» (Франция). Здесь видны зачатки более сложного композиционного решения. Где ощущение большой массы передается тем, что виден целый лес перспективно уменьшающихся рогов или вереница голов, а целиком нарисованы только некоторые фигуры животных, стоящих на первом плане или в стороне от стада.

 

Эти и подобные композиции показывают уже довольно высокий  уровень обобщающего мышления и  способности абстрагировать, люди уже  осознают качественное различие между  единственным и множественным, видя в последнем не только сумму единиц, но и новое качество, само обладающее известным единством.

 

Но в целом композиция, в мадленский период, была ещё не достаточно развита. Изображения очень правдивы, но чаще всего никак не связаны одно с другим. Иногда, не считаясь с уже сделанным ранее нарисованным, прямо по нему исполняли другое изображение. Точка зрения зрителя не принималась в расчет, и отдельные изображения по отношению к горизонтальному уровню находились в самых неожиданных положениях.

 

 

Искусство мезолита и неолита.

 

Мезолит - 10 -7 тыс. до н.э.

Неолит - 6- 3 тыс. до н.э.

 

Новый этап в развитии первобытного общества и искусства. Появление рыболовства, земледелия, приручение животных, появление керамики и др. «Неолитическая революция».

Человек начал переделывать природу в своих целях он вступил  в значительно более сложные  взаимоотношения с окружающей действительностью, ищет объяснения связи явлений.  Возрастает роль коллектива людей. В  искусстве нарастает схематизация изображений и одновременно повествовательная  сложность. Основное отличие от художественных созданий палеолита в том, что  фигуры объединены в  сложные композиции. Всё большую роль в искусстве  начинает играть изображение людей. Образцами нового искусства могут  служить петроглифы.

 

Петроглифы (каменные письмена) – схематичные рисунки, полные стремительного движения в большинстве своём одноцветные, вырезанные в скалах. Много петроглифов найдено по берегам Белого моря и на скалах Карелии.

 

Появление керамики и её связь с земледелием. Орнаментальное украшение керамики. Орнамент как  схематическая передача явлений  действительности его семантическое  значение. Трипольские сосуды как пример крашеной керамики. Возникновение прикладного искусства, выработка его основных принципов (сочетание красоты и пользы, органической связи образа с предметом, имеющим утилитарное назначение).

 

 

Бронзовый и железный век (2 – 1 тыс. до н.э.).

 

Второе крупное разделение труда ремесло отделилось от земледелия, впервые делавшее возможным регулярный обмен и заложившее основы имущественного расслоения и общественного неравенства. Появляются предпосылки для возникновения  первых государств. Человечество начинает использовать металлические орудия, ткацкий станок и др.

 

Появление к  концу существования  первобытного общества нового ранее  невиданного типа сооружений – крепостей. Циклопические крепости как наиболее характерный тип сооружений этого периода. Появление первых поселений - «городищ», обусловленное исторической необходимостью в сохранении культурной информации накопленной развивающейся цивилизацией.  Конструктивные особенности «городищ».

 

Возникновение мегалитических сооружений на поздних этапах развития первобытного общества. Типы мегалитических сооружений и их функции. Менгиры, дольмены, кромлехи.

 

Менгир  - (от нижнебретонского men — камень и hir — длинный) — простейший мегалит в виде установленного человеком камня, у которого вертикальные размеры заметно превышают горизонтальные. Менгиры устанавливались как одиночно, так и группами: овальными и прямоугольными «оградами» (кромлехи), полуовалами, линиями, в том числе многокилометровыми аллеями.

 

Дольме́ны — (от брет. tol — стол и men — камень) представляют собой гробницы построенные из поставленных стоймя огромных камней, перекрытых сверху одной или двумя каменными плитами.

 

Кромлех — (от кельтского crom - сводчатый и llech - каменное перекрытие) сооружение культового характера, представляющее собой комплекс, состоящий из менгиров или дольменов, образующих одну или несколько концентрических окружностей.

 

Святилища Солсбери, и  Стоунхендж в Англии как пример таких  сооружений. Монументальность композиционного  замысла мегалитических комплексов и сила эмоционального воздействия  на зрителя. Решение сложной пространственной задачи и ориентировка на солнце. Соотношения  несущих и несомых частей.

 

 

 

3. Искусство Древнего  Востока

 

3.2.  Искусство Древней  Месопотамии  (Передняя Азия, Междуречье).

 

 

Передняя Азия как территория, имеющая выгодное историко-географическое положение, которая стала ареной борьбы для многочисленных народов  и государств. На протяжении трёх тысяч  лет здесь создавались и гибли, сменяя друг друга различные раннерабовладельческие деспотии. Местоположение Передней Азии и древних городов-государств находившихся на её территории, на карте. Соседние государства.

 

Периодизация древних городов-государств Междуречья

  1. Шумеро-Аккадские государства
    • Древние Шумеры 4 тыс. до н.э. – 25в. до н.э.
    • Искусство Аккада 24 – 23вв. до н.э.
    • Искусство Шумера 23 -21вв. до н.э.
  1. Древний Вавилон 19 – 12 вв. до н.э.
  1. Ассирия (9 -7 вв. до н.э.)
  2. Нововавилонское царство (7 – 6 вв. до н.э.)

 

 

  1. Шумеро-Аккадские государства

 

Достижения и открытия Шумеров в области астрономии, медицины, математики, философии, архитектуры, литературы и изобразительного искусства. Сказание о Гильгамеше как древнейшее в мире литературное произведение, переводившееся на все бытовавшие в  Передней Азии языки.

 

Появление самых первых шумерских городов-государств Ур, Урук, Лагаш, ассоциирующихся с зарождением цивилизации. Переход от первобытнообщинного строя к классовому обществу.

 

Крашеная керамика как наиболее древние и характерные археологические находки в местах возникновения первых земледельческих цивилизаций. Основные формы шумерских сосудов. Применение геометрических узоров коричнево-красного и фиолетового цветов.

 

 

Древние Шумеры

 

Строительное искусство

 

Развитие строительного  искусства от плетёных хижин, обмазанных глиной до первых монументальных форм. Остатки первых храмов в Уруке. «Белый храм». Конструктивные особенности монументального творчества шумеров. Возведение платформ. Возникновение такого типа сооружений как зиккураты.

 

Зиккурат -  тип культовых прихрамовых сооружений, созданных шумерами. Представлял собой высокую ступенчатую башню, сложенную из кирпича-сырца. Ступеней чаще всего было три, и они были разных цветов: нижняя – чёрная, средняя - красная, верхняя - белая.

 

Зиккурат в Уре (22-21 вв. до н.э.) как один из самых древних и лучше других сохранившихся памятников эпохи. Основные параметры: ширина основания 65x43 м, общая высота 21 м. Монументальность и ясность художественного решения, конструктивные особенности сооружения. Художественный образ «ступеней ведущих в небо» возникающий при восприятии зиккурата. Функциональное назначение зиккурата для религиозных мистерий, а так же в качестве обсерваторий.

 

Полихромия в монументальной декорации. Ковровый орнамент в виде цветных шляпок, глиняных гвоздей, декоративной мозаики из цветных камней, или цветной росписи украшающей стены. 

 

 

 

Мозаичное искусство

 

Штандарт из Ура

Найденные в гробницах  Ура образцы мозаичного искусства, среди которых лучшим является так  называемый «штандарт» (как его назвали археологи): две продолговатые прямоугольные пластинки, укрепленные в наклонном положении наподобие крутой двускатной крыши, сделанные из дерева, покрытого слоем асфальта с кусочками ляпис-лазури (фон) и раковинами (фигуры). Эта мозаика из ляпис-лазури, раковин и сердолика образует красочный орнамент. Разделенные на ярусы согласно уже сложившейся к этому времени традиции в шумерийских рельефных композициях, эти пластинки передают картины битв и сражений, повествуют о триумфе войска города Ура, о захваченных рабах и дани, о ликовании победителей.

 

 

Пластика

 

Преобладание мелкой скульптуры, так называемых вотивных статуэток.

 

Вотивный – посвящённый богу.

 

Это пока ещё очень примитивные  скульптурки, изображающие фигуры людей  в юбках, напоминающие собой конусы с молитвенно сложенными на груди  руками, клювообразным огромным носом  и большими глазами. Художник не стремился  к передаче реалистичности, главное  для него символика: большие глаза  – символ созерцания невидимых тайн, большие уши – символ неустанного  внимания к советам старших, и  т.д.

 

 

Глиптика (от греч. glypho — вырезаю, выдалбливаю) — искусство миниатюрной резьбы на цветных и драгоценных камнях. У шумеров это по преимуществу рельефы на печатях и амулетах.

 

Цилиндрические печати как наиболее характерная форма  глиптики для искусства Двуречья. Использование оттисков печатей во влажной глине в качестве личного знака на правовых и административных документах. Размещение на небольшой, округлой поверхности печатей многофигурных композиций отличающихся большим мастерством исполнения. Излюбленные мифологические сюжеты, встречающиеся на печатях. Характерные черты для печатей-цилиндров Шумера - орнаментальность композиции и стремление заполнить изображением всю поверхность цилиндра.

 

    

Шумерский рельеф

 

Шумерский рельеф середины 3 тысячелетия, вырезался обычно на плоскости небольшого мягкого камня  в честь какого-нибудь торжественного события.

 

Характерные особенности  шумерского рельефа середины 3 тысячелетия:

Информация о работе Лекция по "Истории искусств"