Шпаргалка по "Методике преподавания физики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 12:08, шпаргалка

Описание

В этой работе указан опросник и все краткие ответы на вопросы по предмету "Методика преподавания физики"

Работа состоит из  1 файл

МПФ.docx

— 71.35 Кб (Скачать документ)

Методика преподавания физики, 4 курс 7 семестр

 

  1. Дидактическая система методов обучения физике.
  2. Объяснительно-иллюстративный метод обучения физике. Репродуктивный метод обучения физике.
  3. Метод проблемного изложения учебного материала по физике.
  4. Проблемное обучение физике в общеобразовательной школе.
  5. Исследовательский метод обучения физике в общеобразовательной школе.
  6. Программированное обучение физике в общеобразовательной школе.
  7. Планирование и подготовка учителя физики к учебным занятиям. Значение и виды планирования работы учителя физики.
  8. Подготовка учителя физики к уроку. План-конспект учебного занятия по физике. Критерии готовности учителя к занятию.
  9. Понятие «формы организации обучения учащихся физике», их виды и классификация.
  10. Понятие и сущность форм организации обучения учащихся физике. Виды и классификация форм организации обучения учащихся физике.
  11. Нетрадиционные формы организации обучения учащихся физике. Виды нетрадиционных уроков физики.
  12. Классно-урочная система обучения учащихся физике.
  13. Урок физики как основная форма обучения. Классификация уроков физики.
  14. Структура урока физики. Требования к современному уроку физики.
  15. План-конспект урока физики.
  16. Лекционно-семинарские формы обучения физике.
  17. Лабораторно-практические формы обучения физике.
  18. Конструирование и анализ учебного занятия по физике. Этапы конструирования учебного занятия по физике.
  19. Составление план-конспектов уроков физики различных типов.
  20. Анализ урока физики и виды анализа. Самоанализ урока физики. 
  21. Методика и техника школьного физического эксперимента. Роль и место учебного эксперимента в преподавании физики. Виды эксперимента, используемые в обучении физики.
  22. Демонстрационный эксперимент по физике и дидактические требования к его постановке.
  23. Организация и проведение фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума. Домашние экспериментальные задания (наблюдения и опыты).
  24. Использование мультимедиа и Интернет-технологий при обучении учащихся физике.
  25. Мультимедиа технологии при обучении учащихся физике. Использование электронного учебника при обучении учащихся физике.
  26. Компьютерные модели в школьном курсе физики. Методика использования компьютерных моделей на уроках. Виды уроков с использованием компьютерных моделей. Виды заданий к компьютерным моделям.
  27. Использование информационных технологий при обучении физики. Поисковые машины. Основные образовательные сайты.
  28. Интернет-ресурсы для урока физики. Дистанционные уроки. Дистанционное повышение образования.
  29. Воспитание учащихся в процессе обучения физике.
  30. Формирование научного мировоззрения учащихся при обучении физике.
  31. Гражданско-патриотическое, эстетическое и экологическое воспитание учащихся при обучении физике.
  32. Развитие научных интересов и творческих способностей учащихся.

 

1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

1. Объяснительно-иллюстративный метод(Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию.)

2. Репродуктивный метод(Репродуктивный метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и  применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует Цельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщённых знаний или показанных способов деятельности.)

3. Метод проблемного изложения учебного материала(Сущность метода проблемного изложения учебного материала

заключается в  том, что учитель не только организует передачу информации, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения  той или иной проблемы, показывает движение мысли от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого  движения, возникающие противоречия.)

4. Эвристический метод(Эвристический (или частично-поисковый) метод - это метод, при котором учитель организует участие школьников в выполнении отдельных шагов поиска решения проблемы.)

5. Исследовательский метод(Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач.)

6. Программированное обучение физике(Цель проблемного обучения — усвоение не только основ наук (как, в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника)

 

2. Объяснительно-иллюстративный  метод. Репродуктивный метод.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения (или информационно-рецептивный, как его иногда называют) заключается в том, что учитель передает учащимся готовую информацию с помощью различных средств обучения, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Роль учителя состоит в организации восприятия информации или же способов деятельности (например, по решению задач). Если же ученик воспринял и понял сообщенную ему информацию или способ действия и сумел связать их со своими собственными знаниями и представлениями, то можно говорить об определенной степени усвоения.

Сообщение информации учитель осуществляет с помощью  устного слова (рассказ, лекция, объяснение), печатного слова (учебник, хрестоматия, справочник и т.д.), наглядных средств обучения (демонстрации, кино-, видео-, диафильмы, схемы и таблицы и т.д.), практического показа способов деятельности (проведение лабораторной работы, решение задачи, составление плана к ответу и пр.).

Объяснительно-иллюстративный метод - один из наиболее экономных  способов передачи знаний. Эффективность  его проверена многовековой практикой работы образовательных учреждений; этот метод завоевал себе прочное место в школах всех стран и на всех ступенях обучения. Очень важно, однако, при этом понимать, что использование объяснительно-иллюстративного метода предполагает только осознание, восприятие и запоминание переданной информации. Очевидно, что ограничиваться лишь только этим уровнем знаний учащихся невозможно, это противоречит современным целям обучения, воспитания и развития школьников. В то же время этот уровень формирования знаний на первом уровне является начальным этапом любого процесса обучения.

Объяснительно-иллюстративный метод обучения часто используется учителями на уроках физики в начале изучения какой-либо новой темы или нового фрагмента учебного материала, когда у учащихся отсутствуют знания, необходимые для усвоения этого материала. Задача учителя заключается в том, чтобы в каждом отдельном случае определить, с чего лучше начать формирование знаний - со словесного изложения, чтения текста учебника или учебного материала или с организации наглядного восприятия (учебной демонстрации, таблицы, рисунка и пр.). Решение этих вопросов зависит от характера изучаемого материала и уровня подготовленности класса, т.е. знаний, которые уже накопились у учащихся к моменту изучения нового материала.

Репродуктивный  метод

Репродуктивный  метод обучения используется для формирования умений и навыков школьников и способствует воспроизведению знаний и применению по образцу или в несколько измененных, но опознаваемых ситуациях. Учитель с помощью системы заданий организует Цельность школьников по неоднократному воспроизведению сообщённых знаний или показанных способов деятельности.

Учитель пользуется устным и печатным словом, наглядными средствами обучения, а учащиеся используют те же средства для волнения заданий, имея образец, сообщенный или показанный учителем.

Репродуктивный метод  проявляется при устном воспроизведении сообщенных школьникам знаний, в репродуктивной беседе, при решении физических задач. Репродуктивный метод используется и при организации лабораторных и практических работ, выполнение которых предполагает наличие достаточно подробных инструкций.

В процессе обучения в основной школе репродуктивный метод, как правило, используется в  сочетании с объяснительно-иллюстративным.

 

3. Метод проблемного  изложения учебного материала

Сущность метода проблемного изложения учебного материала

заключается в  том, что учитель не только организует передачу информации, но и знакомит учащихся с процессом поиска решения  той или иной проблемы, показывает движение мысли от одного этапа познания к другому, иллюстрирует логику этого  движения, возникающие противоречия. Иначе говоря, учитель ставит проблему, сам ее решает, т.е. показывает образцы научного познания, а учащиеся контролируют убедительность и логику этого процесса, усваивают этапы решения проблем.

Структура проблемного  изложения:

-выявление противоречия  и постановка проблемы;

-выдвижение гипотез;

-составление плана решения;

-процесс решения, возможные  и действительные затруднения 
и противоречия;

-доказательство правильности  гипотезы;

-раскрытие  значения  решения  для  дальнейшего   развития 
мысли или сферы деятельности.

При проблемном изложении  учебного материала учитель использует устное слово, печатные тексты (учебника или других источников, например хрестоматии), демонстрационные или фронтальные опыты и другие необходимые средства обучения. Роль этих средств зависит от того, какая с их помощью организуется познавательная деятельность учащихся.

 

 

4.Проблемное обучение  физике в общеобразовательной  школе.

В последние годы получило развитие проблемное обучение. Его  теоретические основы и практика применения находятся еще в стадии разработки, хотя сама идея проблемного подхода к изучению школьных дисциплин не нова и в несистематической форме встречается часто. В одной из распространенных концепций проблемное обучение рассматривается как система правил применения ранее известных приемов учения и преподавания, построенная с учетом логики мыслительных операций и закономерностей поисковой деятельности учащихся 1. Как тип обучения проблемное наиболее соответствует духу развивающего обучения, задаче развития творческих способностей и познавательной самостоятельности учащихся, превращения их знаний в убеждения, а также характеру физической науки, что обусловило довольно широкое его применение на уроках физики.

Основное различие между  проблемным и традиционным обучением усматривают 2 в целях и принципах организации учебного процесса. Цель проблемного обучения — усвоение не только основ наук (как, в сложившемся типе обучения), но и самого процесса получения знаний и научных фактов, развитие познавательных и творческих способностей школьника. В основе организации проблемного обучения лежит принцип поисковой учебно-познавательной деятельности ученика, т. е. принцип «открытия» им научных фактов, явлений, законов, методов исследования и способов приложения знаний на практике.

Проблемное обучение начинается с создания проблемной ситуации — главного средства активизации мыслительной деятельности школьников и проходит затем следующие основные этапы: формулирование проблемы; нахождение способов ее решения; решение проблемы; формулирование выводов; подведение итогов.

Уровни проблемного обучения, при которых учитель:

-сам формулирует и  решает проблему или показывает, каким 
образом она была решена в науке (проблемное изложение);

-создает проблемную ситуацию  и вовлекает учащихся   в   совместный поиск ее решения  (эвристическая беседа, поисковые  задания и др.);

-формулирует проблему  и предлагает ее учащимся для  решения 
(в виде исследовательской лабораторной работы, эксперименталь 
ной задачи, задания для домашних опытов и наблюдений, задания 
на конструирование установки, прибора и т. п.);

-предлагает  учащимся   сформулировать  проблему и   искать 
пути ее решения (характерно для факультативных  и  кружковых 
занятий).

Для успешной постановки проблемы важное значение имеет правильность формулировки вопроса. Проблема должна устанавливать логическую связь между ранее усвоенными понятиями и представлениями и теми, которые подлежат изучению, содержать познавательную трудность и видимые границы известного и неизвестного, вызывать чувство удивления при сопоставлении нового с известным и неудовлетворенность имеющимся запасом знаний, умений и навыков (последнее весьма важно, поскольку связывает познавательное затруднение с интересом и эмоциями).

 

5.Исследовательский  метод обучения физике в общеобразовательной  школе.

Сущность исследовательского метода заключается в организации учителем поисковой, творческой деятельности учащихся для решения новых проблем и проблемных задач. Назначение данного метода - полноценное усвоение школьниками опыта творческой деятельности. Исследования психологов и дидактов показали, что ограничение учебного процесса участием школьников только в частичном решении творческих задач (как это имеет место в процессе использования эвристического метода обучения) не приводит к формированию умений исследовать и решать целостные проблемы. Целостная задача требует умений: анализировать условие ее в соответствии с вопросом задачи; преобразовывать основную проблему в ряд частных проблем; составлять план и этапы решения проблемы; формулировать гипотезу; проверять полученное решение теоретически и экспериментально и т.д. Поэтому именно исследовательский метод является основным методом обучения опыту творческой деятельности.

Информация о работе Шпаргалка по "Методике преподавания физики"