ЦФО Стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 19:47, курсовая работа

Описание

Федера́льные округа́ Российской Федерации были созданы в соответствии с Указом президента России В.В.Путина №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 г.[1].
Федеральные округа не являются субъектами или иной конституционной частью административно-территориального деления Российской Федерации и были созданы по аналогии с военными округами и экономическим районами, но не совпадали с их количеством и составом.

Содержание

Введение
Глава 1. Центральный Федеральный Округ
1.1 Общая характеристика ЦФО
1.2 Общая характеристика климата
1.3 Экономика ЦФО
1.4 Экологические проблемы ЦФО
1.5 Оценка конкурентных преимуществ регионов Центрального федерального округа
1.6 Вызовы и угрозы
Глава 2. Стратегия развития ЦФО
2.1. Цели и задачи стратегии социально-экономического развития
2.2 Сценарий социально-экономического развития Центрального федерального округа
2.3 Социальная политика.
2.4 Инвестиции и инвестиционный фонд.
Заключение
Приложения
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 324.62 Кб (Скачать документ)

Москва - крупнейший по численности населения город России и один из крупнейших в мире. В нем - 8717 тыс. человек. Но, во-первых, за счет "дневного населения" (то есть тех, кто приезжает из области на работу или с другими целями) численность увеличивается примерно на 1 млн человек; во-вторых, не учитывается число "рыночников"-торговцев; в-третьих, абсолютно не учитываются беженцы из российских "горячих точек", из ближнего (грузины, азербайджанцы, армяне, таджики) и дальнего зарубежья (курды, афганцы, вьетнамцы и др.). До 100 тыс. составляют бездомные. Общее число "москвичей и гостей столицы" достигает не менее 10 миллионов человек. Этнический состав следующий: русские - 89,7%; украинцы - 2,9; евреи - 2,0; татары - 1,8; белорусы - 0,8; армяне - 0,5%.

По  объему промышленной товарной продукции Москва не имела себе равных среди субъектов РФ и только в 1994 г. уступила первенство Свердловской области. Структура промышленности (в %): машиностроение и металлообработка - 26,3; пищевая - 24,0; легкая - 6,2; цветная металлургия - 1,6; химическая и нефтехимическая - 4,7; электроэнергетика - 12,6; промышленность стройматериалов - 7,4; деревообработка - 4,1; топливная - 4,7; черная металлургия - 0,7; полиграфическая - 1,3%. Основные отрасли специализации - машиностроение (прежде всего автомобили, станки, точные машины и приборы), легкая, химическая и полиграфическая промышленность. Ее предприятия производят более 30% цветных телевизоров и грампластинок, свыше 25% часов и обычных телевизоров, более 15% металлорежущих станков, компьютеров, более 10% швейных изделий, магнитофонов страны, 26% грузовых и 7% легковых автомобилей.

Строительство - одна из крупнейших сфер хозяйства, где занято 11% работающих; развито жилищное (в лучшие годы в столице вводилось до 5 млн кв. м жилья; в 1993 г. обеспеченность жилплощадью - 19 кв. м на человека), инженерное, транспортное (первое в стране метро, насчитывающее уже 150 станций) строительство.

Транспорт - ключевая сфера жизни и трудообеспечения столицы. Городской транспорт Москвы (метро, автобус, трамвай, троллейбус) за годы реформ практически не снизил качество своего обслуживания. Износ транспортных средств компенсируется развитием отечественного производства. Сокольнический вагоноремонтный завод освоил выпуск комфортабельного городского автобуса.

Москва - крупнейший в мире железнодорожный узел. Ежесуточно на вокзалы столицы прибывает  и отправляется 3050 поездов пригородного сообщения и 780 поездов дальнего следования.

Пример Москвы показывает, что в ходе реформ неизбежна  перестройка территориальных структур субъектов Федерации. Столица была разделена на 9 административных округов. Но при этом управление округом утратило контакты с микрорайонами и пришлось формировать муниципальные округа - их насчитывается 180. Таким образом, территориальная структура управления стала трехзвенной: муниципальный  округ - административный округ - мэрия  Москвы.

МОСКОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ окаймляет поясом в 100-120 км столицу России - Москву. Часто город и область объединяются топонимом "Московский столичный регион". Этот регион дает 13% промышленной продукции России, а 87% приходится на остальные 87 субъектов Федерации. Площадь Московской области в современных границах составляет 47 тыс. кв. км.

Будучи столичной не только географически, но и по существу, Московская область без труда могла присоединить к себе земли соседних областей. В то же время ее территорию изнутри начала захватывать "раковая опухоль" бурно растущей столицы. Основное противоречие в развитии столичного города - это противоречие между расширяющимися и усложняющимися функциями (политического, экономического управления, развития науки, культуры и пр.) и ограниченными ресурсами - в первую очередь территориальными, а также трудовыми, рекреационными, водными. Площадь Москвы за советский период увеличилась с 177 до 879 кв. км (1960 г.) - по периметру Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), которая считалась естественной границей города. В 1984 г. Москва забрала у области еще 115 кв. км и ее территория приблизилась к 1000 кв. км. Влияние столицы на область сказывается и в сфере рекреации. По количеству коек в санаториях и домах отдыха область опережает и Сочи, и район Кавминвод.

Во многих городах  подмосковья находятся филиалы столичных заводов, вузов. Развитие сферы науки в Москве обусловило появление в области особых "научных" городов и поселков - Пущино, Протвино, Дубна, Черноголовка, Троицк.

Минеральные ресурсы как важнейший элемент природных условий в Московской области играют второстепенную роль (хотя она не лишена некоторых из них - торф, фосфориты, строительные материалы). Главную ценность представляют климатические условия и ландшафт. Обильная речная система, неровности рельефа, растительность (леса занимают 40% территории), охотничьи угодья, реки и плесы - все это имеет значение в первую очередь с точки зрения эмоциональной, физической разгрузки колоссального скопления городского населения.

Население области - 6626 тыс. человек, из них 80% горожан (48 городов областного, 23 районного подчинения). Основное население - русские (93,5%).

Структура промышленности (в %) :электроэнергетика - 11,0; черная металлургия - 2,2; цветная металлургия - 3,2; химическая и нефтехимическая - 7,9; машиностроение и металлообработка - 33,8; лесная и деревообрабатывающая - 5,0; производство стройматериалов - 11,3; легкая - 10,9 (область занимает первое место в России по производству шерстяных и шелковых тканей, второе - по выпуску хлопчатобумажных тканей после Ивановской области, третье - по производству трикотажных изделий после Москвы и Смоленской области); пищевая - 9,1. Крупнейшие промышленные центры с населением около и свыше 100 тыс. человек:  Подольск (207,6) - паровые котлы для ТЭС, аккумуляторы, швейные машины, кабель, сельхозмашины, цемент; Люберцы (164,3) - вертолеты, сельхозмашины; Коломна (163,7) - тепловозы, станки, текстильные машины, резинотехника, мебель; Мытищи (154,1) - вагоны метро, приборы; Электросталь (152,9) - качественная сталь, тяжелые станки; Серпухов (140,7) - конденсаторы, нефтеприборы, инструмент, химическое волокно, мебель, бумага; Орехово-Зуево (136,2) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, приборы, пластмассовые изделия, новое производство - вагоны; Балашиха (137,6) - криогенное оборудование, автокраны, резинотехника; Ногинск (121,6) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, топливная аппаратура, резинотехника; Сергиев Посад (115,5) - оптико-механическая продукция, лаки и краски (завод выведен из Москвы); Щелково (109,4) - хлопчатобумажные и шелковые ткани, лаки и краски; Клин (95,1) - стекло и стеклоприборы, химическое волокно, станки; Красногорск (91,7) - фотокиноаппаратура, космическая техника. Одинцово, Жуковский, Калининград известны экспериментальными производствами ВПК.

Область отличается интенсивным сельским хозяйством: 37% дает растениеводство, 63% - животноводство. Преобладают культуры пригородного типа - овощи (по урожайности первое место в России), картофель; развито  садоводство. Животноводство мясо-молочного  направления, свиноводство, птицеводство (самый крупный в России "куриный  двор" - 40 млн голов и 4,5 млрд штук яиц в год).

Высокий уровень  развития транспорта всех видов (кроме  морского) обусловлен столичными функциями  областного центра. Область насыщена радиальными линиями железных дорог, шоссе, трубопроводов, ЛЭП, насчитывается 5 подмосковных аэропортов - Шереметьево 1 и 2, Внуково, Домодедово, Быково. Протяженность железных дорог - 2703 км, из них 2120 км электрифицировано. Автодорог с твердым покрытием - 15 тыс. км. Речное сообщение по Москве, Оке, каналу имени Москвы и Волге имеет выходы к морям Балтии, Каспию, Азово-Черноморскому бассейну.

ВЛАДИМИРСКАЯ  ОБЛАСТЬ находится к востоку от Москвы по долине реки Клязьмы и левобережью Оки. Самостоятельной область стала 14 августа 1944 г. Центр - г. Владимир (356 тыс. жителей). Территория области - 29 тыс. кв. км.

Население области - 1648 тыс. человек. Городских жителей - 78%. Многие города области возникли несколько веков, и даже тысячелетие назад: Муром - в 862 г., Суздаль - в 1024 г., Владимир - в 1108 г., Юрьев-Польский - в 1152 г., Гороховец - в 1239 г., Киржач - в 1328 г. Всего в области насчитывается 9 городов областного и 12 городов районного подчинения. Этнический состав: русские 95,8%, украинцы - 1,3%.

Природные ресурсы - торф и стекольные пески (и то, и другое используется в славящейся своей известностью стекольной промышленности области).

Промышленность  (в %): машиностроение и металлообработка - 41,1 (тракторы, электромоторы, автоприборы - Владимир; экскаваторы, мотоциклы, стрелковое оружие - Ковров; радио- и телеаппаратура - Александров; текстильные машины, осветительная аппаратура - Вязники; кабель - Кольчугино; инструмент - Киржач; тепловозы и электровозы, холодильники "Ока", радиоприборы - Муром); легкая - 9,7 (хлопчатобумажные ткани - Карабаново, Струнино, Собинка; льняные - Вязники, Меленки; шелковые - Киржач, трикотаж - Владимир); пищевая - 9,5; лесная и деревообрабатывающая - 4,0 (детали для текстильной промышленности, фанера, мебель); химическая - 3,6 (пластмассы - Владимир, искусственные кожи - Александров); цветная металлургия - 5,2 (обработка металлов - Кольчугино, родина первого советского "кольчугалюминия"); промышленность стройматериалов - 9,2 (стекло, хрусталь, стекловолокно - Гусь-Хрустальный).

По выпуску  хлопчатобумажных тканей (около 1 млрд кв. м) область уступает лишь Ивановской и Московской областям, а льняных тканей (230 млн кв. м) - уверенно держит первенство в России.

Для промышленности области характерно равномерное  размещение, отсутствуют сгустки  чрезмерной концентрации. Существует почти идеальная система городов - промышленных центров: три города с населением свыше 100 тыс. человек - Владимир, Ковров, Муром; 4 города "средних" - Гусь-Хрустальный, Александров, Вязники и Кольчугино; эти "субрегиональные центры" поддерживаются созвездием "малых" городов с населением 15-25 тыс. человек и поселками городского типа.

Транспортная сеть Владимирской области довольно густая, железные магистрали трижды пересекают ее территорию (из Москвы на Ярославль, Нижний Новгород, Казань). Протяженность железных дорог - 965 км, из них 361 км электрифицировано. Автодорог с твердым покрытием - 2517 км. По Оке и нижнему течению Клязьмы осуществляется судоходство.

В России область  выделяется производством льняной  пряжи (44%), мотоциклов (19%), тракторов (15%), радио- и телеаппаратуры (11%).

КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ занимает пространство в Заволжье между Ярославлем и Нижним Новгородом. Территория - 60,1 тыс. кв. км. Население - 809 тыс. человек. Городское население - 531 тыс. (66%), из которого более половины проживает в Костроме (282 тыс. человек). Всего 7 городов областного и 4 города районного подчинения. Этнический состав однороден: 96,3% русские, 1,2% украинцы.

Область - это территория древнего славянского заселения. Такие города, как Кострома и Галич, известны с 12 века. В современных границах область образована 13 августа 1944 г.

Природных ресурсов кроме торфа (Космыникское месторождение) нет.

В структуре промышленности в последние годы резко возрос удельный вес электроэнергетики - до 31,7%. Основной производитель электроэнергии - Костромская ГРЭС. Увеличился удельный вес производства стройматериалов (до 4,5%); но это увеличение произошло за счет резкого падения доли машиностроения (с 17,2 до 14,4%), ключевой отрасли - лесообработки (с 18,7 до 16%), пищевой промышленности (с 20,6 до 16,4%) и главной отрасли специализации - легкой промышленности (с 17,2 до 8,1%). Вся промышленность сконцентрирована в Костроме, из малых городов выделяются Галич (экскаваторы), Нерехта (льнокомбинат), Шарья (деревообрабатывающее объединение). В других малых городах и поселках действуют леспромхозы, льнозаводы, маслосырозаводы.

Сельское  хозяйство. Область славится молочными породами крупного рогатого скота. Из посевных культур преобладают кормовые, овес, рожь, ячмень, из технических - лен (четвертое место по сбору после Тверской, Смоленской и Вологодской областей). Развито птицеводство.

Пользуются известностью народные художественные промыслы из меди, латуни, серебра (село Красное-на-Волге).

Транспорт. Главная транспортная магистраль - Северная железная дорога Ярославль - Буй - Галич - Шарья со связкой на Кострому. Общая протяженность железных дорог - 592 км, автодорог - 9 тыс. км. Судоходство осуществляется по Волге и нижнему течению ее притоков.

ИВАНОВСКАЯ  ОБЛАСТЬ расположена по правобережью Волги между Ярославлем и Нижним Новгородом. Территория области составляет 22,1 тыс. кв. км.

Впервые г. Иваново (образованный в 1871 г. слиянием сел Иваново  и Вознесенское, до 1932 г. Иваново-Вознесенск) стал административным центром в 1918 г., когда образовалась Иваново-Вознесенская губерния, с 1929 г. - Ивановская Промышленная область. После отделения Ярославской  области в 1936 г., Владимирской и Костромской - в 1944 г., Сокольского района в 1993 г. область приняла современные очертания.

Население области - 1275 тыс. человек. Численность населения области сокращается. Доля городского населения - 81%. 95,8% населения - русские.

Из природных ресурсов имеются значительные запасы торфа.

Промышленность весьма развита. В течение семи лет слово "промышленная" входило в ее официальное наименование. Область известна как "текстильный" (или "ситцевый") край, до начала реформ она не имела себе равных по выпуску хлопчатобумажных тканей (почти 1/3 российского производства). Третье место в стране занимает по выпуску шерстяных и льняных тканей, седьмое - по выпуску шелковых.

Структура промышленности (в %): легкая - 35,6%; машиностроение и металлообработка - 18,7; пищевая - 15,4; лесная и деревообрабатывающая - 3,2; производство строительных материалов - 3,7; химическая - 6,2%.

Крупнейший промышленный центр - Иваново (481 тыс. жителей). Кроме  обязательных для городов области  текстильных предприятий, в областном  центре много машиностроительных заводов (текстильное и торфяное оборудование, станки, автокраны, приборы). Второй по значению город - Кинешма (лесохимия, бумагоделательные  машины, электротехника). Шуя - машины, металлопрокат, химическое волокно; Комсомольск - электротехника и ГРЭС, работающая на торфе.

Сельское  хозяйство ориентировано в первую очередь на снабжение продуктами городского населения. Развиты молочно-мясное животноводство, свиноводство, птицеводство. В растениеводстве 1/3 площадей отведена под кормовые культуры.

Транспорт. Общая длина железных дорог - 334 км, автодорог с твердым покрытием - 2,3 тыс. км. Судоходство осуществляется по Волге.

Информация о работе ЦФО Стратегии