Шпаргалка по "Методике преподавания физики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание

В этой работе указан опросник и все краткие ответы на вопросы по предмету "Методика преподавания физики"

Работа состоит из  1 файл

МПФ.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

С помощью исследовательского метода организуется творческое усвоение знаний, т.е. этот метод учит школьников применять известные им знания для решения проблемных задач и добывания новых знаний в результате такого решения. Кроме того, он обеспечивает овладение методами научного познания в процессе деятельности по поиску этих методов. Очевидно, что исследовательский метод является условием формирования интереса, потребности в самостоятельной, творческой деятельности у учащихся.

Лабораторные работы, являющиеся неотъемлемой частью учебного процесса по физике, организуются, как правило, по инструкции (чаще всего находящейся  в тексте учебника). В подобных инструкциях  учащимся даются точные указания о  действиях с представленными  приборами, о необходимости проведения тех или иных измерений и пр.; на долю школьников при подобной организации  лабораторных работ приходится только фиксация результата или умозаключение  о результатах деятельности. Основным условием организации исследовательских  заданий любого типа является прохождение  учащимися всех или большинства этапов процесса исследования (с учетом требований посильности и доступности предлагаемых заданий). Целостное их решение и обеспечит выполнение исследовательским методом его функций. Этими этапами являются:

-наблюдение и изучение  фактов и явлений;

-выяснение непонятных  явлений, подлежащих исследованию 
(постановка проблем);

-выдвижение гипотез;

-построение плана исследования;

-осуществление плана,  состоящего в выяснении связей  изу- 
чаемого явления с другими;

-формулирование решения,  объяснения;

-проверка решения;

-практические выводы  о возможном и необходимом приме 
нении полученных знаний.

Очевидно, что вся группа продуктивных методов обучения (проблемного  изложения, эвристический и исследовательский) призвана способствовать усвоению знаний и умений школьников на уровне их творческого применения.

 

6. ПРОГРАММИРОВАННОЕ  ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ

Программированное обучение определяют как дидактическую систему, при которой учебный процесс  осуществляется учителем по специальной  программе, содержащей учебный материал, разделенный на малые порции, и предписания о порядке и характере действий каждого обучаемого и позволяющей осуществлять постоянный контроль за усвоением изучаемого материала.

Интересно отметить, что  до развития программированного обучения основное внимание обращалось на совершенствование методов передачи знаний, а способы получения информации о ходе усвоения учебного материала учащимися оставались в тени. Именно это вызвало создание программированных пособий, в которых учебный материал дается не в виде непрерывного потока информации, а небольшими, логически связанными между собой дозами. Каждая такая доза заканчивается контрольным заданием (например, вписать в предложение недостающее слово, ответить на контрольный вопрос и ответ сравнить с приведенным эталонным, решить задачу, выбрать из нескольких утверждений правильное и т. д.), позволяющим судить о том, как усвоен материал. Если ученик отвечает правильно, то технические устройства, применяемые в процессе программированного обучения, сразу же сообщают ему и учителю об этом; если же он ошибается, то учитель тоже получает соответствующую информацию, а ученик в зависимости от рода программы, по которой ведется занятие (см. ниже), либо сразу получает правильный ответ, который предотвращает устойчивость ошибки и освобождает в дальнейшем от переучивания, либо разъяснение, почему его ответ неправилен, дополнительные сведения и указание о последующих действиях по программе. Иначе, выражаясь терминами кибернетики, в системе «учитель — ученик» в процессе обучения обеспечивается устойчивая обратная связь (внутренняя и внешняя) г. Нетрудно заметить, что такая организация учебного процесса напоминает индивидуальное обучение. Поэтому и говорят, что отличительной чертой программированного обучения является индивидуализация учебного процесса в условиях классно-урочной системы, а программированное обучение определяют как пооперационно контролируемое формирование знаний, умений и навыков.

Однако этого можно  достигнуть при соответствующем  оснащении учителя и учащихся техническими средствами, так называемыми обучающими машинами.

В общем случае обучающая машина (ОМ) — это устройство, которое представляет (выдает) учебный материал, контролирует его усвоение, немедленно оценивает результаты обучения и сообщает о них.

Обратимся теперь к способам программирования. Различают два основных вида обучающих программ: линейную и разветвленную.

Отличительной чертой линейных    программ является то, что после  дозы информации (нового материала) предлагается ответить на вопрос (решить задачу) и  не предусматривается каких-либо наводящих  вопросов или разъяснений. В линейной системе

1-я доза информации

Контрольный допрос (задача)

Ответ ученика

Сравнение ответа с эталоном

Ошибочный ответ

При линейной программе возможно включение и нескольких ответов (учащемуся предлагается выбрать  правильный).

Несмотря на проведенные  исследования, еще нельзя назвать  хорошо зарекомендовавших себя программированных  пособий для сообщения новых  знаний по физике, да и использование  их для этой цели остается проблематичным. Ведь основой преподавания физики является эксперимент, особенно демонстрационный, его трудно (по многим причинам) ввести в учебные программы (фронтальные  опыты на простом оборудовании проще). Замена же демонстрационного опыта его описанием значительно снижает эффект обучения. Кроме того, не всегда удается осуществить дозировку фронтальных опытов и наблюдений, выполняемых учащимися, хотя выход тут может быть найден путем применения алгоритмических предписаний. Не решен до конца и еще ряд вопросов, возникающих при составлении программированных пособий по физике. Однако последние оказались весьма эффективными при организации самостоятельной работы школьников и стандартизированного контроля их знаний.

 

 

7.планирование  и подготовка учителя физики  к учебным занятиям. Значение  и виды планирования работы  учителя физики

Планирование работы учителя  физики включает: разработку годового плана, календарно-тематического плана  и поурочного плана. для планирования работы учителя физики является учебный план школы, программы школьного курса физики.

Последовательность подготовки к уроку учителя: тема, сведения о  классе, план-конспект, дополнительная литература, изучение прошлой темы, изучить новую тему, анализ.

Планирование позволяет  заранее предусмотреть содержание уроков формы работы учащихся на уроке  и дома, систему общих и индивидуальных заданий, физический демонстрационный эксперимент.

Годовой план – это расположение учебного материала по четвертям.

Календарно-тематический план – это распределение по урокам учебного материала каждой темы. Он составляется на полугодие или год  утверждается администрацией школы.

При тематическом планировании учебный материал каждой темы или  небольшого раздела программы распределяется по урокам. Определяется тема каждого  урока, виды практических работ выполняемых- на уроке, материал, который должен повторяться на уроках, обозначается тип урока.

 

8.подготовка учителя  физики к уроку. План-конспект  учебного занятия по физике. Критерии  готовности учителя к занятию

Последовательность подготовки к уроку учителя: тема, сведения о  классе, план-конспект, дополнительная литература, изучение прошлой темы, изучить новую тему, анализ.

Конспект должен содержать  три основные части: формальную( урок- порядковый номер урока и дата его проведения выписываются из поурочного планирования учителя. Тема- название темы берется з сборника учебных программ. Цели урока- кратко перечисляются содержание образовательной, воспитательной и развивающей целей. Тип урока- определяется преподавателем исходя из целей и задач проводимого урока. Вид урока- зависит от каждого конкретного случая, от уровня и индивидуальных возможностей мастерства учителя физики. Методы обучения, используемые на уроке. Оборудование к уроку- перечисляются оборудование и приборы для демонстраций, лабораторных работ. План урока по физике- пишется в краткой форме по основным этапам урока). В Содержательной части, в развернутом виде излагается последовательность действий учителя и учащихся по проведению урока. Аналитическая часть представляет собой самоанализ урока.

 

 

 

9.Понятие «формы организации обучения учащихся физике», их виды и классификация.

Современная система педагогического  образования динамично развивается. Одним из показателей служит постоянное совершенствование и умелое использование  учителем физики разнообразных форм организации педагогического процесса обеспечивающих саморазвитие и самоактуализацию учащихся. Форма – прежде всего внешнее очертание, наружный вид предмета. Форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер корой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами и видами учебной деятельности учащихся. Термин организация характеризуется как организованность, планомерное, продуманное устройство. Организация обучения направлена на взаимодействие преподавателя и учащихся, планирование их деятельности, оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя. Форма организации обучения физике – исторически слажившаяся, самостоятельная, устойчивая и логически завершенная дидактическая категория, которая характеризуется систематичностью, целостностью, саморазвитием, относительно устойчивой структурой взаимодействия участников процесса обучения, осуществляемого в установленном порядке и определенном режиме. Исторически сложились следующие виды форм организации обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, класно-урочная, бригадно-лабораторная, парная, групповая, лекционно-семинарская. В настоящее время выделяют общие и конкретные формы организации учащихся и в процесе учебной работы. Под общими формами обучения понимают организованное общение в ходе учебной деятельности. Конкретные формы организации обучения классифицируются по количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий, степени сложности и д.р. формы организации обучения в зависимости от количества учащихся можно рассмаривать как индивидуальные(самообучение), массовые(уроки), и групповые(симпозиумы). По месту учебы различаются школьные(уроки) и внешкольные(экскурсии). По длительности обучения классические уроки 45, спаренные 90, спаренные укороченные занятия 70мин. По месту в учебном процессе выделяют основные формы (уроки), вспомогательные (экскурсии).

 

10.Понятие и  сущность форм организации обучения учащихся физике. Виды и классификация форм организации обучения учащихся физике.

Сущностные признаки форм организации обучения: внешние- место проведения, состав учащихся, режим занятий. Внутренние- дидактические цели, содержание обучения, методы и средства обучения, способ руководства учением со стороны педагога, последовательность этапов работ, строение занятия; степень самостоятельности учащихся в обучении, сочетание коллективного и индивидуального обучения.

Форма организации обучения физике – исторически сложившаяся, самостоятельная, устойчивая и логически  завершенная дидактическая категория, которая характеризуется систематичностью, целостностью, саморазвитием, относительно устойчивой структурой взаимодействия участников процесса обучения, осуществляемого  в установленном порядке и  определенном режиме. Исторически сложились  следующие виды форм организации  обучения: индивидуальная, индивидуально-групповая, класно-урочная, бригадно-лабораторная, парная, групповая, лекционно-семинарская. В настоящее время выделяют общие и конкретные формы организации учащихся и в процесе учебной работы. Под общими формами обучения понимают организованное общение в ходе учебной деятельности. Конкретные формы организации обучения классифицируются по количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий, степени сложности и д.р. формы организации обучения в зависимости от количества учащихся можно рассмаривать как индивидуальные(самообучение), массовые(уроки), и групповые(симпозиумы). По месту учебы различаются школьные(уроки) и внешкольные(экскурсии). По длительности обучения классические уроки 45, спаренные 90, спаренные укороченные занятия 70мин. По месту в учебном процессе выделяют основные формы (уроки), вспомогательные (экскурсии). По числу педагогов 1,2 и более. Все формы обучения по степени сложности подразделяют на простые, составные, комплексные.

 

11.Нетрадиционные  формы организации обучения учащихся  физике. Виды нетрадиционных уроков физики.

Нетрадиционный урок –  это урок, выходящий за рамки традиционного  урока. Он несет в себе элементы нового, рассчитан на совместную взаимообогащенную работу преподавателя и учащегося. Признаки нетрадиционного урока: изменение временных рамок, место проведения, использование вспомогательного материала, возможность привлечения людей разных профессий и т.д. Нетрадиционный урок предполагает введение элементов, не использовавшихся ранее – игровая деятельность.: компьютерные мультимедийные модели, 1 урок решения задая с последующей компьютерной проверкой, урок- исследование, урок – компьютерная лабораторна работа. Одним из направлений развития современной школы является развитие дистанционного обучения. Дистанционный урок – это урок с использование учебного материала либо полностью размещенного в интернете в виде специальных тематических веб-страниц при этом учащиеся полностью удалены от учебных ресурсов и дистанционного учителя, либо очный урок с использованием удаленных ресурсов интернет, при это учитель и учащиеся находятся в одном классе. Интернет-урок в отличии от дистанционного предполагает обязательную работу учащихся с ресурсами сети. Виды дистанционных уроков: учитель и учащиеся удалены друг от друга, но при этом урок предварительно размещен в сети интернет, учитель и учинеки находятся в одном классе, а информационные ресурсы, которыми они пользуются в течении урока, от них удалены; учебная информация и и учебная игра размещены на учебном сайте в интернете.

 

12.Классно-урочная система обучения учащихся физике.

С позиции целостности  педагогического процесса урок физики необходимо рассматривать как основную форму его организации. Именно в  уроке отражаются все преимущества классно-урочной системы. На уроке  возможна эффективная организация  не только учебно-познавательной, но и  других развивающих видов деятельности детей и подростков. Неслучайно в  последние годы широкое распространение  получили уроки-исследования, соревнования экскурсии. Под уроком физики опираясь на определение Каменецкого можно понимать такую форму организации педагогического процесса, при которой преподаватель физики в течении точно установленного времени руководит коллективной познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя методы и средства работы, создающие благоприятные условия для овладения всеми учениками основами предмета непосредственно в процессе обучения, а также для их воспитания и развития.  В приведенном определении можно выделить специфические признаки, отличающие урок от других форм организации обучения – это постоянная группа учащихся; точно установленное время, способы  руководства коллективной деятельностью школьников с учетом особенностей каждого каждого из них. Эти признаки отражают не только специфику, но и сущность урока физики.При систематизации уроков исследователи выбирают различные признаки урока: способы организации позновательной деятельности, цикл учебного познания, поставленные цели, применяемые на уроке методы.

 

 

13.Урок физики  как основная форма обучения. Классификация уроков физики.

Урок физики – это такая  форма организации педагогического  процесса, при которой преподаватель  физики в течение точно установленного времени руководит коллективной познавательной и иной деятельностью  постоянной группы учащихся с учетом особенностей каждого из них, используя  методы и средства работы, создающие  благоприятные условия для овладения  всеми учениками основами предмета непосредственно в процессе обучения, а также для их воспитания и  развития. 

Ряд ученых-педагогов предполагают типологию уроков по цели организации  знаний, детерминированной общепедагогичекой целью, характером содержания изучаемого материала и уровнем обученности учащихся. На этом основании все уроки физики можно разделить на следующие типы: уроки изучения нового учебного материала- урок рассказ, урок беседа. Уроки совершеннствования знаний, умений и навыков – киноурок, урок построенный на проблемной ситуации. Уроки обобщения и систематизации знаний – обзорная лекция, урок конференция, урок экскурсия. Уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков – урок усной проверки, зачет, лабораторная работа. Комбинированные уроки- входят основные виды всех типов уроков. Необходимость разнообразия форм обучения обусловлена современным содержанием образовани, а также особенностями восприятия и усвоения учебного матриала учащимся.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания физики"