Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Важный  принцип социальной работы состоит  в том, что помощь людям должна оказываться исходя из их социального  и физического состояния. На этом принципе должна строиться и профилактика.

      Практика  профилактической работы находится  в постоянном развитии, и тем не менее можно выделить некоторые основные моменты, касающиеся ее содержательной части.

      1.  Любое важное событие в жизни  человека, касающееся его семьи,  друзей, соседей, места жительства, работы или учебы, природной  среды и т.д., представляется существенным  для понимания происходящего  сегодня и того, что, возможно, произойдет завтра.

      Повседневная  жизнь изобилует стрессовыми  факторами, но, поскольку они, незаметно  накапливаясь, обладают так называемым кумулятивным эффектом, ни один из них  в отдельности не может считаться причиной той или иной сложной социальной проблемы.

      Поэтому методы профилактики имеют системный  характер, т.е. они направлены на искоренение источников стресса, как в самом человеке, так и в социальной и природной среде и одновременно — на создание условий для приобретения человеком необходимого опыта решения возникающих проблем.

      2. Службы профилактики стремятся  не столько реагировать на эти проблемы, сколько предотвратить их появление. Они обращены к здоровым гражданам, еще не вступившим в полосу предсказуемого жизненного кризиса или предсказуемых проблем, возникающих в результате неожиданных событий (например, проблемы, с которыми сталкиваются дети после развода родителей).

      Такая установка на работу со здоровым клиентом предполагает оказание дифференцированных услуг, учитывающих мотивы клиента, его отношения с социальным работником и источники вознаграждения последнего.

      Взаимоотношения между клиентом и социальным работником должны строиться на основе взаимного уважения, с пониманием того факта, что каждый из них вносит свой посильный вклад в решение данной проблемы.

      3.  Методы профилактики обычно включают  в себя обучение людей новым  навыкам, которые помогают им  достичь поставленных Дел ей и сохранить здоровье. В то же время работа соответствующих служб нацелена на такие изменения социальной среды, чтобы она поддерживала и стимулировала нормальную жизнедеятельность человека. Системный подход учитывает все эти взаимосвязанные факторы. Традиционные методы оказания помощи в большинстве своем могут быть использованы и для профилактики. Например, тренинг позитивного жизненного настроя был разработан для терапевтических целей, но он широко используется для поддержания полезных социальных навыков.

      4. Профилактика предусматривает решение  еще не возникших проблем. Поэтому одни профилактические меры принимаются задолго до их возникновения, а другие — непосредственно перед возникновением проблемы.

      5. И, наконец, службы профилактики  призваны находить оптимальные  решения, как для достижения  поставленных целей, так и для предотвращения предсказуемых проблем, — в этом и состоят ценность и значение профилактики.4 
 
 
 
 
 
 
 

      1.2. Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений 

      Социальная  профилактика правонарушений представляет собой комплекс конкретных социальных мер (экономических, организационных, управленческих, культурно-воспитательных и иных), осуществляемых в целях предупреждения правонарушений, уменьшения их количества вплоть до полного искоренения путем выявления и устранения причин и условий, способствующих противоправному поведению.

      Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений — одна из основных форм согласования деятельности в этом направлении государственных, хозяйственных органов, общественных организаций и трудовых коллективов.

      Оно является итогом совместной разработки различными органами, организациями и коллективами согласованных планов борьбы с правонарушениями, предусматривающих систему долгосрочных и текущих мероприятий по выявлению и устранению причин и условий совершения противоправных действий, воспитательному воздействию на правонарушителей и лиц, совершающих другие антиобщественные поступки. В результате создается основа для взаимодействия всех участников профилактической работы в борьбе с правонарушениями и наиболее опасным их видом — преступлениями.

      Комплексное планирование социальной профилактики правонарушений преследует следующие основные цели:

      — сокращение и в перспективе полную ликвидацию противоправного поведения граждан и должностных лиц;

      — ограничение и в последующем  ликвидацию случаев антиобщественного  поведения граждан и должностных  лиц, т.е. нарушений социальных норм, что приносит вред обществу и влечет за собой противоправные деяния или  способствуют их совершению;

      — преодоление негативных сторон общественного  развития, способствующих правонарушениям;

      — устранение условия для правонарушений, недостатков и просчетов в  деятельности органов управления, хозяйственных  организаций, общественных формирований, культурно-воспитательных и медицинских учреждений;

      — борьбу с пьянством и алкоголизмом: постепенное искоренение отрицательных форм поведения в семье, на производстве, в общественной жизни, способствующих правонарушениям;

      — развитие и совершенствование позитивных социальных процессов, противодействующих антиобщественному поведению граждан, содействующих соблюдению государственной и трудовой дисциплины;

      — повышение уровня сознательности и  организованности граждан, формирование уважения к правовым предписаниям;

      — воспитание экологической дисциплины, подъем экологической культуры и знаний в этой области, формирование у каждого человека сознательного и бережного отношения к природе.5

      Субъектами  социальной профилактики правонарушений являются государственные и хозяйственные органы, профсоюзные, общественные организации, трудовые коллективы, должностные лица и граждане, участвующие в деятельности по предупреждению правонарушений. В профилактической работе призваны также участвовать средства массовой информации.

      Комплексный план социальной профилактики правонарушений целесообразно разрабатывать как составную часть (раз дел или подраздел) плана экономического и социального развития региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При таком подходе не только достигается увязка и согласованность этих планов, но и облегчается решение вопросов материального и иного обеспечения предусмотренных мероприятий.

      Объектами социально-профилактического воздействия  являются те негативные факторы жизнедеятельности людей, которые способствуют совершению правонарушений, а также недостатки в воспитательной деятельности и стереотипы поведения, которые влекут за собой антиобщественные поступки.

      Круг  объектов социально-профилактического  воздействия в деятельности социального работника чрезвычайно широк. Поэтому конкретные объекты социально-профилактического воздействия определяются в процессе предварительного изучения состояния правопорядка в регионе, отрасли народного хозяйства, трудовом коллективе.

      Объекты социально-профилактического воздействия  в деятельности социального работника можно условно подразделить на четыре основные группы:

      — негативные стороны в объективных  условиях жизнедеятельности людей (материальная и социально-культурная база, уровень благосостояния и жилищно-бытовые условия, техническая оснащенность производства, технологический процесс, условия труда и т.п.);

      — негативные стороны в организационно-управленческой деятельности государственных и  общественных органов самоуправления (система общего и специального образования, социально-бытовое обслуживание, средства массовой информации, учреждения культуры, идейно-воспитательная и культурно-массовая работа, и др.);

      — негативные стороны в межличностных  отношениях и поведении людей (отношения  между людьми в процессе трудовой деятельности, в быту и на отдыхе, семейные отношения и т.д.);

      —   негативные явления в правосознании  и социально-правовом мышлении.6

      Воздействие на социально-профилактические объекты  в деятельности социального работника осуществляется тесно связанными между собой общими, специальными и индивидуальными мерами.

      Общими  являются меры, не предназначенные  исключительно для профилактики правонарушений, но объективно содействующие их предупреждению или сокращению (улучшение условий труда, отдыха и быта трудящихся, повышение образовательного и культурного уровня населения, совершенствование воспитательной и культурно-массовой работы среди различных социальных групп, особенно среди несовершеннолетних и т.д.)

      Специальные меры предназначены исключительно  для профилактики каждой разновидности правонарушений (дисциплинарных, административных, гражданских и уголовных) и направлены непосредственно на факторы, влияющие на сокращение правонарушений (проступков и преступлений).

      Индивидуальные  меры предназначены для воздействия  на лиц, склонных к нарушению правопорядка (усиление охраны общественного порядка, улучшение воспитательной работы, повышение уровня социального контроля над поведением лиц, ранее совершивших правонарушения, особенно преступления и др.)

      Социально-профилактические меры могут быть направлены:

      — на повышение уровня правосознания  населения региона, работников отрасли  народного хозяйства, членов трудового  коллектива, их социальной активности в сфере борьбы с правонарушениями;

      — на предупреждение любых или определенных видов правонарушений отдельными социальными группами;

      — на становление нового социально-правового  мышления, позволяющего грамотно решать задачи комплексного планирования профилактики правонарушений.7

      Комплексный план социальной профилактики правонарушений должен быть обоснованным, реально обеспеченным соответствующими материальными и иными ресурсами, отражать специфические условия жизнедеятельности региона, отрасли народного хозяйства, трудового коллектива. При его разработке целесообразно предусмотреть:

      — выбор наиболее актуальных целей  профилактической деятельности;

      — максимально полное использование  возможностей системы управления экономическими и социально-культурными процессами с учетом компетенции и функций отдельных органов управления, социальной активности населения, новых условий, которые возникают в результате реформ во всех сферах общества;

      — объединение и рациональное использование  имеющихся в регионе, отрасли  народного хозяйства, трудовом коллективе сил и средств для профилактической работы;

      — сбалансированное развитие всех ведущих  направлений профилактической работы и охват ею всех составных частей данного региона (городской и  сельской местности, отдельных населенных пунктов, районов и территориальных  зон со значительным количеством антиобщественных проявлений).8

      При разработке региональных комплексных  планов социальной профилактики правонарушений следует учитывать, что специфическими особенностями, в частности, обладают регионы: промышленные, промышленно-аграрные, быстро развивающиеся и относительно стабильные центры; сверхкрупные, крупные, средние и малые города; новостройки, портовые, курортные, сельские районы. Особенности каждого из таких регионов должны быть учтены при организации, разработке и реализации комплексных планов социальной профилактики правонарушений.

      Комплексные планы социальной профилактики правонарушений различных уровней должны быть органически взаимосвязаны. В региональном плане следует предусматривать общие и наиболее важные мероприятия, реализация которых возлагается на определенные субъекты профилактической деятельности (например, на профсоюзный орган, прокуратуру, органы внутренних дел и др.).

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника