Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Радикальным путем устранения нежелательного явления  служит искоренение причин его возникновения. Например, в трудовой деятельности социального работника важны  условия (среда), где он сам осуществляет свою профессиональную деятельность, а также его клиенты. Одним из подходов здесь выступает реорганизация объективного содержания и условий деятельности. Этот подход традиционен и наиболее полно раскрыт в разработках по психологии труда, прикладной психологии, эргономике. Его основными направлениями являются:

      — рационализация процесса труда с  точки зрения составления оптимальных алгоритмов работы, типологизации схем решения трудовых задач, обеспечения оптимального распределения временных лимитов и т.д.;

      — усовершенствование орудий и средств  труда в соответствии с психофизиологическими особенностями человека и с целью облегчения выполнения наиболее трудоемких операций;

      — рациональная организация рабочих  мест (рабочих зон) и формирование оптимальной рабочей позы;

      — разработка оптимальных режимов  труда и отдыха для компенсации  своевременным и полноценным  отдыхом истощения внутренних ресурсов человека в течение одного трудового цикла;

      —  использование рациональных форм чередования  различных трудовых заданий и обогащение содержания труда для снижения однообразия работы и устранения перегрузки отдельных психофизиологических систем;

      — нормализация условий работы по отношению  к естественным для человека условиям

      — создание благоприятного социально-психологического климата в коллективе, повышение  материальной и моральной заинтересованности в результатах труда, формирование сознательной дисциплинированности и др.15

      Действенность такого подхода доказана многочисленными  научно-прикладными разработками и  широко используется в разных сферах практической деятельности. Однако во многих ситуациях применимость таких  мер существенно ограничена или  просто невозможна.

      Это возникает вследствие недостаточного развития существующих технологий, в силу определенных организационных причин, непреодолимых внешних трудностей (например, в условиях длительной изоляции и т.п.), а иногда и в результате содержательной специфики труда, например, в профессиональной деятельности социального работника. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы  

      Одним из важнейших направлений в решении  проблем человека является развитие системы психопрофилактической работы. В прикладном аспекте решение психологических задач индивида подчинено более общему целеопределению путей их предотвращения (профилактики) и коррекции.

      Отметим, что методы коррекции, направленные на частичное или полное изменение уже сложившегося состояния, могут рассматриваться как часть психологической работы в смысле подготовки необходимой базы для эффективного использования тех или иных мер.

      Потребность в профилактических и коррекционных  методах настолько высока, что  их разработка и внедрение в жизнь  нередко опережают формирование научно обоснованных представлений о механизмах развития и саморазвития человека.

      В самом общем смысле под профилактикой  неблагоприятных функциональных состояний понимается комплекс мероприятий, направленных на предупреждение развития или на ликвидацию (полную или частичную) уже возникших состояний.

      Существует  множество способов улучшения или  нормализации состояния человека. К их числу относятся и такие традиционные для наук о трудовой деятельности приемы, как оптимизация режимов труда и отдыха, тренировка и профессиональная подготовка, нормализация санитарно-гигиенических условий и так называемые эзотерические способы, например, методики изменения состояний сознания, взятые из различных философско-религиозных учений — йоги, дзен-буддизма, суфизма и т.д.16

      Существуют  различные классификации и направления  в психопрофилактике. В целом  методы психопрофилактики можно (с  некоторой долей условности) классифицировать по двум основными категориям: внешним  и внутренним.

      К группе внешних способов оптимизации  функционального состояния относятся  рефлексологический метод (воздействие  на рефлексогенные зоны и биологически активные точки), нормализация режима питания, фармакотерапия, функциональная музыка и цветомузыкальные воздействия, а» также вербальные воздействия одного человека на другого (убеждение, приказ, внушение, гипноз).

      К группе внутренних способов относятся: самовнушение, нервно-мышечная релаксация, идеомоторная тренировка и сенсорная  репродукция, аутогенная тренировка, гимнастика и самомассаж, педагогическая психотерапия, групповой тренинг и т.д.

      В практике социальной работы необходимо учитывать объект воздействия, т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности в  зависимости от категорий населения. Например, в психологической службе в учреждениях интернатного типа для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, работа психолога имеет ряд направлений:

      Психопрофилактическая работа с детьми и  подростками. Данное направление определяется необходимостью своевременно предупредить возможные нарушения в личностном и интеллектуальном развитии детей, создать условия для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе. Профилактическая работа проводится преимущественно с членами педагогического коллектива, опекунами и другими взрослыми, которые оказывают влияние на формирование личности воспитанника.

      В процессе психопрофилактической работы психолог осуществляет следующие конкретные мероприятия:

      а) проводит психологическое обследование детей при поступлении в детское учреждение интернатского типа и при переходе из одного детского учреждения в другое (из дома ребенка в дошкольный детский дом, из дошкольного детского дома в школьный или в школу-интернат), а также на каждом новом возрастном этапе (при поступлении детей в школу, при переходе из начальной школы в среднюю, при окончании неполной или полной средней школы) с целью создания программы индивидуальной работы с каждым ребенком для его оптимальной адаптации к воспитанию и обучению на новом этапе, ранней диагностики возможных отклонений и их коррекции, развития его личности и индивидуальности;

      б) ведет работу по предупреждению психологической перегрузки и нервных срывов у детей, связанных с особыми условиями их жизни;

      в) организует педагогические консилиумы с целью психологического анализа поведения и развития воспитанника для наиболее полного раскрытия индивидуальных особенностей его личности и способностей;

      г) ведет работу по созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении интернатского типа: оптимизирует формы общения в педагогическом коллективе (взрослый — взрослый), способствует улучшению норм общения педагогов с детьми (взрослый — ребенок), консультирует педагогов и других работников детского учреждения по широкому кругу проблем как профессиональных, так и личностных;

      д) способствует развитию коммуникативных навыков профессиональной деятельности педагогов, осуществляет мероприятия по предупреждению и снятию психологической перегрузки членов педагогического коллектива;

      е) ведет работу по адаптации воспитанников  к широкому социальному окружению  за пределами детского дома или школы-интерната, оптимизирует взаимоотношения воспитанников с членами их семей (родственниками, опекунами и т.д.) в случае, если такие взаимоотношения сохраняются.17

      Важным  аспектом работы психолога (социального  работника) является консультирование. Методы консультирования, прежде всего, направлены на работу со здоровым человеком. Основная цель психологического консультирования как метода профилактики состоит в том, чтобы оказать помощь личности в условиях психологического дискомфорта, научить положительно относиться к миру, «чтобы любить и работать»  (3. Фрейд), «самоактуализироваться» (А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис), «ценить себя» (К. Роджерс).

      Консультирование  в области профилактической работы с детьми (подростками) имеет следующие  задачи:

      — информирование родителей (педагогов, социальных работников и др.) о возрастных и индивидуальных особенностях изучаемого субъекта;

      —  своевременное выявление у субъектов  первичных психосоматических отклонений и направление их в психолого-медико-педагогические консультации;

      — предупреждение вторичных отклонений в области развития и рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с психопатологами и врачами);

      — составление рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения субъекта для объектов воздействия (педагоги, родители, социальные работники и др.);

      — составление рекомендаций по воспитанию в семье (совместно со специалистами по семейной терапии, социальными работниками, педагогами);

      — проведение коррекционной работы в  специальных группах при консультации с детьми и родителями.18

      Одной из важнейших и наиболее сложных  задач профилактики для социального работника в области правонарушений, семейных отношений, воспитания детей является работа с семьей.

      Необходимо  учитывать, что на развитие семьи  влияют разнообразные факторы:

      — социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия);

      — медико-санитарные (вредные с точки  зрения экологии условия труда и  быта, хронические заболевания родителей, плохая наследственность, неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери);

      — социально-демографические (неполная либо многодетная семья, семья с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

      — социально-психологические (деструктивные  отношения между родителями, между  родителями и детьми, педагогическая несостоятельность родителей и их низкий образовательный уровень, деформированные ценностные ориентации);

      — криминогенные факторы (алкоголизм, наркомания, семейные дебоши, наличие судимых членов семьи и т.д.).19

      Поэтому социальному работнику необходимо уметь выстроить доверительные отношения, технологию взаимодействия с семьей с целью профилактических мероприятий по возникновению социальных отклонений детей. Л.Б. Филонов выделяет шесть стадий установления доверительных отношений между людьми в процессе общения. На наш взгляд важнейшие из них следующие:

      1. На начальной стадии необходимо  завоевать доверие родителей: «снять» с себя всякий отрицательный настрой по отношению к подростку, отыскать в нем положительные качества, которые были бы приятны для родителей, что в целом должно снять подозрительность и напряжение, которые могут испытывать родственники подростка к социальному работнику.

      2. Расширение тем доверительных  бесед, создание своеобразной эмоционально-насыщенной среды, т.е. ситуации, когда родителям необходим социальный работник как слушатель, понимающий, сочувствующий и заинтересованный в полном знании особенностей личности подростка и условий его воспитания.

      3. Утвердившиеся доверительные отношения  перерастают в активное взаимодействие  семьи и представителей превентивных служб.

      Отметим также, что важной формой психологического консультирования является семейное консультирование, описанное в работах В.В. Столина, А.С. Спиваковской и др. 
 
 
 
 
 
 

      Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных  Силах Российской Федерации

    3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями

 

      Социальная  работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или  социальным группам, которые находятся  в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями  и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военнослужащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельствах, по самому характеру  своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям  населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здоровья находится  под неусыпным профессиональным наблюдением, наконец, представители  Вооруженных Сил, одного из наиболее уважаемых социальных институтов, обладают высоким социальным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника