Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

Теория Рубнера: Энергетическое правило поверхности «Чем выше, чем  больше относительная поверхность  тела, тем больше теплопотеря и  меньше продолжительность жизни.

 

Аршавский определил «энергетическое  правило скелетных мышц». Двигательная активность может изменять продолжительность  жизни. Оптимальная и организованная двигательная активность увеличивает  рабочие возможности организма  и длительность жизни

 

Возрастная периодизация Аршавского:

 

·          до года – реализация позостояния, искусственное вскармливание;

 

·          от года до 2,5-3 лет – начальное  освоение;

 

·          от 3 до 7 лет – расширение территории, развитие кровообращения и дыхания; двигательная активность является источником избыточного анаболизма;

 

·          от 7 до 11 лет – регулирование  силы;

 

·          от 11 до 15 лет – подростковый возраст, гибкость, быстрота, ловкость;

 

·          16-17 лет – завершение естественного  развития двигательной сферы.

 

7. Акселерация. Медицинские  и педагогические проблемы акселерации.  Особенности акселерации в условиях  Кольского Заполярья

 

 

 

Акселерация – это ускорение  роста и развития детей и подростков по сравнению с предшествующими  поколениями. Явление акселерации  наблюдается прежде всего в экономически развитых странах.

 

Термин «акселерация»  был введен в научный обиход Е. Кохом. Большинство исследователей под акселерацией понимали ускорение  в основном физического развития детей и подростков. Впоследствии это понятие было существенно  расширено. Акселерацией стали называть увеличение размеров тела и наступление  созревания в более ранние сроки.

 

До настоящего времени  не сформировано единой общепринятой точки зрения на происхождение процесса акселерации, хотя выдвинуто немало гипотез и предположений.

 

Так, большинство ученых считают определяющим фактором во всех сдвигах развития изменения в  питании. Существует гелиогенная теория акселерации. В ней немаловажная роль отводится воздействию на ребенка  солнечных лучей: считается, что  дети в настоящее время больше подвергаются воздействию солнечной  радиации. Однако этот довод кажется  недостаточно убедительным, так как  процесс акселерации в северных странах идет не меньшими темпами, чем  в южных.

 

Связывают акселерацию и  с негативным воздействием темпов современной  городской жизни.

 

Акселерация касается не только физического развития. Современная  социальная жизнь предъявляет к  нервной системе подростков более  высокие требования, чем полвека  назад. Поток информации стал несравненно  обильнее, впечатления разнообразнее  и богаче, темп жизни более ускоренным, а образование более сложным. Физическая акселерация, несомненно, сочеталась с определенным ускорением психического развития, особенно в части интеллекта и способностей.

 

Тем не менее взаимоотношения  физической акселерации и развития личности очень непросты. Какие-то стороны  психического развития не претерпевают ускорения. У акселерированных подростков нередко долго еще сохраняются  некоторые детские черты, причудливо переплетающиеся с интересами взрослых.

 

Другая диспропорция возникает  внутри одной возрастной когорты  подростков. В одном и том же возрасте, например у восьмиклассников в 14 лет, у одних половое созревание еще начинается, у других оно в  самом разгаре, у третьих —  уже завершено. Подростки с задержкой  полового созревания или с чрезмерным его ускорением оказываются в  менее выгодном среди сверстников  положении.

 

Все эти диспропорции могут  быть факторами, способствующими нарушениям поведения.

 

Наиболее неблагоприятным  является особый вариант акселерации  — «интенсификация», проявляющаяся  не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его  темпа. Начавшись, как обычно, в 12–13 лет, созревание протекает крайне бурно: за 2–3 года половой метаморфоз полностью  завершается — в 14–15 лет физически  подросток превращается во взрослого.

 

8. Значение и общий  план строения нервной системы

 

 

 

Биологической основой психической  деятельности является нервная система, представленная сложной структурой нервных образований в организме  человека и позвоночных животных. Работа нервной системы обеспечивает контакты с внешним миром; реализацию намеченных целей; координацию и  согласование работы внутренних органов; целостную адаптацию организма. Основной структурной единицей нервной  системы является нейрон. От тела нейрона  отходят основной отросток - аксон  и многочисленные ветвящиеся отростки - дендриты. Вблизи окончания аксон  разделяется на терминали, на которых  расположены синапсы, контактирующие с телом и дендритами других нейронов. Синапсы являются субстратом проведения нервного импульса.

 

Выделяют центральную  нервную систему, которая состоит  из головного и спинного мозга, и  периферическую, состоящую из нервов, отходящих от головного и спинного мозга, межпозвоночных нервных узлов, а также из периферического отдела вегетативной нервной системы.

 

ЦНС состоит из спинного и головного мозга. Различные  ее части выполняют разные виды сложной  нервной деятельности. Чем выше расположена  та или иная часть мозга, тем сложнее  ее функции. Ниже всего расположен спинной  мозг - он регулирует работу отдельных  мышечных групп и внутренних органов. Над ним расположен продолговатый  мозг вместе с мозжечком, который  координирует более сложные функции  организма (они вовлекают в совместную деятельность большие группы мышц и  целые системы внутренних органов, осуществляющих функции дыхания, кровообращения, пищеварения и т.п.). Еще выше расположен отдел центральной нервной системы - средний мозг, он участвует в  регуляции сложных движений и  положения всего тела. Продолговатый  и средний мозг вместе образуют стволовую  часть головного мозга.

 

Наиболее высокие отделы центральной нервной системы  представлены большими полушариями  головного мозга. В состав больших  полушарий входят лежащие в глубине  скопления нервных клеток - так  называемые подкорковые узлы. На самой  поверхности полушарий расположен слой нервных клеток - кора головного  мозга. Она представляет собой как  бы плащ или мантию, покрывающую  большие полушария. Ее поверхность  собрана в ряд складок или  борозд и извилин. Подкорковые узлы вместе с расположенными поблизости от них зрительными буграми .называют подкоркой. Кора в совокупности с  подкоркой осуществляет самые сложные  формы рефлекторной деятельности.

 

Все части нервной системы  работают в тесном взаимодействии, но роль каждой из них в разных реакциях организма не одинакова. Спинной  мозг и стволовая часть головного  мозга, составляющая его нижние отделы - продолговатый и средний мозг, представляют собой совокупность рефлекторных центров врожденных безусловных  рефлексов. В спинном мозге находятся  центры наиболее простых рефлексов (например, коленного). Наряду с рефлекторными  центрами, регулирующими работу скелетных  мышц туловища и конечностей, в спинном  мозге находятся центры, регулирующие работу внутренних органов.

 

Стволовая часть головного  мозга является центральным аппаратом, осуществляющим ряд сложных и  жизненно важных безусловно-рефлекторных актов (сосательный рефлекс, жевание  и глотание). Рефлекторные центры, регулирующие все эти рефлексы, находятся в  продолговатом мозге. Там же находятся  и нервные центры, регулирующие некоторые  защитные рефлексы: чихание, кашель, слезоотделение.

 

Особое значение имеют  находящиеся в продолговатом  мозге нервные центры, которые  регулируют работу органов дыхания, сердечно-сосудистой системы, а также  других систем, поддерживающие постоянство  внутренней среды организма. Координация  деятельности всей скелетно-мышечной системы зависит от мозжечка. Подкорка (зрительные бугры и подкорковые  узлы больших полушарий) обеспечивает наиболее сложную безусловно рефлекторную деятельность.

 

 

9. Понятие возбудимых  тканей. Мембранный потенциал. Потенциал  действия

 

Основным свойством живых  клеток является раздражимость, т. е. их способность реагировать изменением обмена веществ в ответ на действие раздражителей. Возбудимость — свойство клеток отвечать на раздражение возбуждением. К возбудимым относят нервные, мышечные и некоторые секреторные клетки.

 

Основные физиологические  свойства возбудимых тканей

 

·          Проводимость- способность ткани  проводить возбуждение по всей своей  длине. Показатель проводимости - скорость проведения возбуждения. Скорость проведения возбуждения по скелетной ткани - 6-13 м/с, по нервной ткани до 120 м/с. Проводимость зависит от интенсивности  обменных процессов, от возбудимости (прямо  пропорционально).

 

·          Рефрактерность (невозбудимость)- способность  ткани резко снижать свою возбудимость при возбуждении. В момент самой  активной ответной реакции ткань  становится невозбудимой. Различают:

 

а) абсолютно рефрактерный период - время, в течении которого ткань не отвечает абсолютно ни на какие возбудители;

 

б) относительный рефрактерный период - ткань относительно невозбудима - происходит восстановление возбудимости до исходного уровня.

 

·          Лабильность (функциональная подвижность)- способность ткани воспроизводить определенное число волн возбуждения  в единицу времени в точном соответствии с ритмом наносимых  раздражений. Это свойство характеризует  скорость возникновения возбуждения.

 

·          Для мышечной ткани к четырем  перечисленным свойствам добавляется  пятое - сократимость.

 

Понятие о состоянии относительного физиологического покоя и активности

 

Состояние покоя наблюдается  при отсутствии действия раздражителя. Характеризуется относительно постоянным уровнем обменных процессов (т. к. этот уровень все же постоянно меняется - состояние относительного покоя); отсутствием функциональных проявлений данной ткани.

 

Существуют 2 формы активного  состояния возбудимых тканей: возбуждение  и торможение.

 

Возбуждение - активный процесс - ответная реакция ткани на раздражение. Характеризуется проявлением функциональных отправлений. Любое возбуждение  имеет ряд признаков.

 

Торможение- возникает в  ткани в ответ на раздражение  и характеризуется угнетением функциональных отправлений данной ткани. Торможение протекает с затратой и выделением энергии, но они меньше, чем при  возбуждении.

 

Возбуждение может быть 2-х  видов:

 

местное (локальный ответ);

 

распространяющееся (импульсное).

 

Законы взаимодействия раздражителя с возбудимой тканью:

 

Закон силы раздражителя. Ответная реакция ткани пропорциональна  силе наносимых раздражений до определенного  предела. Увеличение ответной реакции - результат возбуждения все большего числа волокон ткани.

 

Закон длительности действия раздражителя. Ответная реакция ткани  зависит от времени действия раздражителя, но до определенного предела. Характер ответной реакции зависит от силы раздражителя и времени действия.

 

Закон градиента раздражителя. Градиент - крутизна нарастания силы раздражителя. Ответная реакция ткани зависит  от градиента раздражителя до определенных пределов. Аккомодация - приспособление ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю. При медленном  увеличении силы раздражителя может  не быть ответной реакции.

 

МЕМБРАННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ  — разность электрич. потенциалов, существующая у живых клеток между  их цитоплазмой и внеклеточной жидкостью

 

ПОТЕНЦИАЛ ДЕЙСТВИЯ – это  сдвиг мембранного потенциала, возникающий  в ткани при действии порогового и сверхпорогового раздражителя, что сопровождается перезарядкой клеточной  мембраны.

 

При действии порогового или  сверхпорогового раздражителя изменяется проницаемость клеточной мембраны для ионов в различной степени.

 

10. Понятие о нервном  центре. Свойства нервных центров.  Компенсация функций и пластичность  нервных центров

 

Нервный центр - центральный  компонент рефлекторной дуги, где  происходит переработка информации, вырабатывается программа действия, формируется эталон результата.

 

1. Односторонность проведения  возбуждения. В рефлекторной дуге, включающей нервные центры, процесс  возбуждения распространяется в  одном направлении (от входа,  афферентных путей к выходу, эфферентным  путям).

 

2. Иррадиация возбуждения.  Особенности структурной организации  центральных нейронов, огромное  число межнейронных соединений  в нервных центрах существенно  модифицируют направление распространения  процесса возбуждения в зависимости  от силы раздражителя и функционального  состояния центральных нейронов. Значительное увеличение силы  раздражителя приводит к расширению  области вовлекаемых в процесс  возбуждения центральных нейронов  — иррадиации возбуждения.

 

3. Суммация возбуждения.

 

4. Наличие синаптической  задержки.

 

5. Высокая утомляемость.

 

6. Тонус.

 

7. Пластичность. Функциональная  возможность нервного центра  существенно модифицировать картину  осуществляемых рефлекторных реакций.  Поэтому пластичность нервных  центров тесно связана с изменением  эффективности или направленности  связей между нейронами.

 

8. Конвергенция. Нервные  центры высших отделов мозга  являются мощными коллекторами, собирающими разнородную афферентную  информацию.

 

9. Интеграция в нервных  центрах.

 

10. Свойство доминанты.  Доминантным называется временно  господствующий в нервных центрах  очаг (или доминантный центр) повышенной  возбудимости в центральной нервной  системе.

 

11. Цефализация нервной  системы. Основная тенденция в  эволюционном развитии нервной  системы проявляется в перемещении,  сосредоточении функции регуляции  и координации деятельности организма  в головных отделах ЦНС. Этот  процесс называется цефализацией  управляющей функции нервной  системы.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"