Шпаргалка по "Методике преподавания физики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание

В этой работе указан опросник и все краткие ответы на вопросы по предмету "Методика преподавания физики"

Работа состоит из  1 файл

МПФ.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

 

 

22. Демонстрационный и лабораторный эксперимент.

Эксперимент в школьном курсе  физики является в известном смысле отражением научного метода исследования, присущего науке физике. Школьный физический эксперимент разделяется на два основных вида: демонстрационный эксперимент, выполняемый преимущественно учителем и предназначаемый для одновременного восприятия всеми учащимися класса, и лабораторный эксперимент, выполняемый учащимися. Оба эти вида эксперимента дополняют друг друга. В одних случаях целесообразно поставить лабораторные работы учащихся, в других —лучше использовать демонстрационный эксперимент. Демонстрационный эксперимент необходим в тех случаях, когда требуется активное руководство учителя ходом мысли учащихся при изучении явлений и законов. Демонстрация опытов — активный целенаправленный процесс, в ходе которого учитель осуществляет руководство ощущениями и восприятиями учащихся и на их основе формирует определенные понятия и убеждения. Сочетание демонстрационных опытов со словом учителя — непременное условие успешного формирования физических понятии. При проведении демонстрационного эксперимента можно преследовать различные цели: наблюдение того или иного явления, проверка выдвинутой гипотезы, выявление физических закономерностей и проверка вытекающих из них следствий и т. д. Содержание демонстрационных опытов должно быть органически связано с учебным материалом урока, и учащимся должна быть ясна их целевая установка. Важным требованием к демонстрационному эксперименту является требование научной достоверности и правильного, научного объяснения наблюдаемых в опыте явлений. При демонстрации опытов решающую роль играет учитель. Он является активным посредником между учащимися и демонстрируемыми физическими явлениями. От его умения методически правильно и технически грамотно пронести опыт зависит успех каждой демонстрации.

 

23.Организация  и проведение фронтальных лабораторных  работ и работ физического  практикума. Домашние экспериментальные  задания (наблюдения и опыты).

Этапы организации лабораторных работ:

Организационный момент

Вводная беседа с целью  выявления готовности учащихся к  выполнению лабораторных работ, инструктаж по ТБ, цель работы

Учащийся выполняет эксперимент

Оказание индивидуальной помощи

Заключение

Проверка ответов, формирование выводов, оценка

Физический практикум  обязателен в старших классах, когда  учащиеся приобретают основные умения и навыки. По тематике работы физического  практикума дополняют фронтальные  лабораторные работы. При необходимости  можно учитывать местные условия, производственное окружение для  выбора тематической работы.

Практикум должен быть логически  завершением систематических знаний учащихся, совершенствованию их практических умений и навыков.

Перед выполнением работ  перед выполнением работ проводят вводное занятие на котором следует объяснить задачи практикума, график выполнения работ, как правильно составлять отчеты.

Виды домашних экспериментальных  работ: работы в которых учащиеся используют предметы домашнего обихода, работа в которых учащиеся экспериментируют с самодельными приборами, работы выполненные выпускаемые промышленностью.

 

 

 

24.использование  мультимедиа и интернет технологий  при обучении учащихся физике

В настоящее время существует множество методологических и организационных  моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать  различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная и групповая  форма работы учащихся с информационными  и коммуникационными технологиями, а также общеклассная форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора.

В случае выбора общеклассной формы проведения занятий полезно использовать различные библиотеки электронных наглядных пособий и созданные на их основе презентации по теме урока. Информационные объекты, входящие в эти библиотеки можно классифицировать по следующим типам.

Видеофрагменты, представляющие собой снятые в школьной лаборатории  физические эксперименты, занимательные  опыты, современные игрушки (сувениры), в которых наблюдаются эффектные  физические явления, и современные  технические устройства, используемые в медицине. Видеофрагменты имеют  звуковое сопровождение, в котором  объясняются принципы действия устройства, излагается элементы содержания курса  физики, связанные с происходящим на экране явлением. Возможна остановка  фрагмента в ходе просмотра и  повторный его просмотр.

Звуковые фрагменты, являющиеся записанными в файл дикторскими  комментариями к рассматриваемому физическому процессу или явлению. Их можно проиграть, остановить, перемотать вперед, перемотать назад, поставить  на паузу.

Анимации, представляющие собой  динамичные иллюстрации теоретических  представлений, работы технических  устройств или природных явлений. Некоторые из них является короткими  фрагментами без звука, которые  могут сопровождать рассказ учителя, другие анимации имеют звуковое сопровождение, согласованное с визуальными  смысловыми акцентами, и может использоваться для самостоятельного просмотра  учащимися с последующим обсуждением. Компьютерные интерактивные модели, представляющие собой схемы, графики, имитации процессов и экспериментов, задания, игры, исходные параметры которых задаются пользователем, протекание процессов рассчитывается с использованием физических законов. Результат расчетов представляется в виде статичной или динамичной картины. На основе моделей можно вести изложение материала, составлять задания для тренинга по усвоению понятий и физических законов.

Компьютер и мультимедийный проектор (для усиления учебного эффекта возможно использование интерактивной доски) – учитель может демонстрировать на экране информационные объекты, обеспечивая тем самым предоставление развернутой комбинированной информации с помощью средств мультимедиа. Удобным является использование такой конфигурации при объяснении новой темы или обсуждении пройденного материала, а также при организации устного опроса учащихся или при проведении коллективного тестирования класса по созданным учителем материалам теста.

Компьютерный класс, оснащенный локальной сетью и сканером, имеющий  общий доступ в Internet – в процессе работы учитель может предоставлять доступ ученикам к файлам презентаций, информационным ресурсам школьного сервера и сети Internet по изучаемой теме. Использование сканера и различных информационных ресурсов незаменимо при проведении проектной деятельности учащихся. Кроме того, при такой конфигурации оборудования появляются практически неограниченные возможности для информатизации и интенсификации учебного процесса, а именно, учащиеся могут самостоятельно и под руководством учителя проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения.

25.мультимедиа  технологии при обучении учащихся  физике. Использование электронного учебникапри обучении учащихся физике

В настоящее время существует множество методологических и организационных  моделей информатизации учебного процесса, которые позволяют реализовать  различные формы проведения занятий. Возможна индивидуальная и групповая  форма работы учащихся с информационными  и коммуникационными технологиями, а также общеклассная форма проведения занятий с применением иллюстративно-демонстрационных приложений, проецируемых на экран или интерактивную доску с помощью мультимедийного проектора.

В случае выбора общеклассной формы проведения занятий полезно использовать различные библиотеки электронных наглядных пособий и созданные на их основе презентации по теме урока. Информационные объекты, входящие в эти библиотеки можно классифицировать по следующим типам.

Применение компьютерных технологий позволяет индивидуализировать  учебный процесс за счет предоставления возможности учащимся как углубленно изучать предмет, так и отрабатывать элементарные навыки и умения. В  современной школе, осуществляющей массовое обучение, учитель вынужден работать одновременно с учащимися, обладающими неодинаковым развитием, знаниями и умениями, темпом познания и другими индивидуальными качествами. Компьютер позволяет каждому  учащемуся работать самостоятельно, уровень обученности слабых школьников при этом поднимается; не оказываются запущенными и сильные ученики. Вторая возможность, которую появляется при использовании информационных технологий - развитие самостоятельности учащихся. Ученик решает те или иные задачи самостоятельно, осознанно (не копируя решения на доске или у товарища), при этом повышается его интерес к предмету, уверенность в том, что он может усвоить предмет.

Наиболее доступной

формой автоматизации  обучения является применение ЭВМ, то есть использование

машинного времени для  обучения и  обработки результатов  контрольного опроса

знаний учащихся. Всё большее  использование компьютеров позволяет

автоматизировать, а тем  самым упростить ту сложную процедуру, которую

используют и учителя  при создании методических пособий. Тем самым,

представление различного рода «электронных учебников», методических пособий

на компьютере имеет ряд  важных преимуществ. Во-первых, это  автоматизация как

самого процесса создания таковых, так и хранения данных в  любой необходимой

форме. Во-вторых, это работа с практически неограниченным объёмом  данных.

Создание компьютерных технологий в обучении соседствует с изданием учебных

пособий новой генерации, отвечающих потребностям личности обучаемого. Учебные

издания новой генерации  призваны обеспечить единство учебного процесса и

современных, новационных научных исследований, т.е. целесообразность

использования новых информационных технологий в учебном процессе и, в

частности, различного рода так называемых «электронных учебников»

Обычно электронный учебник  представляет собой комплект обучающих,

контролирующих, моделирующих и других программ, размещаемых на магнитных

носителях (твердом или гибком дисках) ПЭВМ, в которых отражено основное

научное содержание учебной  дисциплины. ЭУ часто дополняет обычный, а особенно

эффективен в тех случаях, когда он: обеспечивает практически  мгновенную

обратную связь; помогает быстро найти необходимую информацию (в том числе

контекстный поиск), поиск  которой в обычном учебнике затруднен; существенно

экономит время при  многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям;

 

26.компьютерные  модели в школьном курсе физики. Методика использования компьютерных  моделей на уроках. Виды уроков  с использованием компьютерных  моделей. Виды заданий к компьютерным  моделям

Компьютер на уроках физики, прежде всего, позволяет выдвинуть  на первый план экспериментальную, исследовательскую  деятельность учащихся. Замечательным  средством для организации подобной деятельности являются компьютерные модели. Компьютерное моделирование позволяет  создать на экране компьютера живую, запоминающуюся динамическую картину  физических опытов или явлений и  открывает для учителя широкие  возможности по совершенствованию  уроков.

Следует отметить, что под  компьютерными моделями автор понимает компьютерные программы, имитирующие  физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся  в физических задачах. Наибольший интерес  у учащихся вызывают компьютерные модели, в рамках которых можно управлять  поведением объектов на экране компьютера, изменяя величины числовых параметров, заложенных в основу соответствующей  математической модели. Некоторые модели позволяют одновременно с ходом  эксперимента наблюдать в динамическом режиме построение графических зависимостей от времени ряда физических величин, описывающих эксперимент. Подобные модели представляют особую ценность, так как учащиеся, как правило, испытывают значительные трудности  при построении и чтении графиков.

Компьютерные модели легко  вписываются в традиционный урок, позволяя учителю продемонстрировать почти "живьём" многие физические эффекты, которые обычно мучительно и долго объясняются "на пальцах". Кроме того, компьютерные модели позволяют  учителю организовывать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности. Приведём в качестве примеров два вида такой  деятельности, опробованные нами на практике:

Урок – исследование. Учащимся предлагается самостоятельно провести небольшое исследование, используя  компьютерную модель, и получить необходимые  результаты. Урок решения задач с  последующей компьютерной проверкой

Прежде всего чрезвычайно удобно использовать компьютерные модели в качестве демонстраций при объяснении нового материала или при решении задач.

Какие же виды учебной деятельности можно предложить учащимся при работе с компьютерными моделями?

Прежде всего это знакомство с моделью, то есть небольшая исследовательская работа - экскурс по устройству модели и её функциональным возможностям, в которую входит знакомство с основными регулировками модели. В ходе этой работы учитель в компьютерном классе, переходя от ученика к ученику помогает освоить модель, поясняя наиболее сложные моменты и задавая вопросы, отвечая на которые учащиеся глубже вникают в суть происходящего на экране. После того как компьютерная модель освоена в первом приближении, имеет смысл предложить учащимся выполнить 1 - 3 компьютерных эксперимента. Эти эксперименты позволят учащимся научиться уверенно управлять происходящем на экране и вникнуть в смысл демонстраций.

Далее, если модель позволяет, можно предложить учащимся экспериментальные  задачи, то есть задачи для решения которых не обязательно производить вычисления, а необходимо продумать и поставить соответствующий компьютерный эксперимент. Как правило учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Цель подобных заданий...

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания физики"