Эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Рынок вино – водочной продукции является одним из самых прибыльных, поэтому в эту сферу деятельности стремятся попасть большое количество предпринимателей, конкуренция достигает колоссальных размеров.
Вино-водочные изделия - неординарный потребительский товар из-за негативных последствий его потребления.

Содержание

I.Теоретическая часть. Эластичность потребительского спроса населения …………………………………………………………………………………….. 4
II. Виды эластичности спроса............................................................................... 5
1. Эластичность спроса по цене ………………………………………………... 5
2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………………. 7
3. Перекрестная эластичность спроса …………………………………….…... 9
III. Практическая часть …………………………………………………………. 11
1. Анализ и статистика предложения и потребительского спроса на вино-водочные изделия………………………..................................................... 12
2. Эластичность потребительского спроса на вино-водочные изделия по доходам 17
Заключение ……………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….……. 27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)

оМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

РОССИЙСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 
(РГТЭУ)

Факультет коммерции и маркетинга 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

ПО СТАТИСТИКЕ 

Тема: ЭЛАСТИЧНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО СПРОСА НАСЕЛЕНИЯ НА ВИНО-ВОДОЧНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ОТ ДОХОДА И ЦЕН 

Выполнила: студентка группы КК-31(д)

Факультета  коммерции и маркетинга

Ивантер Галина Михайловна 

Научный руководитель:

Ярных Эльвира  Аркадьевна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Москва

2010

СОДЕРЖАНИЕ 
 
 

Введение  ……………………………………………………………………........ 3
I.Теоретическая часть. Эластичность потребительского спроса населения …………………………………………………………………………………….. 4
II. Виды эластичности спроса............................................................................... 5
1. Эластичность  спроса по цене ………………………………………………... 5
2. Эластичность  спроса по доходу  ……………………………………………. 7
3. Перекрестная  эластичность спроса  …………………………………….…... 9
III. Практическая часть …………………………………………………………. 11
1. Анализ и статистика предложения и потребительского спроса на вино-водочные изделия………………………..................................................... 12
2. Эластичность потребительского спроса на вино-водочные изделия по доходам 17
Заключение  ……………………………………………………………………... 26
Список  использованной литературы  …………………………………….……. 27
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

Рынок вино –  водочной продукции является одним  из самых прибыльных, поэтому в  эту сферу деятельности стремятся попасть большое количество предпринимателей, конкуренция достигает колоссальных размеров.

Вино-водочные изделия  - неординарный потребительский товар из-за негативных последствий его потребления.

Можно предположить, что с ростом дохода или снижением относительных цен на алкоголь может увеличиться доступность алкоголя и произойти переход от менее к более качественным напиткам. Следовательно, риск быть пьющим, уровень потребления и его структура изменяются с доходом и ценами.

Если эти гипотезы верны, то стабильные или

снижающиеся цены на алкоголь могут не привести к  желаемому результату – сокращению вреда от алкоголя в период экономического роста.

Если алкоголь является предметом роскоши, то богатые  люди тратят большую долю расходов на спиртные напитки. Действительно, из бюджетных данных по домохозяйствам известно, что у богатых выше расходы на алкоголь, также как и доля алкоголя в общих расходах (Госкомстат, 2003). Однако известно, что соотношение между доходом и

потреблением  алкоголя является нелинейным и имеет U- или J-образную форму. Поэтому вполне возможно, с ростом дохода потребление одних категорий населения падает, а других растет.

Одна из отличительных  особенностей алкоголя состоит в  том, что он является продуктом, вызывающим привыкание и зависимость. А это значит, что по-крайней мере для определенной категории потребителей спрос на спиртные напитки может меняться медленнее, чем на обычный потребительский товар, а потребление быть менее чувствительным к изменению цен.

Так от чего же зависит потребительский спрос на вино-водочную продукцию? 

  1. Теоретическая часть
 

Эластичность  спроса 

Рынок товаров  и услуг зависит от множества  социально-экономических, демографических  и естественно - природных факторов и чутко реагирует на любое  изменение одного из них. Особенно ощущается их влияние на спрос и предложение, как основных элементов рыночного механизма. Основными факторами, влияющими на них, являются цены и денежные доходы потребителей.

Спрос – это  элемент рыночного механизма, который  определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей). Спрос изображается в виде графика, показывающего количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене из возможных в течение определенного периода времени цен.

Обратную зависимость между ценой продукта и величиной спроса можно изобразить в виде простого двухмерного графика, показывающего величину спроса на горизонтальной оси, а цену на вертикальной  оси . (рис. 1) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Рис.1 

Практика  показывает, что спрос на разные товары по-разному реагирует на изменение  его факторов. В этой связи говорят  о разной эластичности спроса.

     Мера  реакции одной величины на изменение другой называется эластичностью. Эластичность спроса есть реакция спроса на изменение его факторов. Эластичность показывает, на сколько процентов изменится одна переменная экономическая величина при изменении другой на один процент. Эластичность спроса — изменение спроса на данный товар под влиянием экономических и социальных факторов, связанных с изменением цен; спрос может быть эластичным, если процентное изменение его объема превышает снижение уровня цен, и неэластичным, если степень снижения цен выше прироста спроса. 

     II. Виды эластичности спроса

Деление факторов спроса на ценовые и неценовые  определяет два вида эластичности спроса : ценовую и неценовую эластичность. 

  1. Эластичность  спроса по цене
 

Эластичность спроса по цене, или ценовая эластичность спроса характеризует реакцию спроса на изменение цены товара, показывает, на сколько изменится в процентном отношении величина спроса на товар при изменении его цены на один процент.

Если  обозначить цену  Р,  а величину спроса  Q,  то коэффициент ценовой эластичности спроса  Ер равен:

                                                                 (1)

где  Q — изменение величины спроса, %;  Р — изменение цены, %;

«Р» в индексе означает, что эластичность рассматривается по цене  [4, с. 187]. 

Показатель  ценовой эластичности спроса для  всех товаров является отрицательной величиной. Действительно, если цена товара снижается — величина спроса растет, и наоборот. Однако для оценки эластичности часто используется абсолютная величина показателя (знак «минус» опускается).

Ценовая эластичность спроса на различные товары варьируется  между двумя крайними вариантами : бесконечной и нулевой эластичностью.

Первый вариант  характеризуется коэффициентом  эластичности, равным бесконечности. Он представляет ситуацию, при которой чрезмерное понижение цены на товар ведет к бесконечному росту спроса на него, либо повышение цены ведет к полному отказу от приобретения данного товара.

При этом спрос  является абсолютно эластичным, показатель эластичности бесконечен. Графически этот случай можно изобразить в виде прямой, параллельной горизонтальной оси (рис. 2, а). Например, спрос на помидоры, продаваемые отдельным торговцем на городском рынке, абсолютно эластичен. Однако рыночный спрос на помидоры не является эластичным.

     Рис. 2. Крайние случаи эластичности: а — спрос абсолютно эластичен, б — спрос абсолютно неэластичен 

Другой крайний  случай — изменение цены не отражается на величине спроса. График абсолютно неэластичного спроса (рис. 2,б) выглядит как прямая, перпендикулярная горизонтальной оси. Примером может служить спрос на отдельные виды лекарств, без которых больной не может обойтись,  и  т. п. [4, с. 101].

Таким образом, абсолютная величина показателя ценовой  эластичности спроса может изменяться от нуля до бесконечности:

  — спрос эластичен;

  — спрос неэластичен;

       — спрос с единичной эластичностью.

  1. Эластичность спроса по доходу

    Эластичность  спроса по доходу связана с изменением потребностей в товарах и услугах при росте или снижении доходов. В развитых странах рост доходов приводит к возрастанию потребностей в услугах, предметах роскоши, а в развивающихся — в товарах длительного пользования.

    Эластичность  спроса по доходу (Еd)  определяется как процентное изменение количества продукции, на которую предъявляется спрос, к процентному изменению дохода:

                                                                                          (3) 

    где ∆Q и QСР — приращение и средняя величина спроса,

           ∆I и IСР — приращение и средняя величина дохода. 

Показателем оценки уровня эластичности служит коэффициент  эластичности. В данном случае коэффициент эластичности показывает относительное изменение спроса при изменении на 1% дохода. Эластичность можно рассматривать в статике и динамике. В статике эластичность спроса оценивается за один период в связи с разными уровнями доходов или территориальными различиями в доходах совокупности различных потребителей. В динамике эластичность спроса оценивается в разные периоды времени у одних и тех же потребителей.

Общая формула  коэффициента эластичности выглядит следующим  образом:

  

   ; 

Где P1 – домашние хозяйства с минимальными доходами или ресурсами (статическая эластичность) или в базисный период времени (динамическая эластичность), (факторный признак);

- разница в доходах домашних  хозяйств с минимальными и  максимальными доходами или между  доходами в текущем и базисном  периодах времени;

Q – употребление определенного товара в домашнем хозяйстве с минимальными доходами или в базисном периоде времени (результативный признак);

  - разница в уровнях потребления  определенного товара в домашних  хозяйствах с минимальными и  максимальными доходами или в  текущем и базисном периодах времени. 

Коэффициент эластичности спроса товаров довольно консервативный показатель, поскольку он изменяется постепенно по мере повышения уровня жизни населения. В связи с  этим показателем эластичности спроса для одной страны не соответствуют  этим же показателям для другой. Это относится и к различным регионам одной страны, что связано с неравномерностью развития регионов.

Изменение покупательского  спроса в зависимости от доходов  населения можно представить  графическим методом с помощью  кривых потребления и кривых эластичности потребления от дохода. Причем кривые потребления показывают зависимость потребления от дохода, кривые эластичности – зависимость прироста потребления от прироста дохода. Последнее также вытекает из преобразования формулы коэффициента эластичности: 
 

Информация о работе Эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен