Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 13:52, курсовая работа

Описание

Цель работы – охарактеризовать типизацию и специализацию магазинов как элементы управления розничной торговой сетью потребительской кооперации.
Задачи работы:
- рассмотреть розничную торговую сеть как составную часть материально-технической базы розничной торговли;
- дать характеристику типизации и специализации магазинов;
- определить перспективы развития типизации и специализации магазинов

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1 Розничная торговая сеть как составная часть материально-технической
базы розничной торговли………………………………………………….6
2 Характеристика типизации и специализации………………………….17
3 Перспективы развития типизации и специализации магазинов……...30
Заключение………………………………………………………………...39
Список использованных источников…………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

курсовая по ОТТ Люда .doc

— 245.00 Кб (Скачать документ)

  Равномерное размещение магазинов означает их расположение равномерно по всей территории города с учетом плотности населения. Этот принцип применим не ко всей торговой сети, а лишь к однотипным магазинам, и, прежде всего, к магазинам по продаже товаров повседневного и частого спроса, к которым относится значительная часть продовольственных товаров. Такие магазины обслуживают в основном постоянный контингент покупателей.

 Групповое размещение магазинов вытекает из необходимости территориального сближения магазинов различного товарного профиля, осуществляющих продажу товаров, связанных комплексностью спроса или взаимозаменяемых. Такое комплексное размещение небольших магазинов по продаже хлеба, молока, мяса, рыбы, овощей при отсутствии универсального продовольственного магазина или универсама позволяет сократить затраты времени покупателей на приобретение товаров.

 Ступенчатое  размещение магазинов основано  на особенностях формирования  ассортимента товаров в магазинах,  предусматривающих концентрацию широкого ассортимента товаров или только товаров периодического и редкого спроса в магазинах общегородского значения и максимальное приближение товаров частого и повседневного спроса к месту жительства покупателей. Например, широкий ассортимент кондитерских изделий обеспечивается в кондитерском магазине, размещенном на центральной магистрали города, а карамель и конфеты наиболее частого спроса — в универсамах. Таким образом создаются как бы две ступени обслуживания. При этом магазины, торгующие товарами повседневного и частого спроса, имеют небольшой радиус обслуживания, в то время как магазины, торгующие максимально широким ассортиментом товаров пли только товарами периодического и редкого спроса, имеют значительно больший радиус деятельности, включающий и районы деятельности магазинов первой ступени.

Торговая сеть города подразделяется на две взаимосвязанные группы магазинов: местного и городского значения.

Основное требование, предъявляемое к магазинам местного значения, заключается в обеспечении населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного и частого спроса с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому такие магазины размещают относительно равномерно в жилой зоне города (микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях).

Главным требованием к магазинам городского значения является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей (№ 5; 40-41).

Любая деятельность, связанная с продажей товаров  конечным потребителям для их личного потребления, — это розничная торговля. При этом совершенно не играет никакой роли, кто и где продает товары и через какие каналы эти товары доводятся до конечных потребителей.

 Наиболее  характерные особенности розничной торговли, играющие роль в процессе выработки и реализации маркетинговой стратегии, следующие:

- в отличие от оптовой торговли, которая имеет дело с незначительным количеством покупателей, сконцентрированных географически и предъявляющих спрос на большие партии товара, розничный торговец ежедневно сталкивается со множеством покупателей, предъявляющих спрос на небольшие количества товаров;

- если спрос на товары промышленного назначения обычно резко не изменяется, то потребительский спрос за короткий промежуток времени может измениться от чрезмерного до падающего, или наоборот;

- если оптовые закупки совершают покупатели-профессионалы, то розничной торговле часто приходится иметь дело с покупателем, мало осведомленным о потребительских свойствах товара, что обусловливает особую роль рекламы и информации.

Функции розничной  торговли, полностью определяются общими функциями каналов распределения, однако с той лишь разницей, что  реализация всех этих функций должна быть направлена на удовлетворение конечного спроса.

  Изучение  спроса на товары и их рыночного  предложения в розничном звене представляет особую сложность, поскольку спрос здесь зависит от огромного количества факторов и подвержен резким колебаниям, предвидеть которые и должен розничный торговец (№ 10; 66-67).

От розничного торговца, постоянно и непосредственно сталкивающегося с индивидуальным спросом конечного потребителя товаров, во многом зависит формирование спроса и стимулирование сбыта. Успех этой деятельности зависит от многих факторов: организации рекламы; постоянного поддержания необходимого товарного ассортимента, базирующегося на точном изучении спроса; регулярного проведения выставок-продаж, презентаций с целью ознакомления покупателей с товарами-новинками; создания максимальных удобств для покупателей; организации надлежащего предпродажного и послепродажного сервиса и др.

Непременное условие  успешной деятельности розничного торговца — это установление контактов и поддержание связей с существующими и потенциальными покупателями. Цели при этом могут быть различными — от расширения сбыта до сбора информации о качестве предлагаемого товара и поддержание уже проданного товара в эксплуатационном состоянии (№ 3; 30-31).

Основными показателями, характеризующими розничную сеть, являются:

1 Качественные показатели состояния розничной сети:

- обеспеченность  населения торговой площадью  в метрах квадратных на тысячу  жителей ( для сельской местности  - 280 метров квадратных на 1000 жителей, а в среднем по Республике Беларусь – 320 метров квадратных на 1000 жителей);

- плотность  торговой сети по количеству  магазинов;

- плотность  торговой сети относительно территории  на 100 километров квадратных;

- обратный показатель плотности по количеству магазинов;

- уровень специализации  торговой сети, % ( по количеству магазинов, по торговой площади, по товарообороту);

- средний размер  магазина (по торговой площади,  по розничному  торговому обороту);

-  средний радиус действия магазина.

2 Внедрение  прогрессивного метода продажи:

- доля магазинов, применяющих прогрессивные методы продажи, % (по количеству магазинов и по торговой площади);

3 Полнота и устойчивость ассортимента товаров:

- коэффициент полноты ассортимента;

- коэффициент устойчивости ассортимента.

4 Развитие товарооборота:

- товарооборот на душу населения;

- структура розничного товарооборота,  %;

- равномерное  выполнение розничного товарооборота (месяц, квартал и т. д.).

5 Дополнительное  обслуживание покупателей:

- количество предоставляемых услуг;

- коэффициент полноты дополнительных услуг.

6 Затраты времени  населения на приобретение покупок:

- фактическое время на приобретение товаров, мин;

- коэффициент ожидания.

7 Завершенность  покупки:

- коэффициент завершенности покупки.

От уровня организации и развития розничной торговой сети зависит качество торгового обслуживания населения, темпы роста товарооборота, ускорение товарооборачиваемости, прибыльность торговых предприятии.

Главным требованием к магазинам является предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих разнообразные запросы и отвечающих вкусам людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2 ХАРАКТЕТИСТИКА ТИПИЗАЦИИ И СПЕЦИАЛИЗАЦИИ

 

 

Типизация представляет собой систему мероприятий, направленных на отбор технически совершенных  и экономически эффективных типов  магазинов для массового распространения.

На основе типизации совершенствуется управление торговой сетью, обеспечивается возможность широкого использования типовых решений по формированию торгового ассортимента, что способствует стандартизации оборудования, определению численности работников для магазина, упорядочению товароснабжения, организации труда, внедрению прогрессивных технологий.

В процессе типизации  устраняется излишнее многообразие магазинов, создаются условия для  рационального построения торговой сети и более эффективного ее использования, унификации строительных конструкций, индустриализации строительства.

Типизация розничной  торговой сети потребительской кооперации должна базироваться на общепринятых в мировой практике принципах.

Процесс типизации  динамичен и зависит от происходящих социальных и экономических изменений.

Тип торгового  предприятия определяется ассортиментным профилем магазина, размером торговой площади, формами и методами торговли, целевыми функциями торгового предприятия.

С учетом этих принципов  в августе 1996 г. разработана новая номенклатура типов предприятий розничной торговли потребительской кооперации.

В ней отражены основные тенденции типизации розничной  торговой сети в мировой практике и традиционные подходы к данной проблеме, используемые в республике.

В таблице 1 представлены основные типы магазинов потребительской кооперации.

Таблица 1 - Основные типы магазинов потребительской кооперации

 

 

Тип магазина

Варианты текста вывески

Примерная торговая площадь, м2

Универмаг

Универмаг. Детский мир. Молодежный

600, 800, 1000, 1200 и более

Супермаркет

Супермаркет. Универсам

250, 400, 550 и более

Минимаркет

Минимаркет. Товары повседневного  спроса. Магазин

30, 50, 70, 100, 150

Продтовары

Продтовары. Продукты. Продовольственные  товары. Гастроном

70, 100, 150, 200

Специализированный магазин  по продаже отдельных групп продовольственных  товаров

Хлеб. Сельхозпродукты. Овощи  и фрукты. Колбасы. Мясо и молоко. Кондитерские изделия. Кулинария. Вино и водка и т. п.

30, 50, 70, 100

Промтовары

Промтовары. Промышленные товары

100, 150, 250, 400

Специализированный магазин  по продаже отдельных групп непродовольственных  товаров

Хозтовары. Строительные материалы. Товары для дома. Культтовары. Техника. Товары для приусадебного хозяйства. Фермер. Современное домашнее хозяйство. Одежда. Обувь. Трикотаж. Галантерея и парфюмерия. Подарки. Книги и т. д.

70, 100, 150, 250, 400 и более

Дом торговли

Дом торговли. Торговый центр

1000, 1500 и более

Фирменный магазин

Фирменный магазин. Кооператор. Дары природы. Коммунарка. Неман. Горизонт и т. д.

100, 150

Удобный (дискаунтный) магазин

Удобный магазин. Комфорт. Комиссионный магазин. Товары по сниженным  ценам. Пайщик. Ветеран. Магазин - заготпункт и др.

50, 70, 100


 Примечание: Источник 2

 

Характеристика  основных типов:

1 Универмаг  - крупное розничное предприятие  торговой площадью более 600 м2 с универсальным ассортиментом промышленных товаров, имеющее специализированные секции (отделы), оказывающее дополнительные услуги населению, работающее на полном или внутреннем хозрасчете. Может включать секцию (отдел), торгующую продовольственными товарами, кулинарными, кондитерскими изделиями, кафетерий и т. п. К универмагам относятся также крупные магазины, торгующие товарами для детей и молодежи.

2 Супермаркет - розничное торговое предприятие торговой площадью более 250 м2 с универсальным ассортиментом продовольственных товаров и ограниченным ассортиментом промышленных товаров преимущественно повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами должна составлять примерно 30 %. Возможно наличие отдела кулинарии, кафетерия и т. п.

3 Минимаркет - небольшое розничное предприятие торговой площадью 30-150 м2 с ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса. Доля торговой площади под промышленными товарами в зависимости от категории составляет примерно 40-50%.

4 Продтовары - розничное предприятие по реализации продуктов питания торговой площадью 70-200 м2. Возможно наличие «уголка» сопутствующих непродовольственных товаров.

5 Специализированные магазины по продаже отдельных групп продовольственных товаров - небольшие розничные предприятия торговой площадью 30- 100 м2, реализующие отдельные группы продтоваров.

6 Промтовары - розничные предприятия торговой площадью 100-400 м2 по продаже промышленных товаров преимущественно массового спроса.

7 Специализированные магазины по продаже отдельных групп непродовольственных товаров. Данный тип включает предприятия, которые условно можно подразделить на две группы: крупные, торговой площадью 150-400 м2, реализующие хозяйственные товары, мебель, бытовую технику, строительные товары, товары для фермерских и приусадебных хозяйств, товары для дома и т. п.; мелкие, имеющие торговую площадь до 150 м2, реализующие книги, обувь, одежду, головные уборы, галантерею, парфюмерию, подарки, посуду и т. д.

8 Дом торговли - комплексное предприятие торговой площадью более 1000 м2, состоящее, как правило, из нескольких обособленных магазинов, с единой дирекцией, размещенных в одном здании и работающих на полном хозяйственном расчете. В состав Дома торговли могут входить универмаг, супермаркет, специализированные магазины, предприятия питания, а также мелкооптовый магазин-склад типа «Кэш-энд-кэрри». Отличительной особенностью данного типа предприятия является более широкий, чем в обычных магазинах, спектр коммерческих функций. В частности, Дом торговли наряду с продажей товаров населению, обслуживанием через предприятия питания, оказывает разнообразные услуги, включая маркетинговые, реализует через магазины-склады товары оптовым покупателям независимо от их ведомственной принадлежности.

Информация о работе Розничная торговая сеть как состовная часть материально-технической базы розничной торговли