Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

Половые железы. Как и  поджелудочная железа, относятся  к смешанным железам. И мужские, и женские половые железы являются парными органами.

 

Мужские половые гормоны  – андрогены: тестостерон, андростандион, андростерон и др. Женские половые  гормоны – эстрогены.

 

17. Взаимодействие желез  внутренней секреции. Гипоталамо-гипофизарная  система. Ее роль в регуляции  деятельности желез внутренней  секреции

 

 

 

Все железы внутренней секреции в целостном организме находятся  в постоянном взаимодействии. Гормоны  гипофиза регулируют работу щитовидной железы, поджелудочной, надпочечников, половых желез. Гормоны половых  желез воздействуют на работу зобной железы, а гормоны зобной - на половые  железы и т.д.

 

Взаимодействие проявляется  и в том, что реакция того или  иного органа нередко осуществляется только при последовательном воздействии  ряда гормонов. Таковы, например, циклические  изменения слизистой оболочки матки: каждый из гормонов может вызвать  направленные изменения слизистой  только в том случае, если предварительно она подвергалась воздействию какого-то другого определенного гормона. Железы внутренней секреции регулируют работу друг друга по принципу обратной связи. При этом если гормон какой-то железы усиливает работу другой железы, то последняя оказывает на первую тормозное действие, а это приводит к уменьшению возбуждающего влияния  первой железы на вторую.

 

Действие различных гормонов желез может быть как синергичным, т.е. однонаправленным, так и антагонистичным, т.е. противоположно направленным. Противоположно действуют на углеводный обмен гормон надпочечников адреналин и гормон поджелудочной железы инсулин. Гормон щитовидной железы и адреналин действуют, наоборот, как синергисты. Взаимодействие может осуществляться и посредством  нервной системы. Гормоны одних  желез воздействуют на нервные центры, а импульсы, идущие от нервных центров, меняют характер деятельности других желез.

 

Гипоталамо-гипофизарная система  — объединение структур гипофиза и гипоталамуса, выполняющее функции  как нервной системы, так и  эндокринной. Этот нейроэндокринный комплекс является примером того, насколько  тесно связаны в организме  млекопитающих нервный и гуморальный  способы регуляции.

 

С одной стороны, они обладают самостоятельным влиянием на многие функции организма (например, на обучение, память, поведенческие реакции), с  другой стороны, активно участвуют  в регуляции деятельности самой  Г.-г. с., влияя на гипоталамус, а через  аденогипофиз — на многие стороны  вегетативной деятельности организма (снимают ощущение боли, вызывают или  уменьшают чувство голода или  жажды, влияют на перистальтику кишечника  и т.д.). Наконец, эти вещества оказывают  определенный эффект на обменные процессы (водно-солевой, углеводный, жировой). Т.о., гипофиз, обладая самостоятельным  спектром действия и тесно взаимодействуя с гипоталамусом, участвует в  объединении всей эндокринной системы  и регуляции процессов поддержания  постоянства внутренней среды организма  на всех уровнях его жизнедеятельности  — от метаболического до поведенческого.

 

 

18. Особенности развития  организма в период полового  созревания. Влияние гормонов гипофиза, половых желез на рост и  развитие детского организма

 

 

 

Биологической зрелости организм человека достигает в течение  периода полового созревания. В это  время происходит пробуждение полового инстинкта, поскольку дети не рождаются  с развитым половым рефлексом. Сроки  наступления полового созревания и  его интенсивность различны и  зависят от многих факторов: состояния  здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических  условий. Немаловажную роль играют и  наследственные особенности. В городах  половое созревание подростков обычно наступает раньше, чем в сельской местности.

 

В переходный период происходит глубокая перестройка всего организма. Активизируется деятельность желез  внутренней секреции. Под влиянием гормонов гипофиза ускоряется рост тела в длину, усиливается деятельность щитовидной железы, надпочечников, начинается активная деятельность половых желез. Повышается возбудимость вегетативной нервной системы. Под влиянием половых  гормонов происходит окончательное  формирование половых органов и  половых желез, начинают развиваться  вторичные половые признаки. У  девочек округляются контуры  тела, усиливается отложение жира в подкожной клетчатке, увеличиваются  и развиваются грудные железы, кости таза раздаются в ширину. У мальчиков растут волосы на лице и теле, ломается голос, происходит накопление семенной жидкости.

 

Начало пубертата связывают  с высокой пульсативной выработкой гонадотропин релизинг-гормона в  гипоталамусе, который стимулирует  выработку лютеинизирующего и фолликулостимулирующего  гормонов в гипофизе. В ответ на эти сигналы половые железы вырабатывают различные гормоны, стимулирующие  рост и развитие мозга, костей, мышц, кожи, и репродуктивных органов. Рост тела ускоряется в первой половине пубертатного периода, а полностью  заканчивается с завершением  полового созревания. До начала полового созревания различия в строении тела девочки и мальчика сводятся практически только к половым органам. В течение периода полового созревания формируются значительные различия в размерах, форме, составе и функции многих структур и систем организма, наиболее очевидные из которых относят к вторичным половым признакам.

 

Половые гормоны регулируют развитие половых органов и появление  первичных и вторичных половых  признаков. Каждая половая железа вырабатывает гормоны, характерные для своего пола, - эстрогены в яичнике и  андрогены в семенниках.

 

Тестостерон, который начинает вырабатываться при половом созревании, определяет вторичные мужские половые  признаки - рост бороды, низкий голос, развитие мускулатуры и другие.

 

В женском яичнике по достижении половой зрелости выделяется эстрадиол, который способствует округлению женского тела, делает голос высоким и т.д. Кроме того, также вырабатывается прогестерон, регулирующий менструальный  цикл и другие половые процессы.

 

19. Системная организация  восприятия внешней информации. Понятия анализатор, сенсорная система.  Классификация анализаторов

 

Восприятие информации - процесс преобразования сведений, поступающих  в техническую систему или  живой организм из внешнего мира, в  форму, пригодную для дальнейшего  использования. Благодаря восприятию информации обеспечивается связь живого организма или искусственной  системы (технического устройства, робота) с внешней средой формируется  и поддерживается внутренняя модель окружающего мира, создаются условия  для любого вида обучения.

 

Сенсорная система - это часть  нервной системы, влючающая орган  восприятия, его рецепторы и нейронные  пути к мозгу.

 

Анализàтор челове́ка  — подсистема центральной нервной  системы ,обеспечивающая приём и  первичный анализ информации.

 

1. Внешние анализаторы  – воспринимают и анализируют  изменения внешней среды. Их  возбуждение воспринимается субъективно  в виде ощущений.

 

–зрительный;

 

–слуховой;

 

–обонятельный;

 

–вкусовой;

 

–тактильный;

 

–температурный.

 

2. Внутренние (висцеральные) анализаторы – воспринимают и  анализируют изменения внутренней  среды организма, показателей  гомеостазиса.

 

3. Анализаторы положения  тела – воспринимают и анализируют  изменения положения тела в  пространстве и частей тела  друг относительно друга.

 

–вестибулярный;

 

–двигательный (кинестетический).

 

4. Болевой анализатор  – выделяется отдельно в связи  с особым значением для организма  – он несет информацию о  повреждающих действиях. Болевые  ощущения могут возникать при  раздражении как экстеро-, так  и интерорецепторов.

 

Экстерорецепторы – снаружи (рецепторы кожи, видимых слизистых  оболочек и органов чувств).

 

Интерорецепторы – внутри (рецепторы внутренних органов, сосудов  и ЦНС; + опорно-двигательного аппарата и вестибулярного аппарата).

 

Св-ва анализаторов:

 

·          адекватность – восприятие присущих только данному анализатору раздражителей;

 

·          адаптация – ослабление или прекращение  восприятия длительно действующего раздражителя;

 

·          порог чувствительности – минимальная  величина раздражителя, способная восприниматься анализаторами.

 

Для возникновения ощущения необходимо наличие следующих функциональных элементов:

 

1) рецепторов органа чувств, осуществляющих воспринимающую  функцию (например, для зрительного  анализатора это рецепторы сетчатки  глаза);

 

2) центростремительного  пути из этого органа чувств  в большие полушария, обеспечивающего  проводящую функцию (например, зрительные  нервы и проводящие пути через  промежуточный мозг);

 

3) воспринимающей зоны  в больших полушариях, реализующей  анализирующую функцию (зрительной  зоны в затылочной области  больших полушарий мозга).

 

20. Возрастные особенности  строения и функционирования  зрительного анализатора

 

 

 

Ребенок рождается видящим, но четкое, ясное видение у него еще не развито. В первые дни после  рождения движения глаз у детей не координированы. Так, можно наблюдать, что у ребенка правый и левый  глаз двигаются в противоположных  направлениях или при неподвижности  одного глаза второй свободно двигается. В этот же период наблюдаются некоординированные движения век и глазного яблока. Становление координации зрения происходит ко второму месяцу жизни. Слезные железы у новорожденного развиты нормально, но плачет он без  слез – отсутствует защитный слезный  рефлекс из-за недоразвития соответствующих  нервных центров. Поле зрения у детей  значительно уже, чем у взрослых, но с возрастом быстро увеличивается  и продолжает расширяться до 20 – 25 лет. Восприятие пространства начинает формироваться с 3-месячного возраста в связи с созреванием сетчатки и коркового отдела зрительного  анализатора. Объемное зрение, т.е. восприятие формы предмета, начинает формироваться  с 5 месяцев. Это способствует совершенствование  координации движения глаз, фиксация взора на предмете, улучшение остроты  зрения, взаимодействие зрительного  с другими анализаторами (особо  важную роль играет тактильная чувствительность).

 

В интервале между 6 и 9 месяцем  ребенок приобретает способность  стереоскопического восприятия пространства, возникает представление о глубине  и отдаленности расположения предметов. Специфическая реакция зрительного  анализатора на различные цвета  у детей наблюдается сразу  после рождения. Методом условных рефлексов установлено дифференцирование  цветовых раздражителей с 3 – 4 месяцев.

 

Зрительный анализатор состоит  из воспринимающей части (сетчатка), проводящих путей, подкорковых центров и  высших зрительных центров в затылочных долях коры больших полушарий.

 

Основная функция –  различение яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов, помогает регулировать положение тела и определять расстояние до объекта.

 

Бинокулярное зрение –  это зрение двумя глазами. Позволяет  ощущать рельефные изображения  предметов, видеть глубину и определять расстояние предмета от глаза при  рассматривании предметов.

 

Аккомодация – приспособление глаза получению отчетливого  изображения на сетчатке на различных  расстояниях.

 

 

21. Возрастные особенности  строения и функционирования  слухового анализатора

 

 

 

Основной функцией органов  слуха является восприятие колебаний  воздушной среды. Органы слуха тесно  связаны с органами равновесия. Рецепторные  аппараты слуховой и вестибулярной  системы расположены во внутреннем ухе.

 

Слуховые восприятия очень  тесно связаны с речью –  ребенок, потерявший слух в раннем детстве, утрачивает речевую способность, хотя речевой аппарат у него абсолютно  нормален.

 

Орган слуха. Орган слуха  человека состоит из наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

 

Наружное ухо служит для  улавливания звуков, его образуют ушная раковина и наружный слуховой проход. Определение направления  звука у человека связано с  бинауральным слухом, т. е. со слышанием  двумя ушами. Любой боковой звук поступает в одно ухо раньше, чем  в другое. Разница во времени (несколько  долей миллисекунды) прихода звуковых волн, воспринимаемых левым и правым ухом, дает возможность определить направление звука. При поражении  одного уха человек определяет направление  звука вращением головы.

 

Наружное и среднее  ухо разделяются барабанной перепонкой, представляющей собой тонкую соединительно-тканную  пластинку. Среднее ухо представляет собой барабанную полость, которая  имеет форму маленького плоского барабана с туго натянутой колеблющейся перепонкой и слуховой трубой. В  полости среднего уха находятся  сочленяющиеся между собой слуховые косточки – молоточек, наковальня и  стремечко.

 

Внутреннее ухо находится  в каменистой части височной кости  и представляет собой костный  лабиринт, внутри которого есть перепончатый лабиринт из соединительной ткани, который  как бы вставлен в костный лабиринт и повторяет его форму.

 

В коре больших полушарий  находится несколько слуховых центров. Некоторые из них (нижние височные извилины) предназначены для восприятия более  простых звуков – тонов и шумов. Другие связаны со сложнейшими звуковыми  ощущениями, которые возникают в  то время, когда человек говорит  сам, слушает речь или музыку.

 

Для слухового анализатора  звук является адекватным раздражителем. Звуковые волны возникают как  чередование сгущений и разрежений воздуха и распространяются во все  стороны от источника звука. Все  вибрации воздуха, воды или другой упругой  среды распадаются на периодические (тоны) и непериодические (шумы).

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"