Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

            Групповая пляска. В групповой  пляске может участвовать много  народа, но чаще ее состав ограничивается  небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное  построение. Она вобрала в себя  многие фигуры хороводов, в  некоторые групповые пляски вошли  одиночная или парная пляска, используется импровизация. Групповые  пляски исполняют не только  парни и девушки, но и мужчины  и женщины среднего возраста. Чаще всего они исполняются  по парам или по тройкам.  Групповые пляски очень разнообразны  по рисункам, сюжету и содержанию. Она всегда имеет точное место  рождения и бытования. Каждая  местность имеет свои традиционные  темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все  фигуры пляса круговые: исполняются  против часовой стрелки. Групповая  пляска продолжает жить и сейчас  как в народе, так и на сцене.

           У публики "Полянка" И.  Моисеева имела бурный успех.  На эстраду навстречу друг  другу выходили парни и девушки.  Они шли так медленно, что можно  было хорошо рассмотреть, как  они одеты: ситцевые платья, рубашки  навыпуск - ничего искусственного, театрального, все как в жизни. Где же  было еще найти столь инициативных  и смелых девчат, как, например, та, что первая вырвалась вперед, начиная танец: "А ну! Кто со  мной спляшет? Давай-давай, не  робей!" Светловолосая Элли Курикко (финка по происхождению), подбоченясь, отбивала дробь перед партнером с таким темпераментом, что опровергала все представления о флегматичности своей национальности. После чего весь ряд девчонок наступал на ребят: высоко и четко подбрасывая колени, динамично бросив корпус вперед, вытянув шеи, задрав подбородок, сверля веселыми глазами своих "противников". Этот ход стал лейтмотивным движением танца, передавая его вызов, его молодой задор: "Попробуйте с нами потягаться!" В ответ наступали "стенкой" парни, со звонкими перестуками ладоней по голенищам, почему попало.

         На таких танцевальных диалогах, на веселой перебранке строился  весь номер. Это было соревнование  равных и в любви и в веселье. Верилось, что с таким же задором они работают, подбадривая друг друга своей энергией.

         Эмоциональный напор исполнителей  такой, что перехлестывал через  рампу, превращая зрителей в  соучастников этого танцевального  смерча. И когда после громадного  динамического нарастания танец  обрывался так же резко, как  начался, у зрителей было учащенное  дыхание, как и у исполнителей, которых они награждали взрывом  аплодисментов. 

          В "Полянке" Игоря Моисеева  на танцевальную эстраду пришла  современность. Но, как ни странно, критика не осознала этого факта и балетмейстера упрекали, говоря, что хотя танец и поставлен "достаточно весело", но выглядит "невыносимо фальшиво". Что "комикование отнюдь не является типичной чертой русской пляски". Что он "очень неразборчиво отнесся к выбору... движений, вводя в свой русский танец французское па-де-бурре и украинские голубцы" (Ивинг в. Русская пляска. - "Сов. искусство", 1938, 24 ноября.). Наконец, что в ней "мало красоты - слишком мало для того, чтобы она могла называться танцем замечательного русского народа" (Я. Шварц Диспут о русской пляске (Выступление В. Голубова). - "Сов. искусство", 1939, 8 февр.). Между тем зрители были прозорливее критики. "Полянка" стала одним из популярнейших номеров первых программ ансамбля.

          Отрицая попытки Моисеева выразить  современность в традиционных  рамках русского танца, критика  вольно или невольно направляла  ансамбль лишь по линии исторической  ретроспекции, видя его задачу  в том, чтобы закрепить в  художественной сценической форме уходящий из жизни танцевальный фольклор.

        Кадриль.  По количеству исполнителей кадриль  можно отнести к групповым  пляскам, но ее более позднее  возникновение и появление в  быту русского человека, своеобразное  построение, четкое деление на  пары и фигуры и ряд других  признаков отличают кадриль от  традиционных плясок. Поэтому кадриль  выделяется в самостоятельную  форму. Кадриль ведет свое происхождение  от салонного французского танца.  Французская кадриль начала распространятся  в русском народе в начале XIX столетия.

         В народе кадриль десятилетиями  видоизменялась, совершенствовалась  и создавалась заново. Она приобрела  своеобразные движения, рисунки,  манеру исполнения, взяв от салонного  танца лишь некоторые особенности  построений, да название. Русский  народ сделал кадриль разнообразной  по рисунку, введя в нее многие  фигуры русских хороводов и  плясок. Богаче стала и форма  кадрили, она стала исполняться  и линиями, и квадратом, и  в круговом построении. В кадрили  стали принимать участие различное  количество пар: 2, 4, 6, 8 и больше, но  обязательно четное. В некоторых  местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если французская кадриль состояла из 5 - 6 фигур, то в русской народной кадрили встречается, от 3 до 14 и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. В русской же кадрили фигуры получили разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное - названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. В некоторые фигуры кадрили вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Каждая фигура кадрили исполняется под отдельную распространенную плясовую песню или мелодию. Каждая фигура отделяется от другой паузами - остановками как в музыке так и в пляске. Перед началом каждой фигуры ведущей, обычно юноша первой пары, объявляет название или порядковый номер фигуры. Каждая фигура почти всегда заканчивается кружением, которое чаще всего происходит по движению часовой стрелки. Кадриль можно было плясать и в богатых, праздничных и в будничных народных костюмах.

            Виды кадрили: 

           Квадратная. Она исполняется четырьмя  парами, стоящими друг напротив  друга по углам квадрата. Движение  и переходы пар происходят  по диагонали или крест - накрест.  Квадратные кадрили пляшут по  всей России. Основные построения  и переходы пар: 

а) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

б) две противоположные  пары идут навстречу друг другу и  меняются местами;

в) две противоположные  пары идут навстречу друг другу и  образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

г) две противоположные  пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

           Линейная. Может участвовать от 2 до 16 пар. Пары располагаются в  таком порядке: слева от зрителя  первая пара, в другой линии,  напротив нее, вторая пара и  т.д. Каждая пара пляшет почти  всегда только с противостоящей  парой. Линейным кадрилям присущи  свои построения и переходы  пар.

            Круговая. Участвует четное количество  пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых  кадрилях может плясать нечетное  количество пар, но не менее  4 пар. Пары располагаются по  кругу, их отсчет ведется по  движению часовой стрелки. Первая  пара находится слева от зрителя.  В круговых кадрилях движения  пар и одиночные переходы происходят  по кругу, против часовой стрелки,  а так же к центру круга  и обратно: 

 а) парни стоят на  своих местах, а девушки переходят  по кругу, пока вновь не дойдут  до своих партнеров; 

 б) парни и девушки  одновременно идут по кругу  в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих  партнеров; 

 в) девушки или парни  сходятся к центру круга и  образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении  полный поворот, возвращаются  к своим парам; 

 г) парни или девушки  образуют внутренний круг, повернувшись  лицом к внешнему кругу; исполнители  совершают обход со своими  партнершами правым или левым  плечом вперед.

       Существует  также ряд других переходов.  Круговая кадриль исполняется  простым, шаркающим и переменным  шагом.

 

2.3. Польский танец.

 

         Прошло несколько веков с той  поры, как польские народные танцы  стали известны во многих странах  Европы. Популярность пришла к  ним сразу. Их по достоинству  оценили и любители танцевального  искусства и мастера-профессионалы. 

         Развитию польских танцев в  значительной степени способствовали  оперно-балетный театр и бальная  хореография. Но в сценической  обработке шотеров прошлого и тем более в бальной интерпретации народный танец не мог быть представлен во всей своей красоте и многообразии. Особенно много терял он в бальной интерпретации, приобретая салонно-изысканные, а иногда и манерные черты. Подлинную красоту национального танца, многообразие его форм сохранял польский народ, особенно крестьянство. В глубокой древности в крестьянской среде возникли почти все виды народного танца. Значительно позднее сочинителями танцев стали ремесленники, городской люд. Первые танцевальные формы были неразрывно вязаны с обрядами, календарными играми, началом и концом полевых работ, семейными торжествами, являясь неотъемлемой частью их. Этим объясняется массовость польских танцев, широта и размах их композиционного рисунка, издавна польским танцам присущи театральная яркость, декоративность.

         В рождественские праздники в  каждом доме были обязательны  танцы ряженых. Свои танцы имела  пасхальная неделя. А в день  Ивана Купалы молодежь водила  хороводы вокруг костров. Борьба  польского народа с угнетателями  запечатлена в героических танцах. Они воспевают мужество и бесстрашие  простых людей. Патетична и  воинственна пластика этих танцев. Их композиционный рисунок строг,  величествен, динамичен. 

        На  многолюдных народных празднествах  слагались и канонизировались  различные па, движения, позы наиболее  распространенных танцев: полонеза, «мазурка», краковяка, «обэрэка» и др. Поколение за поколением совершенствовали и передавали друг другу красивый и сложный комплекс их движений. Бережно хранил польский народ чистоту форм и характер исполнения своих танцев, оберегая их от чужеродных влияний.

        Польский  народный танец преимущественно  парно-массовый, исполняется он любым  количеством пар, чаще четным. В отдельных областях есть  танцы мужские и женские. Велик  танцевальный словарь польской  народной хореографии. Здесь много  различных сложных движений, вращений, поз. В пластике польских танцев  сочетаются грациозность и мужественность, тонкая лиричность и бурный  темперамент. Но весь этот сложный  танцевально-психологический сплав  подается сдержанно, строго. Особенно  сложна архитектоника дуэта. В  нем много различных поворотов  и поз, мелких движений; исполнители  должны строго следить за красотой  рисунка рук, четко и образно  заканчивать танцевальные фразы.  В дуэте мужчина рыцарски внимателен  к своей даме, он старается  добиться ее благосклонности,  он элегантен, подтянут и мужествен.  Это особенно характерно для  мазурки.

       В XVIII веке полонез был известен  по всей Европе. Нередко в нем  участвовало огромное количество  пар — до ста двадцати. Существовали  формы полонеза, в которых юноши  и девушки не держались за  руки, известен полонез, исполнявшийся  только девушками. В настоящее  время в полонезе может участвовать  любое количество пар. Исполнители  держатся за руки, кавалер ведет  свою даму, он полон внимания  к ней. 

       Композиционно  полонезу свойствен самый разнообразный  рисунок: ход по кругу пара  за парой, построение в колонну,  поочередный переход пар через  колонну. Естественно, что при  этом исполнители разъединяют  руки, затем вновь соединяют их. По ходу танца выполняются  повороты в парах, поклоны.  Музыкальный размер полонеза, как  и «ходзон», трехдольный, темп медленный, торжественный. Заканчивается танец обычно поклоном исполнителей друг другу.

       Одним  из популярнейших польских танцев  является также «мазур». Родина его — Мазовше. «Мазур» — парный танец. В польских деревнях его исполняют под пение или народный оркестр. Для этого танца народ сложил много забавных и остроумных припевок. Чаще всего в них восхваляется красивая и ловкая в работе девушка, с которой хотят танцевать все парни. Основная роль в «мазуре» часто принадлежит девушке первой пары, которая ведет танец, она может, танцуя, подбросить платок вверх, а все юноши стараются поймать его. Тот, кто поймает платок, может потанцевать с этой девушкой. В «мазуре» много различных сложных фигур. Перемена их зависит от ведущей пары. «Мазур» - танец веселый, жизнерадостный, некоторые его фигуры напоминают массовую молодежную игру. В быту он не имеет канонизированной композиции. Балетмейстер, сочиняющий сценическую форму танца, может строить композицию и располагать фигуры свободно, по собственному плану и замыслу. Но зато «мазур» имеет только ему свойственные ходы, движения, позы, своеобразный рисунок рук. Эти его особенности должны сохраняться в сценических формах танца.

          Краковяк — быстрый, темпераментный  парно-массовый танец. Родина  его — Краков, но исполняется  он всюду. В народе краковяк  часто исполняется с припевками, в которых восхваляются краковские парни. Танец исполняется четным количеством пар под оркестр народных инструментов и от начала до конца идет в одном быстром темпе.

         В сценическую композицию краковяка  балетмейстер может ввести солирующую  пару. В народных формах краковяка  ведущая роль принадлежала юноше.  Смена фигур, создание веселой  атмосферы зависели от его  изобретательности и находчивости. Он должен был сочинять прибаутки,  выбирать попевки. В краковяке много разнообразных фигур. Исполняют его темпераментно, четко. Красота танца зависит от правильного положения корпуса, который должен быть строен, несколько подтянут, но гибок. Его положение должно соответствовать движениям рук и ног. Мелкие движения ног выполняются легко и ритмически четко. Рисунок рук в краковяке сочетается с общим рисунком танцевальной фигуры.

Информация о работе Композиционное построение танца