Лекции по "Искусству"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2011 в 12:11, курс лекций

Описание

ОСНОВНЫЕ СВЕДЕНИЯ О КОМПОЗИЦИИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОМПОЗИЦИИ, РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЕЕ В СТРУКТУРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Лекции по композиции.doc

— 678.00 Кб (Скачать документ)

    Вообще, любое «движение» является важным аспектом композиции. При наличии нескольких планов глубины движение на первом плане должно компенсироваться противодвижением на более глубоком и т.д. Кстати, «движением» может стать что угодно — «направленные» очертания, последовательные переходы размера, формы, цвета, тона, образы, ассоциирующиеся с движением.

    Прошу обратить внимание на понятие «глубины». Если в вашей работе прослеживается некий передний план и что-то «в глубине» — за счет масшатбов, цветов, теней, разной резкости — это создает мощный эффект. Если ваш дизайн «глубокий», это в большинстве случаев интереснее, чем когда он весь в одной плоскости. Простым приемом для создания глубины является использование для фона размытых фотографий или градиентов и каких-то резких мелких деталей на переднем плане.

     В качестве примера вот две открытки. Все сказанное про композицию (распределение веса) справедливо и для цвета. Способы балансировки и принципы точно такие же.

    «Центром  масс» для цвета является нейтрально серый цвет. Чем более сложный  баланс вы сможете создать, тем интереснее будет ваше цветовое решение.

    Центр можно смещать, создавая определенные настроения. Уровень контрастности (степень цветового напряжения) тоже влияет на ощущение. Как пример — мягкие, пастельные гаммы и яркие кислотные решения передают разные ощущения.

    Более светлые цвета — более позитивные, энергичные. Более темные — более тяжелые. Каждый цвет обладает эмоциональной окраской. Например:

    Красный - энергия, агрессия, грубое вторжение;

    Фиолетовый - задумчивость, фантазии, меланхоличность;

    Зеленый - спокойствие, расслабленность, жизнь;

    Голубой - светлая радость, легкость, «полет»;

    Оранжевый - открытость, дружелюбие, мягкая энергия. 

    Цвета, расположенные на цветовом круге от красного до зеленого — теплые, «экстравертные». От фиолетового до голубого — холодные, «интравертные».

    Параметрами рычага в балансировке цвета являются оттенок, насыщенность, яркость и площадь.

    Оттенки организуются в цветовой круг. Противоположным, компенсирующим цветом для любого другого является цвет, расположенный на противоположном краю круга. Например: оранжевый — голубой, фиолетовый — желтый, красный — зеленый. Оттенок — аналог «геометрического направления» в композиции.

    Яркость — дополнительное измерение направления. Более темные цвета компенсируются более светлыми.

    Насыщенность — аналог расстояния до центра в композиции. Более насыщенные цвета сильнее оттягивают баланс.

    Площадь является аналогом «массы». Большие  площади какого-то цвета имеют  больший вес. Компенсировать это можно принципами композиции, разнося их по пространству картинки, либо яркостью, делая цвет, занимающий большую площадь светлее, или занимающий меньшую — темнее.

    Во  многих случаях лучше не использовать очевидные цвета. Просто красный — понятен и знаком. Баланс «оранжевый-голубой» используется на каждом углу. Если вы немного сдвинете цвет в ту или иную сторону, он будет гораздо интереснее. Соответственно нужно сдвигать и  компенсирующие цвета. Баланс из трех и более цветов выглядит интереснее, чем простейший, из двух. Балансируя такие комбинации, надо соответственно разносить их по цветовому кругу. Это приходит с практикой. «Очевидных» цветов в природе не существует. Не бывает 100% зеленых деревьев. Кроме того, не бывает деревьев, у которых все листья одного сплошного цвета. Да еще у каждой породы дерева свой цвет. Вносите разнообразие.

    Более светлые или более теплые цвета на картинке визуально выглядят ближе, чем темные и холодные. Это можно использовать для создания глубины. Глубину тоже надо компенсировать.

    Цвета влияют друг на друга. Один и тот же цвет на темном и на светлом фоне будет восприниматься как два разных цвета. Также важен оттенок фона. Это одно из следствий принципа балансировки и, как ни удивительно, это надо компенсировать.

    В качестве упражнения предлагаю подбирать  «вкусные» цветовые гаммы. Это позволит вам быстро почувствовать принцип. Также, ловите «вкусные» комбинации в окружающем вас мире, их там много.

    Еще раз хочу подчеркнуть, что все  сказанное выше — исключительно способ указать вам, на что обращать внимание. Пройдите это на практике и забудьте об этом. Пожалуйста. 

    Еще в глубокой древности человеком было обнаружено, что все явления в природе связаны друг с другом, что все пребывает в непрерывном движении, изменении, и, будучи выражено числом, обнаруживает удивительные закономерности. В Древней Греции эпохи классики возник ряд учений о гармонии. Из них наиболее глубокий след в мировой культуре оставило Пифагорейское учение. Последователи Пифагора представляли мир, вселенную, космос, природу и человека как единое целое, где все взаимосвязано и находится в гармонических отношениях. Гармония здесь выступает как начало порядка - упорядочивания хаоса. Гармония присуща природе и искусству.

    "Одни  и те же законы существуют  для музыкальных ладов и планет". Пифагорейцы и их последователи  всему сущему в мире искали  числовое выражение. Ими было  обнаружено, что математические пропорции лежат в основе музыки (отношение длины струны к высоте тона, отношения между интервалами, соотношение звуков в аккордах, дающих гармоническое звучание). Пифагорейцы пытались математически обосновать идею единства мира, утверждали, что в основе мироздания лежат симметричные геометрические формы. 
Пифагорейцы искали математическое обоснование красоте. Они исследовали пропорции человеческого тела и утвердили математический канон красоты, по которому скульптор Поликлет создал статую "Канон". Все классическое искусство Греции носит печать пифагорейского учения о пропорциях. Его влияние испытали на себе ученые средневековья, наука и искусство эпохи Возрождения, Нового времени вплоть до наших дней. Вслед за пифагорейцами средневековый ученый Августин назвал красоту "числовым равенством", философ-схоласт Бонавентура писал: "Красоты и наслаждения нет без пропорциональности, пропорциональность же, прежде всего, существует в числах. Необходимо, чтобы все поддавалось счислению". Об использовании пропорции в искусстве Леонардо да Винчи писал в своем трактате о живописи: "Живописец воплощает в форме пропорции те же таящиеся в природе закономерности, которые в форме числового закона по знает ученый".

    Таким образом, пропорциональность, соразмерность частей целого является важнейшим условием гармонии целого и может быть выражена математически посредством пропорций.

    Пропорция означает равенство двух или нескольких отношений. Существует несколько видов пропорциональности: математическая, гармоническая, геометрическая и др. В математической равенство двух отношений выражается формулой a:b=c:d, и каждый член ее может быть определен через остальные три. В гармонической пропорции 3 элемента. Они являются или попарными разностями некоторой тройки элементов, или самими этими элементами, например а:с=(а - в):(в - с).

    В геометрической пропорции тоже всего 3 элемента, но один из них общий, а:в=в:с. Разновидностью геометрической пропорции  является пропорция так называемого "золотого сечения", имеющая всего два члена - "а" и "в" - излюбленная пропорция художников, которую в эпоху Возрождения называли "божественной пропорцией".

    Золотое сечение Особенностью пропорции золотого сечения является то, что в ней последний член представляет собой разность между двумя предыдущими членами, т. е., а:в=в:(а -в). Отношение з. с. выражается числом 0,618. Пропорция з. с. 1:0,618= 0,618:0,382.

    Если, отрезок прямой выразить через единицу, а затем разделить его на два  отрезка по з. с., то больший отрезок будет равен 0,618, а меньший 0,382. На рис. 7 показано деление отрезка на части по золотому сечению.

    

               На основании пропорции золотого  сечения был построен ряд чисел, замечательный тем, что каждое последующее число оказывалось равным сумме двух предыдущих: 1, 1, 2, 3, 5, 8, 1З, 21 и т. д. Этот ряд был открыт итальянским математиком Фибоначчи и поэтому называется рядом Фибоначчи. Он обладает тем свойством что, отношения между соседними членами по мере возрастания чисел ряда, все более приближаются к О,б18, то есть, к отношению з. с. Пропорции з. с. ученые связывают с развитием органической материи. з. с. было обнаружено в объектах живой природы - в строении раковин, дерева, в расположении семян подсолнуха, в строении тела человека, а также его наблюдали в устройстве вселенной, в расположении планет. В отношении з. с. находятся так же элементы геометрических фигур - пятиугольника, звезды.                                                              

    В прямоугольнике з. с. (р. 9, 10) стороны  находятся в отношении з.с. Этот прямоугольник содержит в себе квадрат и малый прямоугольник з. с. (его большая сторона является малой стороной первоначального прямоугольника.)  
Поэтому можно построить прямоугольник з.с. на основании квадрата: сторона квадрата делится пополам, из той точки к вершине проводится диагональ, с помощью которой на стороне квадрата строится прямоугольник з.с., как показано на рис. 10.  
 
         
 
Рис. 8. Точки пересечения линий, составляющих звезду, делят их на отрезки в отношении золотого сечения.  
Рис. 9. Прямоугольник приблизительно золотого сечения, построенный на основании пятиугольника.  
Рис.10 Построение прямоугольника золотого сечения на основе квадрата.  
 
Рис. 11. Логарифмическая кривая-"Спираль Жизни".  
 
    Этот малый прямоугольник подобен большому прямоугольнику, составленному из квадрата и малого прямоугольника з. с., то есть оба эти прямоугольника являются прямоугольниками з. с.  
Иначе говоря, если отсечь от прямоугольника з. с.. квадрат, то остается меньший прямоугольник, стороны которого опять же будут находиться в отношении з. с. Разбивая этот меньший прямоугольник на квадрат и еще меньший прямоугольник, мы опять получим прямоугольник з. с., и так до бесконечности. Если соединить вершины квадратов кривой, то мы получим логарифмическую кривую, бесконечно растущую спираль, которую называют "кривая развития", "спираль жизни", ибо в ней как бы заложена идея бесконечного развития. (Рис. 11).

    Бесконечное повторение прямоугольника з. с. и квадрата при рассечении прямоугольника з. с. обнаруживает повторение целого в его частях, что является одним из условий гармонии целого. Это свойство прямоугольника з. с. было обнаружено художниками, и они стали употреблять з. с. как способ гармонизации, способ пропорционирования. Фидий использовал з. с. при постройке Акрополя (5 век до н. э. ).  
Греческие ремесленники, создавая гончарные изделия, также применяли з. с. В эпоху Возрождения з. с. использовали не только в зодчестве, скульптуре, живописи, но и в поэзии и музыке. Дюрер, Леонардо да Винчи и его ученик Лука Пачоли применяли з. с. в поисках гармоничных пропорций букв (Рис12).

     Прямоугольник з. с. мы встречаем и  в пропорциях средневековых рукописных книг, и в современной книге, так  как стройные пропорции з. с. позволяют красиво организовать пространство книжной страницы и разворота (рис. 13,14).  
 
        
 
Рис. 12. Построение буквы из книги Луки Пачоли "О божественной пропорции".  
Рис. 13. Схема идеальных Пропорций средневековой рукописи. Пропорции страницы 2:3, а плоскость, занятая письмом - в пропорции золотого сечения.  
Рис. 14. Один из способов определения размера полосы набора при заданном формате.
 
 
            Пропорционирование - приведение частей целого к единому пропорциональному строю. В XX веке вновь возродился интерес к золотому сечению как к способу пропорционирования. Оно привлекло внимание архитекторов. Советский архитектор Жолтовский и француз Корбюзье занимались проблемами з. с. и использовали его в своей архитектурной практике. Корбюзье создал целую систему пропорционирования на основе чисел ряда золотого сечения и пропорций человеческого тела и назвал ее "Модулор", что по-латыни означает - ритмически размерять.

    Модулор Корбюзье представляет собой гармонические  ряды чисел, которые связаны в  единую систему и предназначены  для использования в архитектуре и дизайне - для гармонизации всей среды, в которой обитает человек.. Корбюзье мечтал о перестройке с помощью Модулора всей архитектурной и предметной среды. Сам он создал несколько прекрасных образцов архитектуры, но о более широком применении Модулора в существующих условиях не могло быть и речи. Модулор использовался в ряде случаев в дизайне и в графическом дизайне - при конструировании печатных изданий. На рис. 16 приводятся варианты деления прямоугольника 3:4, приведенные Корбюзье для демонстрации возможностей конструирования с помощью Модулора.  
 
     
 
Рис. 15. Модулор (упрощенная схема).  
Рис. 16. Варианты деления прямоугольника на основе Модулора.

Информация о работе Лекции по "Искусству"