Статистико-экономический анализ себестоимости молока» на примере хозяйств Орловского и Верховского районов Орловской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ себестоимости молока, определение факторов, влияющих на размер себестоимости. При написании работы необходимо решить следующие задачи:
· изучить систему показателей издержек производства и себестоимости молока, методы исчисления себестоимости
· изучить динамику себестоимости молока по группе хозяйств и сделать вывод о тенденции её изменения, составить прогноз на перспективу
· проанализировать состав и структуру затрат, установить степень влияния отдельных статей затрат на общее изменение себестоимости
· определить причины изменения средних затрат на рубль произведенного молока и др.

Содержание

Введение
1. Показатели полных издержек производства и себестоимости сельскохозяйственной продукции
2. Динамика и структура себестоимости молока
3. Индексный анализ себестоимости
4. Построение и анализ вариационного ряда по себестоимости молока
5. Применение статистических методов в анализе факторов, определяющих уровень себестоимости
5.1 Метод статистических группировок
5.2 Дисперсионный анализ
5.3 Корреляционный анализ
6. Источники данных о затратах и себестоимости сельскохозяйственной продукции
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсподоб.docx

— 67.55 Кб (Скачать документ)

                                       (38)

 

Dстр. =                                                (39)

Dстр. = (0,2779 – 0,2779)* 26927 = 0

Изменение структуры затрат никак не повлияло на изменение средней  себестоимости молока.

5.       Общий  индекс средней себестоимости  или себестоимости пересенного состава – характеризует в относительном выражении изменение средней себестоимости в отчетном периоде по сравнению с базисным, а в абсолютном выражении характеризует изменение затрат за счет изменения средней себестоимости.

                                                (40)

 

Dz =                                                (41)

Dz = (0,314 – 0,2779)*26927 = 927,06

Средняя себестоимость в  отчетном году по сравнению с базисным увеличилась на 12,9 %, за счет чего затраты  увеличились на 927,06 тыс.руб.

Проверим взаимосвязь  индексов:

Izq = Iz * Iq                                                           (42)

1,108 = 1,129 * 0,981

1,108 = 1,108  верно 

                                                 (43)

1,129 = 1,129 * 1    верно 

Индексный анализ себестоимости  молока в хозяйствах Орловского района Орловской области показал, что  себестоимость в 2003 году по сравнению  с 2002 годом увеличилась на 10,8%, что  составило 823,9 тыс. руб. На это повлияло увеличение себестоимости продукции  в отдельных предприятиях на 12,9 % или на 967,6 тыс. руб. Изменение объема произведенной продукции снизило  себестоимость молока на 1,9 %, что  составило 143,7 тыс.руб. Если сравнивать изменение средней себестоимости молока в хозяйствах, то можно сделать вывод, что она увеличилась на 12,9% или на 927,06 тыс.руб., причем на это не повлияло изменение структуры затрат.

Рассчитаем индекс средних  затрат на 1 руб. валовой продукции  по формуле:

, где                                         (44)

p0 – цена 1ц молока в  базисном году (сопоставимая цена)

Это индекс переменного состава, и его величина зависит от изменения  себестоимости в хозяйствах, а  также от структуры затрат.

Таблица 9 – Исходные данные для расчета индекса средних  затрат.

Хозяйства

Валовой надой, ц 

Ценацмолока

вгруб

Расчетные величины

2002

q0

2003

q1

q1p0

q0p0

ЗАО «Троицкое»

6410

5381

343,12

1846,33

2199,40

СПК «Птицевод»

5518

4827

287,35

1387,04

1585,60

ФГУП ОПХ «Красная звезда» 

15516

16719

353,97

5918,02

5492,20

Итого

27444

26927

x

9151,39

9277,20

 

Это говорит о том, что  в 2003 году затраты на рубль произведенного молока увеличились по сравнению  с 2002 годом в среднем на 12,3 %.

На показатель изменения  затрат на 1 руб. произведенного молока повлияло изменение общих затрат и объема произведенной продукции. Влияние этих факторов можно определить рассчитав индексы общих затрат и физического объема продукции:

Iобщ.затрат=1,108 , его мы находили ранее,

                                  (45)

Средние затраты на рубль  произведенного молока возросли на 12,3%. Это произошло в результате увеличения общих затрат на 10,8% при снижении объема произведенной продукции  на 0,014%.

 

4.       ПОСТРОЕНИЕ  И АНАЛИЗ ВАРИАЦИОННОГО РЯДА  ПО СЕБЕСТОИМОСТИ МОЛОКА.

Индивидуальные значения осредняемого признака называют вариантами. Упорядоченную статистическую совокупность, где значения вариант расположены в порядке возрастания или убывания и указаны их веса (частоты), называют вариационным рядом распределения.

Таблица 10 – Данные о себестоимости 1ц молока в хозяйствах Орловского и Верховского районов.

Название хозяйства 

Себестоимость 1ц молока, руб.

СПК «Корсунский»

369,4

КСП «Дружба»

649,4

СПК «Родина»

391,3

СПК «Заря»

294,9

СПК «Прусыновский»

290,5

СПК «Шатиловский»

373,1

СПК «Теляженский»

449,6

ТВ «Пятин и К»

499,6

ЗАО «Славянское»

280,1

ОАО «АФ Русский Брод» 

390,5

ОАО АПО «Сабурово»

784,3

СПК «Авангард»

303,4

ОАО «Звягинки»

454,3

СПК «Пробуждение» 

386,1

ЗАО «Троицкое»

332,8

ФГУП ОПХ «Красная звезда» 

310,0

СПК «Березки» 

261,1

СПК «Птицевод»

298,7

ФГУП ОПХ «Лавровский  ОГАУ» 

399,9

ОАО АПК «Орловские истоки» 

340,9

 

Для группы хозяйств построим интервальный вариационный ряд распределения  хозяйств по урожайности зерновых культур, определив сначала  величину интервала  по формуле.

h =   ;                                           (46)

где h - величина интервала;

  - наибольшее значение  признака;

   - наименьшее значение  признака.

Интервал – это значение варьирующего признака, лежащего в  определенных границах.

  =784,3

  =261,1

h= (784,3 – 261,1) / 3 = 174,4 руб. 

Установим интервалы групп  по следующей схеме:

1 группа: от хmin до xmin+h

2 группа: от xmin+h до xmin+2h

3 группа: от xmin+2h до xmax

Получим значения интервалов:

261,1 – 435,5

435,5 – 609,9

609,9 – 784,3

Получили, что в 1 гр. входит 15 предприятий, во вторую 3 предприятия, а в третью 2 рпедприятия. Дальнейшее построение группировки по данным интервалам не имеет смысла, поэтому построим группировку по неравным интервалам, которые определим по графику огивы Гальтона, строящемуся по ранжированному ряду распределения.

Таблица 11 – Ранжированный  ряд распределения предприятий  по себестоимости 1ц молока

Название хозяйства 

Себестоимость 1ц молока, руб.

СПК «Березки» 

261,1

ЗАО «Славянское»

280,1

СПК «Прусыновский»

290,5

СПК «Заря»

294,9

СПК «Птицевод»

298,7

СПК «Авангард»

303,4

ФГУП ОПХ «Красная звезда» 

310,0

ЗАО «Троицкое»

332,8

ОАО АПК «Орловские истоки» 

340,9

СПК «Корсунский»

369,4

СПК «Шатиловский»

373,1

СПК «Пробуждение» 

386,1

ОАО «АФ Русский Брод» 

390,5

СПК «Родина»

391,3

ФГУП ОПХ «Лавровский  ОГАУ» 

399,9

СПК «Теляженский»

449,6

ОАО «Звягинки»

454,3

ТВ «Пятин и К»

499,6

КСП «Дружба»

649,4

ОАО АПО «Сабурово»

784,3

 

Определим интервалы групп  по графику:

261,1 – 303,4 – 6 хозяйств 

303,4 – 391,3 – 8 хозяйств 

391,3 – 784,3 – 6 хозяйств 

Распределим предприятия  по интервалам себестоимости 1ц молока. Результаты расчетов оформим в виде статистической таблицы.

Таблица 12 – Распределение  сельскохозяйственных предприятий  по уровню себестоимости 1ц молока.

Группировка хозяйств по себестоимости 1ц молока, руб.

Числохозяйств

Среднеезначениесебестоимостицруб

Расчетные величины

xi  f

 

 

 

261,1 – 303,4

6

282,25

1693,5

-110,75

664,5

73593,38

303,4 – 391,3

8

347,35

2778,8

-45,65

365,2

16671,38

391,3 – 784,3

6

587,8

3526,8

194,8

1168,8

227682,2

Итого:

20

х

7999,1

38,4

2198,5

317947

Хср.= S xi  f / S f = 7999,1 / 20 = 393,0 руб.                         (46)

Мода – это варианта, имеющая наибольшую частоту и  находящуюся в середине ряда. Она  определяется по формуле:

Mo=   ,                      (47)

где     - нижняя граница  модального интервала;

h – величина модального  интервала; 

   - частота модального  интервала; 

   - частота предшествующего  интервала; 

   - частота интервала  следующего за модальным. 

 

Наиболее часто встречающаяся  себестоимость 1ц молока – 475,2 руб.

Медиана – это варианта, которая делит ряд на две равные части. Она определяется в интервальном ряду по формуле.

Me =   ,                               (48)

где    - нижняя граница  медианного интервала;

h – величина медианного  интервала; 

   - полусумма накопленных частот;

   - накопленная частота  предшествующего интервала; 

   - частота медианного  интервала. 

 

В половине хозяйств себестоимость 1ц молока до 281,43 руб., а в половине – выше 281,43 руб.

Размах вариации определяем по формуле:

  ,                                      (49)

где   - наибольшее значение признака в вариационном ряду;

   - наименьшее значение  признака в вариационном ряду.

R= 784,3 – 261,1 = 532,2 руб. 

Размах вариации характеризует  меру вариации вариант и учитывает  вариацию двух  крайних значений вариации.

Абсолютные показатели вариации измеряют абсолютную меру вариации в  различных единицах совокупности в  сравнении со средней величиной.

Дисперсия – это среднеквадратическое отклонение индивидуальных значений признака от средней величины, она рассчитывается на единицу совокупности по формуле:

                                     (50)

d2 = 317947 / 20 = 15897,35 (руб2)

Среднеквадратическое отклонение используется при изучении социально-экономическое  статистики и находит большое  применение, так как обобщает все  отклонения и не зависит от объема совокупности, выражается в натуральных  единицах измерения. Вычисляется по формуле:

                                     (51)

d = 126,08 руб.

Это говорит о том, что  отклонение средней себестоимости 1ц молока в исследуемых хозяйствах, составляет в среднем 126,08 руб.

Среднелинейное отклонение  - средняя арифметическая из абсолютных значений отклонений вариант от среднего уровня. Взвешенное среднелинейное отклонение находим по формуле:

                          (52)

 руб. 

В исследуемых хозяйствах себестоимость 1ц молока отклоняется  в среднем на 109,93 руб. от ее среднего уровня.

Относительные показатели вариации позволяют определить силу вариации признака и представляют собой соотношение  абсолютных показателей вариации. Наиболее распространенным является  коэффициент  вариации, который находится через  среднеквадратическое отклонение по формуле:

  ,                                               (53)

V = 126,08 / 393,0 х 100 = 32%

 Так как коэффициент  вариации 35% ³ V ³ 25%, то можно сделать вывод, что совокупность однородна и вариация себестоимости 1ц молока сильная.

Относительное линейное отклонение найдем по формуле:

                                                (54)

Kl = 109,93 / 393 *100 = 28 %

Значит, доля усредненного значения абсолютных отклонений от средней себестоимости 1ц молока составила 28%.

 

5.       ПРИМЕНЕНИЕ  СТАТИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ В АНАЛИЗЕ  ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ УРОВЕНЬ  СЕБЕСТОИМОСТИ. 

5.1. Метод статистических  группировок. 

Группировка – это сведение статистических данных в однородные группы по признакам единства или  расчленение изучаемой совокупности по группам по признакам различия. Признаки, по которым производятся группировки, называют группировочными (основанием группировки).

Группировка лежит в основе всей дальнейшей работы с собранной  информацией. На основе группировки  рассчитываются сводные показатели по группам, появляется возможность  их сравнения, анализа причин различий между группами, изучения взаимосвязей между признаками.

К выбору группировочного признака предъявляют следующие требования:

1) Признак должен быть  существенным, то есть отражать  суть изучаемого явления; 

2)Признак выбирают с  учетом исторического развития  явления, конкретного места и  времени; 

3) При изучении сложных  явлений следует использовать  два и более группировочных признака в комбинации, такие группировки называют комбинационными.

В зависимости от решаемых задач выделяют следующие виды группировок:

1.     Типологическая  – позволяет выделить социально-экономические  типы явлений. Этапы ее построения:

·        предварительная  наметка типов 

·        выбор  группировочного признака

·        выделение  групп и подгрупп по группировочным признакам

·        непосредственная группировка материала, расчет групповых  и общих показателей.

2.     Структурная  – применяется для расчленения  единиц совокупности в пределах  одного типа явлений. Она позволяет  дать характеристику строения  совокупности и ее структуры.  Она проводится в 3 этапа: 

·        выбор  группировочного признака

·        выделение  групп и интервалов

·        непосредственная группировка материала 

3.     Аналитическая  - позволяет установить взаимосвязь  между отдельными факторами в  пределах однородной совокупности. При ее проведении устанавливают  факторный и результативный признаки. Этапы проведения:

·        выбор  группировочного признака исходя из целей и задач исследования

·        отбор  показателей для характеристики групп и подгрупп

·        определение  числа групп 

·        определение  величины интервалов и установление границ интервалов

·        построение ранжированного ряда единиц совокупности по группировочному признаку и распределение результативных показателей в соответствии с этим

·        разработка макета статистической таблицы 

·        расчет групповых и общих средних, оформление результатов таблицей, их анализ.

Изучим влияние продуктивности животных на себестоимость молока в  предприятиях Орловского и Верховского районов Орловской области, используя метод простой аналитической группировки с равными интервалами.

 

Таблица 13 – Исходные данные для проведения группировки.

Наименование хозяйства 

Продуктивность коров, ц/гол.

Валовой надой, ц 

Поголовье коров, гол.

Себестоимость молока, всего, тыс.ру.

Затраты труда на пр-во молока, тыс.чел.-час.

СПК «Корсунский»

32,26

3871

120

1430

40

КСП «Дружба»

20,24

1700

84

1104

20

СПК «Родина»

22,39

5172

231

2024

49

СПК «Заря»

30,66

8493

277

2505

42

СПК «Прусыновский»

23,76

2138

90

621

30

СПК «Шатиловский»

Информация о работе Статистико-экономический анализ себестоимости молока» на примере хозяйств Орловского и Верховского районов Орловской области