Лекция по "Истории искусств"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 08:14, курс лекций

Описание

История изучения первобытного искусства, его место в системе художественных ценностей современного общества.
Возникновение искусства. Особенности первобытного искусства. Синкретичный характер культуры. Миф как основа первобытной культуры. Первобытное и традиционное искусство. Искусство и Homo sapiens. Функции первобытного и традиционного искусства. Эволюция изобразительных форм палеолита, мезолита, неолита.

Работа состоит из  1 файл

Kratky_konspekt_istoria_IZO_dlya_studentov.docx

— 76.00 Кб (Скачать документ)

 

Всемирно - историческое значение искусства Византии.

 

 

7.2. Искусство Западной Европы  в эпоху Средневековья

 

Европа после падения  Западной Римской империи. Два пути европейской культуры: западный и  восточный. Их специфика.

 

Периодизация  искусства эпохи Средневековья:

 

  1. Раннее Средневековье:

 

5 -8 вв. - искусство эпохи  Меровингов (эпоха великого переселения  народов)

9 -10 вв. - искусство эпохи  Каролингов 

 

  1. Развитое Средневековье:

11 – 12 вв. - романское  искусство

12 -14 (15) вв. - готическое  искусство

 

  1. Раннее Средневековье.

 

Роль церкви в становлении  и развитии культуры варварских государств. Слияние античной и языческой  традиций. Преобладание орнамента и  любовь к ярким цветовым сочетаниям. Искусство ирландцев и англосаксов. Высокий культурный уровень населения кельтской Ирландии. Звериный (тератологический, чудовищный) стиль в декоративно-прикладном искусстве и книжной миниатюре. Каменные придорожные кресты, покрытые руническими письменами.

 

Искусство эпохи Меровингов. Франкские племена как основоположники искусства Меровингов. Хлодвиг - первый король франков, принявший христианство и объединивший под своей властью разрозненные племена.  Расцвет декоративно-прикладного искусства и книжной миниатюры. Черты наивно-фантастического понимания действительности. Орнамент.

 

Искусство эпохи Каролингов. Феномен «Каролингского возрождения». Личность Карла Великого. Обращение к античной раннехристианской традиции и искусству Византии.

 

Архитектура.

 

Аахенская капелла (805 г.). Здание центрического типа, перекрытое куполом. План сооружения: восьмиугольный зал, окружённый более низким шестнадцатиугольником. Мозаики в оформлении стен.  Взаимосвязь с церковью Сан Витале в Равенне.

 

Базилики. Базилика как господствующая форма зданий аббатств и монастырей. Несоответствия сооружений центрического типа потребностям католического культа.

 

Книжная миниатюра эпохи Каролингов.

Основные школы книжной  миниатюры: «школа Годескалька», «школа евангелия Карла Великого» (дворцовая школа), «реймская школа», «турская школа». Стилевые особенности разных школ.

 

Архитектура. Формирование основных элементов средневекового храма.

 

Монументальная живопись и скульптура. Фрески и мозаики в оформлении монастырских помещений и дворцов. Попытка возрождения античных приёмов живописи, основанных на зрительной иллюзии. Высокий уровень литья из бронзы. Статуэтка Карла Великого.

 

 

  1. Развитое Средневековье.

 

  1. Романское искусство. Происхождение и смысл термина «романский», его условность. Распад империи Карла Великого, эпоха феодальной раздробленности. Романское искусство как синтез искусства варварских народов и Византии. Общеевропейский характер романского стиля и локальные школы.

 

Архитектура. Замок. Город в эпоху зрелого феодализма.

 

Утверждение и дальнейшее усложнение формы базилики в церковной  архитектуре.  Храм-крепость. Дух  воинственности и потребности в  самозащите.

Решение проблемы перекрытия главного нефа при помощи свода из клинчатых камней. Стена и свод – как конструктивная основа зодчества. Типы сводов. Взаимоотношение массы и пространства в романской архитектуре. Уменьшение размера окон и увеличение ширины стен, несущих массивный каменный свод.

 

Для внешнего вида романских церквей характерно:

 

- простота, строгость и  ясность конструкции;

- массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, полуцилиндр, конус, пирамида);

- отражение во внешнем  облике внутренней структуры  церкви (снаружи отчётливо различаются  не только различная высота  нефов, но и членение пространства  на различные ячейки).

 

Пример  романского храма: собор св. Петра в Вормсе (Германия).

 

Романский храм как основа синтеза искусств. Преобладание скульптуры в романском храме и её неразрывная  связь с архитектурой.

 

Скульптура.

 

Характерные особенности романской скульптуры:

 

- плоскостность и взаимосвязь  со стеной (трактовка фигур находится  в зависимости от членений  архитектуры);

- декоративность;

- разномасштабность фигур (размер зависит от иерархической значимости того кто изображён);

- любовь ко всему  сумрачному, чудовищному, изображение  всевозможных фантастических существ  (связь со звериным стилем варваров).

 

Наряду с грубостью  и наивным простодушием романскому искусству присуще: искренность  и страстность, в нём чувствуется  жизненная стихия и острая выразительность.

Пример: рельефы на дверях церкви св. Михаила в Гильдесгейме (Германия).

 

Монументальная живопись. Книжная миниатюра. Декоративно-прикладное искусство. Преобладание выразительного начала в романском искусстве.

 

 

 

  1. Готическое искусство. Происхождение и смысл термина «готика». Ведущая роль города в формировании основ готического искусства.

 

Архитектура, ее ведущая  роль в искусстве XIII – XV вв. Готический храм-базилика, его конструктивная основа и образный строй. Каркасная  конструкция. Свод на нервюрах, стрельчатая арка, аркбутан, контрфорс.

 

Контрфорс (фр. contre force — «противодействующая сила») — вертикальная опора (столб), связанная со стеной аркбутаном. Предназначены для усиления несущей стены путем принятия на себя тяжести свода.

 

Аркбута́н (фр. arc-boutant) — наружная полуарка, передающая давление от сводов постройки на опорный столб — контрфорс.

 

Нервюра (фр. nervure — жилка, прожилка) — выступающее ребро готического каркасного крестового свода.

 

Преимущества  нервюрного свода:

 

  • позволял перекрывать большие пространства и пространства неправильной формы;
  • достигалась большая экономия материала;
  • благодаря тому, что свод опирался не на стены, а на столбы-устои, стены становились излишними и вместо них появились громадные окна, а вместо фресок - витражи.

 

Сравнительные характеристики готической и романской  архитектуры:

  • Готический храм асимметричен, необозрим и сложен для восприятия в сравнении с простыми, ясными, легко обозримыми формами романского зодчества.
  • Романские церкви, гладью стен были чётко изолированы от окружающего пространства, в готических соборах, напротив, идёт сложное взаимодействие, взаимопроникновение внутреннего пространства и окружающей среды (огромные проёмы окон, сквозная резьба башенных шатров, проникновение в пространство при помощи «отростков» аркбутанов и контрфорсов).
  • В романской архитектуре акцент был сделан на средокрестии, над которым располагались массивные башни, в готической архитектуре акцент перемещён на центральный фасад здания (стройные башни фланкируют западный портал, богато украшенный скульптурой, его размеры значительно увеличились).
  • В готических храмах появляется большое, круглое окно, заполненное витражами, так называемая готическая роза.

 

Образный  строй готических храмов:

  • Для готических храмов характерна устремлённость ввысь, массивные и грузные в своём основании формы постепенно утончаются, становятся всё стройнее, создавая ощущение взлёта.
  • Готический храм – символ средневекового мира, с его необозримыми внешними и внутренними объёмами, населёнными различного рода скульптурой, начиная от изображений святых и заканчивая всевозможными чудовищами, химерами.
  • Образ готического храма строится на противоречиях и контрастах:

 

- контраст между материальностью  скульптуры во внешнем убранстве  собора и бестелесностью мерцающих  витражей в интерьере (это должно  было соответствовать состояниям мистического порыва, религиозного экстаза молящихся);

 

-  контраст между  суровостью колорита каменных  стен и сияющими красками витражей  и церковной утвари создавал  противоречивые ощущения праздничной торжественности, ликования и сумрачности одновременно;

 

Особенности ранней, зрелой и поздней («пламенеющей») готики.

Примеры:

Ранняя готика – собор Парижской богоматери;

Зрелая готика – Реймский собор;

Поздняя готика – Руанский собор.

Архитектура как основа синтеза искусств.

 

Скульптура и рельеф. Появление реалистических элементов. Жанровые сцены в миниатюре и рельефных композициях.

 

Образ страдающего, оскорблённого  человека в готической скульптуре. Образы, связанные с мученичеством  и мучительством. Сравнительный  анализ характерного типа Христа в  Западном искусстве и в русской  иконописи.

 

Противоречия  в готической скульптуре:

  • Вытянутые по вертикали, бесплотные фигуры на расстоянии воспринимаются как декоративные элементы стены, но с другой стороны, когда приближаешься к ним вплотную, внимание привлекает большая реалистичность и психологическая выразительность статуй.
  • Под множественными, ломаными готическими драпировками не чувствуется тела.  Они не передают объем, а скорее привносят беспокойное движение и драматизм.
  • Сочетание реализма и мистики: с одной стороны скульпторы начинают с большой наблюдательностью передавать сцены из повседневной жизни (жанровые, бытовые), с другой стороны они сильно преувеличивают состояния религиозного экстаза, экзальтации, любят всё сумрачное и мистическое.

 

Разобрать характерные  особенности готической пластики на примере отдельных произведений, обратить внимание на элементы психологизма и одухотворённости образов.

Примеры:

  • рельеф «Жертвоприношение Авраама» (Шартрский собор. Франция);
  • рельеф «Иов и его друзья» (собор Парижской Богоматери).

 

 


Информация о работе Лекция по "Истории искусств"