Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Сентября 2012 в 15:16, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Основные понятия анатомии и физиологии человека"

Работа состоит из  1 файл

Шпаргалка Основные понятия анатомии и физиологии человека.docx

— 158.47 Кб (Скачать документ)

 

·          способствует переработке и хранению информации. Сон (особенно медленный) облегчает  закрепление изученного материала, быстрый сон реализует подсознательные  модели ожидаемых событий. Последнее  обстоятельство может служить одной  из причин феномена дежавю.

 

·          это приспособление организма к  изменению освещённости (день-ночь).

 

·          восстанавливает иммунитет путём  активизации T-лимфоцитов, борющимися с простудными и вирусными  заболеваниями.

 

Разновидности сна

 

При дальнейшем детальном  исследовании оказалось, что по своим  физиологическим проявлениям сон  неоднороден и имеет две разновидности: медленный (спокойный или ортодоксальный) и быстрый (активный или парадоксальный).

 

При медленном сне наступает  уменьшение частоты дыхания и  ритма сердцебиений, расслабление мышц и замедление движений глаз. По мере углубления медленного сна общее  количество движений спящего становится минимальным. В это время его трудно разбудить. Медленный сон обычно занимает 75 - 80%.

 

При быстром сне физиологические  функции, наоборот, активизируются: учащаются  дыхание и ритм сердца, повышается двигательная активность спящего, движения глазных яблок становятся быстрыми (в связи с чем этот вид сна  и получил название "быстрый"). Быстрые движения глаз свидетельствуют  о том, что спящий в этот момент видит сновидения. И если его разбудить  спустя 10 - 15 минут после окончания  быстрых движений глаз, он расскажет  об увиденном во сне. При пробуждении  в период медленного сна человек, как правило, не помнит сновидений. Несмотря на относительно большую активизацию  физиологических функций в быстром  сне, мышцы тела в этот период бывают расслабленными, и разбудить спящего  значительно труднее. Быстрый сон  имеет важное значение для жизнедеятельности  организма. Если человека искусственно лишить быстрого сна (будить в периоды  появления быстрых движений глаз), то, несмотря на вполне достаточную  общую продолжительность сна, через  пять - семь дней у него наступают  психические расстройства.

 

Чередование быстрого и медленного сна характерно для здоровых людей, при этом человек чувствует себя выспавшимся и бодрым.

 

Существует еще одна классификация  стадий сна:

 

1. Уравнительная фаза: характеризуется  эффектом как на сильные, так  и на слабые раздражители.

 

2. Парадоксальная фаза: сильные  раздражители вызывают более  слабые ответные реакции, чем  слабые раздражители.

 

3. Ультрадоксальная фаза: положительный раздражитель тормозит, а отрицательный - вызывает условный  рефлекс.

 

4. Наркотическая фаза: общее  снижение условно рефлекторной  деятельности со значительно  более сильным уменьшением рефлексов  на слабые раздражители, чем на  сильные.

 

5. Тормозная фаза: полное  торможение условных рефлексов

 

Возрастные особенности:

 

Детский сон поверхностный  и чуткий. Они спят несколько раз  в день.

 

У новорожденных сон занимает большую часть суток, а активированный сон, или сон с подергиваниями (аналог парадоксального сна взрослых), составляет большую часть сна. В  первые месяцы после рождения быстро увеличивается время бодрствования, доля парадоксального сна снижается, а медленного увеличивается.

 

Гигиена сна:

 

Сон должен иметь достаточную  для возраста продолжительность  и глубину. Более продолжительное  время полагается спать детям  с ослабленным здоровьем, выздоравливающим после острых инфекционных заболеваний, повышенной возбудимостью нервной системы, быстро утомляющимся детям. Перед сном следует исключить возбуждающие игры, усиленную умственную работу. Ужин должен быть легким, не позднее 2-1,5 часа до сна. Для сна благоприятны:

 

·          свежий, прохладный воздух в помещении (15-16)

 

·          постель должна быть не мягкой и  не жесткой.

 

·          чистое, мягкое без складок и рубцов постельное белье

 

·          лежать лучше на правом боку или  спине, что обеспечивает более свободное  дыхание, не затрудняет работу сердца.

 

Следует приучать детей вставать и ложиться в одно и то же время. У ребенка довольно легко образуются условные рефлексы на обстановку сна. Условным раздражителем при этом является время отхода ко сну.

 

 

34. Память. Теория памяти. Возрастные особенности памяти. Тренировка памяти

 

 

 

Память – это отражение  непосредственного и прошлого опыта  человека путем запоминания, сохранения и последующего воспроизведения  ранее пережитых им чувств, мыслей и образов прежде воспринятых  предметов и явлений.

 

В основе памяти лежат ассоциации, или связи. С физиологической  точки зрения ассоциация представляет собой временную нервную связь.

 

Основными процессами памяти являются запоминание, сохранение, узнавание  и воспроизведение.

 

Запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений.

 

Сохранение – процесс  активной переработки, систематизации материала, овладение им.

 

Воспроизведение и узнавание  – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия заключаются  в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, а воспроизведение – в отсутствие объекта.

 

Запоминание может быть непроизвольным (ненамеренное, когда человек не прилагает усилий, так запоминается то, что связано с деятельностью, ее основным содержанием) и произвольным (характеризуется наличием сознательной цели – запомнить материал).

 

По другому признаку –  характеру связей – запоминание  делится на механическое и осмысленное. Механическое основано на закреплении  внешних связей путем многократного  повторения. Осмысленное – основано на установлении смысловых связей с  уже известным материалом и между частями данного материала. Более быстрым и прочным является осмысленное запоминание, однако в учебной деятельности нельзя обойтись без механического.

 

Сохранение изученного зависит  от глубины понимания. Хорошо осмысленный  материал запоминается лучше.

 

Забывание происходит неравномерно: сразу после заучивания забывание  сильнее всего, затем оно идет медленнее.

 

Иногда при сохранении наблюдается реминисценция, когда  отсроченное на 2-3 дня воспроизведение  оказывается лучше, чем непосредственное после заучивания. С физиологической  точки зрения реминисценция объясняется  тем, что сразу после заучивания наступает торможение, а затем  оно снимается.

 

Забывание может быть частичным. Оно проявляется в невозможности  воспроизвести, но возможности узнать. Усвоенным можно считать только то, что воспроизводится.

 

Прочность сохранения обеспечивается повторением, предупреждающим угасания временных связей в коре головного  мозга. Повторение должно быть разнообразным, иначе снижается интерес к  заучиванию и мысленная активность, что является неблагоприятным условием для прочного сохранения.

 

Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением затруднений, требующих волевых  усилий, называется припоминанием.

 

Физиологическая основа узнавания  и воспроизведения – оживление  следов прежних возбуждений в  коре головного мозга. Оживление  следа возбуждения может происходить  и при второсигнальных раздражителях: объяснение, слово учителя, подсказка  и т.д.

 

Выделяют три этапа:

 

·          первый – от органов чувств нервные  импульсы поступают в кору больших  полушарий и задерживаются там  на несколько секунд для анализа  – оперативная память;

 

·          второй – часть информации в процессе анализа переводится в первичную  память;

 

·          третий – информация через промежуточные  инстанции, а иногда непосредственно, переходит из первичной памяти во вторичную. (30 сек.)

 

Проявляются все виды памяти в двух формах: логической (оперирует  понятиями) и образной (оперирует  представлениями – зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, двигательная).

 

Качества памяти: скорость (количество повторов для запоминания  определенного объема материала), точность (количество правильно воспроизведенной информации), прочность (возможность  воссоздать через 2-3 дня).

 

Память развивается с  течением жизни, как количественно, так и качественно. Ее становление  и формирование связаны с развитием  нервной системы и зависят  от условий воспитания и обучения, от особенностей различных видов  деятельности.

 

В младенческом возрасте память связана с органическими потребностями: ребенок узнает мать, которая его  кормит, бутылочку и т.д. В дальнейшем память формируется в связи с  развитием отношений ребенка  с внешним миром. Овладение ходьбой  расширяет круг запоминаемых ребенком предметов. С появлением речи развивается  словесная память. К 3 годам ребенок  запоминает до 800-1000 слов.

 

Более других у ребенка  двух-трех лет развита образная память.

 

У дошкольников очень быстро развивается словесная память: они  легко запоминают стихи, считалки и  т.д. В основном память у дошкольника  непроизвольная. Ребенок этого возраста еще не умеет ставить перед  собой цель – запомнить или  припомнить.

 

К концу дошкольного возраста развиваются зачатки произвольной памяти. Он начинает использовать приемы запоминания (механическое повторение).

 

В младшем школьном возрасте ребенок переходит к систематическому обучению, а оно предъявляет новые  требования к памяти. Основным становится произвольное запоминание. Запоминание  проявляется в заучивании. Но младший  школьник еще не умеет самостоятельно выделить главное, не умеет контролировать себя. Поэтому важно, чтобы учитель  показал, как делить учебный материал на части, составлять план и т.д.

 

Младшие школьники заучивают  текст дословно. Изложить материал своими словами им трудно. С этим надо бороться. Вместе с тем, с 1 по 4 класс смысловое запоминание  возрастает в два раза по сравнению  с дословным. Характерно для младших  школьников и то, что даже при  составлении плана они не пользуются им в процессе запоминания. Память младшего школьника отличается тем, что легче  запоминаются конкретные слова и  предметы, чем абстрактные слова  и мысли; легче запоминаются факты, чем обобщения.

 

В среднем школьном возрасте, в связи с изменением характера  и содержания предметов, интенсивно развивается словесно-логическая память, подростки уже могут запомнить  закономерности, абстрактные явления. Изменяется и образная память: дети запоминают не только единичные представления, но и общие. Расширяется круг запоминаемого. Подростки уже пользуются приемами осмысленного запоминания, воспроизводят  не буквально, а обобщенно и сокращенно, умеют излагать своими словами. Однако они недооцениванию важность повторений дат, терминов и т.д.

 

У учащихся старшего школьного  возраста ведущее значение приобретает  словесно-логическая память. Они активно  перестраивают материал, включают свои суждения и умозаключения, изменяют речевые формы при сохранении смысла высказывания.

 

Изменяется характер заучивания: учащиеся уже овладевают способами  логического запоминания и воспроизведения. Память сплетается с мышлением. Старшие  школьники запоминают не слова, а  текст. Они не связаны последовательностью, при воспроизведении изменяют общий  план, изменяют слова подлинника, сохраняя смысл; воспроизводят обобщенно: не менее полно, а более сжато. Старшие  школьники легче запоминают не факты, а обобщения. С развитием словесно-логической памяти перестраивается и образная память: запоминаются не только представления, основанные на опыте, но и образы, связанные  творческим воображением.

 

Учащиеся старших классов  умеют пользоваться рациональными  приемами заучивания, применяют и  некоторые мнемотехнические приемы. Умеют организовать процесс заучивания. Углубляются индивидуальные различия памяти, развивается самоконтроль.

 

В процессе школьного обучения память приобретает черты памяти взрослого человека. В итоги за школьные годы возрастает прочность  сохранения и точность воспроизведения. Развитие памяти происходит в процессе обучения. Оно является результатом  запаса знаний, развития отвлеченного мышления, развития воли и самосознания, т.е. личности в целом.

 

35. Учение Павлова о  двух сигнальных системах действительности. Возрастные особенности развития  и взаимодействия первой и  второй сигнальной системы. Роль  функциональной асимметрии мозга  в развитии речи

 

 

 

Сигнальные системы –  это системы нервных процессов, временных связей и реакций, формирующиеся  в головном мозге в результате воздействия внешних и внутренних раздражений и обеспечивающие тонкое приспособление организма к окружающей среде.

 

Первая сигнальная система– это совокупность наших органов  чувств, дающая простейшее представление  об окружающей действительности. Это  форма непосредственного отражения  реальности в виде ощущений и восприятий. Она является общей и для животных, и для человека.

 

У человека в процессе его  социального развитая, в результате трудовой деятельности появилась чрезвычайная прибавка к механизмам работы мозга. Ею стала вторая сигнальная система, связанная со словесной сигнализацией, с речью. Эта высокосовершенная  система сигнализации состоят в  восприятии слов — произносимых (вслух  или про себя), слышимых или видимых (при чтении). Развитие второй сигнальной системы невероятно расширило и  качественно изменило высшую нервную  деятельность человека. Вторая сигнальная система неразрывно связана с  социальной жизнью человека, является результатом сложных взаимоотношений, в которых находится индивидуум с окружающей его общественной средой. Словесная сигнализация, речь, язык являются средствами общения людей, они развились у людей в процессе коллективного труда. Таким образом, вторая сигнальная система социально детерминирована.

Информация о работе Шпаргалка по "Основные понятия анатомии и физиологии человека"