ЦФО Стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.[1].
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

Содержание

Введение
Глава 1. Центральный Федеральный Округ
1.1 Общая характеристика ЦФО
1.2 Общая характеристика климата
1.3 Экономика ЦФО
1.4 Экологические проблемы ЦФО
1.5 Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа
1.6 Вызовы и угрозы
Глава 2. Стратегия развития ЦФО
2.1. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития
2.2 Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа
2.3 Социальная политика.
2.4 Инвестиции и инвестиционный фонд.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 324.62 Кб (Скачать документ)
 

1.5. Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа 

     Конкурентные  преимущества Центрального федерального округа – это, прежде всего, экономическая  и социальная освоенность территории, экономико-географическое положение (место  прохождения важнейших транспортных магистралей), мощная научно-интеллектуальная база, диверсифицированная экономика  макрорегиона, наличие привлекательных  туристических активов, близость к  крупнейшим мировым рынкам, налаженные внешнеэкономические связи, высокий  уровень жизни и миграционная притягательность.

     Ключевые  внешние факторы социально-экономического развития Центрального федерального округа:

    • низкая конкурентоспособность обрабатывающей промышленности округа за пределами России, слабое участие в международном разделении труда, за исключением продукции отдельных предприятий, в основном оборонно-промышленного комплекса.
    • высокая зависимость от импорта продовольствия, сырья и комплектующих, машин и оборудования, товаров повседневного и длительного пользования;
    • зависимость от колебаний цен на продукцию топливно-энергетического комплекса и сырьевые товары на мировых рынках;
    • зависимость энергогенерирующих предприятий округа от поставок топлива из других субъектов Российской Федерации;
    • высокая степень кооперации экономики округа с другими субъектами Российской Федерации.
    • быстрые изменения климата и связанные с этим негативные погодные (гидрометеорологические) явления.

Ключевые внутренние факторы социально-экономического развития Центрального федерального округа:

    • доминирующее положение в округе г. Москвы и Московской области (почти 80 %суммарного валового регионального продукта округа);
    • существенные диспропорции в социально-экономическом развитии регионов Центрального федерального округа;
    • высокий уровень временной (маятниковой) трудовой миграции между регионами Центрального федерального округа;
    • кризисные демографические явления, долговременная тенденция естественного снижения трудовых ресурсов;
    • наличие единой энергосистемы с развитой системой перетока мощности между регионами Центрального федерального округа;
    • наличие разветвленной транспортной инфраструктуры.
 
 

1.6 Вызовы и угрозы 

     Отсутствие  четкой государственной стратегии  развития макрорегиона создает опасность  деградации его производственного, интеллектуального и социального  потенциала, его интегрирующих возможностей в системе экономических и  пространственных связей страны. Это  является реальной угрозой национальной безопасности страны.

     Центральный федеральный округ, обладая наивысшей  в стране концентрацией научного и инженерного потенциала, самой  развитой производственной, транспортной и энергетической инфраструктурой, лучшими в стране возможностями  для ведения предпринимательской  деятельности, в то же время заметно  отстает в эффективности использования  своего потенциала от ведущих стран  мира.

     Ключевым  вызовом для округа является резкое ускорение внедрения в мировую  экономику и повседневную жизнь  населения результатов научной  и инженерной деятельности, в первую очередь в сфере информационно-коммуникационных технологий, фармацевтики, био- и нанотехнологий, энергетики, автомобилестроения. В настоящее время вклад России и округа в этот процесс связан в основном с применением заимствованных технологий и использованием конечных результатов в качестве пользователей. Резкое усиление инновационной направленности развития округа, проведение реальной модернизации экономики и информатизации социальной сферы может быть адекватным ответом этому вызову.

     Среди угроз безопасности, препятствующих эффективной реализации государством задач в социально-экономической  сфере выделяются коррупция, преступления в сфере экономики, проявления криминального  передела собственности, сохраняется  террористическая угроза, угрозы возникновения  техногенных катастроф.

             Ключевыми внутренними угрозами развития округа являются:

    • уменьшение численности населения, долговременные кризисные демографические процессы;
    • недостаток квалифицированных кадров;
    • отставание темпов обновления промышленных мощностей от потребностей развития;
    • резкая дифференциация жизни в городах и сельской местности, образование вымирающих деревень и неперспективных районов, появление большого числа монопоселений, вынужденных менять направление развития своей экономики;
    • расслоение населения по уровню жизни, рост социальной напряженности, распространение алкоголизма и наркомании;
    • стягивание населения в Московский регион и крупные центры, возникновение территориальной дифференциации;
    • формирование моноцентрической системы функционирования экономики и системы оказания услуг округа, чрезмерная концентрация транспортных и бизнес-потоков в центре округа;
    • ухудшение экологической ситуации в округе: загрязнение атмосферного воздуха, низкое качество пресной воды, неразвитость системы переработки отходов жизнедеятельности;
    • запаздывание адаптации систем жизнеобеспечения округа к изменениям климата.
 

Глава 2. Стратегия развития ЦФО 

      2.1. Цели и задачи  стратегии социально-экономического  развития 

     Центральный федеральный округ является частью более крупных социально-экономических  систем – России, Содружества Независимых  Государств, мировой системы. Поэтому  стратегия выражает место, которое  макрорегион стремится занять в  этой внешней для него среде. Исторически  в Центральной России формировалась  государственная идеология, национальная идентичность, интеллектуальный потенциал  страны. Здесь создавалась основа экономики и отсюда в течение  столетий к окраинам России текли  финансовые и людские потоки, связывающие  ее в единое целое.

     Центральный федеральный округ по своей роли в стране и мире четко разделяется  на две части – Московский регион и окружающее его периферическое кольцо. Московский регион обладает максимальной в стране концентрацией интеллектуального  потенциала, во многом задает уровень  производства наукоемкой продукции, темп обновления экономики и сферы  услуг, распространения в стране всего нового, инновационного. Московский регион выступает для мирового сообщества как российский центр деловой  активности и оказания бизнес-услуг, и его задача – соответствовать  требованиям, предъявляемым в мире к столичным регионам и мировым  городам по уровню сервисных и бизнес-услуг и комфортности пребывания.

     Приоритетом развития Центрального федерального округа на мировом уровне является превращение  Московского региона в современный  комфортный столичный центр мирового значения. Этот процесс предполагает:

  • повышение транспортных возможностей, комфортности и безопасности перемещения за пределами и внутри г. Москвы и Московской области;
  • улучшение экологической обстановки;
  • повышение уровня предоставления сервисных и бизнес-услуг.

     Периферийное  кольцо округа серьезного значения в  общемировом смысле не имеет (кроме  металлургического кластера и отдельных  видов машиностроительной, химической и пищевой продукции).

     Общероссийское  значение Центрального федерального округа и особенно Московского региона  чрезвычайно велико. Московский регион выступает как главное в стране место оказания сервисных услуг высокого уровня: образовательных, медицинских, культурных, спортивных, торгово-развлекательных, научных, проектных, юридических, консалтинговых, финансовых, страховых, посреднических, транспортно-логистических и других. Московский регион является центром притяжения населения и бизнес сообщества всей страны, является инициатором обновления экономики и социальной сферы России.

     Приоритетом округа на общероссийском уровне является сохранение лидирующих позиций в  индустриально-постриндустриальном развитии страны, производстве интеллектуальных услуг и наукоемкой продукции, оказания сервисных услуг высокого уровня, что подразумевает:

  • создание современной инфраструктуры производства интеллектуального продукта, формирование реальной основы перехода к экономике знаний;
  • развитие инфраструктуры производства наукоемкой и высокотехнологичной продукции;
  • развитие инфраструктуры оказания сервисных услуг высокого уровня;
  • развитие индустрии производства высокоточной машиностроительной продукции ракетно-космического, оборонного, транспортного и других назначений, выпуска бытовой техники;
  • развитие химических и нефтехимических производств, лесопромышленного комплекса, пищевой и легкой промышленности;
  • усиление роли округа в металлургическом комплексе страны;
  • индустриализация аграрнопромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности страны;
  • создание вместе со всей страной высоконадежной, гибкой и сбалансированной энергетической и транспортной инфраструктуры России.

     Развитие  макрорегиона должно обеспечивать возможности  каждому жителю для улучшения  качества его жизни, роста его  благосостояния, при условии сохранения природных ресурсов и окружающей среды для нынешнего и будущих  поколений жителей.

     Для Центрального федерального округа в  этом контексте наиболее адекватной является модель гармоничного развития территории. Образ будущего Центрального федерального округа как территории гармоничного развития – это:

  • макрорегион с комфортным жизненным пространством;
  • макрорегион с развивающейся эффективной экономикой.

     Необходимым условием развития Центрального федерального округа является общедоступная социальная сфера, предусматривающая, в том числе обеспечение доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов и услуг социальной инфраструктуры, транспорта, средств связи и информации. Социальная сфера создает базис для гармоничного развития каждого жителя макрорегиона. Это требует существенной модернизации имеющейся инфраструктуры профилактики и лечения заболеваний, получения качественного востребованного обществом и экономикой образования, удовлетворения культурных запросов, занятий физической культурой и спортом.

     Наукоемкие  технологии могут коренным образом  изменить социальную сферу Центрального федерального округа в результате внедрения новых методов защиты здоровья и получения образования. Это позволит создать и внедрить новые стандарты обучения всех уровней, удовлетворить потребности экономики в квалифицированных кадрах.

     Макрорегион гармоничного развития – это территория, на которой созданы все условия  для формирования комфортного жизненного пространства, в том числе –  здоровой экологии. В этом плане  приоритетом является принципиальное изменение отношения окружающего  пространства к жителям – из ограничителя жизненных возможностей оно должно превратиться в мощное средство самореализации личности, доставляя каждому жителю дополнительные возможности для  комфортной жизни. Это особенно актуально  учитывая тяжелые и даже негативные экологические условия во многих городах и населенных пунктах  Центрального федерального округа, проблемы с обеспечением многих территорий чистой водой, быстрое изменение климата.

     Комфортная  жизненная среда реализуется  через создание удобного личного  жизненного пространства, включающего  обеспечение доступа населения  к качественному и доступному жилью, создание и поддержание надежной инженерной инфраструктуры, обеспечение  доступности всех современных информационных и коммуникационных возможностей: высокоскоростной интернет, современная связь, цифровое телевидение высокой четкости и  др.

     При этом доступность жилья определяется, прежде всего, уровнем дохода человека.

     Комфортное  жизненное пространство предполагает также наличие благожелательной сферы обслуживания, которая реализуется  через обеспечение удобного взаимодействия с органами власти и доступность  повседневных услуг обеспечения  жизнедеятельности. Главной задачей  здесь выступает повсеместное внедрение  информационных технологий при общении  человека с властью и сферой обслуживания.

     В Центральном федеральном округе особую важность имеет задача сохранения территорий естественной природы, биологического разнообразия, обеспечения рационального  природопользования, и восстановления ландшафтного дизайна территории.

     Третьей составляющей гармоничного развития является формирование в макрорегионе развивающейся  эффективной экономики. Основные принципы в этой части следующие:

Информация о работе ЦФО Стратегии