Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Соответствующие органы, организации и учреждения, расположенные на данной территории, в своих планах воспроизводят адресованные им мероприятия регионального плана, в необходимых случаях детализируя их, а также включают конкретные мероприятия профилактической деятельности, вызванные спецификой соответствующих субъектов.

      В целях повышения персональной ответственности  за выполнение комплексных планов социальной профилактики правонарушений целесообразно указывать конкретных исполнителей предусмотренных мероприятий.

      Так, по данным криминологов, в одном  административном районе иногда действует  до 40 различных органов, занимающихся проблемами предупреждения преступности несовершеннолетних.

      Сроки, на которые разрабатываются комплексные  планы социальной профилактики правонарушений, следует увязывать с периодом действия текущих и перспективных планов экономического и социального развития регионов, отраслей народного хозяйства и трудовых коллективов.                                                                                                                                                                                                                                 

      При комплексном планировании социальной профилактики правонарушений необходимо руководствоваться следующими принципами:

      — принцип директивности, состоящий  в обязательности и своевременности  исполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных комплексным планом социальной профилактики правонарушений;

      — принцип системности, означающий как  всесторонность воздействия взаимосвязанного комплекса экономических, социально-культурных, демографических и иных мер на всю систему факторов, обусловливающих правонарушения, так и согласованность деятельности субъектов профилактики в процессе разработки и реализации комплексного плана социальной профилактики правонарушений;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      — принцип конкретности, требующий  включения в комплексный план социальной профилактики правонарушений определенных, четко и ясно сформулированных мероприятий, сроков выполнения и органов, организаций и лиц, ответственных за их реализацию;

      — принцип реальности, предполагающий включение в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь таких мероприятий, для реализации которых имеются необходимые материальные, технические, финансовые, кадровые и иные ресурсы;

      — принцип законности, обязывающий  включать в комплексный план социальной профилактики правонарушений лишь такие мероприятия, а так же пути и средства их осуществления, которые полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.9

      Эффективность запланированных мер профилактики в деятельности социального работника должна по возможности оцениваться с учетом изменений динамики правонарушений и обусловливающих их факторов. Так, качество и эффективность воспитательной работы, правовой пропаганды выражаются в изменении показателей, характеризующих:

      —  непроизводительные потери рабочего времени, текучесть кадров;

      —  образовательный и культурный уровень  отдельных групп населения;

      —  степень активности общественности в борьбе с правонарушениями;

      —  скрытые от учета правонарушения.10

      Для оценки эффективности выполнения плана  профилактики правонарушений в деятельности социального работника, могут проводиться выборочные конкретно-социологические исследования путем изучения общественного мнения. Однако точная оценка эффективности выполнения плана по изменениям в состоянии и динамике правонарушений возможна только при углубленных обследованиях, охватывающих достаточно большой период времени.

      Результаты  контрольных проверок могут быть реализованы в виде:

      — управленческих решений;

      — информированности заинтересованных органов;

      —  отчетов перед общественностью;

      —  различных публикаций в средствах  массовой информации.11

      По  содержанию общепрофилактические меры подразделяются на:

      — экономические, направленные на повышение  жизненного уровня населения, улучшение условий труда и быта, обеспеченности жильем;

      — социально-культурные, содействующие  удовлетворению культурных запросов, организации досуга, духовного и  физического развития людей;

      — организационно-правовые, предусматривающие  создание новых профилактических служб или совершенствование деятельности имеющихся комиссий и инспекций по делам несовершеннолетних;

      — воспитательные, предназначенные для  обеспечения нравственного, трудового, правового воспитания различных категорий граждан, развития их общественной активности.12

      Целями  общеорганизационных профилактических мероприятий являются:

      — создание необходимых общественных формирований, определение их задач  и функций;

      — координация усилий всех субъектов  социальной профилактики правонарушений;

      — обеспечение единства действий субъектов  профилактики правонарушений;

      — совершенствование организации  профилактической работы по месту жительства (улучшение деятельности общественных пунктов охраны порядка, советов профилактики правонарушений районов и микрорайонов, повышение их влияния на организацию досуга населения, особенно молодежи) и по месту работы (усиление работы советов профилактики правонарушений трудовых коллективов, товарищеских судов и т.д.);

      — совершенствование информационного  обеспечения потребностей государственных органов, должностных лиц, общественных организаций в процессе деятельности по профилактике правонарушений.

      Для обеспечения скоординированной  профилактической деятельности различных органов, организаций и учреждений, согласования различных форм профилактики в планах следует предусматривать общеорганизационные меры, к числу которых могут относиться:

      — создание совета профилактики правонарушений;

      — разработка Положения о совете профилактических правонарушений.13

      Вместе  с тем в настоящее время  между теорией профилактики и практикой профилактической деятельности ощущается заметный разрыв, что, прежде всего, отрицательно влияет на эффективность и результативность социальной работы.

      Поэтому сегодня возникла острая необходимость разрабатывать, систематизировать методы и направления профилактической работы, оценивать и анализировать информацию по этой проблеме в различных отраслях знаний. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Глава 2. Формы и методы социально-профилактической работы, применяемые в практике социальной работы 

2.1. Основные профилактические методы социальной работы 

      Социальному работнику необходимо знать существующие методы профилактической работы, уметь  эффективно использовать накопленный опыт для решения практических задач.14

      Социальному работнику, берущемуся за конкретную деятельность по предупреждению негативных тенденций в социальном развитии клиентов, следует иметь в виду ряд принципиально важных моментов.

      Во-первых, негативные тенденции, как правило, имеют, прежде всего, социально-экономический  характер. Поэтому их продуктивное решение предполагает учет и реорганизацию всего комплекса факторов силами специалистов разных профессий. Социальному работнику необходимо выделить те аспекты проблемы, которые соответствуют его компетенции.

      Грамотная постановка задачи, концентрация усилий по выбору соответствующих средств — необходимое условие успешности деятельности социального работника. Как правило, любая крупная социальная проблема носит комплексный характер, а значит, при поиске методов ее решения необходимо выделить ключевые точки для проведения собственно социальной работы.

      Во-вторых, формулировка конкретных целей профилактической работы может вестись только на основе учета специфики конкретной ситуации. Трудно наладить работу с клиентом при решении, например, его материальных проблем, не зная уровень его доходов, или заниматься профилактикой асоциального поведения, не зная его видов и причин возникновения.

      Это означает, что при постановке цели социальной работы по оптимизации социального  состояния индивида должен быть четко  определен объект (тип состояния) и предмет (вид профессиональной деятельности) направленности воздействия. Здесь возможно применение всего арсенала средств диагностического измерения индивида, система планирования работы с определенными этапами ответа на вопрос: «Для кого и что мы собираемся сделать?»

      В-третьих, подбор адекватных средств для оптимизации  социального состояния (самочувствия) клиента может вестись только на основе тщательно конкретизированной цели работы. Напомним, например, что функции социального управления имеют свое практическое выражение в целеполагании, исходной основой которого является взаимодействие желаемого, возможного и действительного.

      Социальный  работник должен учитывать уровень, масштабность, временные рамки, назначение, формы и т.п. характеристики воздействия  и осуществления управленческой деятельности. Как и в отношении диагностики, здесь не существует «универсальных» профилактических средств, позволяющих одним и тем же способом ликвидировать неблагоприятные последствия отрицательных состояний во всем многообразии ситуаций.

      В построении общей программы оптимизирующих мероприятий, безусловно, ведущую роль играет ориентация профилактической работы. В зависимости от того, на каком уровне планируется ее проведение (микро-, макроуровень и т.д.), в работе будут преобладать установки либо на устранение объективных источников развития негативных состояний (проективный план), либо на использование компенсаторных средств (коррективный план).

      Непосредственная  нацеленность на оптимизацию разных сторон социального развития — поддержание  высокого уровня социального самочувствия, адаптация к новым экономическим условиям или снижение заболеваемости и т.д. — требует преимущественного привлечения разных профилактических средств и неодинаковой их компоновки (целевых установок) в рамках целостной системы.

      В-четвертых, важнейшим моментом в деятельности социального работника является определение эффективности мероприятий. Это важно, в первую очередь, потому, что социальный работник (как и медик, психолог, педагог, согласно врачебной этике Гиппократа) должен оценивать свою деятельность в соответствии с главным принципом «Помогай людям и не навреди».

      Важно также, чтобы его реальная работа была ощутима, полезна, представлена в  явной форме, понятной и неспециалистам, тем, на кого направлено профилактическое воздействие, и тем, кто санкционировал их проведение.

      В этих случаях не только возможно, но и необходимо опираться на анализ показателей социально-экономической, социально-психологической эффективности: удовлетворенность социальным обслуживанием (патронажем), сокращение заболеваемости, улучшение социально-психологического климата в коллективе, удовлетворенность трудом и др.

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника