История создания ОАО «РЖД»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2012 в 15:17, реферат

Описание

Формирование системы управления на железнодорожном транспорте инициировалось развитием сети железных дорог и зависело от тех решений, которые принимали императоры и правительство в целях получения новых экономических выгод от государства и реализации стратегических целей. В развитии этих процессов можно выделить следующие закономерности.

Содержание

1.История создания ОАО «РЖД»………………………………………….
2.Основные нормы и ценности организации……………………………..
3.Лучшие традиции железнодорожников…………………………………
4.Коммуникации (внутренние и внешние)………………………………..
5.Имидж ОАО «РЖД», фирменный стиль организации…………………
6.Мотивация…………………………………………………………………
7.Положительные стороны ОАО «РЖД»…………………………………

Работа состоит из  1 файл

социология и психология.doc

— 133.50 Кб (Скачать документ)
 
 

     Содержание 
 
 

     
  Стр.
1.История  создания ОАО «РЖД»…………………………………………. 3
2.Основные  нормы и ценности организации…………………………….. 5
3.Лучшие  традиции железнодорожников………………………………… 6
4.Коммуникации (внутренние и внешние)……………………………….. 8
5.Имидж  ОАО «РЖД», фирменный стиль организации………………… 9
6.Мотивация………………………………………………………………… 11
7.Положительные стороны ОАО «РЖД»………………………………… 12
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1.История создания ОАО «РЖД» 
 

     Формирование  системы управления на железнодорожном  транспорте инициировалось развитием сети железных дорог и зависело от тех решений, которые принимали императоры и правительство в целях получения новых экономических выгод от государства и реализации стратегических целей. В развитии этих процессов можно выделить следующие закономерности.

     Сначала принимались решения на государственном  уровне о строительстве железных дорог, формировались организационные  структуры и общества, создавалась  техника, которую надо было эксплуатировать, складывались технологии, для организации  их обеспечения всем необходимым вводились должности, создавалась управленческая структура. С самого начала управление разделялось на текущее (эксплуатация и техническое обслуживание железнодорожного транспорта) и стратегическое (строительство сети, закупка подвижного состава, формирование системы управления). Финансовое обеспечение было направлено, прежде всего. На решение стратегических задач и относилось к компетенции государства либо акционерных и частных обществ.

     На  протяжении всего периода развития железнодорожного транспорта в XIX и XX веках были примеры успешного функционирования как государственных, так и частных железных дорог. Однако частные железные дороги имели более сложную систему управления. Их сложнее было контролировать и подчинять государственным и стратегическим целям, в том числе созданию единой железнодорожной сети. Так, приказы и распоряжения Министерства путей сообщения для частных дорог имели, как правило, не обязательный, а лишь рекомендательный характер. Частные железные дороги всегда отстаивали свои интересы, пренебрегая интересами экономики  в целом и соседних железных дорог. Экономическим, политическим и остальным условиям России соответствовала государственная форма собственности на железные дороги, хотя государственные дороги зачастую обвиняли в низкой эффективности.

     Основной  орган по управлению железными дорогами до создания МПС – Главное управление путями сообщения и публичными зданиями (ГУПС и ПЗ) – был учрежден в 1833г. В его составе в 1842г. был создан Департамент железных дорог. В 1851г. была выработана структура управления железной дорогой, которая в основных чертах сохранилась до 1868г.

     В 1865г. Главное управление было преобразовано  в Министерство путей сообщения (МПС) с назначением П.П. Мельникова первым министром. По его предложению в составе МПС были созданы Совет министерства и Ученый комитет, а вместо департаментов искусных дел, хозяйственного, смет и отчетов учреждены департаменты сухопутных сообщений, водных сообщений, железных дорог и отчетов. Цель такой реорганизации  состояла в том, чтобы любое дело от начала до конца велось в одном департаменте. Таким образом, деятельность министерства по своей направленности становится более стратегической.

     Министерство  сосредоточило свое внимание на строительстве  железных дорог и развитии их материальной базы путем создания паровозо- и вагоностроения, а также рельсопрокатного производства. Эксплуатационные вопросы находились в ведении главного инспектора частных железных дорог и инспектора эксплуатации правительственных железных дорог. Инспектор представлял министру свои соображения.

     Однако  следует отметить, что управление железнодорожным транспортом на государственном уровне было в значительной степени разобщено. Сеть казенных и  частных дорог регулировалась, управлялась  и контролировалась тремя ведомствами: путей сообщения, финансов и государственного контроля. Межведомственную координацию осуществляли Комитет министров и одновременно действующий Совет министров.

     МПС осуществляло главное управление железнодорожной  сетью как с точки зрения общего надзора за строительством железных дорог и установления правил безопасности движения, так и с точки зрения регулирования отношений железных дорог с государством, обществом и между собой.

     Распределение ресурсов в то время было функциями  Министерства финансов, правительства, других органов и акционерных обществ, то есть МПС не могло решать самостоятельно в полной мере стратегические, финансовые вопросы.

     Кроме того, Минфин занимался вопросами  разработки уставов железнодорожных  обществ, выпуска железнодорожных акций и облигаций, определял тарифы, формировал госзаказ на рельсы, вагоны и паровозы. Таким образом, с момента возникновения железных дорог государство стремилось прочно держать в своих руках железнодорожное дело и определяло стратегическую политику в отношении железных дорог.

     Управление  железной дорогой (ее содержание и движение) сосредоточивалось в руках начальника дороги. В XIX веке при начальнике дороги образована канцелярия из трех столов, ведущих дела: 1) по личному составу и хозяйству дороги (кадры, надзор за исполнением указаний, распоряжения по дорожному хозяйству; 2) по рассмотрению планов, чертежей дороги и ее сооружений, проверке проектов и смет на все работы; 3) по контролю за перевозками и отчетности по всем суммам, поступающим в управление дороги.

     В управлении дороги имелись должности  механика, в обязанности которого входил постоянный осмотр локомотивов  и тендеров по всей дороге и наблюдение за их содержанием, и вагонмейстера, который ведал теми же вопросами  в отношении вагонов и платформ. Персонал дороги делился на состав: дорожный (начальники отделений, дистанций, дорожная стража, мастеровые и рабочие), станционный (начальники станций, кассиры, станционная команда), подвижной (машинисты, кондукторы) и телеграфический (сигналисты).

     В структуру управления входил центральный  орган – Департамент железных дорог ГУПС и ПЗ, управление дороги, структурные подразделения дороги (отделения, дистанции, станции). Но была еще и другая структура управления внутри каждого руководящего органа, которая, по сути, являлась структурой управленческих функций, направленных на организацию эксплуатации и жизнеобеспечения железных дорог. Вторая структура существовала в виде канцелярий, служб, отделов, секторов. Таким образом, с самого начала деятельности железных дорог и до сегодняшних дней было две структуры управления: первая реализовывала управление по территориальному признаку, вторая – по функциональному или хозяйственному. Чаще говорят об одной структуре управления, построенной по территориально-функциональному признаку.

     На  сегодняшний день на смену управлению функциями постепенно приходит управление процессами. Это связано с необходимостью построения научного, комплексного управления, в котором все пространство управления представляют собой согласованные процессы. С помощью процессов решаются проблемы производственных стыков и отлаживается деятельность предприятия в целом.

     Учитывая  явные преимущества процессного  подхода перед функциональным, представляется, что будущее ОАО «РЖД» за процессным управлением. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.Основные нормы и ценности организации 
 

Наименование  ценностей Содержание  и основные принципы ценностей
Ориентир  на потребителя Приоритет в  деятельности компании по удовлетворению потребностей и ожиданий пользователей  услуг железнодорожного транспорта.
Социальная  ответственность Обеспечение прозрачности и социальной ответственности бизнеса  компании.
Персонал  компании – основной её капитал Компания поддерживает стремление персонала повышать свою квалификацию, планирует и обеспечивает карьерный рост, повышает заинтересованность персонала в результатах своего труда, сохраняет и развивает социальную сферу, направленную на обеспечение достойного уровня жизни, как в период работы, так и после ухода на пенсию.
Партнёрство Уважение и  учёт интересов юридических и физических лиц, вовлечённых в сферу деятельности компании, и развитие с ними партнёрских отношений.
Качество  и безопасность Обеспечение высокого качества технологий во всех сферах деятельности компании. Приоритетность требований безопасности движения и персонала перед  эксплуатационными показателями работы компании.
Управленческие  модели - в жизнь Отлаженность  управленческих механизмов на всех уровнях  руководства компанией. Спонтанное управление объектами уступает место  системному управлению процессами. Безопасность движения и эксплуатационные показатели должны обеспечиваться за счёт внедрения эффективных управленческих моделей.

3.Лучшие традиции железнодорожников.

     По  определению "Нового иллюстрированного  энциклопедического словаря" (2003 г.) традиция (от латинского traditio — передача) представляет собой "элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни".

     Прогрессивные традиции в железнодорожной отрасли, относящиеся главным образом к ее истории, не только подлежат сохранению, но и совершенствованию, прежде всего в части повышения результативности.

     В Министерстве путей сообщения России на протяжении всех 138 лет его существования (1865—2003 гг.), а затем и в ОАО "Российские железные дороги" сложилась и последовательно совершенствуется положительная система сохранения истории развития железных дорог и их производственно-хозяйственной деятельности. Она с учетом временных и социальных изменений охватывает все стороны многочисленных (путевое, локомотивное, вагонное хозяйства, связи, электрификации и др.) и комплексно взаимоувязанных отраслей, а также их характеристики: техническое состояние, организационно-структурное построение, доля участия в перевозочном процессе, наука, кадровый состав и др.

     Оценивая  уровень и практическое значение успешного развития отечественного железнодорожного транспорта, нельзя не видеть того, что все производственные достижения в немалой степени  связаны с хорошо отработанными и соблюдаемыми традициями, а также налаженной преемственности знаний и опыта предыдущих поколений.

     Благодаря сохранению и критически разумному  использованию ранее накопленного опыта не только облегчается поиск  направлений дальнейшего совершенствования  деятельности, но и сокращается время на разработку более прогрессивных решений, улучшающих техническое состояние и функционирование железнодорожного транспорта.

     Результативность  и надежность этой "системы" подтверждается всем ходом событий. Именно так происходит углубление знаний, повышение профессиональной квалификации и производственного мастерства. Совершенствуется технология работ с освоением все более новой техники и передового опыта новаторов. Это создает условия для массового вовлечения   членов   трудовых   коллективов   в   осознанно творческое участие по использованию лучших традиций нашей отрасли.

     В комплексе этих и других мер по улучшению производственной деятельности важное место занимает сложившаяся  традиция подготовки к достойной  встрече государственных праздников — Нового года, Дня защитника Отечества, дней Восьмого марта, Первого мая, Независимости России и др. Также традицией стало встречать трудовыми успехами День железнодорожника.  

     Август  для железнодорожников всей страны – не просто последний месяц лета. Именно в это время труженики стальных магистралей отмечают профессиональный праздник, который является своего рода точкой отсчета нового железнодорожного года. Но праздник был бы не праздником, если б его не наполняли сюрпризы, подарки и радость. День железнодорожника смело можно отнести к одному из самых массовых и любимых в народе профессиональных праздников. А поэтому непременные его спутники – торжественность, отличное настроение и море положительных эмоций. С каждым годом он объединяет все больше людей, с каждым годом становится более ярким, разнообразным и насыщенным.

Информация о работе История создания ОАО «РЖД»