Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 22:47, курсовая работа
Результаты  сводки и группировки материалов статистического наблюдения, как  правило, излагаются в виде таблиц.
      Таблица является наиболее рациональной, наглядной  и компактной формой представления  статистического материала.
      Однако  не всякая таблица является статистической. Таблица умножения, опросный лист социологического обследования и т.д. могут носить табличную форму, но еще не являются статистическими таблицами.
стр.
 
1. Понятие о статистической таблице.  Элементы статистической таблицы. . . . . . . . . . . . . . . . .	 
3
 
2. Виды таблиц по характеру подлежащего  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
5
 
3. Виды таблиц по разработке  сказуемого . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
8
 
4. Основные правила разработки  таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
9
 
5. Чтение и анализ таблиц . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
11
 
6. Таблицы и матрицы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
12
 
7. Таблицы сопряженности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
13
 
8. Понятие о статистическом графике  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
14
 
9. Классификация  видов графиков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
 
17
 
10. Диаграммы сравнения . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
19
 
11. Структурные диаграммы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
25
 
12. Диаграммы динамики . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
28
 	 
 
     Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .	 
36
12. 
ДИАГРАММЫ ДИНАМИКИ 
Для изображения и внесения суждений о развитии явления во времени строятся диаграммы динамики.
Для наглядного изображения явлений в рядах динамики используются диаграммы: столбиковые, ленточные, квадратные, круговые, линейные, радикальные и др. Выбор вида диаграммы зависит в основном от особенностей исходных данных, цели исследования. Например, если имеется ряд динамики с несколькими неравноотносящимися уровнями во времени (1913, 1940, 1950, 1980, 1985, 1997 гг.), то часто для наглядности используют столбиковые, квадратные или круговые диаграммы. Они зрительно впечатляют, хорошо запоминаются, н не годны для изображения большого числа уровней, так как громоздки. Когда число уровней в ряду динамики велико, целесообразно применять линейные диаграммы, которые воспроизводят непрерывность процесса развития в виде непрерывной ломанной линии. Кроме того, линейные диаграммы удобно использовать: если целью исследования является изображение общей тенденции и характера развития явления; когда на одном графике необходимо изобразить несколько динамических рядов с целью их сравнения; если наиболее существенным является сопоставление темпов роста, а не уровней.
      Для 
построения линейных графиков применяют 
систему прямоугольных 
      В 
статистической практике чаще всего 
применяются графические 
      Рассмотрим 
построение линейной диаграммы на основании 
следующих данных  (табл. 11). 
Таблица 11
Динамика валового сбора зерновых культур в регионе
за 1985 – 1994 гг.
| Год | 1985 | 1986 | 1987 | 1988 | 1989 | 1990 | 1991 | 1992 | 1993 | 1994 | 
|   Млн.т.  | 
    237,4  | 
    179,2  | 
    189,1  | 
    158,2  | 
    186,8  | 
    192,2  | 
    172,6  | 
    191,7  | 
    210,1  | 
    211,3  | 
      Изображение 
динамики валового сбора зерновых культур 
на координатной  сетке с неразрывной 
шкалой значений, начинающихся от нуля, 
вряд ли целесообразно, так как 2/3 поля 
диаграммы остаются неиспользованными 
и ничего не дают для выразительности 
изображения. Поэтому в данных условиях 
рекомендуется строить шкалу без вертикального 
нуля, т.е. шкала значений разрывается 
недалеко от нулевой линии и на диаграмму 
попадает лишь часть всего возможного 
поля графика. Это не приводит к искажениям 
в изображении динамики явления, и процесс 
его изменения рисуется диаграммой более 
четко (рис. 18). 
Нередко на одном линейном графике приводится несколько кривых, которые дают сравнительную характеристику динамики различных показателей или одного и того же показателя.
      Примером 
графического изображения сразу 
нескольких показателей является рис. 
19. 
 
 
Рис. 18. Динамика валового сбора зерновых культур в регионе за 1985 – 1994 гг.
Рис. 
19. Динамика производства чугуна и готового 
проката в регионе за 1985 – 1994 гг. 
Однако на одном графике не следует помещать более трех – четырех кривых, так как большое их количество неизбежно осложняет чертеж и линейная диаграмма теряет наглядность.
В некоторых случаях нанесения на один график двух кривых дает возможность одновременно изобразить динамику третьего показателя, если он является разностью первых двух. Например, при изображении динамики рождаемости и смертности площадь между двумя кривыми показывает величину естественного прироста или естественной убыли населения.
Иногда необходимо сравнить на графике динамику двух показателей, имеющих различные единицы измерения. В таких случаях понадобится не одна, а две масштабные шкалы. Одну из них размещают справа, другую – слева.
      Однако 
такое сравнение кривых не дает достаточно 
полной картины динамики этих показателей, 
так как масштабы произвольны. Поэтому 
сравнение динамики уровня двух разнородных 
показателей следует 
      Линейные 
диаграммы с равномерной шкалой 
имеют один недостаток, снижающий 
их познавательную ценность: равномерная 
шкала позволяет измерять и сравнивать 
только отраженные на диаграмме абсолютные 
приросты или уменьшения показателей 
на протяжении исследуемого периода. Однако 
при изучении динамики важно знать относительные 
изменения исследуемых показателей по 
сравнению с доступным уровнем или темпы 
их изменения. Именно относительные изменения 
экономических показателей в динамике 
искажаются при их изображении на координатной 
диаграмме с равномерной вертикальной 
шкалой. Кроме того, в обычных координатах 
теряет всякую наглядность и даже становится 
невозможным изображение для рядов динамики 
с резко изменяющимися уровнями, которые 
обычно имеют место в динамических рядах 
за длительный период времени. 
В этих случаях следует отказаться от равномерной шкалы и положить в основу графика полулогарифмическую систему. Основная идея полулогарифмической системы состоит в том, что в ней равным линейным отрезкам соответствуют равные значения логарифмов чисел. Такой подход имеет преимущество: возможность уменьшения размеров больших чисел через их логарифмические эквиваленты. Однако с масштабной шкалой в виде логарифмов график малодоступен для понимания. Необходимо рядом с логарифмами, обозначенными на масштабной шкале, проставить сами числа, характеризующие уровни изображаемого ряда динамики, которые соответствуют указанным числам логарифмов. Такого рода графики носят название графиков на полулогарифмической сетке.
Полулогарифмическое сеткой называется сетка, в которой на одной оси нанесен линейный масштаб, а на другой – логарифмический. В данном случае логарифмический масштаб наносится на ось ординат, а на оси абсцисс располагают равномерную шкалу для отсчета времени по принятым интервалам (годам, кварталам, месяцам, дням и пр.).
      Техника 
построения логарифмической шкалы 
последующая (рис. 21). 
Логарифмы чисел Числа
  | 
Рис. 21. Схема логарифмического масштаба
Необходимо найти логарифмы исходных чисел, начертить ординату и разделить ее на несколько равных частей. Затем нанести на ординату (или равную ей параллельную линию) отрезки, пропорциональные абсолютным приростам этих логарифмов. Далее записать соответствующие логарифмы чисел и их антилогарифмы, например (0,000; 0,3010; 0,4771; 0,6021; …; 1,000, что дает 1, 2, 3, 4, …, 10). Полученные антилогарифмы окончательно дают вид искомой шкалы на ординате.
Приведем пример логарифмического масштаба.
      Допустим, 
что надо изобразить на графике динамику 
производства электроэнергии в регионе 
за 1965 – 1994 гг., за эти годы оно выросло 
в 9,1 раза. С этой целью находим логарифмы 
для каждого уровня ряда (табл. 12). 
 
 
 
 
 
 
Таблица 12
Динамика производства электроэнергии в регионе
за 1965 – 1994 гг. (млрд. кВт/ч)
| Год | Yi | LgYi | Год | Yi | LgYi | 
|   1965  | 
    170  | 
    2,23  | 
    1985  | 
    1039  | 
    3,02  | 
|   1970  | 
    292  | 
    2,46  | 
    1990  | 
    1294  | 
    3,11  | 
|   1975  | 
    507  | 
    2,70  | 
    1994  | 
    1544  | 
    3,19  | 
|   1980  | 
    741  | 
    2,84  | 
  
Определив минимальное и максимальное значение логарифмов производства электроэнергии, построим масштаб с таким расчетом, чтобы все данные разместились на графике.
Учитывая масштаб, находим соответствующие точки, которые соединим прямыми линиями, в результате получим график (рис. 22) с использованием логарифмического масштаба на оси ординат. Он называется диаграммой на полулогарифмической сетке. Полной логарифмической диаграммой он станет в том случае, если по оси абсцисс будет построен логарифмический масштаб. В рядах динамики это никогда не применяется, так как логарифмирование времени лишено всякого смысла.
Рис. 
22. Динамика производства электроэнергии 
в регионе за 1965 – 1994 гг. 
Применяя логарифмический масштаб, можно без всяких вычислений характеризовать динамику уровня. Если кривая на логарифмическом масштабе несколько отклонена от прямой и становится вогнутой к оси абсцисс, значит, имеет место прямой – стабильность темпов; если она отклоняется от прямой в сторону, выпуклую к оси абсцисс, изучаемое явление имеет тенденцию к росту с увеличивающимися темпами.
Динамику изображают и радиальные диаграммы, строящиеся в полярных координатах. Радиальные диаграммы преследуют цель наглядного изображения определенного ритмического движения во времени. Чаще всего эти диаграммы применяются для иллюстрации сезонных колебаний. Радиальные диаграммы разделяются на замкнутые и спиральные. По технике построения радиальные диаграммы отличаются друг от друга в зависимости от того, что взято в качестве пункта отсчета – центр круга или окружность.
Замкнутые диаграммы отражают внутригодичный цикл динамики какого – либо одного года. Спиральные диаграммы показывают внутригодичный цикл динамики за ряд лет.
Построение замкнутых диаграмм сводится к следующему: вычерчивается круг, среднемесячный показатель приравнивается к радиусу этого круга. Затем весь круг делится на 12 радиусов, которые на графике приводятся в виде тонких линий. Каждый радиус обозначает месяц, причем расположение месяцев аналогично циферблату часов: январь – в том месте, где на часах 1, февраль – 2, и т.д. На каждом радиусе делается отметка в определенном месте согласно масштабу исходя из данных за соответствующий месяц. Если данные превышают среднемесячный уровень, отметка делается за пределами окружности на продолжении радиуса. В приведенном примере (рис. 23) R = 44,8 тыс.т., длина радиуса – 3,0 см. Следовательно, 1 см = 44,8 : 3,0 » 15 тыс.т. Данная замкнутая диаграмма наглядно показывает, что производство мяса подвергнуто сезонным колебаниям. Минимум
Информация о работе Статистические таблицы: построение и содержание