Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

        О  кульминации. Кульминация  - наивысшая  точка развития драматургии хореографического  произведения. Здесь достигает наивысшего  эмоционального накала динамика  развития сюжета, взаимоотношения  героев. Текст – движения, позы  в соответствующих ракурсах, жесты,  мимика и рисунок – в своем  логическом построении приводит  к вершине. В бессюжетном хореографическом  номере кульминация должна выявляться  соответствующим пластическим решением, наиболее интересным рисунком  танца, наиболее ярким хореографическом текстом, т.е. композицией танца.

         О развязке. Завершает действие. Развязка может быть либо мгновенной, резко обрывающей действие и  становящейся финалом произведения, либо наоборот, постепенной. Та  или иная форма развязки зависит  от задачи, которую ставят перед  произведением его авторы. Развязка  – идейно-нравственный итог сочинения,  который зритель должен осознать  в процессе постижения всего  происходящего на сцене. Иногда  автор подготавливает развязку  неожиданно для зрителя, но  и эта неожиданность должна  быть рождена всем ходом действия.

         Законы драматургии требуют, чтобы  различные соотношения частей, напряженность  и насыщенность действия того  или иного эпизода, наконец  длительность тех или иных  сцен подчинялись основному замыслу,  основной задаче, которую ставят  перед собой создатели сочинения,  а это в свою очередь, способствует рождению разнообразных, разноплановых хореографических произведений. 

         Говоря о применении законов  драматургии в хореографическом  искусстве, необходимо помнить  о том, что здесь существуют  определенные временные рамки  сценического действия. Это значит, что действие должно укладываться  в определенное время, т.е. драматургу  нужно раскрыть задуманную им  тему, идею хореографического произведения  в определенный временной период  сценического действия.

          Таким образом, все части хореографического  произведения органично связаны  друг с другом, последующая вытекает из предыдущей, дополняет и развивает ее.

 

1.2. Музыка и  танец.

         

         Если первым компонентом композиции  танца и балета является драматургия,  то вторым, органически с ней  связанным, является музыка.

         О музыке. Музыка и танец –  сестра и брат, и живут они во многом только во времени. Синтез танца и музыки дал человечеству такое замечательное искусство, как классический балет.

         Музыка также должна быть по  законам драматургии, то есть  иметь экспозицию, завязку, развитие  действия, кульминацию и развязку. И не только в целом. Каждая  музыкальная сцена, каждый танец  не могут не быть подчинены этому языку.

        Любое  хореографическое произведение  строится, на основе музыкального  произведения. Будь это симфоническое  произведение, пьеса для оркестра  народных инструментов, баян, фортепиано, - во всех случаях, хореографическое  сочинение должно раскрывать  музыкальный материал в хореографических  образах.

         С началом новой музыкальной  фразы начинается и новая танцевальная  фраза. Если имеется повтор  музыкальной темы или ее развитие, балетмейстер должен услышать  это и отразить либо в повторе, либо а развитии уже использованного рисунка.

         Музыкальная форма, композиторский  замысел произведения должен  найти адекватное выражение в  композиции танца.

 

         1.3. Хореографический текст.

 

        Если  рисунок танца – это перемещение  исполнителей по сценической  площадке, то хореографический текст  – это танцевальные движения, жесты, позы, мимика. Рисунок танца и танцевальный текст составляют композицию танца

         Но не следует каждому движению, жесту или позе придавать значение  отдельных слов. Но тем не менее каждое движение, жест и поза могут иногда сказать больше, чем отдельное слово. Они способны выразить мысль, чувство, глубокое переживание человека в данное мгновение.

         Как же можно, берясь за рассуждения  о танцевальном языке, вовсе  не касаться его речи и законов,  на основе которых она образовалась!  Там где есть танцевальный  язык, должна быть и танцевальная  речь.

         Что же должен иметь в виду при работе над созданием хореографического текста балетмейстер? Работа балетмейстера по сочинению хореографического текста заключается не в складывании отдельных движений и составлении из них отдельных фраз, а в создании цельной в смысловом и драматургическом отношении композиции.

         Прежде чем начать работу над  хореографическим сочинением, балетмейстер  должен уяснить, какую мысль  он хочет выразить в танцевальном  номере или балетном спектакле,  что он хочет сказать зрителю.  При этом сочинять хореографический  текст следует в традициях танцевальной культуры того народа, о котором рассказывается в данном хореографическом произведении, так как танцевальный язык, танцевальный текст находятся в тесной зависимости от национального характера народа, его образа жизни, особенностей мышления.

         В каждом хореографическом сочинении,  основанном на народном, классическом  танце должна присутствовать  поэтическая образность. «Язык балета  – язык поэтический. Без поэзии  нет танца», - говорил замечательный  балетмейстер Р.В.Захаров.

        Любое  хореографическое произведение  строится, на основе музыкального  произведения. Будь это симфоническое  произведение, пьеса для оркестра  народных инструментов, баян, фортепиано, - во всех случаях, хореографическое  сочинение должно раскрывать  музыкальный материал в хореографических  образах. Танцевальный язык должен  быть теснейшим образом связан  с характером музыки, с ее ритмической  стороной. Балетмейстер может развивать  ритмическую сторону музыкального  произведения в сочиненном им  хореографическом тексте, но характер  этого развития должен соответствовать  характеру музыкального произведения.

         Сочиняя танцевальный текст, балетмейстер  должен наделить своих героев  таким танцевальным языком, чтобы  в полной мере раскрылись их  образы. В свою очередь танцевальные  образы дадут возможность раскрыть  идею произведения, изложить сюжет  номера. Таким образом, раскрытие  идеи произведения, образа и характера героев находится в прямой зависимости от хореографического текста, сочиненного балетмейстером.

         В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер  также стремится выделить кульминацию  средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это  может быть каскад технически  сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок  танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием. Отсюда можно сделать вывод, что танцевальный текст тесно связан с драматическим развитием действия, подчиняется законам драматургии.

         В хореографическом произведении  одно движение рождает другое, они логически связаны и составляются  единое целое, единую, логически  развивающуюся фразу, предложение.

         Поэтому при сочинении хореографического  текста балетмейстер должен следить  за логикой развития движений.

         Иногда сочиненное балетмейстером  движение не производит должного  впечатления, когда оно исполняется  на места. Но вот это же движение исполняется с быстрым продвижением по кругу и сразу становится интересным, выполняющим ту задачу, которую ставил перед собой балетмейстер при сочинении данного фрагмента танца. Есть композиции, которые наиболее интересно смотрятся в исполнении по диагонали. Иногда движения, сочиненные хореографом, становятся более выразительными и динамичными, когда они исполняются во вращении. Сочинение хореографического текста должно быть логически связано с рисунком танца.

         Ритм и акцент в том или  ином танцевальном движении могут  иногда кардинально изменить  характер движения и даже его национальную принадлежность.

        Большое  значение имеет ракурс, в котором  движение исполняется. Балетмейстер  должен найти такой ракурс (естественно,  учитывая основную задачу раскрытия  образа, его характера, манеры  исполнения), который был бы наиболее  интересен для данного движения.

         В хореографическом произведении  может быть сольный номер, дуэт, трио, квартет и т. д. В сочинении  массового номера балетмейстер  иногда использует единый текст для всех исполнителей. В других случаях выделяются сольные пары или отдельные солисты, и во время их сольных выступлений остальные исполнители как бы аккомпанируют им. Аккомпанемент не должен отвлекать внимание зрителей, а должен лишь помогать воспринимать пластическое одноголосие и многоголосие.

 

1.2. Рисунок танца.

 

         Рисунком танца мы называем  перемещение танцующего или группы  танцующих по сценической площадке  и тот воображаемый след, который  как бы остается на полу, фиксируя  всевозможные танцевальные фигуры  и формы их передвижения по  сцене. Круги, эллипсы, параллельные линии, диагонали, квадраты, треугольники, спирали – все это используется в танцевальном рисунке.

         Рисунок танца – это расположение  и перемещение танцующих по сценической площадке. Если мы будем следить за танцующими, обращая внимание не на их движения, а лишь на перемещение по сценической площадке, то зафиксируем рисунок танца.

         Рисунок танца, как и вся  композиция (он должен выражать  определенную мысль), должен быть  подчинен основной идее хореографического  произведения, эмоциональному состоянию  героев, которое проявляется в  их действиях и поступках. Прежде  чем разбирать значение рисунка  танца в создании хореографического  произведения, следует сказать, что  рисунок танца и танцевальный  текст неразрывно связаны. И  потому при анализе рисунка  танца в том или ином произведении  придется касаться и его хореографического  текста.

         На протяжении веков хореографическое  искусство усложнялось, оттачивалось. Развивались все составные части  композиции танца, становился  разнообразнее рисунок.

          При сочинении рисунка танца  балетмейстер должен использовать  все возможности, для того чтобы  добиться наибольшей выразительности,  полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца  должен развиваться логично, быть  тесно связан с танцевальной  лексикой, способствовать наиболее  яркому выявлению на сцене  танцевального текста.

         Рисунок танца организует движения  танцующих, систематизирует их. Различные  построения и перестроения оказывают  на зрителя определенное психологическое  воздействие, и задача балетмейстера  – добиться, чтобы рисунок танца  наиболее полно выражал ту  мысль, то настроение и тот  характер, которые заложены в  номере.

         Разнообразие и богатство рисунка  танца никогда не должны быть  самоцелью. Важно, чтобы рисунок  не отвлекал зрителя своей  оригинальностью, а всей своей  выразительностью способствовал  пониманию основной идеи произведения, его образов, пониманию замысла  балетмейстера.

         Драматургия номера раскрывается  через композицию танца, а следовательно и через рисунок танца. Экспозиция, завязка, ступени перед кульминацией, кульминация, развязка требуют, чтобы рисунок танца развивался от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Это особенно касается номеров, где основным выразительным средством является рисунок танца. Там, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок в этом эпизоде может быть не столь насыщенным, не столь сложным).

         Балетмейстер, бесспорно, должен  учитывать, какое впечатление  производит сочиненное им произведение  на зрителя. Обычно во время  сценических репетиций хореограф  старается проверить построение  рисунка танца из разных точек  зрительного зала и при необходимости  вносит определенные коррективы.

           Логика развития рисунка танца  диктует в первую очередь задачей,  которую ставит балетмейстер. Но  бывает случаи, когда в соответствии  с драматургией номера нужно  показать на сцене тревогу,  взволнованность или другие яркие,  эмоциональные состояния героя.  Тогда балетмейстер может строить  рисунок танца «клочковато», обрывать  один рисунок и переходить  к другому. Такое решение будет  вполне оправданным, так как  будет соответствовать задаче, которая  стоит перед балетмейстером.

          Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесно связи с темпом, ритмом музыкального сочинения. Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, так же как в музыке, где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок должен сменять другой.

Информация о работе Композиционное построение танца