Эластичность спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 17:01, курсовая работа

Описание

Для успешного и эффективного ведения хозяйственной деятельности необходимо уметь своевременно принимать правильные решения. А для этого нужно иметь четкое и верное представление о ситуации, сложившейся на рынке. Одной из самых важных категорий для исследования становится спрос и его эластичность. Их изучение, анализ и выяснение причин, влияющих на степень изменения, позволяет принимать наиболее оптимальные решения по поводу установления количества выпускаемой продукции, уровня цен на нее, что в дальнейшем позволит производителю избежать убытков и банкротства.

Содержание

Введение
Глава 1: Понятие эластичности и ее разновидности
1.1. Сущность эластичности спроса
1.2. Эластичность спроса по цене
1.3. Эластичность спроса по доходу
Глава 2: Расчет эластичности спроса и ее применение
2.1. Способы вычисления эластичности спроса
2.2. Практическое применение эластичности спроса
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая микроэкономика.docx

— 60.06 Кб (Скачать документ)

     Если  спрос эластичен, уменьшение цены приведет к увеличению общей выручки. Потому что даже при меньшей цене, уплачиваемой за единицу продукции, прирост продаж оказывается более чем достаточным для компенсации потерь от снижения цены. Верно и обратное: при эластичном спросе увеличение цены приведет к уменьшению общей выручки.

     Если  спрос эластичен, изменение цены вызывает изменение общей выручки  в противоположном направлении.

     Если  спрос неэластичен, уменьшение цены приведет к уменьшению общей выручки. Расширение продаж оказывается недостаточным для  компенсации снижения выручки, получаемой с единицы продукции, и в результате общая выручка уменьшается. Обратное утверждение тоже верно,

     Если  спрос неэластичен, уменьшение цены вызывает изменение общей выручки  в том же направлении.

     Увеличение  или уменьшение цены в единичной  эластичности оставит общую выручку неизменной.

  Эластичность  спроса на конкретный товар не является чем-то раз и навсегда заданным и может изменяться под воздействием целого ряда факторов (разумеется, вместе с самой функцией спроса). Чаще остальных обсуждается влияние следующих факторов:

1. Количество товаров  заменителей. Чем больше заменителей у данного товара и чем лучше они его замещают, тем выше прямая эластичность спроса для рассматриваемого товара. Это объясняется тем, что если наш товар подорожал, а товар-заменитель не изменился в цене, рациональный потребитель перейдет хотя бы частично на потребление товара-заменителя, следовательно, объем покупки нашего товара сильно изменится.

2. Узость определения  товара. Чем конкретнее мы опишем товар, тем эластичнее спрос на него. Например, на что спрос эластичнее, на газированные напитки или на бутылку кока-колы объемом 0,5 литра? Конечно, эластичнее спрос на кока-колу, поскольку у нее гораздо большее количество близких товаров-заменителей.

3. Удельный вес расходов на товар в бюджете потребителя. Чем выше удельный вес расходов на товар, тем выше эластичность спроса по цене. Представим, что весь свой доход школьник тратит на покупку двух товаров - например, мороженого и авторучек. Удельный вес расходов на мороженое в его бюджете составляет 95%, а расходов на авторучки - 5%. Пусть цены обоих благ несколько увеличились, а доход не изменился. В этом случае потребитель может даже не обратить внимания на увеличение стоимости авторучек и не изменить объем их потребления, поскольку доля расходов на данный товар незначительна. А вот «не заметить подорожания мороженого школьнику не удастся и явно придется сократить приобретаемое количество.

4. Размер дохода  потребителя. Чем выше доход потребителя, тем ниже эластичность спроса по цене. Чем богаче человек, тем менее он чувствителен к изменению цен на большинство товаров. Миллиардера, конечно, может волновать подорожание океанических яхт или картин на международных аукционах, но вряд ли он заметит подорожание хлеба или яблок.

5. Степень необходимости  товара для потребителя. Чем выше степень необходимости, тем ниже эластичность спроса по цене. Например, если вы - фанат футбола, то будете экономить на всем, но продолжать ходить на интересующие матчи, несмотря на рост стоимости билетов.

6. Длительность рассматриваемого  интервала времени. Чем длительнее рассматриваемый интервал времени, тем выше эластичность спроса по цене. Сразу после подорожания необходимого товара вы можете не найти ему замены и продолжите покупать почти в прежнем объеме, но с течением времени ситуация может измениться. Например, рост стоимости сигарет может привести к постепенному отказу от курения, а рост цены нефти - к переключению на альтернативные источники энергии. 

      1.3. Эластичность спроса по доходу

      Известно, что в развитых странах каждые 20 – 30 лет доход населения увеличивается примерно в 2 раза. Соответственно изменяется и потребление, а значит, и производство.

      Поскольку доход воздействует на спрос, постольку  возникает необходимость определения эластичности спроса по доходу. Она характеризует чувствительность спроса потребителей к изменению их дохода. Коэффициент эластичности спроса по доходу (EI) показывает, на сколько процентов изменится спрос на продукцию при изменении дохода покупателя на 1%, и вычисляется по формуле : 

          ∆Q / Q × 100% ∆Q    I

      EI = —————— = —— × ——,

          ∆I / I × 100% ∆I   Q

 
 

      где I – доход (income) потребителя. 

     Особенность коэффициента эластичности спроса по доходу состоит в том, что для  некоторых товаров он меняет свой знак.

     Товары, спрос на который с ростом дохода падает, имеют отрицательную эластичность спроса по доходу (EI < 0). Такие товары называются некачественными (3 на рис. 1.3) (например, масло, сметана, цельное молоко).

     Товары, спрос на которые с ростом дохода увеличивается, имеют положительную  эластичность (EI > 0). Такие товары называются нормальными или стандартными. При этом экономисты различают три группы стандартных товаров:

     1) товары первой необходимости.  Спрос на эти товары растет  медленнее роста доходов. Коэффициент эластичности 0< EI < 1 (1 на рис. 1.3). 

       
 
 
 
 

     Рис. 1.3. Зависимости спроса (Q) от доходов (I) [1, с. 166] 

     2) предметы роскоши. Спрос на  них опережает рост доходов.  Для этих товаров не существует  предела насыщения. Коэффициент  эластичности EI > 1 (2 на рис. 1.3).

     3) товары второй необходимости.  Спрос на них растет в меру  повышения доходов. Коэффициент эластичности EI = 1.

     Рост  дохода увеличивает возможность  совершения покупок, так что спрос  на большинство товаров с увеличением  дохода возрастает, и эластичность спроса по доходам оказывается положительной. Но по абсолютной величине эти эластичности могут резко различаться.

     Итак, мы видим, что такой показатель, как  эластичность спроса, служит весьма полезным инструментом выявления отношения потребителей к различным товарам.

     Практическое  значение коэффициента эластичности спроса по доходу заключается в следующем. С его помощью прогнозируются перспективы  развития отраслей: развивающиеся, стабильные, или находящиеся в состоянии застоя, и умирающие. Чем выше в отрасли относительная эластичность спроса по доходу, тем активнее эта отрасль развивается. Рост положительного значения коэффициента EI темпами, примерно одинаковыми с темпами роста производства, свидетельствует о стабильности в отрасли, а отсутствие роста – о застое. И, наконец, отрицательный коэффициент является признаком сокращения производства. Использование коэффициента эластичности спроса по доходу для классификации предприятий, их групп или отраслей в зависимости от тенденций развития позволяет своевременно определять критические области, проводить их реорганизацию. Именно в этом проявляется универсальность анализа спроса: диагностика развития предприятий и отраслей позволяет предвидеть изменения в экономике страны в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2: Расчет эластичности спроса и ее применение

      2.1. Способы вычисления эластичности спроса

     Рассчитывая коэффициент эластичности, следует  решить одну проблему: какие показатели цены и количества продукции использовать в вычислениях?

     Существуют 2 способа вычисления коэффициента эластичности. Первый позволяет определить точечную эластичность (эластичность в точке). Она характеризует относительное изменение спроса при бесконечно малом изменении цены. Это в реальности встречается либо на монополизированном рынке, либо в определенной точке сбыта товара в краткосрочном периоде.

     Точечная  эластичность - это предельная концепция  в том смысле, что она определяет эластичность в специфической точке на кривой спроса. Мы можем определить точечную эластичность по формуле [3, с. 114]: 

           ∆Q  P

     Ed = —— × ——,

           ∆ P  Q

(2.1)
 

      где Рx, – цена продукции;

      Qx - количество продукции.

      Если  кривая спроса задается линейной функцией Q = a – bP, то ее наклон совпадает с наклоном касательной во всех точках на кривой спроса и равен ∆Q / ∆P = - b. Точечная эластичность линейной функции может выражаться тогда так [8, с. 254]: 

               P

      Ed = - b ——,

               Q

(2.2)
 

      где b – наклон кривой спроса.

      Точечная  эластичность может быть определена, если провести касательную к кривой спроса. Наклон кривой спроса в любой своей точке, как известно, определяется значением тангенса угла касательной с осью Х (рис. 2.1).

        
 
 
 
 

      Рис. 2.1. Точечная эластичность [8, с. 253] 

      Значение  точечной эластичности обратно пропорционально  тангенсу угла наклона.

     Рассмотрим  функцию спроса Qx= 30 - 2Рx, где Qx представляет требуемое количество, а Рx— цену продукта X. Какова ценовая эластичность в точке на кривой спроса, где Рx= 6?

     По  формуле (2.2) мы получаем: 

                      6  6

     Ed = (- 2) × ————— = (- 2) × —— = - 0,67.

                  30 – (2 × 6)      18

 
 

     Это может означать, что если цена составляет 6 долл., то изменение на 1% в цене может  вызвать изменение на 0,67% в требуемом  количестве. Знак «минус» означает, что переменные движутся в противоположном  направлении.

     Если  кривая спроса линейная, то ее наклон постоянен. Отношение P/Q, однако, разное в каждой точке вдоль линии. Следовательно, эластичность различна в каждой точке на линии, независимо от того, является ли кривая линейной или не является.

      Если  имеется множество независимых  переменных в функции спроса, то точка эластичности каждой переменной X, может быть найдена с помощью частных производных. Если функция спроса линейная, то частные производные оказываются коэффициентами соответствующих переменных.

      Во  избежание неопределенности в расчетах обычно используют средние для анализируемого периода значения цены и количества продукции. Такой способ расчета позволяет вычислить коэффициент дуговой эластичности.

     Как уже говорилось ранее, формула точечной эластичности (2.1) отражает предельную концепцию и она действительна лишь для небольших передвижений от точки к точке вдоль кривой спроса. Более того, из формулы (2.1) следует, что необходимо знать точное изменение в Qx, вызванное очень малым изменением в Px, т.е. требуется, чтобы функция спроса была известна. Однако имеется много случаев, когда нам нужно измерить эластичность, а функция спроса неизвестна. Бывает, что нас интересует более крупный сегмент кривой спроса. Для этого нам необходима формула дуговой эластичности, которая вычисляла бы среднюю эластичность между двумя точками на кривой спроса.

     Чтобы объяснить сущность формулы дуговой  эластичности, предположим, что цена папуа (тропического фрукта) в супермаркете «Safeway» в Гонолулу снизилась с 0,50 долл. за фунт до 0,38 долл. за фунт, вследствие чего средние продажи папуа увеличились с 300 до 450 фунтов в день [6, с. 372].

     Эти данные определяют две точки вдоль  кривой спроса. Какова средняя эластичность между этими двумя точками? Если мы возьмем верхнюю точку (50; 300) за нашу базовую точку, то получим: 

Информация о работе Эластичность спроса