Анатомия, физиология и гигиена человека

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 16:18, реферат

Описание

Разнообразные виды животных, населяющих землю, обладают особыми, специфическими качествами, отличающими живые организмы от неживой природы. Изучением мира живых организмов во всем многообразии их взаимоотношений с окружающей средой занимается наука о жизни - биология. Биология разделяется на морфологию - науку о форме и физиологию - науку о функциях.

Работа состоит из  1 файл

Анатомия.docx

— 21.21 Кб (Скачать документ)

Анатомия, физиология и гигиена человека - науки, изучающие  строение и функции организма  человека и условия сохранения его  здоровья

Разнообразные виды животных, населяющих землю, обладают особыми, специфическими качествами, отличающими  живые организмы от неживой природы. Изучением мира живых организмов во всем многообразии их взаимоотношений  с окружающей средой занимается наука  о жизни - биология. Биология разделяется  на морфологию - науку о форме  и физиологию - науку о функциях. Морфология изучает строение организмов, физиология исследует функциональные явления, которые тесно связаны  со структурой. Эти науки изучают  различными методами один и тот же объект - организм. Морфология подразделяется на ряд наук, к числу которых  относится анатомия человека - наука, изучающая форму и строение человеческого  организма в связи с его  развитием, функцией и окружающей средой. Различают анатомию систематическую, топографическую и пластическую. Систематическая анатомия изучает  организм по системам (система органов  опоры и движения, система органов  пищеварения и др.). Топографическая  анатомия изучает взаимное расположение органов в отдельных областях человеческого тела, преимущественно  с практической точки зрения. Пластическая анатомия (анатомия для художников) объясняет закономерности строения и пропорции внешних форм тела. 

 Современная анатомия  пользуется не только методом  препарирования (рассечения) трупов, но  и другими методами исследования. Для изучения строения человеческого  тела, особенно живого человека, широко используют рентгенографию  и рентгеноскопию. Методы анатомии  позволяют изучать видимые глазом  без применения увеличительной  техники форму, строение, величину  и положение отдельных частей  тела. Детали строения органов  и тканей исследуют с помощью  различных приборов (лупа, оптический  микроскоп). Это уже относится  к области гистологии. Тонкое  строение клеток, их элементов  и некоторых неклеточных структур  изучают при очень больших  увеличениях под электронным  микроскопом. Чтобы иметь ясное  представление о строении человека, необходимо прочно усвоить основные  сведения из области как анатомии, так и гистологии, что в большей степени обеспечит синтез морфологических и физиологических знаний и приведет к полноценному их использованию в медицинской практике. Современная анатомия человека стремится выяснить не только, как устроен организм, но и почему он так устроен. Организм каждого человека меняется в процессе развития. При этом наиболее бурные изменения происходят в утробном периоде (с момента слияния женской и мужской половых клеток и до рождения ребенка). Однако и в последующие периоды жизни, от рождения до старости, наблюдаются непрерывные изменения в строении организма, что является предметом изучения возрастной анатомии. Человек является продуктом длительной эволюции животного мира. Потому в его строении обнаруживаются черты сходства со стоящими на более низкой ступени развития животными формами. Вследствие этого анатомия изучает строение человека в эволюционном плане, т.е. с учетом данных о его развитии в процессе эволюции животных, а также данных антропогенеза, т.е. последнего периода его развития, когда произошло выделение вида человека из высших обезьян. Все животные делятся на типы, которые в свою очередь подразделяются на подтипы, классы и отряды. Современный человек относится к типу хордовых, подтипу позвоночных, классу млекопитающих, отряду приматов, виду ….. (мыслящий человек). В пользу принадлежности человека к млекопитающим и другим позвоночным животным свидетельствуют данные сравнительной анатомии и эмбриологии (науки о развитии зародыша). 

 Анатомия является  одним из основных предметов  медицинского образования. Без  прочных анатомических знаний  невозможно изучение клинических  дисциплин, невозможна практическая  медицинская деятельность. Твердое  знание анатомии облегчит решение  многих практических вопросов, связанных  с диагностикой болезней и  лечением больных, а также с  предупреждением различных заболеваний.

Физиология - наука  о функциях живого организма как  единого целого, о процессах, протекающих  в нем, и механизмах его деятельности. Основная задача физиологии - раскрытие  законов жизнедеятельности живого организма и управление ими. К  настоящему времени физиология человека и животных накопила огромный фактический  материал. Это привело к тому, что от физиологии, целостной науки  о функциях организма, отпочковались  и стали самостоятельными несколько  научных направлений. Среди них  самостоятельной ветвью физиологии стала возрастная физиология (изучает  особенности жизнедеятельности  организма в различные периоды  онтогенеза). Физиология, как наука  о функциях организма, расурывает законы деятельности головного мозга, обосновывает материальную природу сложнейших форм приспособления организма к условиям среды, показывает материальную природу психической деятельности человека, что имеет немаловажное значение в формировании диалектико-материалистического мировоззрения. 

 Важнейшие условие  сохранения здоровья - правильная  организация режима труда и  отдыха.

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА (от греч. anatemno 

- "рассекаю") -наука, изучающая форму и строение человеческого организма в связи с его функциями, развитием и влиянием на организм окружающей среды. 

Современная анатомия стремится не только описывать факты, но и обобщать их, выяснять не только как устроен организм, но и почему он имеет такое строение. Для ответа на этот вопрос она исследует как внутренние, так и внешние связи организма. Известно, что все в природе взаимосвязано. Также и живой организм человека является целостной системой. Поэтому анатомия изучает организм не как простую механическую сумму составляющих его частей, не зависимую от окружающей его среды, а как целое, находящееся в единстве с условиями существования. 

Анатомия изучает  не только строение современного взрослого  человека, но и исследует, как сложился человеческий организм в его историческом развитии. С этой целью: 

•изучается развитие человеческого рода в процессе эволюции животного мира - филогенез; 

•исследуется процесс  становления и развития человека в связи с развитием общества - антропогенез;

Предмет и методы анатомии

человека 

Анатомия человека как часть биологической науки. Анатомия человека – наука, изучающая  форму и строение человеческого  тела в связи с его фило- и онтогенетическим развитием, функцией и влиянием условий среды, в том числе и социальной. В отличие от распространенной ранее описательной анатомии, современная наука является функциональной анатомией. Без учета функции невозможно понять строение любого органа.  

 Анатомические  знания являются основой для  многих наук: физиологии, гистологии, эмбриологии, эволюционной теории  и др. Они имеют значение и  для искусства, особенно для  художников и скульпторов. В  связи с этим можно выделить  несколько направлений в анатомии. Так, для художника важно внешнее  строение тела человека и его  частей – пластическая анатомия; для медика-хирурга важна топографическая  анатомия, изучающая взаиморасположение  органов. Для спортсменов и  тренеров, интересующихся физическим  развитием человека важны биомеханические  аспекты опорно-двигательного аппарата  – динамическая анатомия.  

 Микроскопическая  анатомия изучает тканевую и  клеточную организацию органов.  Она тесно связана с гистологией  – наукой о строении, функции  и развитии тканей, и с цитологией  – наукой о свето- и электронномикроскопическом строении и развитии клеток.  

 Анатомия, гистология, цитология и эмбриология человека  составляют общую науку о форме,  строении и развитии организма  – морфологию (от греч. morphe – форма) человека. Она изучает индивидуальную, возрастную, половую и экологическую изменчивость тела человека. В нее входит также антропология – наука о биологии вида Homo sapiens.  

 Понять особенности  структурно-функциональной организации  различных систем органов человека, например, опорно-двигательного аппарата  или центральной нервной системы,  можно только исходя из их  онто- и филогенетического развития. Онтогенез включает в себя развитие организма в течение всей его жизни: до рождения – пренатальный, и после него – постнатальный периоды. В постнатальном онтогенезе различают периоды детства, юности, зрелости и старения, которые являются предметом изучения возрастной анатомии и физиологии, и геронтологии.  

 Развитие человека  как вида в процессе эволюции, пути преобразования тела человека  от ископаемых предков до человека  современного типа под воздействием  факторов внешней среды  

7 

 изучает раздел  антропологии антропогенез.  

 Анатомические  знания являются базовыми для  медицинского и биологического  образования, они необходимы также  педагогам для проведения воспитательной  и гигиенической работы в школе.  

Методы анатомических  исследований. Анатомия использует ряд  методов, позволяющих выявлять внешнюю  и внутреннюю структурную организацию  органов. Выделяют методы описательные, сравнительно-анатомические и экспериментальные. Наиболее старым является метод препарирования или рассечения. От названия этого  метода появился термин "анатомия" (от греч. anatomia – рассекаю, расчленяю). С его помощью изготавливаются анатомические макропрепараты (например, мышц или нервов руки и др.).  

Метод инъекции или  наливки применяется при приготовлении  препаратов для выявления и изучения строения полых структур, например, сосудистой системы органа. Его можно  применять совместно с методом  коррозии, когда орган после наливки  полых структур окрашенной массой погружают  в кислоту или щелочь для растворения  всех остальных тканей. В результате остается только цветной слепок сосудов  органа.  

 Наибольшую ценность  представляют методы, позволяющие  исследовать строение органов  живого человека при различных  функциональных состояниях. Таков  метод компьютерной томографии. С помощью специального аппарата  получают снимки органа, или их  группы, например, головного мозга  или органов брюшной полости  живого человека. Таким образом можно оценить полноценность кровоснабжения или целостность органов (при травмах). Широко используется в медицине метод рентгеноскопии, например, при исследовании костей скелета, органов желудочно-кишечного тракта, почек и т.д.  

Микроскопические  методы весьма разнообразны. К ним  относятся методы световой и электронной  микроскопии, гистохимии, иммугистохимии, радиоавтографии, методы прижизненных исследований клеток и тканей. Эта группа методов подробно описывается в пособиях по гистологии и цитологии.  

 Все виды морфологических  исследований сопровождаются количественной  обработкой данных, проводимой с  помощью специальных устройств.  

Некоторые специальные  термины, принятые в анатомии. Анатомия, как и любая другая наука, использует свою терминологию (номенклатуру). Терминология имеет большое значение для правильного  толкования строения любой структуры  при ее изучении и описании. Международная  анатомическая номенклатура была принята  в г. Базеле (Швейцария) в 1885 г. (BNA). Она изменялась и дополнялась в Париже в 1955 г. (PNA), Ленинграде (1970), Ташкенте (1974) и Токио (1975). В анатомии традиционно используются латинские термины.  

 Для точного  представления о топографии органа  или его отдела условно выделяют  различные плоскости сечения  тела человека (см. Атл.). Так, сагиттальная плоскость (от лат. sagitta – стрела) проходит через середину тела, рассекая его на правую и левую половины. Фронтальная плоскость (от лат./rons – лоб) параллельна плоскости лба и делит тело на брюшную или вентральную (от лат. venter – живот), и спинную, или дорсальную (от лат. dorsum – спина), половины. Третья плоскость – перпендикулярная обеим предыдущим – горизонтальная. Она рассекает тело на поперечные отрезки – сегменты.  

 В анатомии  приняты следующие обозначения:  anterior – передний, posterior – задний, inferior – нижний, superior – верхний, dexter – правый, sinister – левый и т.д. Участки органов, обращенные к срединной плоскости называются медиальными, к  

8 

 периферии –  латеральными. Положение органов ближе к головному концу тела называется краниальным (cranium – череп) или оральным (or – рот), ближе к заднему концу – каудальным (cauda – хвост). На конечностях ближайшую к туловищу часть называют проксимальной, удаленную от него – дистальной (distantio – расстояние).  

Понятия о тканях, органах и системах органов. Ткань  – это исторически сложившаяся  система одного или нескольких видов (дифферонов) клеток и их производных, объединенная общей структурой, функцией и развитием. Различают четыре морфофункциональные группы тканей: эпителиальные, ткани внутренней среды, мышечную ткань и нервную ткань. Все эти ткани подробно рассматриваются в курсе гистологии.  

 Объектом анатомических  исследований чаще всего являются  органы. Орган – это часть тела, которая занимает определенное  положение, имеет определенную  форму и структуру и выполняет  одну или несколько функций.  Орган состоит из нескольких  тканей, но ведущей является одна. Например в скелетной мышце ведущей является поперечно-полосатая мышечная ткань, а также есть соединительная и нервная ткани и кровь в кровеносных сосудах.  

Информация о работе Анатомия, физиология и гигиена человека