Эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 16:19, курсовая работа

Описание

Рынок вино – водочной продукции является одним из самых прибыльных, поэтому в эту сферу деятельности стремятся попасть большое количество предпринимателей, конкуренция достигает колоссальных размеров.
Вино-водочные изделия - неординарный потребительский товар из-за негативных последствий его потребления.

Содержание

I.Теоретическая часть. Эластичность потребительского спроса населения …………………………………………………………………………………….. 4
II. Виды эластичности спроса............................................................................... 5
1. Эластичность спроса по цене ………………………………………………... 5
2. Эластичность спроса по доходу ……………………………………………. 7
3. Перекрестная эластичность спроса …………………………………….…... 9
III. Практическая часть …………………………………………………………. 11
1. Анализ и статистика предложения и потребительского спроса на вино-водочные изделия………………………..................................................... 12
2. Эластичность потребительского спроса на вино-водочные изделия по доходам 17
Заключение ……………………………………………………………………... 26
Список использованной литературы …………………………………….……. 27

Работа состоит из  1 файл

Kursovaya.doc

— 424.00 Кб (Скачать документ)
 

     Одним из недостатков точечной эластичности является субъективное отношение при  выборе крайних значений цены и количества спроса. Кроме того, правый сомножитель представлен как моментный показатель, хотя левый – интервальный показатель, так как отражает изменения, произошедшие за определенный период времени. В связи с этим полностью можно согласиться с Н.Д. Ильенковой, которая утверждает, что наиболее точным является коэффициент дуговой эластичности спроса.

     Разница в структуре спроса у домохозяйств с разным уровнем душевого дохода, которые имеют разные типы потребительского поведения, видна из различий в формах зависимости динамики доходов и расходов. Это представлено в таблицах коэффициентов эластичности расходов по укрупненным товарным группам и услугам от доходов.

     На  основе данных, представленных в табл. 6, определяем коэффициенты эластичности потребительских расходов по доходам в каждой категории домашних хозяйств.  

На основе общей  формулы коэффициента эластичности по каждой i-й группе формулу можно записать следующим образом:

     

где – расходы в i-й группе;

       – располагаемый ресурс в i-й группе;

       – расходы десятой группы (с наибольшими располагаемыми ресурсами);

       – располагаемый ресурс десятой группы.

        – средние по всем группам показатели. 

     Расчеты коэффициентов эластичности потребительских  расходов по укрупненным товарным группам  и услугам от доходов в каждой категории домашних хозяйств представлены в табл. 7.

     Эластичность  спроса по доходу обладает таким свойством: взвешенная сумма коэффициента эластичности для всех покупаемых товаров равна единице. Такое свойство относится к любому числу товаров и говорит о том, что для каждого товара (товарной группы) с эластичностью спроса по доходу меньше единицы имеется другой товар (товарная группа) с эластичностью спроса больше единицы, что обусловлено относительным постоянством дохода покупателя на некотором временном интервале. Такое свойство называется законом Энгеля.

     Коэффициенты  эластичности характеризует степень удовлетворения потребностей населения, поскольку фиксируют точки относительного насыщения в потреблении конкретного товара, т.е. моменты переключения расходов домашних хозяйств с одних товаров на другие или перехода от стадии удовлетворения этих потребностей к стадии насыщения.

     С практической точки зрения коэффициент  эластичности спроса по доходу позволяет  прогнозировать, какие отрасли экономики  имеют шанс на расширение, а какие  ожидает сокращение производства. Высокая  положительная эластичность по доходу говорит о том, что вклад данной отрасли в экономический рост будет больше, чем больше ее доля в структуре экономики. Небольшой положительный или отрицательный коэффициент эластичности указывает на дальнейшее сокращение производства в данной отрасли.

     Рассмотрим  эластичность цен на вино-водочные изделия в зависимости от среднедушевых доходов. Изменения средних цен на вино-водочные изделия и среднедушевых денежных доходов за период 2004-2009 гг. представлены в табл. 9.

     Таблица 9

     Коэффициент эластичности цены на вино-водочные изделия по доходу

  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Средняя цена, руб. 134,94 148,89 116,04 181,16 203,02 205,2
Среднедушевые денежные доходы, руб. в месяц 6410,3 8111,9 10196 12602,7 14942,8 16886,5
Коэффициент эластичности - 0,326 0,754 0,454 1,652 1,485
 

     Коэффициент эластичности цены на вино-водочные изделия по доходу представляет собой процентное изменение цены товара, вызванное изменением дохода на 1%.

     В нашем случае формула имеет вид: 

     

,        (12) 

где – цены соответственно текущего и предшествующего периодов;

      - доходы текущего и предшествующего периодов;

      – средние по всем группам показатели. 
 

     Рассчитаем  перекрестную эластичность спроса на вино-водочные изделия по формуле (4):

     Таблица 10 

  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Средняя цена за ликероводочные изделия , руб. 134,94 148,89 166,04 181,16 203,02 205,2
Средняя цена за пиво, руб. 28,79 31,01 33,12 36,26 42,23 43,65
Перекрестная эластичность - 1,315 1,544 0,295 1,874 1,758
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

В данном проекте  был изучен спрос на алкоголь с  помощью эконометрического

анализа индивидуальных данных РМЭЗ - многолетнего наблюдения репрезентативной

выборки населения  России.

Можно сделать выводы: 

- спрос населения на алкоголь описывается известными для других

потребительских товаров экономическими законами. Различие лишь в том, что

алкоголь –  продукт, подчиняющийся рациональной модели привыкания.

- рост цен на любой из спиртных напитков, доминирующих в легальном российском

производстве (в  убывающем порядке: водка, пиво и  вино) приводит к сокращению его

потребления. Этот вывод имеет большое значение для государственной политики.

Найденные эластичности по цене превышают значения, полученные при анализе

временных рядов  для стран с высоким доходом.

- до 2008 г наблюдался спад продаж вино-водочной продукции из-за перехода части потребителей на покупку других видов спиртных напитков – коньяков, пива, спиртных коктейлей. Однако с наступлением кризиса отток потребителей с рынка водки и вино-водочных изделий прекратится.  
 
 
 

Список  использованной литературы 

1. Факторы и закономерности спроса

http://market-pages.ru/osnmark/15.html

2.. Ярных Э.А. Информационная инфраструктура и статистический анализ рынка товаров и услуг − М.: Финансы и статистика. 2006

3. РБК Исследование рынков: «Анализ рынка водки и ликероводочных изделий в России в 2005-2010 гг, прогноз на 2011-2014 гг» // http://www.businesstat.ru/markets/showfull/344.html;

4. Булатов А. С. Экономика/Учебник. – М.: Юристъ, 2001. – 896 с.

5. Немцов А.В. (2003a) Алкогольный урон России. М., NALEX.

6. Федеральная  служба государственной статистики

http://www.gks.ru/

Информация о работе Эластичность потребительского спроса населения от дохода и цен