ЦФО Стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.[1].
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

Содержание

Введение
Глава 1. Центральный Федеральный Округ
1.1 Общая характеристика ЦФО
1.2 Общая характеристика климата
1.3 Экономика ЦФО
1.4 Экологические проблемы ЦФО
1.5 Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа
1.6 Вызовы и угрозы
Глава 2. Стратегия развития ЦФО
2.1. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития
2.2 Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа
2.3 Социальная политика.
2.4 Инвестиции и инвестиционный фонд.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 324.62 Кб (Скачать документ)
  • Принцип инновационности – возможность реализовывать масштабные инновационные проекты в интересах всей страны, в том числе на основе международного сотрудничества.
  • Принцип ресурсоэффективности развития регионов Центрального федерального округа, где ресурсы понимаются в широком смысле: первичные ресурсы, полезные ископаемые, трудовые ресурсы, интеллектуальные ресурсы. Максимальное использование естественного и эволюционного потенциала территории.
  • Кластерный подход в территориальном развитии, усиление специализации регионов Центрального федерального округа.
  • Рационализация транспортной сети, максимальное использование транзитных возможностей территории.

     Критическим для Центрального федерального округа здесь является обеспечение качественного  скачка в развитии инфраструктуры –  транспортного и энергетического  каркаса территории, социальной сферы.

     Но  кроме глобальных проектов и создания крупных предприятий нельзя упускать из виду развитие малых и средних  предприятий, как более мобильных  и восприимчивых к производству инновационной продукции, и как  ключевой фактор снижения рисков монопрофильного развития населенных пунктов и всех сопутствующих этому негативных явлений.

     В построении инновационной экономики  макрорегиона особая роль отводится  таким тенденциям мирового и российского  технологического развития как разработка и внедрение нано- и биотехнологий, которые существенно изменят принципы создания высокотехнологичных продуктов как в промышленности, так и в агропромышленном комплексе и здравоохранении.

     Происходящие  процессы интеграции России в мировые  экономические структуры, в том  числе возможное вступление во всемирную  торговую организацию, предполагают изменение  потоков движения товаров и услуг, что окажет существенное влияние  на экономику макрорегиона. Данные процессы диктуют внедрение принципов  благоприятствования условиям ведения  торговли, увеличение свободы информации о движениях товаров и услуг  для всех участников рынка. Прогнозируемое при этом усиление конкуренции на внутреннем рынке, в сочетании с ускоренной модернизацией экономики и социальной сферы, повлечет за собой повышение конкурентоспособности макрорегиона в масштабе страны и мира.

     Развитие  эффективной экономики невозможно без мощного финансового обеспечения. Основой этого станет использование  механизмов государственно-частного партнерства, активизация всех инструментов привлечения  инвестиций в экономику Центрального федерального округа. При этом координирующая роль на пересечении процессов стратегического  планирования, прогнозирования, бюджетирования, осуществления государственных  закупок, нормативного правового регулирования  и т.д. отводится методу программно-целевого бюджетирования.

     Кроме того, в последние годы возникли серьезные противоречия между развитием  г. Москвы как мегаполиса – крупнейшего  сервисного, торгового, образовательного, научного, финансового, медицинского, спортивного и транспортного  центра страны, города, в котором  необходимо обеспечить комфортные условия  жизни более чем 10,5 млн. жителей  и исполнением им столичных функций. В первую очередь это выразилось в транспортном коллапсе города.

     Существует  также настоятельная необходимость  сбалансированного развития г. Москвы и Московской области, теснейшим  образом связанных общей транспортной, энергетической, социальной и сервисной  инфраструктурой, а также наличием большого числа взаимосвязанных  федеральных организаций и, наконец, фактически, общим потенциалом трудовых ресурсов и территорий проживания, особенно с учетом сезонной миграции. По-существу г. Москва и Московская область вынуждены развиваться как единый Московский регион.

     Таким образом, стратегической целью развития макрорегиона является формирование пространства гармоничного развития, через создание условий для успешного развития человеческого капитала и повышения  уровня жизни населения, формирование комфортной среды проживания и развивающейся  эффективной экономики.

     Основные  цели развития Центрального федерального округа:

     - Создание условий для повышения уровня жизни населения;

     - Формирование комфортного жизненного  пространства;

     - Формирование диверсифицированной  конкурентоспособной экономики;

     - Снятие инфраструктурных ограничений  развития экономики;

     - Формирование финансовых механизмов  развития экономики.

     Задачи:

     - Обеспечение развития транспортной  сети, удовлетворяющей потребности  макрорегиона и других регионов  страны с учетом растущей транспортной  нагрузки, рациональная организация  транспортных потоков с учетом  снижения загрязнения атмосферного  воздуха выбросами загрязняющих  веществ от автотранспорта.

     - Содействие модернизации основных  фондов добывающих и обрабатывающих  отраслей промышленности, инфраструктурных  отраслей.

     - Выявление и формирование кластеров,  формирование условий для их  развития, создание возможностей  для перспективной экономической  специализации регионов Центрального  федерального округа.

     - Обеспечение условий для опережающего  развития транспортной инфраструктуры.

     - Обеспечение условий для опережающего  развития энергетической инфраструктуры.

     - Создание благоприятного инвестиционного  климата.

     - Использование механизмов государственно-частного  партнерства.

     - Формирование эффективного рынка  труда, создание эффективной системы  трудоустройства выпускников, молодежи  и социально незащищенных категорий  граждан.

     - Сохранение и укрепление здоровья  населения.

     - Обеспечение рациональной организации,  сохранения и воспроизводства  человеческого капитала.

     - Обеспечение соответствия структуры  и качества подготовки специалистов  системой образования макрорегиона  потребностям экономики.

     - Обеспечение доступности для  населения, в т.ч. для молодежи, качественного жилья (коэффициент доступности жилья – меньше 5 лет).

     - Доведение общей площади жилых  помещений, приходящейся в среднем  на одного жителя до уровня 30,2 кв. м. 

        2.2 Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа 

     В качестве возможных сценариев социального  и экономического развития Центрального федерального округа рассматриваются:

     1. Эволюционный (инерционный) сценарий – прямое пролонгирование основных параметров социально-экономического развития макрорегиона, имеющих место в ретроспективе. Очевидно, что данный сценарий предпочтителен в том случае, если на протяжении достаточно длительного периода времени имела место устойчивая позитивная динамика социально-экономического развития макрорегиона по всем основным рассматриваемым в Стратегии направлениям. В этом случае сохраняются приоритеты развития, пропорции ресурсного обеспечения различных мер, а также состав применяемых механизмов и институтов.

     Традиционными преимуществами такого сценария являются отработанность механизмов поддержки, наличие сложившейся системы управления и снижение издержек управления, получение заметного эффекта в ближнесрочной перспективе.

     К возможным рискам сценария относятся  падающая эффективность, вытеснение частных  инвестиций, сохранение круга активных субъектов социально-экономического и инновационного развития, исчерпание ресурсного и/или технологического потенциала, сужение базы для долгосрочного  развития. Критический параметр –  исчерпание потенциала трудовых ресурсов округа.

     В случае центрального макрорегиона, очевидно, такой сценарий не применим в силу того, что главное условие –  наличие устойчивой позитивной динамики основных направлений – не соблюдается.

     2. Инвестиционный сценарий – преимущественное развитие инфраструктурной базы макрорегиона.

     Его преимущества – это развитие инфраструктурного  потенциала для долгосрочного развития, повышение инвестиционной привлекательности, формирование «институционального  ядра» в социально-экономической  сфере, реализация отдельных прорывных  направлений научно-технического развития.

     Возможными  рисками сценария являются некорректность выбора направлений инвестиций, замораживание  вложенных средств, неэффективность  использования нового инфраструктурного  потенциала.

     3. Партнерский сценарий – развитие механизмов государственно-частного партнерства, привлечение новых инвесторов, частного бизнеса к участию в реализации Стратегии в сочетании с усилением их роли в выработке и принятии решений.

     Преимущества: расширение круга инвестиционно-активных компаний, рост внебюджетного софинансирования, усиление координации стратегических мероприятий, рациональность выбора направлений развития.

     Риски: «размывание» приоритетов развития, смещение целей субъектов реализации Стратегии к ближней перспективе (2 - 3 года), рост финансовых и временных  издержек управления Стратегией.

     4. Комплексный сценарий – включает элементы всех трех сформулированных выше сценариев.

     Возможные преимущества: объединяет основные преимущества каждого из сформулированных выше сценариев.

       Возможные риски: при реализации  данного подхода риски носят  исключительно системный характер.

     На  основе проведенного анализа социально-экономического состояния макрорегиона, основных тенденций  его развития, с учётом инновационного сценария Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, а так же с учетом оценки рисков и преимуществ каждого из сценариев, именно данный, комплексный, сценарий наиболее полно использует конкурентные преимущества регионов Центрального федерального округа и в дальнейшем рассматриваться в качестве базового (целевого).

     Принятый  в Стратегии за базовый сценарий развития Центрального федерального округа увязан с инновационным сценарием  Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

     Такой подход предполагает развитие макрорегиона по инновационному пути, обеспечивая  опережающее прорывное развитие в тех секторах экономики, которые  определяют специализацию округа в  масштабах страны и мира. Это, в  свою очередь, требует реализации конкурентных преимуществ: в сфере научной  и изобретательской деятельности, внедрении  наукоемких технологий, развитии транспорта, энергетики, инвестиционной и банковской инфраструктуры, капитализации предприятий, состоянии бизнес-среды и благосостоянии населения.

     Базовый сценарий предусматривает:

  • модернизацию социальной инфраструктуры, включая образование, здравоохранение, социальную защиту, культуру, физическую культуру и спорт, жилищный сектор, обеспечивающую формирование комфортных условий жизни населения и определяющую качество человеческого капитала;
  • опору на рост производительности труда, который позволит приблизить доходы граждан к уровню развитых стран;
  • модернизацию инфраструктурных отраслей, направленную на преодоление ограничений развития экономики и создание условий для ускоренного экономического развития регионов Центрального федерального округа;
  • масштабное технологическое обновление и модернизацию производств;
  • развитие новых секторов экономики, обеспечивающих производство продукции с высокой долей добавленной стоимости;
  • создание условий для развития предприятий инновационной направленности, обслуживающих нужды высокотехнологичных секторов экономики и проектов развития;
  • создание и развитие наукоградов, инновационно-производственных центров, технопарков, образовательных и научных центров;
  • ускоренное развитие институтов, обеспечивающих защиту прав собственности, усиление конкурентности рынков, снижение инвестиционных и предпринимательских рисков, административных барьеров, повышение качества государственных услуг, развитие государственно-частного партнерства.

Информация о работе ЦФО Стратегии