Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие эластичности и ее разновидности
1.1. Сущность эластичности спроса
1.2. Эластичность спроса по цене
1.3. Эластичность спроса по доходу
Глава 2: Расчет эластичности спроса и ее применение
2.1. Способы вычисления эластичности спроса
2.2. Практическое применение эластичности спроса
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

Содержание:

Введение 

Глава 1: Понятие эластичности и ее разновидности

1.1. Сущность эластичности спроса                                                                                                                       

1.2. Эластичность спроса по цене

1.3. Эластичность спроса по доходу

Глава 2: Расчет эластичности спроса и ее применение

2.1. Способы вычисления эластичности спроса

2.2. Практическое применение эластичности спроса

Заключение 

Список  использованной литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Для успешного и эффективного ведения  хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно  иметь четкое и верное представление  о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

     Изучение  спроса потребителей, а также мотивов, которыми они руководствуются, совершая покупки, — важнейшая задача фирмы  в условиях конкуренции. Обладание  как можно более полной информацией  о спросе и его эластичности позволяет  фирме обеспечивать сбыт своей продукции, расширять производство и успешно конкурировать на рынке. Именно поэтому тема данной курсовой работы является актуальной.

     Цель  работы – изучение такой категории  спроса как эластичность, рассмотрение ее сущности, а также необходимости, важности и полезности применения для  предприятий и фирм.

     Задачами  данной курсовой работы являются:

  • изучение и анализ изменения величины спроса, направлений данных изменений, выявление причин и последствий этих изменений;
  • классификация видов спроса в зависимости от эластичности и их характеристика;
  • изучение способов расчета эластичности спроса;
  • обоснование практического применения эластичности спроса, полезности использования данной категории.

     Эластичность - одна из самых важных категорий  экономической науки. Впервые она  была введена в экономическую  теорию А. Маршаллом и представляет собой выраженное в процентах изменение одной переменной в ответ на выраженное в процентах изменение другой переменной. Понятие эластичности позволяет выяснить, как происходит адаптация рынка к изменениям его факторов.

     Однако  нас интересует не только направление, но и величина изменения спроса. Обычно предприятие, повышая цену, рассчитывает на рост выручки от продаж. Однако возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту выручки, а, наоборот, к  ее снижению за счет сокращения величины спроса и соответственно уменьшения сбыта. Поэтому для фирмы важно определить, какое в количественном отношении воздействие на величину спроса может оказать изменение цены продукции, доходов потребителей или цен на товары-заменители, производимые конкурентами.

     При написании курсовой работы использовались различные источники информации. Теоретической основой написания курсовой работы в основном явились: Лемешевский И.М. «Микроэкономика» и «Экономическая теория» под редакцией Н.И. Базылева. Более полная информация по расчету эластичности была взята из книги Хаймана Д.Н. «Современная микроэкономика: анализ и применение», а также Макконнелл К.Р., Брю С.Л. «Экономикс». Источником информации по практическому применению и значению концепции эластичности послужила книга «Микроэкономика и макроэкономика: пособие для подготовки к экзаменам» под общей редакцией М.И. Плотницкого. 

 

Глава 1: Понятие эластичности и ее разновидности

      1.1. Сущность эластичности спроса                  

     Опыт  функционирования рыночной экономики  показывает, что степень зависимости объема спроса от конкретного фактора может быть разной. К тому же такая степень чувствительности редко бывает постоянной.

     При определении степени зависимости  объема спроса от состояния конкретного  фактора в экономической теории используется понятие «эластичность». Данный термин позаимствован из физики, а в экономической теории отражает степень реагирования одной переменной величины на изменение другой.

     Таким образом, эластичность измеряет силу влияния  причины на результат (экономическое явление): 

                    Относительное изменение  результата (%)

    Эластичность = ——————————————————.

                    Относительное изменение  причины (%)

    (1.1)
 

     Универсальным измерителем эластичности выступают  процент или коэффициент. Показатель эластичности обычно показывает процентное изменение одной переменной величины (результата) при однопроцентном изменении  значения причины.

     Понятие эластичности позволяет выяснить, как  происходит адаптация рынка к  изменениям его факторов. Обычно предполагается, что фирма, повышая цену на свою продукцию, имеет возможность увеличить выручку от ее продажи. Однако в действительности так бывает не всегда: возможна ситуация, когда повышение цены приведет не к росту, а, наоборот, к снижению выручки в силу уменьшения спроса и соответствующего сокращения сбыта.

     Поэтому понятие эластичности имеет огромное значение для производителей товаров, так как дает ответ на вопрос о том, на какую величину изменится объем спроса или предложения при изменении цены.

     Основными факторами эластичности спроса по цене являются:

     1. Наличие товаров-заменителей или товаров-субститутов.

     При этом действует общее правило: чем  больше у того или иного экономического блага полноценных заменителей, чем ближе они к нему по основным потребительским свойствам, тем  эластичнее будет спрос по цене.

     Дело  в том, что при повышении цены спрос домашних хозяйств без особых затруднений может быть переключен на товары-заменители, которые сохранили прежние цены и оказались более дешевыми относительно исследуемого товара.

     Следует также обратить внимание на то, что  чем уже и точнее по потребительским  свойствам определен товар, тем  больше у него субститутов, тем выше эластичность спроса.

     Обратим внимание и на то, что признавать или не признавать товар А и товар В товарами-субститутами – это определяют сами потребители.

     Например, сыр за завтраком вполне может  рассматриваться как субститут  для ветчины, масла животного и т.д. Но если тот или иной покупатель предпочитает за завтраком все же иметь именной «трехслойный» бутерброд, включая сыр, ветчину и масло сливочное, то эти продукты уже выступают как товары сопутствующие или товары-комплементы. Тогда можно ожидать, что спрос на один товар (например, сыр) будет увеличивать спрос на другой товар.

     2. Уровень доходов потребителей. Эластичность спроса на один и тот же товар у покупателей с разными уровнями доходов различна.

     3. Удельный вес в доходе потребителя. Чем выше удельный вес данного товара в бюджете потребителя, тем эластичнее будет спрос на него.

     4. Временной фактор. Спрос становится более эластичным с течением времени. Это объясняется, во-первых, тем, что повышение цены на товар (и соответствующее понижение величины спроса на него) побуждает производителей развивать производство товаров-субститутов, что требует определенного времени; а во-вторых, тем, что вкусы и предпочтения потребителей в целом довольно консервативны. Требуется значительный промежуток времени, чтобы они адаптировались к изменившимся условиям.

     Сказанное, однако, не относится к товарам  длительного пользования. Увеличение цен на автомобили приведет к тому, что многие отложат их покупку, и  спрос значительно снизится. Однако по истечении определенного времени, когда приобретенные ранее машины станут изнашиваться и нуждаться в замене, спрос возрастет опять. В результате долгосрочное изменение спроса значительно ниже, чем краткосрочное.

     5. Значимость продукции для потребителя. При прочих равных условиях, чем менее значим товар или услуга для потребителя, тем выше их эластичность. Следует, однако, учитывать, что значимость одного и того же блага для различных групп (социальных, возрастных, территориальных и т.д.) потребителей различна.

     6. Степень насыщения потребностей. Чем она выше, тем менее эластичен спрос. Здесь действует закон убывавшей предельной полезности, связанный с понижением эластичности спроса. В жизненном цикле товара эластичность спроса гораздо выше на этапе выведения товара на рынок, поэтому даже небольшое снижение цены может вызвать здесь значительный рост объема продаж.

     7. Доступность товара или услуги. Чем выше степень товарного дефицита, тем ниже эластичность спроса на товар. В условиях дефицита потребитель лишен возможности выбора и вынужден приобретать товар по сложившейся на данный момент цене.

     Существуют  также неценовые факторы, влияющие на спрос. К таким можно отнести: изменение денежных доходов покупателя, покупательские ожидания, включая и инфляционные ожидания, а также временные или постоянные субъективно-личностные предпочтения (вкусы потребителей, отношение к моде, дизайну и т.д.).

     Различают эластичность спроса по цене и эластичность спроса по доходу. В свою очередь, эластичность спроса по цене бывает прямой и перекрестной. 

      1.2. Эластичность спроса по цене

     Согласно  закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее количество продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.     Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным. 

       
 
 
 

     Если  существенное изменение в цене ведет  к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный.

       
 
 
 

     Когда процентное изменение цены и последующее  изменение количества спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. 

       
 
 
 
 

     Если  изменение цены не приводит ни к какому изменению количества спрашиваемой продукции, то такой спрос является совершенно неэластичным.

       
 
 
 

     Если  самое малое снижение цены побуждает  покупателей увеличивать покупки  от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос является совершенно эластичным.  
 

       
 

     Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed).

     

     Ed= 

     Процентные  изменения вычисляются  путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то количество продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

     

      Ed= 

     Использование процентных изменений позволяет  избежать ошибок в расчетах при использовании  произвольных единиц измерения.

     Ценовой коэффициент эластичности всегда будет  иметь отрицательный знак (т.к. закон  спроса представляет собой обратную зависимость количества продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

Информация о работе Эластичность спроса