Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 06:37, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность понятия «дети из неблагополучных семей»;
- рассмотреть факторы, влияющие на неблагополучность семьи.
- изучить роль социальной работы в решении проблем детей из неблагополучных семей;
- выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3
Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5
1.1. Характеристика неблагополучных семей и работы с данной категорией населения………………………………………………………………………….5
1.2. Психологические характеристики подростков с отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10
Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15
2.1. Методы и формы социальной помощи детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15
2.2. Технологии социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

 Министерство  науки и образования

 Новосибирский государственный технический университет

 Факультет гуманитарного образования

 Кафедра социальной работы и социальной антропологии 
 
 
 
 
 
 

 Курсовая  работа

 На  тему:

 «Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей» 
 
 
 
 
 
 
 

 Выполнила:

 студентка группы СР-81

 Жигалова  В.С.

 Принял: к.социол.н доцент

 Чуркин  И.Ю. 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Новосибирск

 2011г. 

 Содержание 

 Введение………………………………………………………………………..3 

 Глава I. Теоретические  аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей…………………………………………………………5 

 1.1. Характеристика  неблагополучных семей и работы  с данной категорией населения………………………………………………………………………….5

 1.2. Психологические  характеристики  подростков с  отклоняющимся поведением……………………………………………………………………….10 

 Глава II. Анализ технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей…………………………………………………………15 

 2.1. Методы  и формы социальной помощи  детям из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...15

 2.2. Технологии  социального обслуживания детей из неблагополучных семей……………………………………………………………………………...24 

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...34

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………......36 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Введение 

 Актуальность  данной проблемы и обусловлена тем, что в условиях трансформации современного общества возник ряд проблем: снижение рождаемости, распад семей, рост безнадзорных семей, детей-сирот, детская преступность, алкоголизм и др. Все это вызывает серьезную озабоченность и беспокойство школы, семьи, правоохранительных органов, социальных учреждений и широкой общественности. 

  Каждое  общество формирует семью по  образу и подобию своему. Семья-это  общество в миниатюре, со всеми  его достижениями, противоречиями. В настоящее время семья переживает  сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений. Возрастает число разводов, снижается рождаемость, хотя увеличивается рождение детей, рождённых вне брака, ежегодно около 1миллиона детей остаётся без одного из родителей, доля неполных семей достигает 15% по стране, растёт преступность и что особенно опасно, увеличивается число преступлений совершаемых подростками. Поэтому семья является важным объектом оказания помощи в современном обществе. При этом следует учитывать, что многие формы права, регулирующие отношения семьи и государства, пришли в противоречия, потому что не соответствуют современным потребностям семьи и общества. Большинство законов, затрагивающих вопросы семьи, малоэффективны или вообще не действуют. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению и развитию социального института семьи.  

  «В настоящее  время сложилась такая жизненная  ситуация, что свыше 40 миллионов  неблагополучных семей и 38 миллионов  детей из этих семей нуждается  в эффективной реализации государственной семейной политике. В трудные жизненные условия попадают неполные семьи, семьи беженцев, вынужденных переселенцев, малообеспеченные семьи, безработные, семьи с детьми-инвалидами, многодетные семьи, неблагополучные семьи. Для этих семей характерны проблемы: финансовые,

  трудоустройства, ограничения жизнедеятельности, медицинские, психологические, и так далее. У детей в таких семьях наблюдается низкая самооценка, неадекватное представление о значении собственной личности, что может отрицательно сказаться на дальнейшей судьбе»1.  

 Степень научной  разработанности проблемы:

 Проблемы  детей из неблагополучных семей, а также технологии помощи таким  детям  привлекают  внимание  специалистов  разного  профиля –  социологов,  психологов, педагогов, правоведов и конечно же социальных работников.

 Психолого-педагогические  аспекты  помощи детям из неблагополучных  семей освещены в  публикациях  Л.И. Акатова,  Б.Н.  Алмазова, Ю.А.  Блинкова  и  Л.Н. Мордач, Л.Н. Виноградовой, А.Е. Личко,

 правовые  аспекты – в публикациях А.В. Апариной, Ю.Ф. Беспалова, М.Д. Горячева, В. Догляд, Л.Ю. Михалевой, С.А. Щегловой; 

 социальные  аспекты -  в  публикациях  В.П.  Зинченко,  Т.И.  Черняевой, 

 Комплексная характеристика помощи детям из неблагополучных  семей дана в трудах Е.И. Холостовой, И.Ф. Дементьевой, М. В. Фирсова, П. Д. Павленюка.

 Широко  освещаются  вопросы,  связанные  с  характеристикой  отдельных 

 категорий  несовершеннолетних,  находящихся  в  опасном  социальном  положении, а именно:

 -  безнадзорных  и беспризорных детей (работы А.Л. Арефьева, Л. Беляевой,  А.В.  Гоголевой,  Л.А.  Грищенко  и  Б.Н.  Алмазова,  Э.Ш.  Камалдиновой,

 А.М. Нечаевой, С.А. Стивенсона, В.С. Устинова и др.);

 -  несовершеннолетних  правонарушителей (А.И. Антонов, А.Б.  Борбат,

 А.Ю. Дроздов, А.Н. Ильяшенко, В.В. Ковалев, О.Л. Лебедев и др.);

 -  несовершеннолетних  алкоголиков  и  наркоманов (А.А.  Габиани, А.Я. 

 Гришко, Д.Д. Еникеев, Ц.П. Короленко и В.Ю. Завьялов и др.);

 -  подростков,  занимающихся  проституцией (А.В.  Меренков, М.Н. Ни-

 китина, Ф. Шереги и др.);

 -  детей   и  подростков,  испытывающих  жестокое  обращение  взрослых 

 (Л.С. Алексеева,  С.В. Ильина, А.Н. Ильяшенко, Н.Б.  Морозова, И.Н. Новичихина и др.).  

 Объект исследования: дети из неблагополучных семей.

 Предмет исследования: технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей.

 Проблема  исследования: малоизученость технологий социальной работы с детьми из неблагополучных  семей.

 Цель исследования: изучение технологий социальной работы с детьми из неблагополучных семей.  

  Задачи  исследования:

  - раскрыть  сущность понятия «дети из  неблагополучных семей»;

  - рассмотреть  факторы, влияющие на неблагополучность  семьи.

  - изучить  роль социальной работы в решении  проблем детей из неблагополучных  семей;

  - выявить современные технологии работы с детьми из неблагополучных семей 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты социально-правовой помощи детям из неблагополучных семей. 

 1.1. Характеристика  неблагополучных семей и работы  с данной категорией населения. 

 Семейное  благополучие не подлежит точному измерению с помощью каких-либо универсальных показателей. Отдельные его составляющие - жилищные условия, уровень доходов, состояние здоровья членов семьи - можно сравнивать со среднестатистическими. Однако в целом благополучие семьи определяется самоощущением ее членов, ответом на вопрос «Хорошо им в семье или плохо?». И благополучие ребенка оценивается по главному критерию - по тому, хорошо ли ему в семье: чувствует ли он любовь и понимание, окружен ли заботой, имеет ли условия для полноценного развития.

 «Разумеется, в каждой семье есть проблемы, нередко  они, накапливаясь, мешают спокойному течению жизни. Пьянство одного из членов семьи, частые ссоры по поводу и без, отсутствие работы и нехватка денег  на элементарные нужды - что-то одно или все вместе - отравляют существование многим нашим согражданам, и, прежде всего, детям. И вполне может наступить момент, когда по этим причинам на вопрос «Хорошо ли живется в семье?», нельзя будет дать положительный ответ. Возникает, по терминологии социальных работников, «проблемная семья». Семья существует, ребенок приходит после уроков домой, а не к друзьям и не в подворотню, за ним присматривают, создают условия для учебы. «Качество жизни» не соответствует некоторым стандартам, однако у ребенка есть свой дом, и он не хочет из него уходить. Запас прочности проблемной семьи невелик, и ситуация рано или поздно изменится. Чтобы она развивалась в пользу ребенка, родителям нужно проявлять инициативу, а не ждать, когда проблема рассосется сама»2. Тут очень важна работа разного рода служб помощи семье, где можно получить консультации педагога и психолога, вместе со специалистами решить, что делать. Конечно, семья может самостоятельно предпринять какие-то шаги. «Например, заставить пролечиться отца-алкоголика или разменять квартиру и разъехаться с ним. Помимо основной проблемы (алкоголизм, бедность, безработица), как правило, существуют и другие «слабые участки» в семейных отношениях, так что помощь психолога или педагога для правильной постановки диагноза и для «лечения» будет полезна»3.  
 

 «Семья, замкнутая  на своих проблемах, постепенно утрачивает влияние на ребенка и отторгает  его. Ему недостает понимания  и заботы, он чувствует себя лишним, все больше времени проводит вне  дома. Если при ухудшении социально-экономического положения психологический климат в семье меняется так, что на улице ребенку становится лучше, чем дома - это неблагополучная семья. Специалисты по социальной работе выделяют два основных фактора, которые делают семью неблагополучной - алкоголизм и бедность»4. 

 «Примерно в  двух третях неблагополучных семей  есть алкоголики - один из родителей  или оба, бабушка или дедушка. В условиях, когда алкоголь дешевле  еды, он становится самым удобным  способом заглушить боль своей несостоятельности. Алкоголь помогает забыться, когда нет сил (и возможностей) для достижения желаемого в личной жизни и в работе или когда цели вообще отсутствуют. Постепенно выпивка становится важнее всего остального. Ребенок исчезает из сферы внимания, становится безнадзорным, проводит время по своему усмотрению, «наставить на путь истинный» его некому. Крайняя стадия деградации родителей-алкоголиков - использование ребенка. С него требуют денег, заставляя воровать, попрошайничать, заниматься проституцией. Это уже те случаи, когда совместное проживание с родителями вредит интересам ребенка, и для защиты его прав требуется постороннее вмешательство»5.  

 «Согласно Семейному  кодексу РФ (статья 69), если родители больны хроническим алкоголизмом, лишаются родительских прав. Однако в последнее время к этой крайней мере органы опеки и попечительства стараются прибегать реже, ведь родных родителей в полной мере не заменит ребенку никто. Разработан целый ряд мер для восстановления семьи. Как правило, органы опеки и попечительства временно изымают ребенка из семьи алкоголиков и помещают его в приют, в приемную или патронатную семью. Ребенок оказывается в надлежащих социально-бытовых условиях, одновременно начинается работа с родителями. Сам факт отобрания ребенка может встряхнуть их, отрезвить в прямом и переносном смысле, заставить изменить поведение. Подключаются психологи и педагоги профильных муниципальных учреждений и общественных организаций (приютов, кризисных центров и т.д.). Они помогают родителям разобраться в причинах наступившего кризиса и найти возможные пути выхода из него. Работники приютов знают случаи, когда мать ребенка, несколько месяцев находившегося на государственном попечении, забирала его домой, и жизнь в семье приходила в норму»6. «Однако, процент детей, вернувшихся после полного объема социальной работы в семью, в России мал. Впрочем, невелик он и в европейских странах - в среднем 13% от общего числа изъятых из неблагополучных семей. Общей статистики по России нет, есть лишь отдельные примеры. В московском экспериментальном детском доме №19, создающим патронатные семьи, за 3 года работы в родные семьи удалось вернуть 7 детей (всего в патронатные семьи было помещено более 110 человек)»7.

  Социальные  работники очень дорожат возможностью  восстановления семьи, но при  алкоголизме родителей оно удается только в 10% случаев. В остальных родители со временем лишаются родительских прав, их дети помещаются на воспитание в замещающие семьи, либо в государственные или общественные воспитательные учреждения.  

 «Когда наступает  угроза лишения родительских прав, семья, как правило, уже находится за гранью распада. Если родители не работают 4-5 лет, дети постоянно голодают, отстают в развитии, хронически больны, семья возвращается к нормальной жизни лишь при очень активной психологической и материальной помощи со стороны. Помощь перестает поступать - и обратный путь занимает считанные дни. Поэтому социальные службы в один голос твердят о необходимости профилактической работы с семьями, которые из проблемных еще не превратились в неблагополучные»8. Ранняя помощь более эффективна, потому что семья сама стремится избавиться от проблемы, да и с экономической точки зрения такая работа менее затратна, чем постоянная поддержка неблагополучной семьи. Впрочем, повсеместно средств не хватает ни на то, ни на другое, поскольку деньги на подобную социальную работу выделяются из скудных муниципальных бюджетов. 

Информация о работе Технологии социальной работы с детьми из неблагополучных семей