Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Результаты  сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как  правило, излагаются в виде таблиц.
      Таблица является наиболее рациональной, наглядной  и компактной формой представления  статистического материала.
      Однако  не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования и т.д. могут носить табличную форму, но еще не являются статистическими таблицами.
стр.
 
1. Понятие о статистической таблице.  Элементы статистической таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . .	 
3
 
2. Виды таблиц по характеру подлежащего  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
5
 
3. Виды таблиц по разработке  сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
8
 
4. Основные правила разработки  таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
9
 
5. Чтение и анализ таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
11
 
6. Таблицы и матрицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
12
 
7. Таблицы сопряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
13
 
8. Понятие о статистическом графике  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
14
 
9. Классификация  видов графиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
17
 
10. Диаграммы сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
19
 
11. Структурные диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
25
 
12. Диаграммы динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
28
 	 
 
     Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
36
8. ПОЯНТИЕ О СТАТИСТИЧЕСКОМ ГРАФИКЕ.
ЭЛЕМЕНТЫ 
СТАТИСТИЧЕСКОГО 
ГРАФИКА. 
Современную науку невозможно представить без применения графиков. Они стали средством научного обобщения.
      Выразительность, 
доходчивость лаконичность, универсальность, 
обозримость графических 
      Впервые 
о технике составления 
Трактовка графического метода как особой знаковой системы – искусственного знакового языка – связана с развитием семиотики, науки о знаках и знаковых системах.
Знак в семиотике служит символическим выражением некоторых явлений, свойств или отношений.
Существующие в семиотике знаковые системы принято разделять на неязыковые и языковые.
Неязыковые знаковые системы дают представление о явлениях окружающего нас мира (например, шкала измерительного прибора, высота столбика ртути в термометре и т.д.).
Языковые знаковые системы выполняют сигнальные функции, а также задачи сопоставления совокупностей явлений и их анализа. Характерно, что в этих системах сочетание знаков приобретает смысл только тогда, когда их объединение производится по определенным правилам.
В языковых знаковых системах различают естественные и искусственные системы знаков, или языков.
С точки зрения семиотики человеческая речь, выраженная знаками – буквами, составляет естественный язык.
Искусственные языковые системы используются в различных областях жизни и техники. К ним относятся системы математических, химических знаков, алгоритмические языки, графики и др.
      Не 
исключая естественного языка, искусственные, 
или символические языки 
Таким образом, статистический график – это чертеж, на котором статистические совокупности, характеризуемые определенными показателями, описываются с помощью условных геометрических образов или знаков. Представление данных таблиц в виде графика производит более сильное впечатление, чем цифры, позволяет лучше осмыслить результаты статистического наблюдения, правильно их истолковывать, значительно облегчает понимание статистического материала, делает его наглядным и доступным. Это, однако, вовсе не означает, что графики имеют лишь иллюстративное значение. Они дают новое знание о предмете исследования, являясь методом обобщения исходной информации.
Значение графического метода в анализе и обобщении данных велико. Графическое изображение прежде всего позволяет осуществить контроль достоверности статистических показателей, так как, представленные на графике, они более ярко показывают имеющиеся неточности, связанные либо с наличием ошибок наблюдения, либо с сущностью изучаемого явления. С помощью графического изображения возможны изучение закономерностей развития явления, установление существующих взаимосвязей. Простое сопоставление данных не всегда дает возможность уловить наличие причинных зависимостей, в то же время их графическое изображение способствует выявлению причинных связей, в особенности в случае установления первоначальных гипотез, подлежащих затем дальнейшей разработке. Графики также широко используются для изучения структуры явлений, их изменения во времени и размещения в пространстве. В них более выразительно проявляются сравнительные характеристики и отчетливо виды основные тенденции развития и взаимосвязи, присущие изучаемому явлению или процессу.
      При 
построении графического изображения 
следует соблюдать ряд 
Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов. Графический образ (основа графика) – это геометрические знаки, т.е. совокупность точек, линий, фигур, с помощью которых изображаются статистические показатели. Важно правильно выбрать графический образ, который должен соответствовать цели графика и способствовать наибольшей выразительности изображаемых статистических данных. Графическими являются лишь те образы, в которых свойства геометрических знаков – фигура, размер линий, расположение частей – имеют существенное значение для выражения содержания изображаемых статистических величин, причем каждому изменению выражаемого содержания соответствует изменение графического образа.
Поле графика – это часть плоскости, где расположены графические образы. Поле графика имеет определенные размеры, которые зависят от его назначения.
Пространственные ориентиры графика задаются в виде системы координатных сеток. Система координат необходима для размещения геометрических знаков в поле графика. Наиболее распространенной является система прямоугольных координат (рис. 1).
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
картах 
пространственные ориентиры задаются 
контурной сеткой (контуры рек, береговая 
линия морей и океанов, границы 
государств) и определяют те территории, 
к которым относятся 
Масштабные ориентиры статистического графика определяются масштабом и системой масштабных шкал. Масштаб статистического графика – это мера перевода числовой величины в графическую.
      Масштабной 
шкалой называется 
линия, отдельные точки которой могут 
быть прочитаны как определенные числа. 
Шкала имеет большое значение в графе 
и включает три элемента: линию (или носитель 
шкалы), определенное число помеченных 
черточками точек, которые расположены 
на носителе шкалы в определенном порядке, 
цифровое  обозначение чисел, соответствующих 
отдельным помеченным точкам. Как правило, 
цифровым обозначением снабжаются не 
все помеченные точки, а лишь некоторые 
из них, расположенные в определенным 
порядке. По правилам числовое значение 
необходимо помещать строго против соответствующих 
точек, а не между ними (рис. 2). 
                   
5     10  15  20  25 
 
                        Графич
                              
Рис. 
2. Числовые интервалы 
Носитель шкалы может представлять собой как прямую, так и кривую линии. Поэтому различают шкалы прямолинейные (например, миллиметровая линейка) и криволинейные – дуговые и круговые (циферблат часов).
Графические и числовые интервалы бывают равными и неравными. Если на все протяжении шкалы равным графическим интервалом соответствуют равные числовые, такая шкала называется равномерной. Когда же равным числовым интервалам соответствуют неравные графические интервалы и наоборот, шкала называется неравномерной.
      Масштабом 
равномерной шкалы называется длина 
отрезка (графический 
интервал), принятого за единицу и измеренного 
в каких – либо мерах. Чем меньше масштаб 
(рис. 3), тем гуще  располагаются на шкале 
точки, имеющие одно и то же  значение. 
Построить шкалу – это значит на заданном 
носителе шкалы разместить точки и обозначить 
их соответствующими числами согласно 
условиям задачи. 
            0     1 Масштаб 50 мм 
            0 1 2 3 4 5 
            0 10 20 30 40 50 
            0 100 200 300 400 
 
Рис. 
3. Масштабы     
Как правило, масштаб определяется примерной прикидкой возможной длины шкалы и ее пределов. Например, на поле в 20 клеток надо построить шкалу от 0 до 850. Так как не делится удобно на 20, то округляем число 850 до ближайшего удобного числа, в данном случае 1000 (1000 : 20 = 50), т.е. в оной клетке 50, в других клетках 100; следовательно, масштаб – 100 в двух клетках.
      Из 
неравномерных наибольшее распространение 
имеет логарифмическая шкала. Методика 
ее построения несколько иная, так как 
на этой шкале отрезки пропорциональны 
не изображаемым величинам, а их  логарифмами. 
Так, при основании 10 lg1 = 0; lg = 0 = 1; lg100 = 2 
и т.д. (рис. 4). 
            0   0,5   1,0 
            0  1  2  3 
0 10 100 1000 Числа
            0  1  2  3 
Рис. 
4. 
 
Последний элемент графика – экспликация. Каждый график должен иметь словесное описание его содержания. Оно включает его содержание; подписи вдоль масштабных шкал и пояснения к отдельным частям графика.
Информация о работе Статистические таблицы: построение и содержание