Физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2011 в 20:45, контрольная работа

Описание

Задание:
* Составить таблицу возрастной периодизации человека (таблица 1)
* Записать в таблицу анатомо-физиологические особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.

Содержание

1. Возрастная периодизация онтогенеза человека
2. Железы внутренней секреции
3. Строение и функции головного мозга
4. Строение и функции глаза

Работа состоит из  1 файл

физиология.doc

— 218.00 Кб (Скачать документ)
 

                                           ОГЛАВЛЕНИЕ 
 
 

  1. Возрастная  периодизация онтогенеза человека
  2. Железы внутренней секреции
  3. Строение и функции головного мозга
  4. Строение и функции глаза
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                   
 

                                         

                                                        Задание 1

                   Тема:  Возрастная  периодизация онтогенеза  человека 

Задание:

  • Составить таблицу возрастной периодизации человека (таблица 1)
  • Записать в таблицу анатомо-физиологические  особенности развития организма для каждого возрастного периода, выделить критические периоды в развитии физиологических систем.
 
 

                                                                                                                  Таблица 1

                                    Классификация возрастной  периодизации 

Название  периода      Возраст

    Мужской 

    (женский)

         Особенности развития  организма и  

                   функциональных систем                  

Пренатальный    

        период:

   
1.Внутреутробный Длится  от момента образования зиготы в  результате оплодотворения до момента рождения. Максимальная  скорость роста плода характерна для первых четырех месяцев внутриутробного развития. Кстати, таким же образом изменяется и вес тела, с той разницей, что максимум скорости достигается чаще на 34-й неделе.
2. стадия эмбриогенеза (2 месяца внутриутробной жизни)
Постнатальный

        период:

   
  1. Новорожденные
От  рождения до 10 дней Период вскармливания  ребенка молозивом. Начало ускорения  роста в длину. Часто падение  веса тела.
 
 
 
2. Грудной возраст 
 
 
 
От 10 дней до 1    года
Начало питания "зрелым" молоком. Прорезавание первых молочных зубов (с 6 месяцев); период макисмальной интенсивности ростового процесса, начало выпрямления тела (формирования изгибов позвоночника), сидение, стояние и первые шаги. Начало познавательного развития (осматривание и узнавание), подражание, призывающие жесты. "Детская" речь.
 
3.Раннее  детство
 
        1-3 года
Завершение  прорезавания первой генерации зубов. Падение интенсивности роста. Узнавание  картинок, фантазирование, одушевление  предметов, выбор объекта привязанности  и выделение "Я". Взрослая речь.
 
 
 
4.Первое детство
 
 
 
          4-7 лет
Часто фиксируется  первый ростовой скачек. С 6 лет начало прорезывания постоянных зубов. В самом  конце периода первые проявления полового диморфизма и начало половой  идентификации (осознание пола). Наглядно символическое мышление, освоение пространства и понятия последовательности времени. Основы этики и группового поведения. Осознанное упорство.
 
 
5.Второе  детство
 
 
8-12 лет (8-11 лет)
Прорезывание  постоянных зубов (кроме третьих  маляров - "зубов мудрости"). Начало развития вторичных половых признаков (половое созревание) и активизация ростового процесса. Переход от наглядно-образного к логически-оперативному мышлению, истинные волевые акты и социальная адаптация. Развитие внимания и произвольной памяти. Избирательное рисование и перспектива.
 
 
6.Пдрастковый  возраст
 
 
13-16 лет (12-15 лет)
Пубертатный спурт - второй (истинный) ростовой скачек. Половое  созревание и усиленный рост тела в длину. Все это определяет крупнейшие морфо-функциональные сдвиги, затрагивающие все системы организма. В самом начале - словесное выражение абстрактного мышления. Интенсивное интеллектуальное развитие (самоанализ, самовоспитание), высокая половая идентификация, личностная и эмоциональная нестабильность.
 
7.Юношеский  возраст
 
17-21 лет  (16-20 лет)
Окончание интенсивного роста и формирования организма (дифинитивное состояние). Начало периода  стабилизации личности, самоопределения  и формирования мировоззрения. При  этом часто социальная активность выражается в деструктивных проявлениях.
8.Первый  зрелый возраст 22-35 лет (21-35 лет) Собственно  зрелость - относительная стабильность дифинитивных параметров организма, окончание  формирования "типично женских" и "типично мужских" черт строения и психики. Ведущее значение приобретает циркадная, бициркадная, недельная, сезонная и др. ритмичность физиологических функций. В конце периода - окончание женского репродуктивного цикла - менопауза и комплекс психо-физиологических изменений (климакс).
 
9.Второй  зрелый возраст
 
36-60 лет  (36-55 лет)
10.Пожилой  возраст 61-74 года( 56- 74 года) Продолжение периода оптимальной социальной активности. Начало и развитие инволютивных изменений организма в том  числе истинный отрицательный рост. Падение адаптационных возможностей. Дезинтеграция функций организма на всех уровнях организации. Обычно, окончание мужского репродуктивного периода. Структурные и функциональные изменения центральной нервной системы, а в конце этапа, обычны яркие признаки "психического старения".
 
 
11.Старческий  возраст
 
 
75-90 лет
 
 
12.Долгожители
 
 
Старше 90
Доживших до этого периода характеризует  относительная стабильности всех параметров на достигнутом качественном и количественном уровне, в том числе за счет компенсаторных (компенсаторно-старческих) процессов.
 
 
 
 
 
 
 

                                                 

                                                               
 
 
 
 
 
 

                                                                 
 

                                                                Задание 2

                                         Тема: Эндокринная  система 

Задание:

  • Составить таблицу «Железы внутренней секреции»

                                                                                                                                  Таблица 2

                                                   

                                                 Железы внутренней  секреции 

п/п

Название железы Место расположения железы          гормоны Физиологическое действие гормона Какие изменения и нарушения происходят при отклонении секреции гормона от физиологической нормы
1. Гипофиз        
1.1 Передняя доля Нижний 

придаток

мозга, располагается в полости черепа, имеет

овальную форму, весит 0,5 г.

кортикотропин,фоллитропин,

лютропин,тиреотропин, соматотропин,

пролактин

Гипофиз вырабатывает особые

вещества, стимулирующие 

деятельность  других желез внутренней

секреции

При недостатке соматотропина в детском возрасте замедляется процесс роста. При  избытке развивается гигантизм
1.2 Промежуточная доля мелатропин Регулирует  кожную пигментацию   
1.3 Задняя доля вазопрессин, окситоцин Контролирует  обратное всасывание воды из почечных канальцев нарушению водного 

обмена: наблюдается  обильное

мочеотделение (полиурия), или 

несахарный диабет (больные теряют

до 40 л мочи в  день) – обезвоживание организма.

2. Надпочечники        
2.1 Корковое вещество располагаются в 

поясничном отделе и прилегают к 

верхним частям почек.

минералокортикоиды, глюкокортикоиды Оказывает влияние  на углеводный и белковый обмен  При гипофункции  коры надпочечников 

понижается содержание сахара в 

крови и гликогена  в печени и мышцах,

развивается болезнь, называемая

аддисоновой. больной худеет, теряет аппетит, у него

понижается содержание сахара в 

крови, падает кровяное давление,

иногда наступает  смерть.

2.2 Мозговое вещество адреналин, норадреналин Увеличивают содержание глюкозы в крови
3. Щитовидная  железа На передней стороне шеи, поверх щитовидного  хряща трийодтиронин, тироксин тиреокальцитонин Тироксин –  участвует в регуляции энергетического обмена При избытке  гормона повышается температура  тела, истощение организма, повышается артериальное давление.
4. Околощитовидные железы Задняя поверхность  щитовидной железы паратгормон, кальцитонин Регулируют  концентрацию кальция в крови и тканях Изменение формирования скелета, выпадение зубов.
5. Эпифиз верхний

придаток мозга, расположен в 

черепе позади зрительных бугров над 

четверохолмием

мелатонин Наибольшего развития

эпифиз достигает  в детском возрасте,

а у взрослого  организма он состоит 

почти из одной  соединительной ткани.

Существуют  данные о том, что эпифиз

тормозит преждевременное  развитие

половых желез

6. Поджелудочная железа   инсулин, глюкагон, соматостанин Снижет уровень  сахара в крови, расщепляет гликоген в печени, стимулирует расщепление жиров печении жировой ткани  С нарушением деятельности

островковой части  железы развивается 

тяжелое заболевание  диабет, пониженная

способность клеток организма в 

большом количестве использовать

(окислять) сахар. При этом нарушается

способность печени образовывать

гликоген. Следствием чего является

повышение сахара в крови.

7. Половые железы Находятся в  семенниках у мужчин и в яичниках у женщин тестостерон, эстрогены, ингибин; эстрадиол, эстрон, прогестерон Осуществляют  половое развитие организма, также  влияют на обмен веществ Удаление половых  желез приводит к изменениям как  первичных, так и

вторичных признаков, при этом в дальнейшем половые  органы не развиваются, половое влечение не проявляется. У кастрированных более высокий рост вследствие

непропорционального развития

конечностей. У  женщин же скелет

сохраняет детскую  форму, не

развиваются молочные железы.

8. Вилочковая  железа Располагается загрудинно, в верхнем отделе средостения  тимозин, тимопоэтин Осуществляют  реакции клеточного иммунитета и  регулируют функцию других лимфоцитов. удаление железы

вызывает нарушение  минерального

обмена: кости  становятся мягкими и 

хрупкими - легко  ломаются, заживление

переломов идет медленно, могут 

проявляться мышечная слабость,

неповоротливость, психические 

нарушения.

                                                              
 

                                                         Задание 3

                                              Тема: Нервная система 

Задание: 

  • Дать краткие теоретические сведения о развитии нервной системы.
  • Составить таблицу «Строение и функции головного мозга».
 
 
 
 

      Нервная система -  обеспечивает согласованность  работы органов  и систем органов, приспособление организма к воздействию природной и социальной среды, составляя материальную основу психической деятельности человека, его осознанного поведения.

      Вместе  с органами чувств нервная система  участвует в распознании предметов  и явлений внешнего мира, в восприятии, обработке и хранении информации, а также в использовании полученной информации для удовлетворения потребностей организма.

      Нервная система состоит из двух частей: центральной и периферической. К центральной относятся: головной мозг и спинной мозг. К периферической: нервы и нервные узлы. Также различаю соматический и вегетативный отделы нервной системы. Соматический отдел управляет скелетными мышцами, а вегетативный отдел регулирует обмен веществ, работу внутренних органов, желез и гладкой мускулатуры.

                                                                                                                         

                                                                                                                                  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

                                                                                                                                   Таблица 3

                                                       

                                            Строение и функции головного мозга 

№ п/п Отделы  мозга Структуры отделов, место расположения Функции
1.                                                          Стволы мозга
1.1 Задний  мозг Включает варолиев мост и мозжечок. Варолиев мост снизу  ограничен  продолговатым мозгом, сверху переходит в  ножки мозга, боковые его отделы образуют средние ножки мозжечка. Мозжечок представлен двумя полушариями. Основная функция  мозжечка – безусловно-рефлекторная координация движений, определяющая их четкость, плавность и сохранение равновесия тела, а также поддержания тонуса мышц.
1.2. Средний мозг Расположен  впереди варолиева моста, он представлен  четверохолмием и ножками моста. Играет важную роль в регуляции тонуса и осуществлении  рефлексов, благодаря которым возможны стояние и ходьба.
2.                                                             Подкорка 
2.1. Передний  мозг Состоит из сильно развитых полушарий и соединяющей  их срединной части. Правое и левое  полушария отделены друг от друга  глубокой щелью, на дне которой лежит  мозолистое тело. Лобная доля – центры управляющие мышечными  движениями; Теменная доля – связана  с кожно-мышечной чувствительностью; Затылочные – со зрением; Височные – со слухом. Левое полушарие  управляет правой половиной тела, а правое полушарие левой.
3.                                                   Кора больших полушарий
    Кора полушарий  очень велика благодаря извилинам  и бороздам.          В коре различают чувствительные, двигательные зоны и ассоциативные зоны. В этой работе участвует  вся кора больших полушарий.  Чувствительные зоны отвечают за анализ информации, поступающей от органов чувств: затылочные — за зрение, височные — за слух, обоняние и вкус, теменные — за кожную и суставно-мышечную чувствительность.

Двигательные  зоны расположены в задних областях лобных долей, отсюда идут команды для сокращения скелетной мускулатуры. Ассоциативные зоны расположены в лобных долях мозга и ответственны за выработку программ поведения и управления трудовой деятельностью человека, их масса у человека составляет более 50% от общей массы головного мозга.

 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        Задание 4

                                         Тема: Сенсорные системы 

Задание:

  • Нарисовать строение глаза
  • Составить таблицу «Строение и функции глаза».
 
 

                                     
 

                                                                                                                                       Таблица 4 

                                                          Строение и функции глаза 

Системы Придатки и  части глаза строение функции
Вспомогательные Сосудистая  оболочка выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает  сетчатка, с которой она тесно  связана. Сосудистая  оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.
Оболочки Склера непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.  
Оптическая Роговица, Хрусталик, стекловидное тело, Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти  мгновенно "наводя фокус". Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. за счет хрусталика человек видит хорошо и вблизи, и вдали.
Световоспринимающая Радужка, Зрачок, сетчатка Сетчатка - состоит  из фоторецепторов (они чувствительны  к свету) и нервных клеток. состоит  из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Зрачок - отверстие в радужке.  Клетки-рецепторы,  расположенные в сетчатке, делятся  на два вида: колбочки и палочки. 

Палочки обладают высокой светочувствительностью и  позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета.

Информация о работе Физиология