Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

 В отделении  помощи женщинам, оказавшимся в кризисной  ситуации, растет число клиентов, которым  была предоставлена помощь в форме  правового сопровождения случая: в рамках отработки технологии междисциплинарной  команды проводятся совместные консультации специалистами отделения и юриста; анализ показал эффективность такой работы как для клиента, так и для специалистов. Существует практика правового сопровождения клиента в судебных инстанциях, когда юрист центра по доверенности представляет интересы клиента в суде. Также широко используется социально - психологическое сопровождение клиента в следственном процессе; 

 технологии  системного подхода, основывающиеся на положении о единстве всех элементов  семьи как системы и необходимости  работы со всеми членами семьи для решения проблем одного из членов семьи. 

 В отделении  социального приюта для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей  осуществляется социальная реабилитация детей из семей с социально  уязвимой позицией (неполные, конфликтные, асоциальные, многодетные), работа с родителями или лицами, их заменяющими. Специалистами разработаны методика семейной диагностики, позволяющая выявить причины имеющихся проблем с учетом внутрисемейных факторов и, соответственно, организовать воздействие не только на ребенка, но и на его родителей, ближайшее социальное окружение и методика мотивации родителей на активную совместную деятельность; 

 технологии  комплексного подхода, основывающиеся на практике, показывающей, что помимо заявленной или актуализируемой клиентом в момент обращения проблемы существует целый ряд других, без решения которых невозможно обеспечить эффективность работы в целом. 

 В отделении  также реализуется программа  комплексной реабилитации несовершеннолетних, включающая социально-медицинское, социально-педагогическое, социально-психологическое, социально-правовое направления. 

 Перечислены технологии работы центра социальной помощи семье и детям. «Практически в каждом из 512 центров социальной помощи семье и детям, действующих  в системе социальной защиты населения, имеется набор социальных технологий, разрабатываемых и используемых для решения тех проблем, которые актуальны именно для сферы деятельности конкретного учреждения с учетом специфики категорий населения, нуждающихся в разных видах социальных услуг»50. 

 Предмет особой заботы - ситуация детей, оставшихся без  попечения родителей. 

 «За годы существования  в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних специализированных учреждений для  несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, по мере накопления опыта приоритетным направлением деятельности остаются вопросы реабилитации и содействия жизнеустройству воспитанников. 

 Способы реализации этих функций учреждений не статичны, они изменяются в соответствии с новыми условиями, появлением новых технологий и форм социального обслуживания несовершеннолетних»51. 

 «Новой формой социального обслуживания в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, стало создание в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, групп длительного пребывания детей.  

 Это дает возможность  не просто продлить срок пребывания в  них ребенка, но и предоставить необходимые  условия для социализации, главная цель которой - вступление в полноценную самостоятельную жизнь. Группы длительного пребывания представляют собой постреабелитационный этап по включению воспитанника во все сферы жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни под мягким патронажем специалистов. 

 Одним из основных направлением деятельности учреждений по решению проблемы семейного жизнеустройства  воспитанников учреждений является сохранение для ребенка кровной  семьи. Возвращение в кровную  семью отвечает острой потребности самого ребенка жить в окружении близких, родных людей.»52. 

 Однако повторные  обращения детей в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, говорят о случаях поспешности  возвращения ребенка родителям, неадекватной оценке изменений в семье, просчетов в патронаже, слабой помощи специализированному учреждению со стороны других структур.  

 Традиционные  формы замещающей семьи - усыновление  или опека - не в состоянии помочь всем нуждающимся детям. Набирает силу приемная семья, но и она не может решить проблему семейного жизнеустройства детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, полностью. 

 «Все большее  значение в работе учреждений по восстановлению социального статуса воспитанников  приобретает такая социальная технология, как организация семейных воспитательных групп. Эта специфическая социальная технология и новая форма социальной услуги детям и гражданам, желающим воспитывать чужого ребенка. 

 Семейная  воспитательная группа не является формой семейного устройства ребенка. Его  опекуном по-прежнему остается государство. Но пребывание ребенка в данной группе приобщает его к семейному  воспитанию, что крайне важно для  восстановления его социального  статуса»53. 

 Семейная  воспитательная группа органично совмещает: 

 · интерес  ребенка - жить и воспитываться в  семье, получить право на персональную любовь и заботу; 

 · интерес  воспитателя - реализовать потребность  растить дитя, избранное по обоюдному  желанию, и получить рабочее место без отрыва от дома; 

 · интерес  учреждения - решение проблемы компенсации  семейного влияния на воспитанника, а в лучшем случае - закрепление  его в семье воспитателя надолго. 

 «Семейная воспитательная группа - гибкая и динамичная форма социального обслуживания ребенка - становится для него семейным домом в разных ситуациях (единственный родитель помещен в больницу, находится в местах заключения, но не теряет связь с ребенком; с кровной семьей специалисты учреждения ведут разностороннюю работу по выводу ее из кризисной ситуации, но для этого требуется время; для ребенка найден потенциальный усыновитель, но процесс оформления длителен, а ребенка нужно готовить к этому событию, к жизни в новых условиях, и семейная группа может взять на себя эту функцию). 

 Семейная  воспитательная группа “привязана”  к специализированному учреждению. Наличие специалистов разного профиля, знакомых с проблемами воспитанников, контакты с ними будущего воспитателя  дают возможность принять взвешенное решение, обоснованно осуществить выбор детей, принимаемых семьей, подготовиться к новой роли, получать разностороннюю систематическую или экстренную социальную, педагогическую, психологическую помощь. Особый смысл имеет и сохранение контактов детей со специализированным учреждением»54.  

 «Возникновение  первых семейных групп в “Воспитательном  доме” (Санкт-Петербург) относится  к 1993 году. Сейчас органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований  открывают их в разных регионах Российской Федерации. В 1999 году таких регионов насчитывалось 16, к концу 2000 года их было 24, в 2002 году - около 40»55.  

 «Процесс  адаптации ребенка в семейной группе осуществляется не без проблем. Однако уже можно говорить о том, что эта форма семейного воспитания дает разносторонний социальный эффект. В подавляющем большинстве семейных групп наблюдается положительная динамика в состоянии здоровья, развития и социальной адаптации детей. 

 Выявляется  отчетливая тенденция к изменению  социального статуса семейных воспитательных групп и их воспитанников, В отдельных территориях отмечается высокий процент закрепления детей в семьях воспитателей. 

 Таким образом, на практике семейная воспитательная группа становится переходной ступенью к опеке, усыновлению или приемной семье. Благодаря переходу детей в семейные группы улучшается размещение воспитанников в приютах, расширяется их жизненное пространство, создаются более благоприятные условия их социальной реабилитации. 

 Организация семейных групп создает дополнительные рабочие места для граждан, что в условиях падения жизненного уровня населения, возросшей безработицы также немаловажно»56. 

 Есть и  экономический эффект. Данные из разных территорий убедительно свидетельствуют, что содержание ребенка в семейной группе обходится государству в 2 раза дешевле, чем в социальном приюте. 

 Развивающейся формой предоставления долговременной помощи семьям, оказавшимся в трудной  жизненной ситуации, стал социальный патронаж семей как инициируемая и специально создаваемая учреждением система взаимоотношений с семьей на основе ее долгосрочного обслуживания и предоставления комплекса услуг. В последнее время социальный патронаж получает все большее признание и распространение.

 Таким образом, очевидно, что технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей достаточно много, причем они не стоят на месте, а напротив, они постоянно совершенствуются. Ведь социальные процессы не статичны, а значит закономерно, что технологии разрешения социальных проблем должны быть в постоянной динамике развития. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Все более  ощутимым становится разрушение института  семьи, которая не в состоянии  проявлять достаточную заботу о  детях, не выполняет родительских обязанностей, нередко сама создает условия, опасные  для жизни и развития детей.

 Понятие «ребенок из неблагополучной семьи» является достаточно обширным, так как включает в себя целый комплекс характеристик, формирующихся  в результате воздействия  семейной обстановки, темперамента ребенка  и  его способности отвечать на давление окружающей среды.  В дисгармоничной семье правила становятся жесткими и бесчеловечными: они перестают действовать на благо всей семьи и начинают работать в интересах только того, кто их устанавливает. Правила становятся нереалистичными и невыполнимыми, поощряя нечестность и манипулятивность как средство избегания наказания, отвержения или чувства вины.

 В качестве основных факторов, действующих на семью в  качестве возбудителя неблагополучия, выделяются алкоголизм и бедность.

 На основе анализа, произведенного в курсовой работе можно говорить о следующих тенденциях в оказании социальной помощи детям из неблагополучных семей:

 1. Оказание  помощи этой категории детей  может осуществляться как в  учреждениях интернаторного типа, так и в условиях семьи. При этом приоритетность отдается воспитанию таких детей в семье.

 2. Использование  «командного подхода», который предполагает  профессиональный, системный подход  к социальной работе с семьей  в целом, что весьма эффективно.

 3. Широкое  распространение в последнее время получило использование концепции «самопомощи» при работе с этой категорией людей.

 4. Многочисленные  исследования содействуют все  более широкому использованию  индивидуальных реабилитационно  - коррекционных программ, которые  учитывают потребности ребенка и пожелания семьи. Это будет содействовать более эффективному оказанию помощи.

 5. Система  социализации должна охватывать  все сферы жизнедеятельности.  При этом особое внимание уделяется  социальной и профессиональной  ориентации, что имеет немаловажное значение для развития у ребенка навыков независимой самостоятельной жизни.

 6. Особое  значение, по моему мнению, имеет  изменение общественного мнения  в отношении детей из неблагополучных  семей. Это должно являться  первостепенной задачей социальной политики, однако, в нашей стране этому вопросу не уделяется должного внимания.

 7. Одним из  самых важных, на мой взгляд, является  обеспечение полноценного образования  для детей. Особую роль в  этом играет интегрированное  обучение, которое закреплено законодательством. Оно способствует решению ряда задач: образовательных, формирования отношений в семье. 

 В целом, очевидно, что проблемы, связанные с положением детей из неблагополучных семей, требуют целенаправленных, скоординированных  усилий государственных и общественных институтов. Что главной целью политики государства является выработка предложений и необходимых мер по решению существующих проблем и улучшению ситуации, а также закрепление их Семейном кодексе.  

 Тема курсовой с темой реферата не связана. Тема реферата была: Типы социальных технологий и их сущностное содержание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей