Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

          Характеризуя общенациональные  танцы Украины, следует прежде всего отметить то, что на их развитие огромное влияние имели обряды Украины. Изобилие народных обрядов, обычаев, празднований, гуляний – порождало новые традиции, новые танцы. Обряды эти во многом сходны с обрядами русских и других славянских народов. Как и у большинства этих народов на Украине тоже существуют купальские обряды с их весенними играми и забавами, рождественские праздники с колядами и щедринками и др. Все эти обряды явились наследием еще языческой Руси. Порождали массу ритуальных и обрядовых танцев. Хороводы вокруг майского дерева “Маринонька”, в котором девушки плетут венки, гадают, и рисунок танца напоминает хитроумные переплетения венка. Все эти пляски известны под общим характеризующим названием – “Веснянка”. В них наряду с девичьими хороводами имеются и пляски ряженых. Удалы пляски парней с девушками вокруг костра и т.д. Вершиной же, карточкой танцев Украины, является гопак. Он в первоначальной своей форме недавно. Это был воинственный танец запорожских казаков, и первоначально плясать гопак разрешалось только мужчинам. В гопаке казак показывал свою ловкость, удаль, смелость. Часто изображались в гопаке целые сцены боя, походов.

          О танцующем гопак казаке в  народе говорили: “Казак пляшет, как на коне скачет”. У запорожских  казаков гопак имел особое, организующее  значение. Так, известно множество  фактов, когда в стане казаков  не было единства фактов, когда  в стане казаков не было  единства в отношении плана  действия и когда все способы  для достижения единства были  исчерпаны, гетманы, взяв в  руки булаву – символ гетманской  власти – выходили в круг  и , предварительно поднеся казакам по чарке горилки, начинали плясать гопак. Тот из казаков, который входил в круг плясать, тем самым давал согласие на повиновение гетману. И часто случалось так, что гопак всех увлекал в пляс. Позднее гопак стали танцевать не только на Сечи, но и в деревнях, и в городах. Сначала, как и на Сечи, его танцевали одни мужчины, но постепенно входят и женщины. Так он постепенно приобрел парадную форму, которую мы наблюдаем сейчас.

          Очень сходен с гопаком и  другой, посвященный запорожским  казакам украинский парный танец  – “Казачок”, названный так  народом в честь своих защитников. Фактически это гопак, только  в несколько упрощенной форме.  Казачок обязательно и всегда  танцевали парами, и ,вследствие участия в нем девушек, казачок более лиричен, не имеет больших трюков, рисунков.

         Украинское искусство, восприняв  лучшие традиции украинского  народного танца и очистив  это наследие от всего чужого, наносного, непрестанно пополняет  его новыми выразительными средствами, обогащает хореографический язык. Разнообразие хореографических  средств, глубина образов и  сюжетов, богатство эмоциональных  красок и красота рисунка придают  украинскому танцу необычайную  привлекательность и делают его  ценной составной частью многонационального  хореографического искусства.

        В  своей постановке «Ползунец», в поисках образного танцевального языка, который был бы способен передать лихой дух Запорожской Сечи, Вирский натолкнулся на оригинальную мысль использовать одни лишь движения украинской пляски "на низах". В течение всего танца исполнители не распрямляют колен. Их ноги и вовсе не видны, скрытые огромными шароварами. Зрительский глаз постепенно привыкает к этим коренастым, "вросшим в землю" фигурам, к неожиданным ракурсам, которые они принимают в различных танцевальных коленцах, варьирующих ползунки, присядки, метелочки, как бы рожденные прихотью народного юмора. И когда в финале весь ряд танцоров, выстроившихся по рампе, поднимается наконец в полный рост, кажется, что вырастает богатырская застава, чем и являлась Запорожская Сечь на границах родной Украины.

       Ранние  варианты «Запорожцев» П. П.  Вирского были не столь многозначны, как «Ползунец», но и они рождали множество ассоциаций с темой народной героики. В "Запорожцах" образ народной вольницы возникал из композиционного рисунка танца, из общей для всех действующих лиц пластической характеристики, возникал очищенным от подробностей, как бы приподнятым над бытом, укрупненным, как памятник героям.

 

«Ползунец». Ансамбль народного танца Украины имени П.П. Вирского

 

2.2. Русский танец.

 

Хоровод. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Танец, песня и игра в хороводе неразрывно и органично связаны между собой. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Хоровод - это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней. Хороводы имеют культово-обрядовую, социальную и бытовую темы.

         Участники хоровода держатся, как  правило за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами.

        Хоровод  распространен по всей России, и каждая область вносит что-то  новое, создавая разнообразие  в стиле, композиции, характере  и манере исполнения. Хороводы  исполняют в медленном, среднем  и быстрых темпах.

        Но  в различных районах России  существуют свои местные особенности  исполнения хороводов, связанных  с природными и климатическими  условиями, со спецификой бытового  уклада и труда, человеческими  взаимоотношениями, формировавшимися  в различных жизненных условиях. Эти особенности проявляются  и в составе исполнителей, и  в ритме, и в содержании песен,  под которые идет хоровод, и  в манере исполнения, присущей  только данной местности. На исполнение хороводов сказывается и разнообразие в костюмах, которые в разных областях значительно отличаются друг от друга и подчас весьма далеки от общепринятого «русского сарафана», к которому мы так привыкли на сцене.

           Большое значение при постановке  хороводов отводится фигурам.  Фигуры могут образовываться  одними девушками, или парнями,  или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно  выстроены. Об этих фигурах  будет сказано подробнее в  последующей главе. 

          Хороводы бывают: орнаментальными  и игровыми.

         Орнаментальные хороводы. Если в  тексте песни, сопровождающей  хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих  лиц, то это орнаментальный  хоровод. Участники хоровода ходят  кругами, рядами, заплетают из  хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом  песни, являющейся лишь музыкальным  сопровождением. Иногда орнаментальные  хороводы своим рисунком, построением  раскрывают и передают содержание  песни. Содержание песен, сопровождающих  орнаментальные хороводы, чаще всего  связанно с образами русской  природы, с поэтическими обобщениями,  коллективным трудом народа, его  бытом. Эти песни отличаются  более четким ритмическим построением,  объединяющим участников хоровода  в плавном или быстром плясовом  движении. В рисунках орнаментальных  хороводов очень силен элемент  изобразительности - «завивание  капустки», «заплетение плетня». Орнаментальные хороводы в различных областях России носят названия фигурные, узорные, кружевные и т.д. Этот хоровод отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод состоит лишь из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

            Игровые хороводы. Хоровод, в песне  которого имеются действующие  лица, игровой сюжет, конкретное  действие, то содержание песни  разыгрывается всеми участниками  хоровода одновременно. Исполнители  с помощью пляски, мимики, жестов  создают различные образы и  характеры героев. Часто персонажами  песни являются животные, птицы,  и тогда участники хоровода  подражают их движениям, повадкам. В игровых хороводах главным  является - раскрытие сюжета, столкновение  характеров и интересов действующих  лиц. Больше всего тем для  игровых хороводов содержится  в песнях, отражающих жизнь и  быт народа. В действие хоровода  органично входят платочек, лента,  венок, палка и т.д. Эти предметы  иногда служат и символами.  Так венок символизирует брачный  союз, платочек заменяет подушку,  перину и т.д. В таких хороводах  может выделяться исполнитель,  играющий роль, а иногда две  или три, но чаще всего выделяется  несколько действующих лиц. В игровых хороводах рисунок построения проще, чем в орнаментальных. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами. В центре круга происходит действие, разыгрывается сюжет. В линейном построении хороводов участники поделены на две группы, которые ведут своеобразный диалог. Существуют определенные группы песен, требующие обязательного линейного построения или именно кругового. В игровых хороводах большое значение приобретают артистические способности участников.

         Пляска. В древности пляски носили  обрядовый, культовый характер, но  со временем приобрели бытовой.  Пляска - это наиболее распространенный  и любимый жанр русского народного  танца. 

         Пляска родилась в хороводе  и вышла из нее, разорвав  хороводную цепь, усложнив техническую  основу, создав свои формы и  рисунки, заменив хороводную песню  плясовой и различным музыкальным  сопровождением. Пляской можно выражать  различные состояния человека. Пляска  состоит из ряда отдельных  движений - элементов, которые отличаются  характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит.  Каждые движения в пляске наполнены  смыслом. Разнообразные движения, число которых во много раз  увеличивается за счет импровизации  исполнителей, - характерная особенность  русской пляски. У исполнителя  русской пляски очень выразительны  руки, голова, плечи, лицо, кисти рук  и т.д. Пляска дает возможность  раскрыть личные, индивидуальные  черты характера. В пляске могут  участвовать парни и девушки,  мужчины и женщины, подростки  и пожилые люди. Для мужской пляски характерны широта, размах, удаль, сила, внимание и уважение к партнерше. Для женской пляски характерны величавость, плавность, благородство и задушевность, однако часто она исполняется живо, с задором.

           В каждой пляске есть свое  содержание, сюжет. Одной из отличительных  особенностей пляски является  индивидуальная импровизация. Пляска  отличается от хоровода более  богатой и сложной лексикой  танцевальных движений. Помимо обогащения  лексики пляска дает возможность  и для усложнения и разнообразия  пространственного рисунка: лихие  выходы парней, задорные проходки  девушек, перебежки, разнообразные  по рисунку переходы пар и  т.д. - все это создает новые  рисунки и построения, присущие  только пляске. Отличает пляску  от хоровода и музыкальное  сопровождение. Пляски идут не  только под песни, а под аккомпанемент  различных музыкальных инструментов. Песни, под которые исполняется  пляски, в основном быстрые, мелодии  их ярко расцвечены акцентами  и резко выраженной активной  ритмикой. Такие песни называют  плясовыми. Плясовые и хороводные  песни где -то сближались, не всегда имея резко отличительные черты. Исполнители и зрители плясок подчеркивают ее ритмические акценты с помощью подголосков, подкрикивания, хлопков и различных музыкальных инструментов. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение - это еще одна основная особенность отличающая пляску от хоровода.

        Виды  пляски:

        Одиночная.  Бывает мужской и женской. В  ней наиболее полно отражается  индивидуальность, мастерство, изобретательность  исполнителя. Одиночная пляска  основана на импровизации исполнителя.  Исполнители пляски своими движениями  могут передавать радость и  веселье, глубокое любовное чувство  и юмор, также исполнители привносят  движения, связанные с трудовыми  процессами, образами птиц, зверей  и т.д. Одиночная пляска имеет  свои устоявшиеся традиции исполнения, определенную форму построения. Она начинается с движения  по кругу - проходки - или с выхода  в круг и исполнения какого-либо  движения на месте - с выходки.  Это начало пляски, затем следует  ее развитие и пляска достигает  кульминации, и следует финал. 

         Парная. Ее исполняют в основном  парень и девушка, реже мужчина  и женщина, но пожилые люди  в ней участия не принимают.  Содержание парной пляски - как  бы сердечный разговор, диалог  влюбленных. Чаще всего это свадебные  пляски. Но иногда в парных  плясках содержание и настроение  бывает несколько иным: передается  равность или легкая обида  любящих. В основном парные  пляски очень лиричны. Они не  имеют строго установленного  рисунка, бурного нарастания и  энергии исполнения. Она ровная  по темпу. 

             Перепляс. Это соревнование в  силе, ловкости, изобретательности.  Это показ индивидуальности исполнителя.  В старинном русском переплясе  участвовали два парня или  двое мужчин, девушки участия  не принимали. Перепляс исполнялся  под сопровождение музыкальных  инструментов, реже под песню.  Перепляс начинался медленно, а  заканчивался в быстром темпе.  С изменением бытового уклада  перепляс стали исполнять все  желающие (женщины, мужчины, пожилые  люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные  распространенные мелодии, иногда  под частушки. В настоящее время  на сцене пляшут несколько  человек с одной стороны, несколько  с другой, но при этом задача  и характер исполнения парного  перепляса сохраняется. 

           Массовый пляс. В этой пляске  нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый  пляс чаще всего исполняют  в парах - один против другого.  Пляшут по одному, по трое, по  четверо, но у каждого исполнителя  пляса есть своя задача - не  только показать себя, но и  сплясать лучше, чем стоящий  рядом. Каждый исполнитель может  войти и выйти из пляса в  любом месте, не дожидаясь окончания.  Исполнитель может плясать в  любом месте площадки и с  любым участником пляса. На  сцене массовый пляс встречается  редко. 

Информация о работе Композиционное построение танца