Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

           В Куявии родился танец, получивший название «куявяк». Это танец медленный, плавный, вальсообразный. Но бывает «куявяк», в котором фигуры ритмически выполняются по-разному. Например, первая фигура выполняется медленно, вторая — быстро, третья — медленно, четвертая — быстро и т. д. В частушках и песнях к «куявяку» парни просят музыкантов сыграть и приглашают девушек к танцу, а девушки благодарят родителей за то, что они научили их танцевать. В сценическом варианте этот танец выполняется четным количеством пар. Для «куявяка» характерны: парный ход по кругу с вращением, подниманием и переносом девушек, своеобразные парные вращения, во время которых юноша мелко переступает на каблуках по 6-й позиции, девушка — на полупальцах.

         «Обэрэк», как и большинство польских танцев, танец парно-массовый. Этот живой и веселый танец построен на вращательных движениях. Часто его танцуют после «куявяка». Но если «обэрэк» исполняется самостоятельно, то в нем может быть медленная часть. В быту «обэрэк» исполнялся под пение или под аккомпанемент народных инструментов. В тексте попевок встречаются такие фразы: «Изба мала, но когда вынесут печь, то будет достаточно места для танца». Пары двигаются по кругу, по диагонали или по прямой линии. Для «обэрэка» характерно опускание юноши на колено перед девушкой своей пары, прыжки с поочередными бросками ног назад, так называемые «козлы», причем обе ноги вытягиваются в коленях, а корпус сильно наклоняется вперед, без прогиба в пояснице Девушка во время этого движения как бы поддерживает юношу.

          Горные районы Польши — родина  многих танцев, но особенно распространены  здесь гуральские и збуйницкие танцы. Гуральский танец может начать одна пара, постепенно вовлекая в танец остальных участников праздника. Но танцующие пары не соединяются. В паре исполнители также не держатся за руки и двигаются самостоятельно друг около друга. Гуральские танцы относятся к числу импровизационных. Более сложные движения выполняет мужчина. Большинство этих танцев исполняется на низких полупальцах. Руки у мужчин могут быть свободно опущены, могут лежать тыльной стороной кисти на бедрах или сзади на уровне поясницы. Локти направлены чуть вперед. Женщины также держат руки чуть сзади. У женщин на плечи накинут большой платок, и, чтобы концы не мешали, они руками отводят их назад. Отсюда и произошло такое своеобразное положение рук. Корпус в гуральском танце не напряжен, и верхняя часть его слегка наклонена вперед. Все движения выполняются легко. Часто мужчины держат в руках топорик (цюпага). Обычно танец начинает юноша, ему подтанцовывает девушка, затем в танец вовлекаются другие девушки. Танцуют с выкриками. Иногда мужчины и женщины танцуют отдельными группами.

           Збуйницкий танец исполняют одни мужчины. Число участников может быть от четырех до шестнадцати человек. Танец имеет маршеобразный характер, для него типичны энергичные приседания, подскоки, притопы, звон скрещивающихся топориков, которые обязательны в этом танце, что свидетельствует о его связи с военными походами, сражениями. Збуйницкому танцу посвящено много народных легенд. Збуи — народные мстители — защищали бедных и бесправных. В легендах говорится, что танцевали они вокруг горящего костра, а в паузах пели воинственные песни, размахивая топориками и со звоном скрещивая их. Танец заканчивался сложными присядками, которые каждый исполнитель делал по-своему, но обязательно соблюдая общий ритм. В современном збуйницком танце тоже много прыжков, сложных присядок и фигур. Танец этот усложняют движения с топориками. Ведет танец предводитель — харнасе, он меняет фигуры, дает сигнал к переброске топориков.

           К районным вариантам польского  танца относится «трояк», он  типичен для Силезии. Исполняют  его тройками. В каждую тройку  входит один юноша и две  девушки. «Трояк» состоит из  двух частей. В первой, медленной  части (музыкальный размер 3/4) парни  ведут своих девушек по кругу.  Этот своеобразный парад троек  заканчивается построением в  полукруг или одна тройка за  другой. В первой части танец  нередко сопровождается пением. Вторая часть быстрая, веселая  (музыкальный размер 2/4). Для нее  характерны вращения. Парень ударяет  в ладоши, а девушки в это  время быстро кружатся. Затем  он поочередно кружится со  своими партнершами и каждый  раз, прежде чем поменять девушку,  хлопает в ладоши. Пока парень  кружится с одной девушкой  на месте, вторая обегает их. К концу второй части исполнители  в тройках снова берутся за  руки. Пору небывалого расцвета  переживает сейчас танцевальное  искусство Польской Народной  Республики. В сохранении подлинных  образцов народного танца, создании  новых форм, в популяризации национальной  хореографии в других странах  велика роль ансамблей народного  танца. Особенной популярностью  пользуются ансамбли «Мазовше» и «Шлёнск». Государственный ансамбль песни и танца «Мазовше» был создан в 1948 году. Его основатели — Тадеуш Сыгетыньский и Мира Зиминьска-Сыгетыньска. Танцы в ансамбле ставили известные балетмейстеры — Леон Войциховский, Евгений Паплинский, Витольд Запала и другие. Необычайно богат и разнообразен репертуар ансамбля, включающий танцы всех областей Польши. Наряду с популярными народными танцами репертуар ансамбля все время пополняется вновь созданными танцевальными композициями.

           Государственный ансамбль народной  песни и танца «Шлёнск» в своем творчестве представляет главным образом танцевальный фольклор Силезии. Силезия — самый крупный польский промышленный район, район шахт и металлургических заводов, который называют краем «черного золота», район прекрасной горной природы. Ансамбль возник в 1953 году. Создателем и руководителем его является композитор и писатель, собиратель народных песен, профессор Станислав Хадына. Главный хореограф ансамбля — Эльвира Каминская. «Шлёнск» демонстрирует не только сокровища фольклора Силезии, но и постоянно расширяет свой репертуар за счет песен и танцев других районов Польши. В его репертуаре: полонез, мазурка, краковяк, «куявяк», «обэрэк» и другие танцы.

          Многие замечательные произведения  польских композиторов созданы  на народной основе. Гениальный  Шопен широко использовал танцевальный  фольклор. В своих полонезах и  мазурках композитор создавал  картины бесконечно дорогой ему  родной природы, сцены народной  жизни, выражал непреклонность  польских патриотов. 

          В польских танцах в художественной  форме запечатлены народный характер, прошлое и настоящее страны. За  изысканность и красоту форм, жизнерадостность, за связь с  жизнью польские танцы снискали  огромную популярность и любовь  во многих странах мира.

 

Заключение.

 

         Изложив выше перечисленное, хочу подвести итог…

         Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Внутренний взор балетмейстера – это своеобразный фильм, где звучит музыка, возникают сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Композиция танца состоит из ряда компонентов. В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении.

 Законы драматургии  требуют, чтобы различные соотношения  частей, напряженность и насыщенность  действия того или иного эпизода,  наконец длительность тех или  иных сцен подчинялись основному  замыслу, основной задаче, которую  ставят перед собой создатели  сочинения, а это в свою очередь,  способствует рождению разнообразных,  разноплановых хореографических  произведений.  Говоря о применении  законов драматургии в хореографическом  искусстве, необходимо помнить  о том, что здесь существуют  определенные временные рамки  сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться  в определенное время, т.е. драматургу  нужно раскрыть задуманную им  тему, идею хореографического произведения  в определенный временной период  сценического действия. Таким образом,  все части хореографического  произведения органично связаны  друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.

        Рассматривая подпункты: «рисунок танца» и «хореографический текст», я пришла к такому выводу, что рисунок танца – это перемещение исполнителей по сценической площадке, то хореографический текст – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца.

         Среди богатейшей истории народного творчества одной из самых ярких страниц является народное творчество Украины. Танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел, скромен и нежен. Сегодня народное искусство Украины по своим отличительным чертам и этнографическим особенностям делится на 5 этнографических зон: Центральная Украина, Полесье, Подолье, Карпаты и Крым со всеми прилегающими к нему крайне южными областями Украины. Украинское искусство, восприняв лучшие традиции украинского народного танца и очистив это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических средств, глубина образов и сюжетов, богатство эмоциональных красок и красота рисунка придают украинскому танцу необычайную привлекательность и делают его ценной составной частью многонационального хореографического искусства.

           Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то новое, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы исполняют в медленном, среднем и быстрых темпах. русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене. Большое значение при постановке хороводов отводится фигурам. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены. Об этих фигурах будет сказано подробнее в последующей главе. Хороводы бывают: орнаментальными и игровыми.

В древности пляски носили обрядовый, культовый характер, но со временем приобрели бытовой. Пляска - это наиболее распространенный и  любимый жанр русского народного  танца. Пляска родилась в хороводе и  вышла из нее, разорвав хороводную цепь, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив  хороводную песню плясовой и различным  музыкальным сопровождением. В каждой пляске есть свое содержание, сюжет. Одной  из отличительных особенностей пляски является индивидуальная импровизация. Пляска отличается от хоровода более  богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Существует: одиночная, парная, перепляс, массовый пляс и групповая  пляска.

          По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека, своеобразное построение, четкое деление на пары и фигуры и ряд других признаков отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. Виды кадрили: квадратная, линейная и круговая.

           Развитию польских танцев в значительной степени способствовали оперно-балетный театр и бальная хореография. Но в сценической обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. Многие замечательные произведения польских композиторов созданы на народной основе. Гениальный Шопен широко использовал танцевальный фольклор. В своих полонезах и мазурках композитор создавал картины бесконечно дорогой ему родной природы, сцены народной жизни, выражал непреклонность польских патриотов. В польских танцах в художественной форме запечатлены народный характер, прошлое и настоящее страны. За изысканность и красоту форм, жизнерадостность, за связь с жизнью польские танцы снискали огромную популярность и любовь во многих странах мира.

          Представленная в моей работе  классификация позволила всесторонне рассмотреть народные танцы, выбранных мною областей. При использовании комплексного подхода мне удалось раскрыть не только хореографическую структуру композиции народного танца, но и проследить принадлежность к определенной жанрово-тематической направленности. Выделенные группы позволяют сделать вывод о том, что парные танцы являются основой народно-сценического танца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М. Искусство. 1989г. Изд 2-е.
  2. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М. 1983г.
  3. Р.Захаров. Записки балетмейстера. М., 1976
  4. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.
  5. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1999. – 235 с.
  6. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. – М.: Искусство,  2000. – 431 с. 
  7. Фокин М. Против течения. – Л., 2005. – 630 с.
  8. Ванслов В. Балеты Ю. Григоровича и проблемы хореографии. – М.: Искусство, 1998. – 175 с.
  9. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. Изд. «Просвещение». М., 1986
  10. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 320 с.
  11. Голейзовский К. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы. – М.: Искусство, 2000. – 342 с.
  12. Бурновиль А. Моя театральная жизнь. – М., 1999. – 232 с.
  13. Захаров Р.В. Слово о танце. – М., 1999. – 254 с.
  14. Панферов В.И. Основы композиции танца. Экспериментальный учебник. Издательство «Копейский рабочий». Челябинск, 2003
  15. Слонимский Ю. Чудесное было рядом. – М., 1984. – 365 с.
  16. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1998. – 128 с.
  17. Эльяш Н. Образы танца. – М., 2002. – 453 с.
  18. Футбер И. Пантомима, движение и образ. – М., 2000.
  19. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Сов. Комп., 1981. – 154 с.

Информация о работе Композиционное построение танца