Композиционное построение танца

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 19:13, курсовая работа

Описание

Исследования в области народной хореографии позволяют сохранять национальный облик любого народа.Объект исследования – композиционное построение танца.Цель работы – всесторонняя характеристика ведомостей о композиционном построении танца.

Работа состоит из  1 файл

готовая курсовая по искусству.docx

— 529.67 Кб (Скачать документ)

Введение

          Для своей курсовой работы  я выбрала тему «Композиционное  построение хореографического произведения»,  где рассмотрела общие сведения  о композиции построения танца,  а также более конкретнее рассмотрела  композиционное построение танцев  на основе украинского, русского  и польского народных танцев.

          Актуальность. В настоящее время  изучение этнической истории  и культуры разных народностей  является актуальной задачей  современной этнологии. Исследования  в области народной хореографии  позволяют сохранять национальный  облик любого народа. На современном  этапе наблюдается стирание границ  между различными национальными  культурами. Влияние массовой культуры  на традиционную определяет необходимость  фиксации культурного наследия  всех народов, в том числе  народов нашего многонационального  государства.

         Сегодня в разных странах существуют различные профессиональные танцевальные труппы, которые достигли международной известности, демонстрируя сценические формы народных танцев, например российский Государственный академический ансамбль народного танца им. И. Моиссева, Национальный академический ансамбль танца Украины им. П.П. Вирского, Израильский ансамбль танца «Инбал», «Фольклорный балет» Мексики и др. Это свидетельствует о популярности народной хореографии и необходимости научных исследований для ее развития.

         Народный танец как неотъемлемая  часть народной культуры представляет  большой интерес, так как через  призму хореографического искусства,  посредством пластических образов  передается традиционное национальное  самосознание.

         Массовая эмиграция приводит  к снижению бытования традиционных  форм культуры, в том числе  и народных танцев. Сегодня лишь  небольшая часть национальной  танцевальной культуры сохраняется  в бытовом исполнении, в основном  народные танцы исполняются в  сценической обработке. Для наиболее  полного воссоздания и сохранения  национальной специфики танцев, необходимы фиксация и реконструкция  фольклорных форм народной хореографии.

         Объект исследования – композиционное  построение танца.

         Народные танцы различных национальностей  отличаются вариативностью, наличием  большого количества локальных  особенностей, что связано с особенностями  композиционного построения, в котором  важную роль играют некоторые  особенности. Например, географическое  положение, местность, костюм, реквизиты. 

        Предметом  исследования являются содержание, структура и  региональные  особенности украинских, русских  и польских народных танце. 

        Цель  работы – всесторонняя характеристика  ведомостей о композиционном  построении танца.

        В  связи с этим были определены  следующие задачи:

- дать полную характеристику  понятию «композиция танца»;

– охарактеризовать танцевальный репертуар украинских, русских и  польских народных танцев определить его состав и дать краткое описание танцев;

 – разработать классификацию  народных танцев;

 – исследовать исторические  корни народных танцев;

 – определить динамику  и выявить факторы, повлиявшие  на развитие, рассматриваемых мною, народностей.

        Решение  этих задач позволяет дать  всестороннюю характеристику народных  танцев, изучить их происхождение,  определить, какие элементы танцев  имеют старинное происхождение,  какие -  относятся к новациям, какие – являются заимствованными.  Рассмотрение танцев в динамике  дает возможность определить  закономерности развития народной  хореографии и наиболее устойчивые  элементы танцевальной культуры. Классификация танцев необходима  для систематизации большого  количества полевых этнографических  материалов, что позволяет сделать  вывод о композиционном построении  танца. 

          В основу курсовой работы положен  принцип историзма, что позволило  рассмотреть композиционное построение  народных танцев в контексте  исторического развития народа. В качестве основного метода  применялся метод структурно-функционального  анализа. Структурно-функциональный  метод дает возможность рассмотреть  структуру и функции  композиции  танца.

           В основе методологии курсовой  работы лежат понятия «композиция», «народный» (фольклорный) и «сценический»  танец.

           Понятие «композиция» используется  в моей работе как наиболее  общее, которое объединяет в  себе структуру танца, балетмейстерское  искусство и все то, что связано  с танцевальной культурой. Народный  танец сочетает в себе не  только движения тела, но и  его ритмическую основу, имеющую  отражение в музыкальном сопровождении  на национальных инструментах. Также  в понятие народного танца  входит и непосредственная связь  танца с различными украшениями  и костюмом. Сценический танец  создается профессиональными хореографами  на основе бытового народного  танца. На современно этапе  в сценическом народном танце  сохраняются основные элементы  традиционных танцев прошлых  веков.

          Структура работы. Работа включает  в себя введение,  два раздела,  заключение, список источников использованной  литературы, одно приложение.

          Основное содержание работы.

         В первом разделе: «Композиционное  построение хореографического произведения»,  состоящего из пяти подпунктов, дается общее представление о  композиции построения танца.  В подпунктах идет речь о  структуре драматургии танца  и о мимике.

        Во  втором разделе: «Примеры композиционного  построения танцев», рассказывается  о композиционном построении  украинских, русских и польских  народных танцев.

        В  заключении приводятся основные  выводы исследования. Представленная  в моей работе  классификация  позволила всесторонне рассмотреть  народные танцы, выбранных мною  областей. При использовании комплексного  подхода мне удалось раскрыть  не только хореографическую структуру  композиции народного танца, но  и проследить принадлежность  к определенной жанрово-тематической  направленности. Выделенные группы  позволяют сделать вывод о  том, что парные танцы являются  основой народно-сценического танца.

        В  своей курсовой работе я использовала  таких авторов:

  1. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта. М. Искусство. 1989г. Изд 2-е.
  2. Р.Захаров. Сочинение танца. Страницы педагогического опыта М. 1983г.
  3. Р.Захаров. Записки балетмейстера. М., 1976
  4. Новерр Ж. Ж. Письма о танце и балетах. Л.; М., 1965.
  5. Захаров Р.В. Сочинение танца: страницы педагогического опыта. – М.: Искусство, 1999. – 235 с.
  6. Захаров Р.В. Искусство балетмейстера. – М.: Искусство,  2000. – 431 с. 
  7. Фокин М. Против течения. – Л., 2005. – 630 с.
  8. Ванслов В. Балеты Ю. Григоровича и проблемы хореографии. – М.: Искусство, 1998. – 175 с.
  9. Смирнов И.В. Искусство балетмейстера. Изд. «Просвещение». М., 1986
  10. Есаулов И.Г. Хореодраматургия. Искусство балетмейстера. – Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000. – 320 с.
  11. Голейзовский К. Жизнь и творчество. Статьи, воспоминания, документы. – М.: Искусство, 2000. – 342 с.
  12. Бурновиль А. Моя театральная жизнь. – М., 1999. – 232 с.
  13. Захаров Р.В. Слово о танце. – М., 1999. – 254 с.
  14. Панферов В.И. Основы композиции танца. Экспериментальный учебник. Издательство «Копейский рабочий». Челябинск, 2003
  15. Слонимский Ю. Чудесное было рядом. – М., 1984. – 365 с.
  16. Соколов-Каминский А. Советский балет сегодня. – М., 1998. – 128 с.
  17. Эльяш Н. Образы танца. – М., 2002. – 453 с.
  18. Футбер И. Пантомима, движение и образ. – М., 2000.
  19. Попова Т.В. О музыкальных жанрах. – М.: Сов. Комп., 1981. – 154 с.

 

 

1. Композиционное  построение хореографического произведения.

      

        Композицию создает балетмейстер – создатель, сочинитель хореографического произведения. Это может быть сочинение целого балета, отдельного танцевального номера, эпизода в пляске, дуэта, трио, квартета и т.д. Каждая композиция включает в себя ряд танцевальных комбинаций, она должна основываться на определенном музыкальном материале и отражать все особенности музыки, строится по законам драматургии и включать в себя экспозицию, завязку, ступени перед кульминацией, кульминацию и развязку. В композиции следует различать рисунок танца и хореографический текст.

         Внутренний взор балетмейстера  – это своеобразный фильм,  где звучит музыка, возникают  сперва смутные пластические и цветовые ассоциации, а затем все более четко вырисовывается цельный танец и наконец, балет со всеми его событиями, образами. Когда создается танец, воображению хореографа представляется прежде всего логическое развитие характеров героев в обусловленных сюжетом действиях и поступках. Но ему видится и декоративное оформление, цвета и форма костюмов, необходимая бутафория и реквизит, сценическое освещение.

     Композиция  танца состоит из ряда компонентов.  В нее входят: драматургия (содержание), музыка, текст (движения, позы, жестикуляция, мимика), рисунок (перемещение танцующих по сценической площадке), всевозможные ракурсы. Все это подчинено задаче выразить мысль и эмоциональное состояние героев в их сценическом поведении. Композиция составляется из ряда частей – танцевальных комбинаций.

 

    1. Драматургия танца.

 

       Основной  закон построения драматургического  произведения обязателен как  для танцев сюжетных, так и  для любого бессюжетного танца,  где есть тема и задача выразить  то или иное состояние человека (радость, горе, любовь, ревность, отчаяние и т.п.) или его свойства (доверчивость, хитрость, подозрительность, самовлюбленность, беспечность, неустрашимость, трудность).

         Согласно этому закону танец  должен сочетать в себе в  гармоническом соотношении все  пять его частей.

1.  Экспозиция может  получиться ясной, доходчивой  или наоборот, скомканной, невнятной,  затянутой.

2.     Завязка –  четкой и яркой или смазанной,  тусклой, незаметной.

3.    Развитие действия (ряд ступеней перед кульминацией) также бывает нарастающим, сильным  или растянутым, расхолаживающим.

4.    Кульминация,  как и завязка, может быть  яркой, впечатляющей, настоящей вершиной  танца или же бледной, робкой, лишенной силы воздействия на  зрителей.

5.    Развязка должна  быть подготовлена органически  всем ходом танцевального действия, но бывает неоправданно внезапной,  ничем не обусловленной, а в  другом случае – затянутой,  расхолаживающей, нарушающей все  впечатление от танца.

          Умение пользоваться законами  композиции и правильно применить их – один из самых трудных, сложных этапов в творчестве балетмейстера. Ведь ни один танец не может строиться по какому-то стандарту, каждая тема подсказывает сочинителю свою особую форму воплощения. От изобретательности, опыта и мастерства хореографа, а также от его знания непреложных законов зависит формы танцевального сочинения.

         Рассмотрим подробнее каждый  из пяти компонентов композиции, органически и неразрывно между  собою связанных.

         Об экспозиции.  Назначение экспозиции  – это введение в действие. Здесь зрители знакомятся с  действующими лицами: слушая музыку  и наблюдая за танцующими, понимают, что перед ними люди определенной национальности, живущие или жившие в ту или иную эпоху. Становится понятно жанр танца – народно-сценический, фольклорный, исторически или классический дуэт, сольная вариация, па-де-труа, па-де-катр, массовый, кордебалетный танец. Жанры танцев могут быть очень разнообразными и экспозиция как бы настраивает зрителей на восприятие одного из них. Действие здесь может развиваться неторопливо, постепенно, а может динамично, активно. Длительность экспозиции зависит от той задачи, которую решает здесь хореограф, от его интерпретации произведения в целом, от музыкального материала, строящегося, в свою очередь, на основе сценария сочинения, его композиционного плана.

        О  завязке. Само название этой части говорит о том, что здесь завязывается – начинается действие: здесь герои знакомятся друг с другом, между ними либо между ними и какой-то третьей силой возникают конфликты. Драматургом, сценаристом, композитором, хореографом сделаны в развитии сюжета первые шаги, которые впоследствии приведут к кульминации. Вышедшие на сцену и разместившиеся в определенном рисунке (по прямой линии, полукругом, по диагонали и т.п.) исполнители начинают собственно танец. Они делают более сложные движения, и нам интересно, что произойдет дальше, после этой завязки, как будет развиваться танец.

         О развитии танца (ряда ступеней  перед кульминацией). Это та часть  произведения, где развертывается  действие. Конфликт, черты которого  определились в завязке, обретает  напряженность. Ступени перед  кульминацией действия могут  быть выстроены из нескольких  эпизодов. Количество их и длительность, как правило, определяются динамикой  развертывания сюжета. От ступени  к ступени она должна нарастать,  подводя действие к кульминации. Некоторые произведения требуют стремительно развивающейся драматургии, другие, наоборот, плавного, замедленного хода событий. Иногда, для того чтобы подчеркнуть силу кульминации, надо для контраста прибегнуть к снижению напряженности действия. В этой же части раскрываются разные стороны личности героев, выявляются основные направления развития их характеров, определяются линии их поведения. Действующие лица выступают во взаимодействии, в чем-то дополняя, а в чем-то противореча друг друга. Эта сеть отношений, переживаний, конфликтов сплетается в единый драматургический узел, все более привлекая внимание зрителей к событиям, отношениям героев, к их переживаниям

Информация о работе Композиционное построение танца