Физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 19:18, реферат

Описание

Целью моей работы является ознакомить публику с предметом изучения физиологии, рассказать об истории развития этой науки и дать понятия о современных тенденциях физиологии.
В связи с этим я поставила перед собой следующие задачи:
- выделить основные этапы развития физиологии;
- изучить методы физиологических исследований;
- выявить главные разделы физиологии;
- проанализировть связь данной научной дисциплины с другими науками.

Содержание

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3
Основная часть
§ 1. Исходные предпосылки решения проблемы
1.1. История вопроса
1.1.1. Предмет изучения физиологии--------------------------------------4
1.1.2. История физиологии-----------------------------------------------4
1.2. Современное состояние проблемы
1.2.1. Физиология как учебная дисциплина. Её задачи-------------7
1.2.2. Разделы физиологии------------------------------------------------9
1.2.3. Современные тенденции и задачи физиологии--------------10
1.3. Методологические проблемы
1.3 1. Методы современной физиологии------------------------------11
§ 2. Мужчина и Женщина. Физиологические различия. Интересные факты-----13
Заключение---------------------------------------------------------------------------------------14
Список литературы-----------------------------------------------------------------------------15

Работа состоит из  1 файл

реферат нади. физиология..docx

— 41.68 Кб (Скачать документ)

Министерство  образования Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Нижегородский государственный  университет имени  Н.И.Лобачевского

Экономический факультет 
 
 

Научная дисциплина: концепция  современного естествознания 

  Реферат на тему: 

  «Физиология» 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Выполнила:  студентка I курса

                                                                                                                            718 группы

                                                                                                                            Очного отделения 

                                                                                                                            Бурдина Надежда 

                                                                              Научный руководитель: Белоусов В.А. 
 
 
 
 

                                                               Нижний Новгород

                                                                       2008 год 

Содержание 

Введение------------------------------------------------------------------------------------------3

Основная часть

    § 1. Исходные предпосылки решения проблемы

                1.1. История вопроса

                             1.1.1. Предмет изучения физиологии--------------------------------------4

                             1.1.2. История физиологии-----------------------------------------------4

               1.2. Современное состояние проблемы

                           1.2.1. Физиология как учебная дисциплина. Её задачи-------------7

                           1.2.2. Разделы физиологии------------------------------------------------9

                           1.2.3. Современные тенденции и задачи  физиологии--------------10

               1.3. Методологические проблемы

                           1.3 1. Методы современной физиологии------------------------------11

      § 2. Мужчина и Женщина. Физиологические различия. Интересные факты-----13 

Заключение---------------------------------------------------------------------------------------14

Список литературы-----------------------------------------------------------------------------15 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   Одной из наиболее поразительных черт современной  жизни является то, что мы живем в мире, в котором люди гораздо больше знают о внутреннем устройстве автомобиля или о работе компьютера, чем о том, что происходит внутри их собственного организма. Не менее удивительно и то, что хотя большинство людей имеют достаточное образование, очень немногие из них осведомлены, как функционирует их организм и какие нарушения могут в нём происходить. А ведь именно от состояния организма человека зависит вся его деятельность! Такое положение дел не только удивляет, но и внушает опасения, потому что сейчас как никогда раньше состояние здоровья – вплоть до решения вопросов жизни или смерти – находится в руках самих людей. Поэтому сегодня для каждого человека особенно актуально иметь хотя бы общее представление о функционировании частей своего тела, различных органов, их строении и назначении, то есть обо всей области физиологии человека.

   Уровень разработанности  данного вопроса на сегодняшний день достаточно высок, что позволяет нам без особых трудностей изучать данную ветвь науки.

   Целью моей работы является ознакомить публику с предметом изучения физиологии, рассказать об истории развития этой науки и дать понятия о современных тенденциях физиологии.

   В связи с этим я поставила перед  собой следующие задачи:

    - выделить основные этапы развития  физиологии;

    - изучить методы физиологических  исследований;

    - выявить главные разделы физиологии;

    - проанализировть связь данной  научной дисциплины с другими  науками.

   При работе над данным рефератом были изучены научные статьи, материалы учебников.

   В реферате я применила: системный подход – все главы и параграфы расположены в логической последовательности; исторический – физиология рассматривается как динамично развивающаяся на протяжении веков наука; и дедуктивный метод, позволяющий наиболее полно осознать значимость и разносторонность такой научной дисциплины как «Физиология».

   В работе также присутствует научная терминология, но она подробно разъяснена в тексте реферата.  
 

Основная  часть

§ 1. Исходные предпосылки решения проблемы

    1. История вопроса

         1.1.1. Предмет изучения физиологии

   Живой мир отличается достаточно большим разнообразием и адаптирован к самым разным условиям окружающей среды. Однако, при всем своем многообразии, базовые решения, выработавшиеся в процессе эволюции, часто оказываются довольно консервативными, и совершенно непохожие друг на друга организмы при более внимательном рассмотрении построены из одних и тех же (или очень схожих) базовых элементов.

  Основная  цель такой науки, как физиология, - показать единство организма как целого, состоящего из множества взаимосвязанных и взаимодействующих систем, органов, тканей, клеток. Данная наука предполагает как подробное изучение основных физиологических систем - своего рода "кирпичиков", так и способов их интеграции в единый механизм.

  Физиология (от греч. physis — природа и logos — учение) — наука о природе, о существе жизненных процессов, наука о жизнедеятельности организмов, их отдельных систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций.

  Физиология  изучает:

- функции  здорового организма в целом; 

- функции  различных органов; 

- физиологических  и функциональных систем;

- функции  различных клеток, клеточных популяций; 

- функции  клеточных структур;

- функции  всех органов и систем в  их взаимодействии между собой; 

- механизмы  регуляции работы органов и  систем (нервную и гуморальную);

- взаимодействие  организма с окружающей средой.  

            1.1.2. История физиологии

   Физиология  обязана своим возникновением потребностям медицины, а также стремлению человека познать себя, сущность и проявления жизни на различных уровнях ее организации. Потребность сохранения жизни человека была на всех этапах его развития, и уже в древние времена формировались элементарные представления о деятельности организма человека, являясь обобщением накопленного опыта человечества. Отец медицины Гиппократ (460— 377 гг. до н. э.) представлял организм человека как некое единство жидких сред и психического склада личности, подчеркивал связь человека со средой обитания и то, что движение является основной формой этой связи. Это определяло его подход к комплексному лечению больного. Аналогичный в принципе подход был характерен для врачей древнего Китая, Индии, Ближнего Востока и Европы.

   В средние века господствовали далекие от реалий представления, основанные на постулатах римского анатома Галена, и засилие церкви определило неопределимую преграду между телом и душой. 

   Эпоха Возрождения (XVI—XVII века) с ее возросшими потребностями общественного производства пробудила к жизни науку и культуру, а несомненные успехи физики и химии, обращение к ним врачей определили стремление объяснить деятельность организма человека на основе происходящих в нем химических (ятрохимия) и физических (ятрофизика) процессов. Однако уровень знаний наук того времени, конечно же, не мог составить сколько-нибудь полное и адекватное представление о физиологических функциях. 

   Вместе  с тем изобретение микроскопа и углубление знаний о микроскопическом строении тканей животных побуждает к исследованию функционального назначения открываемых структур. Успехи химии и изучения кругооборота веществ в природе направляют интересы человека к судьбе поступающих в его организм веществ, что становится предметом исследовательского интереса. Совершенствование точных наук, естествознания в целом и философии определяет обращение человеческой мысли к механизмам движения. Так, Р. Декарт (1596— 1650) формулирует рефлекторный принцип организации движений, в основе которого лежит побуждающий их стимул.

   Особое  место в науке о человеке сыграло  открытие английским врачом В. Гарвеем (1578—1657) кровообращения. Обладая обширными анатомическими знаниями, В. Гарвей проводил экспериментальные исследования на животных и наблюдения на людях, основал физиологию как науку, основным методом которой является эксперимент. Официальной датой возникновения физиологии человека и животных как науки принят 1628 г. — год выхода в свет трактата В. Гарвея «Анатомическое исследование о движении сердца и крови у животных». Это произведение послужило стимулом к изучению деятельности организма в экспериментах на животных как основного объективного источника знаний.

   В XVII веке выполняется ряд исследований по физиологии мышц, дыхания, обмена веществ. В Европе в XVIII веке возникает учение о «животном электричестве» (Л. Гальвани, 1737—1798), переросшее в один из ведущих разделов современной науки — электрофизиологию. Получает дальнейшее развитие принцип рефлекторной деятельности 

   В этот период открывается Российская академия наук (1724), где Д. Бернулли выполнил первые в России экспериментальные исследования движения крови по кровеносным сосудам. В России солидные физиологические открытия сделаны М. В. Ломоносовым (1711—1765).

   XIX век — период  расцвета аналитической  физиологии, когда  были сделаны выдающиеся  открытия практически  по всем физиологическим  системам. Это происходило одновременно с бурным ростом естествознания, обретением фундаментальных знаний о природе: открытие закона сохранения энергии, клеточного строения организмов, формирование основ учения об эволюции жизни на Земле. Особое значение в развитии физиологии сыграли новые методические подходы и изобретения выдающихся физиологов той поры, о чем сказано в предыдущем разделе. Все это определило в середине XIX века выделение физиологии в самостоятельную науку. В университетах России, Англии создаются физиологические лаборатории, интенсифицируются физиологические исследования в Европе.

   Во  второй половине XIX века — начале XX столетия физиология в России становится одной  из передовых в  мировой науке, в чем выдающуюся роль сыграли столичные школы И. М. Сеченова (1829—1905), И. П. Павлова (1849—1936), известные школы Казани, Киева, Одессы, Томска, Екатеринбурга. Российская наука при всей ее самобытности, методологической оригинальности поддерживала теснейшие творческие связи с ведущими физиологическими школами Западной Европы, а затем и Америки.

   Конец XIX и начало XX века — период определяющих успехов в области физиологии нервов и мышц как возбудимых тканей, XIX и XX века ознаменованы многими значительными  успехами в изучении функций мозга. Выдающаяся роль в исследовании функций мозга принадлежит И. М. Сеченову (1829—1905), который в 1862 г. открыл явление торможения в ЦНС, что во многом определило последующие успехи исследований координации рефлекторной деятельности. На качественно новый уровень вывел теорию рефлекторной деятельности мозга И. П. Павлов (1849—1936), создав учение о высшей нервной деятельности (поведении) человека и животных, ее физиологии и патологии. И. П. Павлов основал школу отечественных физиологов, внесшую выдающийся вклад в мировую науку.

Информация о работе Физиология