Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Актуальность  проблемы объясняется изменением главных  признаков и особенностей уклонений  от военной службы допризывной и  армейской молодежи. Их качественными  характеристиками стали ухудшающееся здоровье молодых людей и усугубляющийся дефицит физически годных к службе (сегодня каждый третий юноша призывного возраста освобождается от службы по состоянию здоровья, для сравнения: в 1985 г. — только каждый двадцатый); снижение образовательного уровня (полное среднее образование имеют 70%, около 20% — неполное среднее, и как итог: юноши, имеющие 3-ю и 4-ю категорию профпригодности и условно непригодные для подготовки по тем или иным специальностям, составили 40%); ежегодно на 10-15% сокращается количество прошедших допризывную подготовку до службы в армии и др.

      Как представляется, подобные тенденции  формируют соответствующие целевые установки и ценностные ориентации военнослужащих по призыву: 90% осеннего призыва 1995 г. не хотели служить в армии; 64% регулярно употребляли спиртные напитки, 2% — наркотики; 2% — совершали суицидальные попытки; 60% молодых воинов хотели бы хорошо заработать в армии и придать воинской деятельности «предпринимательский» характер.23

      Для сравнения целесообразно привести следующий выявленный факт: лишь 15% опрошенных сержантов и солдат экспериментальных частей и подразделений выразили готовность защищать свое государство и народ, честно выполнять воинский долг.

      Как показывает практика, все чаще в  армии стали призываться молодые  люди с установкой на уклонение от военной службы, для работы с которыми прежняя формула дальнейшего  углубления и совершенствования  воспитательного процесса не является эффективной.

      Поэтому концепция современного армейского воспитания должна предусматривать профилактику, перевоспитание и поиск новых превентивных форм и методов работы офицерского состава.

      Изучение  содержания, организации и методики профилактической работы офицеров показало незнание армейскими воспитателями процесса предупреждения и преодоления различных уклонений от военной службы; низкую педагогическую и психологическую культуру; недостаточную подготовленность к профилактической деятельности; отсутствие уверенности и оптимизма в исправлении уклоняющихся от службы воспитанников; слабый уровень информированности и обученности основам превентивной педагогики и др.

      Основными причинами данных негативных тенденций  явились как недостаточная научная разработанность теории и практики предупреждения и преодоления уклонений от военной службы, так и невостребованность воспитателями научных и практических разработок данной проблемы, низкая специальная подготовка офицеров к профилактической деятельности в частях и др.

      Необходимость углубления теоретической разработки и практического решения вопросов предупреждения и преодоления уклонений от службы военнослужащих в частях и подразделениях, вызывается возросшими трудностями, а иногда и растерянностью офицеров и сержантов, призванных осуществлять профилактическую и перевоспитательную деятельность с трудными воспитанниками.24

      Историко-педагогический анализ проблемы предупреждения уклонений от военной службы помог выявить и изучить теорию и практику процесса педагогической профилактики данного вида отклоняющегося поведения военнослужащих в разные исторические периоды, что позволило проследить генезис данной научной и практической проблемы, определить ее основные позитивные и негативные тенденции.

      Как уже отмечалось, проблемы предупреждения уклонений от военной службы допризывной  и армейской молодежи имеют глубокие исторические корни, так как комплекс порождающих их причин довольно многообразен. Для понимания сущности и специфики процесса педагогической профилактики уклонений от военной службы, как показала практика и опытно-экспериментальная работа, важное значение имеет знание причинно-факторных групп.

      К ним целесообразно отнести:

      а) социально-демографические причины: возраст допризывной и армейской молодежи, повышение их криминогенной направленности и активности; место и роль молодежи в системе общественного труда, производства и социальной структуры общества; образовательный и профессиональный уровень; процесс урбанизации; перемещение молодежи в крупные города и др.;

      б) социокультурные причины: душевой  доход, жилищные условия, культурные ценности, проведение свободного времени, социальная активность и др.;

      в) социально-педагогические, причины: недостатки воспитания в семье, школе, ПТУ, техникумах и др.; негативные влияния бесцельного времяпрепровождения, участие в группах криминальной направленности; влияние различных проявлений саморазрушений личности и самонаправленной жестокости; отсутствие военно-патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи; отрицательное влияние многих средств массовой информации и др.;

      г) психологические причины: возрастные сложности развития и формирования личности, отрицательные проявления индивидуально-психологических особенностей военнослужащих, различные отступления от уставной организации службы и деятельности, низкий уровень воспитательных мероприятий, недостатки в организации культурно-досуговой и спортивной работы и др.25

      Психолого-педагогические исследования дают основания дать психолого-педагогическую характеристику предупреждению уклонений от военной службы у солдат и сержантов как единого, целостного и специфического социально-педагогического процесса, определить его место в общей военно-педагогической системе, выявить связи с ее основными частями, и в первую очередь с воспитанием, самовоспитанием и перевоспитанием.

      Под педагогической профилактикой или  предупреждением различных уклонений от военной службы солдат и сержантов понимается целеустремленный процесс профилактических воздействий и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, направленный на устранение причин и условий уклоняющегося поведения и его видов, а также определение путей преодоления уклонений от военной службы в частях и подразделениях.

      Являясь относительно самостоятельным процессом, педагогическая профилактика имеет свою структуру, которая предполагает наличие его субъекта и объекта, четко поставленных целей, задач и функций, принципов, методов и форм реализации, а также условий, влияющих на его результативность.

      В решении профилактических задач  особое внимание уделялось диагностированию и прогнозированию уклонений от военной службы солдат и сержантов в части.

      Диагностирование и прогнозирование уклоняющегося поведения осуществлялись путями организационно-методической подготовки офицеров, психолого-педагогического изучения личности групп «риска» и превентивной деятельности офицеров с ними, постановки окончательного диагноза и выдвижения прогноза на уклонение от военной службы и др.

      При научном выявлении и анализе  причинно-факторного комплекса уклонений  от военной службы допризывной и  армейской молодежи необходимо учитывать следующие факторы: что проблемы трудного детства, юношества и взрослости вечны; что спектр порождающих их причин и обстоятельств сложен и многообразен; что ни одна отдельно взятая причина не может привести к отрицательным изменениям в сознании и службе воина, а намерение уклониться от военной службы складывается под воздействием совокупности социально-экономических, политических, правовых, психологических и педагогических причин; что основные причины, продуцирующие формирование и развитие различных видов уклонений, проявляются у допризывной молодежи до службы в армии, в ее процессе существуют условия и обязательства, способствующие уклонению от военной службы у солдат и сержантов по призыву.

      В процессе исследования организации, содержания и методики профилактики «трудных» военнослужащих следует учитывать следующие позиции:

      а) профилактика не может быть правильно  понята и организована в отрыве от общей системы воспитательных влияний  на воинов; она дополняет воспитание и перевоспитание, решая специфические задачи по искоренению уклонений от военной службы;

      б) профилактику нельзя сводить к отдельным  мерам, необходим системный подход к предупредительным воздействиям офицеров, сержантов и активистов;

      в) профилактическая деятельность предполагает педагогическую типизацию групп «риска» воспитанников с негативной направленностью к военной службе, воспитанников, склонных к уклонению от военной службы, и воспитанников, уклоняющихся от военной службы;

      г) профилактика результативна, если она опирается на обоснованные организационные методики.26

      Как показывает практика, система социальной работы еще не стала областью профессиональной деятельности, в которой широко применяются  профилактические методы воздействия  на клиентов.

      Причины здесь во многом кроются в том, что объективные (экономика, политика, социальная сфера и т.д.) и субъективные (уровень знаний, кадры) факторы не всегда способствуют развитию системы  профилактических мероприятий. Однако знание социальной технологии во многом повышает эффективность социальной работы.27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение 

      Установлено, что технологизация социально-профилактической работы, как и любой другой деятельности в социальной сфере, является отражением объективных требований, предъявляемых научно-техническим и социальным прогрессом. Она всегда носит инновационный, творческий характер, будучи связанной с постоянным поиском более совершенных, а следовательно, и более эффективных и экономичных способов использования ресурсов человека, его физического и интеллектуального потенциала. Внедрение технологического подхода в практику организации социального обслуживания и социальной помощи наиболее уязвимым слоям населения — это стратегическое направление на отказ в работе с людьми от метода «проб и ошибок» и постоянная ориентация на высокий конечный результат при оптимальной затрате сил и средств.

      Технологизация  социально-профилактической работы невозможна без технологизации системы социальных знаний, обосновывающих рациональные способы деятельности в социальной сфере и органично соединяющих  теорию и практику, фундаментальность  и прикладную направленность.

      Только  высокая социально-технологическая  культура специалиста социальной работы может служить критерием его  профессионализма и готовности работать с такой тонкой материей, как человеческие отношения.

      Технологии  профилактики представляют собой фиксацию в устной или письменной форме  проверенных жизнью способов применения широкого спектра социально-гуманитарных знаний для регулирования социальных отношений и процессов различного уровня. Благодаря этому знания и  опыт регулирования человеческих отношений  в форме конкретной технологии можно  транслировать, передавать от поколения  к поколению, в сжатые сроки вооружать  кадры искусством работы с людьми. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список  использованной литературы 

  1. Афганистан  в нашей судьбе. – М., 1989.
  2. Андерсен К. Социальная психиатрия — новый взгляд на социальную работу. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 10-17.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. – М.: Книга, 1994. – 396 с.
  4. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. – М.: Наука, 1977. – 321с.
  5. Беличева С.А., Кондратьев М.Р., Лущук Т.В. Социально-психологический диагностико-коррекционный инструментарий. – М.: Просвещение, 1993. – 280с.
  6. Беличева С.А. Проблемы становления отечественной психологической работы. Методика и практика социальной работы. // Российский журнал социальной работы. – 1995. – № 1. – С. 18-26.
  7. Гордон Л.А. Социальная адаптация в современных условиях. // СОЦИС. – 1994. – № 9. – С. 8-16.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          
  8. «Дедовщина» в армии // Сборник социологических материалов / Под ред. С.А. Белановского. – М., 1991.
  9. Дорохина Т. Социальная адаптация специалистов к рыночной экономике: исследование методом «устной истории». // Вопросы экономики. – 1994. – № 6. – С. 18-24.
  10. Дятченко Л.Я. Социальные технологии в системе управления общественными процессами. – М.: Просвещение, 1993. – 412 с.
  11. Жуков В.И. Потенциал человека: индекс социального развития. // Семья в России. – 1996. – № 1. – С. 14-19.
  12. Законы Российской Федерации:

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника