Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:11, реферат

Описание

Актуальность темы. В настоящее время вся социальная сфера Российской Федерации переживает острый кризис. Все понимают, что давно настала пора коренного реформирования не только всей социальной инфраструктуры страны в целом, но и таких важных ее компонентов, как сущность и формы организации социальной работы.
Особо важное и значимое место в этом плане занимает сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника. Это связано, прежде всего, с пониманием того, что социальные неурядицы проще не допускать, а не устранять уже появившиеся проблемы.

Содержание

Введение ........................................................................................................................ 2
Глава 1. Сущность и содержание социальной профилактики в деятельности социального работника .............................................................................................. 5
1.1. Сущность и содержание социальной профилактики ................................ 5
1.2. Комплексное планирование социальной профилактики
правонарушений .................................................................................................. 8
Глава 2. Формы и методы профилактической работы, применяемые в практике социальной работы ................................................................................. 15
2.1. Основные профилактические методы социальной работы ....................15
2.2. Формы и методы психопрофилактической службы социальной работы.................................................................................................................. 18
Глава 3. Практика рассмотрение технологии социальной профилактики в Вооруженных Силах Российской Федерации ………………………………….. 22
3.1. Технология социальной работы с военнослужащими и их семьями … 22
3.2. Социальная работа с допризывной молодежью ………………………. 31
Заключение ................................................................................................................. 37
Список использованной литературы .................................................................... 38

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 89.19 Кб (Скачать документ)

      Однако  сама специфика профессиональной деятельности, связанной с воинской службой, содержит в себе определенные объективные  факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими  определенных функций. Это характерно для вооруженных сил любого современного общества, но особенности положения  военнослужащих в Российской Федерации  обусловливают особую сложность  их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

      Прежде  чем рассматривать комплекс проблем  людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые  в соответствии с действующим  законодательством устанавливают  статус определяемых явлений.

      Гражданин, проходящий военную  службу, является военнослужащим ч имеет правовое положение, определяемое законом.

      Военная служба — особый вид государственной службы граждан в Вооруженных. Силах Российской Федерации, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе», разд. VI, ст. 35).

      Для проходящих военную службу устанавливаются  составы военнослужащих: солдаты  и матросы; сержанты и старшины; прапорщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к  тому или иному составу зависит  статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно — состояние здоровья, семейные обстоятельства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в известной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

      Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов  и старшин) или по контракту — для всех составов военнослужащих. В Российской Федерации солдатский и сержантский состав Вооруженных Сил комплектуется преимущественно по призыву, на основе всеобщей воинской повинности, хотя в последние годы предприняты определенные действия для формирования профессиональной армии и организации военной службы солдат и матросов, сержантов и старшин на добровольной контрактной основе.

      Призыву на военную службу в мирное время  подлежат граждане мужского пола, в  возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

    • признанные негодными или ограниченно годными по состоянию здоровья;

    • проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

    • прошедшие военную службу в вооруженных силах другого государства;

    • имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления;

    • гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

      Некоторым категориям призывников устанавливается  отсрочка от призыва (например, на время  обучения на дневном отделении высшего  учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких  отсрочек устанавливаются федеральными законодательными органами и могут  изменяться.

      Сроки военной службы по призыву устанавливаются  законодателем, для проходящих военную  службу по контракту — контрактом.

      Проблемы  военнослужащих (и их семей) обусловлены  возложенными на них обязанностями  по вооруженной защите государства, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том  числе с возможным риском для  жизни. Это определяет особенности  той социально-ролевой системы, в  которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура является жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсуждаются  и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу  того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и  в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты,

      Все проблемы и кризисы российского  общества находят отражение в  Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения  приводит к тому, что на военную  службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные  армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению  или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов  наркомании и алкоголизма обусловливают  повышение числа преступлений, совершаемых  военнослужащими, опасность для  самих военнослужащих стать жертвой  преступления со стороны своих коллег.

      Одна  из острых проблем современных российских Вооруженных Сил — наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, мо, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие нескольких статусных систем является отражением характерной для современного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных систем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обусловлено «неформальными» отношениями в воинских коллективах, но и среди офицеров.

      Вследствие  социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается  выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и  вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные  Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества  от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса  многих военнослужащих, ощущения ими  бесцельности своей деятельности, падения  престижа воинской службы, массового  уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в  стабильности своего существования, своем  будущем.

      Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправданной: большинство населения  поддерживает переход Вооруженных  Сил на контрактный принцип формирования и исключительно добровольное несение  гражданами воинской службы. Отсутствие гарантированного Конституцией права  на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех категорий военнослужащих, экономические  и бытовые трудности — все это отягощает морально-психологическое самочувствие военнослужащих.

      Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив военнослужащих, массовые увольнения офицерского состава без предоставления положенных им по закону жилья и  выплат, трудности с устройством  на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода — между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действительности.

      Особую  группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и  их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

      Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые  не получили ранений в подобных вооруженных  конфликтах, являются носителями так  называемого «посттравматического стрессового синдрома».

    Впервые подобное состояние было диагностировано  у американских ветеранов вьетнамской  войны, а впоследствии — у многих участников «странных» вооруженных конфликтов. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15—20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

      Психологический стресс приводит к развитию таких  психосоматических заболеваний, как  язва, гипертония, астма и др. Самое  болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность  общества, развенчание целей и  методов войны.

      К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и  конфликтов. Кроме того, целый ряд  действий представителей Вооруженных  Сил не получил общественного  признания, а их участники, рисковавшие  жизнью и утратившие здоровье, не имеют  должного социального обеспечения — например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть только комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской службы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изменение отношения общества к лицам, которые выполняли свои долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и поддержки.

      Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные  трудности. Так, семья военнослужащего  срочной службы лишается его заработка — нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

      Ресурсы семья военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурсами  самого военнослужащего, обеспечивая  в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного  возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень  часто возникают трудности с  жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат нередко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей каждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Существование в условиях военного городка, отгороженного от внешнего мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

      Еще одна проблема семьи военнослужащего — малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия.

      Технологии  социальной работы с военнослужащими  и их семьями различаются в  зависимости от характера и глубины  их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью  к призывному или контрактному контингенту, определенному составу военнослужащих, длительностью их пребывания на военной  службе.

    Так, безусловно, материальные трудности  и социальные ограничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семьями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье  и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Информация о работе Сущность и содержание социально-профилактической деятельности социального работника