Шпаргалка по "Методике преподавания физики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание

В этой работе указан опросник и все краткие ответы на вопросы по предмету "Методика преподавания физики"

Работа состоит из  1 файл

МПФ.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

На данном этапе, когда  учащиеся уже достаточно хорошо овладели моделью и углубили свои знания по изучаемому явлению, имеет смысл  предложить 2 - 3 задачи не требующих  длительного решения, которые необходимо решить без использования компьютера (некоторых учеников даже необходимо отсадить подальше от ...), а затем проверить полученный ответ, поставив эксперимент на компьютере. Задачи, правильность решения которых можно проверить, используя компьютерную модель. При составлении таких задач необходимо учитывать как функциональные возможности модели, так и диапазоны изменения числовых параметров заложенные авторами модели. Следует отметить, что, если эти задачи решаются в компьютерном классе, то их решение не должно превышать 5 -8 минут. В противном случае работа с компьютером становится мало эффективной. Задачи, требующие более длительного решения имеет смысл предлагать в виде домашнего задания. Задачи, требующие более длительного решения, имеет смысл предлагать для предварительной проработки в виде домашнего задания и только после этого использовать их в компьютерном классе.

Наиболее способным учащимся можно предложить исследовательские  задачи, то есть задачи в ходе решения которых учащимся необходимо спланировать и провести ряд компьютерных экспериментов, которые бы позволили подтвердить или опровергнуть определённые закономерности. Самым продвинутым ученикам можно предложить самостоятельно сформулировать такие закономерности.

Творческие задания лучше  предложить ученикам в виде домашнего  задания. В рамках таких заданий  учащиеся самостоятельно придумывают  и решают задачи, а затем проверяют  свои результаты в компьютерном классе.

27.использование  информационных технологий при  обучении физики. Поисковые машины. Основные образовательные сайты

Поисковая машина состоит  из программы-паука, которая просматривает  сайты Интернета и базы данных (индекса), в которой находится  информация о просмотренных сайтах.

По заявке веб-мастера робот-паук заходит на сайт и просматривает страницы сайта, занося в индекс поисковой машины информацию о страницах сайта. Поисковая машина может сама найти сайт, даже если его веб-мастер и не подавал заявку на регистрацию. Если ссылка на сайт попадется где-либо на пути поисковой машины (на другом сайте, например), то она сайт тут же проиндексирует.

Паук не копирует страницы сайта в индекс поисковой машины, а сохраняет информацию о структуре  каждой страницы сайта - например, какие  слова встречаются в документе  и в каком порядке, адреса гиперссылок  страницы сайта, размер документа в  килобайтах, дата его создания и  многое другое. Поэтому индекс поисковой  машины в несколько раз меньше, чем объем проиндексированной информации.

Что и как ищет поисковая  машина в Интернете?

Поисковую машину придумали  люди, чтобы она помогала им искать информацию. Что такое информация в нашем человеческом понимании  и наглядном представлении? Это  не запахи или звуки, не ощущения и  не образы. Это просто слова, текст. Когда мы что-то ищем в Интернете, мы запрашиваем слова - поисковый  запрос, и в ответ надеемся получить текст, содержащий именно эти слова. Потому что мы знаем, что поисковая  система будет искать в массиве  информации именно запрошенные нами слова. Потому что именно таковой  она была задумана, чтобы искать слова.

Поисковая машина ищет слова  не в Интернете, а в своем индексе. В индексе поисковой машины находится  информация только о небольшом количестве сайтов Интернета. Существуют поисковые  машины, которые индексируют только сайты на английском языке и есть поисковые машины, которые заносят  в свой индекс только русскоязычные  сайты. Такой список  находится  на специальном стенде в кабинете физики.

Приведу примеры таких  аннотаций при изучении физики.

1.     http://www.fizika.ru —  Данный ресурс содержит доступный,  интересный иллюстрированный материал  в виде учебников по физике  для 7, 8 и 9-го классов. Много  качественных и расчетных задач,  а также примеров разобранных  решений задач для 7 и 8 классов. 

2.     http://physics.nad.ru/physics.htm — Анимация физических процессов  по оптике, волнам, механике, термодинамике.  Есть теория по каждой из  предложенных тем, наглядный эксперимент  крупным планом.

3.     http://www.sci.aha.ru — Ресурс содержит большое  множество справочных таблиц  по физике: «Масса», «Скорость», «Энергия», «Данные о Земле, Солнце, Вселенной», «Физические константы», «Массы и размеры молекул», «Свойства газов, жидкостей и твердых тел» и многое другое.

4.     http://elibrary.ru/ —  Научная электронная библиотека  содержит самые последние новости  науки в виде небольших статей, которые обновляются ежедневно.  Можно узнать все о самых  последних открытиях в науке. 

5.     http://ivsu.ivanovo.ac.ru/phys/ — Ресурс, который поможет школьнику  находить любую информацию по  физике материал по истории  физики. Здесь же находится краткая  физическая энциклопедия для  детей, большой энциклопедический  словарь, биографии ученых –  физиков 

Интернет-ресурсы которые применяются часто:

«Информационно-образовательный  портал РБ» http://www.oprb.ru/,

 «Физика в анимациях» (http://physics.nad.ru/),

фестиваль  «Открытый  урок» (http://festival.1september.ru/),

официальный информационный портал ЕГЭ (http://www.ege.edu.ru/),

ФИПИ (http://www.fipi.ru/),

«Открытый колледж. Физика» (http://college.ru/physics/),

методическое объединение  учителей физики (http://schools.techno.ru/sch1567/),

«Физика Ru» (http://www.fizika.ru/),

Российский общеобразовательный  портал (http://www.school.edu.ru/), Астрофизический  портал (http://www.afportal.ru/),

«Единая коллекция образовательных  ресурсов «(http://school-collection.edu.ru/)   и  другие.

 

 

28.интернет-ресурсы  для урока физики. Дистанционные  уроки. Дистанционное повышение  образования

ольшие возможности в моей практике дает применение Интернет-ресурсов, которые позволяют на качественно новом уровне проводить различные формы учебных занятий.

Интернет - учебная, справочная информация

Интернет - ЕГЭ 

Интернет – практикумы, урок

Интернет – профильная, довузовская подготовка

Интернет - олимпиады, конкурсы

Для организации первоначального  знакомства учащихся с ресурсами  Интернета составила список разных электронных адресов с составленной специально для учащихся краткой  аннотацией.

Материалы сайтов используются при подготовке к урокам, для контроля ЗУН, для подготовки учащихся к олимпиадам и ЕГЭ, дистанционного обучения, для  исследовательской работы.  

Промежуточные результаты сегодня: 1.     Использование ресурсов при подготовке к уроку. 2.     Поиск информации по разделам курса. 3.     Подготовка учащихся к  олимпиадам и конкурсам.

Дистанционный урок – урок с использованием учебного материала  либо полностью размещенного в Интернете  в виде специальных тематических web-страниц, при этом учащиеся полностью  удалены от учебных ресурсов и  дистанционного учителя, либо очный  урок с использованием удаленных  ресурсов Интернет, при этом учитель  и учащиеся находятся в одном  классе.

В настоящее время существует три типа дистанционных уроков.

Первый тип дистанционных  уроков заключается в том, что  и учитель (локальный координатор), и учащиеся удалены друг от друга, но при этом пользуются уроком, предварительно размещенным в Интернете. Примером такого урока является дистанционный  урок «Молекулярная физика. 10 класс» Львовского М.Б., во время которого учащиеся могли не только ознакомиться с теорией, но и решать задачи. В уроке удобная система подсказок, задачи размещены по возрастающей сложности.

Второй тип дистанционных  уроков заключается в том, что  учитель и ученики находятся  в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течение урока от них удалены. Пример такого дистанционного урока – выполнение лабораторной работы «Солнечная активность» Гомулиной Н.Н. К этому же типу уроков относится дистанционный урок «Основные положения молекулярно-кинетической теории» Лотош Л.А.

Третий тип дистанционных  уроков разработан Кривченко И.В. Это  размещение учебной информации на учебном  сайте и учебная игра в Сети. При этом учащиеся могут по-настоящему играть с «Проверялкиным» – специальным учебным конструктором, размещенным в Интернете. Уроки по физике для учащихся 7 класса станут просто незабываемыми и очень наглядными, если учащийся будет отвечать на вопросы «Проверялкина»!

 

29.воспитание учащихся  в процессе обучения физики

Воспитание – целенаправленный процесс, целью которого является формирование гармонической всесторонне развитой и социально зрелой личности каждого  учащегося. Обучение неразрывно связано  с воспитанием и является средством  воспитания учащегося. Так, физика, например, способствует умственному формированию прилежания, аккуратности и развитию логического мышления.  целесообразная активность учащегося есть необходимое условие успешного воспитательного процесса. С точки зрения воспитания далеко не безразлично, какие методы обучения использует учитель. Воспитывает и дисциплинирует только такая деятельность, которая заставляет учащегося думать и самостоятельно принимать ответственные решения. Так, например, на уроке физики можно предложить учащимся самостоятельно принять решение о размещении электростанции в том или ином регионе. Учащиеся должны увидеть, почувствовать, как сложно принять то или иное решение. А для этого обязательно, как в приведенном примере, включать в занятия задачи с частично неверными данными, задачи с ограниченным временем решения задачи на обнаружение ошибки, задачи, в которых неясное, ошибочно истолкованное решение и многие другие. Добиться инициативного творческого отношения учащегося к изучению нового материала, к учебному труду – главная задача каждого учителя.

 

 

30.формирование  научного мировоззрения учащихся  при обучении физики

Формирование научного мировоззрения  как одна из основных задач преподавания физики в школе.Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе. Основными структурными единицами мировоззрения являются взгляды и убеждения. «Взгляды выражают определенную точку зрения на сущность важнейших явлений природы, общественной жизни, человеческого познания. Убеждения – более высокая ступень осознания окружающего мира, уверенность человека в правильности своих взглядов» (Формирование коммунистического мировоззрения школьников. – М., 1977г., стр. 15). Мировоззрение имеет огромный практический смысл, т.к. оно влияет на интересы, труд и быт людей. В классовом обществе мировоззрение носит классовый характер, отражает различное положение и условия жизни людей. По своему содержанию и направленности мировоззрение может быть научным и ненаучным, материалистическим или идеалистическим, атеистическим или религиозным, революционным и реакционным. Целью школьного физического образования является формирование обобщенного научного представления о природе и процессе ее познания, т.е. формирования научного мировоззрения. Основой научного мировоззрения являются научные знания. Но не все они носят мировоззренческий характер. Поэтому целью школьного образования является выделение того содержательного базиса учебного материала, на основе которого будет осуществляться формирование научного мировоззрения. Так как физика – это наука «о формах материи…, о взаимодействии этих форм материи, об их движении», то она связана с философией, основной мировоззренческой наукой. Поэтому возникают объективные возможности формирования научного мировоззрения на основе обучения физике. (Физический энциклопедический словарь. – М., 1966 г., т.5).

31.гражданско-патриотическое. Эстетическое и экологическое  воспитание учащихся при обучении  физике

В последние годы по-новому формулируются цели образования  и воспитания: школа должна не только повышать интеллектуальный потенциал  страны, но и создавать условия  для формирования из каждого свободной, творческой, критически мыслящей личности, способной осознать и развивать  свои задатки склонности, находить своё место в жизни.

 В связи с этим  внимание педагогики привлечено  к повышению воспитательной роли  обучения, формированию интереса  к учёбе, основанного на мотивации  и рефлексии, создание личностной  направленности обучения. Для успешной  социальной адаптации человека  в современном обществе ему  нужны не только глубокие научные  знания, но и умения творчески  применять их на практике, в  повседневной жизни.

Я работаю в классах  оборонно-спортивного и информационно-технологического профиля.

Цель учебно-воспитательной системы школы - формирование целостной  личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины, государственно-мыслящего, готового брать на себя ответственность за судьбу страны, инициативного, самостоятельного, просвещённого, зрелого в суждениях, способного учиться не только в военных  институтах.

На уроках физики, излагая  учебный материал, можно ярко и  убедительно, не нарушая его логики, показать роль и преемственность  патриотических традиций в развитии науки и техники.

Патриотический материал в курсе физики предназначен пробудить  благородные чувства, оставить в  сознании детей глубокий след, воздействовать не только и не столько на ум, сколько  на чувство, начиная с первого  года обучения предмету, т.е. с седьмого класса.

Эстетическое воспитание осуществляется и на уроке, и системой внеклассных мероприятий (беседы и  лекции, групповая и кружковая  работа, НОУ, организованное посещение  учащимися художественных и краеведческих  музеев, походы и экскурсии). Стараюсь показать детям искусство как  живое и радостное проявление жизни через уроки физики, сделать  их яркими, нескучными, запоминающимися.

Предполагается, что школьный курс физики должен являться не только источником фундаментальных знаний о явлениях природы, но и вносить  существенный вклад в развитие ученика, формировать у него диалектическое мышление, научить ориентироваться  в шкале культурных ценностей. При  этом активизация самой познавательной деятельности учащихся относится к  числу наиболее существенных проблем  современной педагогической науки  и учительской практики.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания физики"