История создания центра искусств имени Жоржа Помпиду

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:16, реферат

Описание

Целью данной работы является изучение и систематизация информации, посвященной Национальному центру искусств имени Жоржа Помпиду и его деятельности. Объектом исследования выступает современное искусство, предметом - Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду как культурный комплекс и шедевр современного искусства.

Содержание

Введение................................................................................................3
История создания центра искусств
имени Жоржа Помпиду ........................................................................5
«Какой ужас!» .........................................................................................8
Культурный комплекс...........................................................................10
Современное искусство.......................................................................15
Последние новости о Центре Помпиду..............................................17
Заключение............................................................................................23
Список использованной литературы...................................................25
Приложения...........................................................................................26

Работа состоит из  1 файл

музееведение работа.docx

— 546.31 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Оглавление

 

 

 

 

Введение................................................................................................3

История создания центра искусств

имени  Жоржа Помпиду ........................................................................5

«Какой ужас!» .........................................................................................8

Культурный комплекс...........................................................................10

Современное искусство.......................................................................15

Последние новости о Центре Помпиду..............................................17

Заключение............................................................................................23

Список использованной литературы...................................................25

Приложения...........................................................................................26

 

 

 

 

 

 

 

 

  Введение

 

 

Жорж  Помпиду, один из французских Президентов, был большим ценителем искусства 20-го века. В то время, когда власть предержащим полагалось любить классическую музыку и консервативные скульптуры, он мечтал о центре современного искусства, где воедино сплелись бы кино и  музыка, архитектура и дизайн, картины  и инсталляции.

К галереям, музеям, библиотекам и концертным залам долгое время относились как  к «храмам муз» и старались  для них подобрать здания в  классическом стиле. Но в 1970-е годы в  Париже был построен новый многофункциональный  культурный центр, который как бы демонстративно пренебрегал стереотипами трепетного отношения к искусству. Это был знаменитый Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду (см. приложение №1), который ознаменовал собой новый этап в развитии музейной архитектуры.

Экстравагантная конструкция Бобура (так в обиходе называют этот Центр по имени расположенной рядом с ним старинной улицы и пустыря, на котором возведено здание) напоминает внешне огромную фабрику или нефтеперегонный завод. Сталь, стекло, сложное переплетение красно-синих труб, кабелей, лестничных площадок, прозрачные галереи эскалаторов и переходов, каких-то странных металлических деталей, вынесенных наружу...

О Бобуре уже написаны монографии, книги и несметное число статей, как сочувственных, так и напрочь отвергающих не только архитектуру здания, но и саму идею создания подобного центра. «Суперрынок культуры», «Ангар искусства»... Какими только эпитетами не награждали Бобур. Сейчас страсти несколько поутихли, а Центр Помпиду прочно вошёл в список парижских достопримечательностей.

Целью данной работы является изучение и систематизация информации, посвященной  Национальному центру искусств имени Жоржа Помпиду и его деятельности.  Объектом исследования выступает современное искусство, предметом - Национальный центр искусств имени Жоржа Помпиду как культурный комплекс и шедевр современного искусства.

В качестве литературных источников были использованы научные труды отечественных авторов по музееведению и искусствознанию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                       История создания центра искусств

                                  имени Жоржа Помпиду

 

«Мечты сбываются...» (с)

 

История создания этого похожего на разноцветный стеклянно–металлический космический  завод комплекса не менее интересна чем и сам его внешний вид.

Президент Франции Жорж Помпиду уже в  самом начале своего правления решил  взять курс на полную модернизацию Франции, и конечно, его политической программе нужен был наглядный  символ модернизации.

В своё время президент Франции Жорж Помпиду мечтал: «Как бы я хотел, чтоб в Париже появился культурный центр, который одновременно являлся и выставкой и творческой мастерской, местом, где пластические искусства гармонично соседствовали с музыкой, литературой, киноискусством и аудиовизуальными исследованиями». Тогда находчивый президент объявил конкурс на самый оригинальный архитектурный проект здания Музея современного искусства.

Состоялся этот международный конкурс в 1969 году, где приняли участие около 700 конкурсных проектов, в том числе 30 из СССР. Решением жюри победителем конкурса был назван проект архитектора из Италии Ренцо Пиано и английского дизайнера Ричарда Роджерса. Было начато строительство центра Помпиду (Centre Georges-Pompidou), которое продолжалось пять лет и 31 января 1977 года он был торжественно открыт. Произошло это в полночь.

Когда под бой часов со здания были сдернуты скрывающие его ткани, удивленному  взору парижан открылся монстр, у  которого все трубопроводы, лифты, эскалаторы и арматурные соединения были выведены снаружи.

Жители  Парижа были шокированы. Это ультра необычное здание никак не походило на музей, пусть даже и современного искусства. Консервативные парижане не хотели мириться, чтобы «Помпизавр» (один из нелестных эпитетов, которым окрестили Центр) портил архитектурный ансамбль их изысканного города и сначала самые активные горожане даже устраивали пикеты около здания (но об этом подробнее речь пойдет в следующей главе «Какой ужас!»).

Здание  комплекса сильно отличается от остальной  архитектуры этого квартала в  центре Парижа, и напоминает издалека, то ли нефтеперегонный завод, то ли какую-то насосную станцию в строительных лесах.

Дело  в том, что по задумке архитекторов, чтобы разгрузить внутренние помещения, все возможные коммуникации были вынесены наружу здания. А именно, трубы  синего цвета - это кондиционирование воздуха, желтые – электросистемы, красные – эскалаторы и лифты, зеленые это водопровод, ну а те что потоньше и белого цвета это просто арматурные соединения (см. приложение №2).

Построенное здание состоит из шести застекленных параллелепипедов, причем все ярко выкрашенные арматурные соединения, лифты, эскалаторы и трубопроводы выведены наружу. Такая конструкция здания позволила освободить максимум полезной площади — 40 тысяч м2. Зато замерзают водопроводные трубы часто, а очень сложный и трудоемкий уход за зданием обходится ежегодно в 5 млн. франков. Здание очень больших для центра Парижа размеров имеет в длину 166 м, в ширину 60 м и в высоту 42 м.

Хай-тек во все времена вызывал к себе осторожное отношение. Как известно, парижане изначально восприняли и проект Эйфеля в штыки, Мопассан, к примеру, любил сидеть в ресторанчике в самой башне только потому, что это было единственным местом, откуда не было видно металлического «монстра». А между тем башня, представляющая собой металлический каркас, выполнена целиком в эстетике Хай-тек.

В Париже есть несколько сооружений в таком же стиле, один из них -  центр Жоржа Помпиду. Сейчас это здание — один из шедевров мировых высокотехнологичных построек. Новаторский подход в проектировании заключался в нескольких отличительных моментах, ставшими позже стандартными признаками стиля Хай-тек.

Во-первых, здание практически полностью имеет  фасад из стекла и стали. Во-вторых, все инженерные коммуникации здания, которые раньше прятались внутрь стен, были вынесены наружу здания и  являются частью его архитектурного облика, предметом искусства. В довершение они были покрашены в разные цвета. Именно эта акцентированная техно форма и послужила названию стиля как "high technology" - высокие технологии, сокращенно Hi-tech ( Хай-тек).

Центр им. Помпиду c его стеклянным фасадом и раскрашенными яркими красками наклонными трубами является местом проведения многочисленных современных художественных выставок. С крыши Центра открывается великолепный вид на город.

Одна  из особенностей Центра Помпиду состоит  в том, что он призван, скорее, производить  культуру, чем просто демонстрировать  ее. У здания музея отсутствует  монументальный вход, что было немыслимо  в то время. Зато напротив расположена  огромная пешеходная площадь, пропитанная  классическим парижским духом –  здесь туристов развлекают мимы, жонглеры, музыканты, клоуны.

В этом то и заключается замысел архитекторов – музейное искусство и уличное  тут не имеет четких границ, они  перетекают друг в друга, объединяются, формируя неповторимый культурный синтез современности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                            «Какой ужас!»

 

 

Говорят, что когда Помпиду увидел этот проект, он воскликнул: «Какой ужас!», но это, скорее, городская легенда, чем документальный факт. И возникновение такой легенды легко объяснимо – многие парижане долго не могли смириться с постройкой этого здания. Когда в 1977 году Центр был открыт, его признали самым авангардистским сооружением на земле. Конечно, сейчас можно найти здания и более замысловатые, но в те времена он вызывал если не шок, то легкую оторопь точно.

В этом здании все коммуникации вынесены наружу – оно оплетено сотнями разноцветных труб и трубочек. Их цвета – не игра художественной фантазии, а техническая  необходимость. Чтобы заменить ту или  иную трубу – не нужно ломать стены. Но в суровые зимы водопровод, бывает, и замерзает, как уже упоминалось ранее.

Помещения, из-за отсутствия всех подсобных и  служебных отсеков стали больше по площади и эстеты жаловались, что они похожи на ангары или цеха. Впрочем, все здание частенько обзывали нефтеперерабатывающим заводом. Но именно это сравнение как нельзя более удачно отражает главную функцию  центра – создавать настоящее  искусство и делать его массовым, нести к людям, делать доступным широким слоям населения.

Это странное, на первый взгляд, здание вызывало дебаты и горячие споры с момента его создания в 1977 году. Многие утверждали, что здание не вписывается в окружение, называли его нефтеочистительной фабрикой или буровой установкой. Но со временем к Бобуру привыкли, оценив его многочисленные достоинства.

Центр Помпиду в настоящее время  собирает больше посетителей, чем любая  другая достопримечательность столицы. Экстравагантный, даже можно сказать «кричащий» фасад вполне соответствует тем картинам, которые представлены в музее (кубисты, авангардисты и т.п.). Выставочные залы, библиотека и потрясающие музейные коллекции (включая Музей Современного искусства - Musee d'Art Moderne) привлекают множество любителей живописи.

Но  нашлись у здания и защитники, считающие его архитектурное  решение остроумной и смелой идеей, которая к тому же расширяет оформительские возможности современного зодчества. Как греческий храм горделиво выставлял напоказ колонны, подпиравшие его крышу, точно так же и Центр Помпиду не стесняется показать металлический «костяк», на котором держится весь его корпус, и не скрывает необходимые элементы своего технического оснащения. Стиль «хай тек» предполагает, что по мере развития технологии грани между архитектурой и техникой будут стираться всё больше и больше.

Несмотря  на первую отрицательную реакцию, за несколько десятилетий существования  Центра парижане успели полюбить его. И теперь они говорят о нем  с гордостью, а уж сколько туристов там бывает! Около восьми миллионов человек ежегодно посещают Национальный центр искусств.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Культурный комплекс

 

 

Национальный  центр искусств имени Жоржа Помпиду - это поистине многофункциональный культурный комплекс, в который входят главный парижский музей современного искусства, богатейшая библиотека, выставочные и концертные залы, институт исследования и координации акустики и музыки с ультрасовременными лабораториями и, наконец, обширная площадь перед главным входом, служащая ареной для выступлений бродячих артистов, музыкантов, циркачей.  Об этом стоит рассказать подробнее.

В Центре Помпиду, как уже говорилось ранее, находится главный парижский музей современного искусства, в нём регулярно устраиваются выставки. Музей содержит около 59 000 предметов современного искусства.

Богатая коллекция современного искусства  от 1905 года до наших дней: живопись, скульптура, архиектура, дизайн, фотография. Работы великих мастеров ХХ века (Матисс, Пикассо, Брак, Дюшан, Леже, Миро, Джакометти и др.), в том числе произведения русских художников (Кандинский, Шагал, Сутин, Гончарова, Ларионов, Цадкин, Архипенко, Соня Делоне и др.).

Экспонаты, выставленные в залах этого музея, характеризуют состояние западноевропейского (прежде всего французского) искусства  в годы перед первой мировой войной. В Париже, закрепившем за собой  славу художественной столицы мира, рождались в эти годы фовизм, кубизм, орфизм.

Экспозиции  в основном состоят из картин художников, представляющих именно данные течения. Ранний Матисс (1869-1954), здесь представлен картиной «Роскошь, покой и сладострастие» (1907) (см. приложение №3); Альбер Марке (1875-1947), пейзажист; Дюфи (1877-1953) – сочетание цвета с кружевным, «проволочным», нарядным рисунком, сохраняющим нередко характер наброска, эссе; Дерен (1880-1954), Вламинк (1876-1958) – пейзажисты; Боннар (1867-1947) – группировка «Наби», пейзажист – «В лодке», Утрилло (1883-1955) – пейзажист, Брак (1882-1963) – кубист, «Девушка с гитарой» (1913) (см. приложение №4), Пикассо (1881-1973) – «Авиньонские девицы» (1907) (приложение №5), Делонэ (1885-1941) – «Город Париж» (1911) (см. приложение №6), серия «Окна»; Шагал и другие художники.

Международное назначение Центра подтверждается серией выставок, организованных за 10 лет его  существования, посвященных не только отдельным мастерам искусства или  художественным эпохам, но и искусству  отдельных стран, как например: Париж-Берлин 1900-1933, Париж-Москва, Вена, 1880-1938: рождение века и многие другие. Такие выставки обычно привлекают многочисленную публику.

Информация о работе История создания центра искусств имени Жоржа Помпиду