Тестирование как средство контроля знаний учащихся при обучении китайскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:
Ознакомиться с историей развития тестирования.
Изучить понятие теста и тестирования. Выявить основные функции и характеристики тестов.
Составить примеры тестов для учащихся восьмого класса по теме «三天之内我们派人去修».

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать документ)

Подростки быстро растут. Неравномерный рост сердца и сосудов  у младших подростков приводит к  повышенной утомляемости, быстрому спаду работоспособности, что сочетается с проявлением раздражительности, упрямства, негативизма, склонности к немотивированным аффективным вспышкам.

Американский психолог А. Гезел описал особенности биологического созревания, интересов и поведения детей в подростковом и юношеском возрасте. Переход от детства к взрослости продолжается от 11 до 21 года, особенно важны первые 5 лет (от 11 до 16):

10 лет – ребенок  уравновешен, доверчив, ровен с  родителями, мало заботится о внешности, легко воспринимает жизнь;

11 лет – ребенок  импульсивен, частая смена настроения, бунт против родителей, ссоры  со сверстниками;

12 лет – вспыльчивость  частично проходит, отношение к  миру более позитивно, растет  автономия от семьи, растет  влияние сверстников, заботится о внешности, растет интерес к противоположному полу;

13 лет – подросток  самокритичен, чувствителен к критике,  критически относится к родителям,  избирателен в дружбе;

14 лет – подросток  энергичен, общителен, уверен  в себе, интерес к другим людям, обсуждает себя и сравнивает с героями;

15 лет – подросток  «приобретает» индивидуальные различия: дух независимости, свобода от внешнего контроля, начало сознательного самовоспитания. Ранимость, восприимчивость к вредным влияниям;

16 лет – равновесия, мятежность уступает место жизнерадостности, увеличивается внутренняя самостоятельность,  эмоциональная уравновешенность, общительность [17, с.89].

Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких направленностей подростка, которые он назвал доминантами:

    • эгоцентрическая доминанта. Интерес подростка к собственной личности;
    • доминанта дали. Установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более субъективно приемлемы, чем ближние;
    • доминанта усилия. Тяга подростка к сопротивлению, преодолению, волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательного авторитета, протесте и других негативных проявлениях;
    • доминанта романтики. Стремление подростка к неизвестному, к рискованному, к приключениям, героизму [3, с.72].
    • Особенности развития подростка в этом возрасте проявляются в следующих симптомах, характеризующих систему социальных отношений подростка:
    • возникают трудности во взаимоотношениях с взрослыми: негативизм, упрямство, безразличие к оценке успехов, уход из школы, так как главное для ребенка теперь происходит вне школы;
    • детские компании. Поиск друга, поиск того кто может тебя понять [17].

Все перечисленное  свидетельствует об обращении ребенка  к самому себе, поиск ответа на вопрос «Кто Я?».

Даже этот период нельзя рассматривать с одной  стороны. Мы не можем обращать внимание  лишь на негативные проявления данного  возраста. Ведь у подростка изменения  происходят «по ступеням».

Можно выделить три  ступени:

5 класс – деятельность  педагога рассчитана на профилактику  утомления и недисциплинированности. Желательно заметнее чередовать моменты, требующие внешне выраженной активности, с моментами релаксации (спокойного слушания), а также уменьшать напряженность и темп деятельности к концу урока (особенно в конце дня).

6 – 7 класс –  повышенная утомляемость исчезает, уступая место выносливости к физическим, интеллектуальным и волевым перегрузкам. Требуется энергетическая разрядка. Урок может быть более напряженным по темпу и интенсивным по нагрузке.

8 класс – отмечается  большой прогресс в познавательном  развитии, они способны к длительному  сосредоточению внимания, хорошо  абстрагируют и обобщают учебный  материал, способны организовать  его продуктивное произвольное запоминание.

К 8 классу увеличивается  продуктивность запоминания иноязычного  материала любого содержания, при  этом возможности опосредованного  запоминания возрастают, а способность к дословному запоминанию снижается.

У подростков сильно развита ситуативная речь. Интересно, что в 7 классе развитие устной ситуативной  речи как бы приостанавливается, к 8 классу развитие ускоряется, однако средний  уровень владения языком и беглость речи все еще не высоки. Но при этом возникают весьма заметные проблемы в обучении иностранного языка. Ведь в 7 - 8 классе ярко проявляется желание подростка общаться на интересующие его темы, а не то, что требует школьная программа. Хотя он не обладает требуемыми лексическими знаниями, все же стремится к эмоциональному общению. Это было замечено еще Л.С. Выготским, он писал, что: «подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы»[3;492].

А так как основной задачей педагога является мотивирование  школьника на обучение, то следует принять во внимание, что принятие точки зрения подростка и его желания развивать свои навыки может способствовать формированию мотива обучения.

Таким образом, можно  сделать вывод, что каждый этап становления  в подростковом возрасте требует  особо отношения к учащемуся  и предмету.

Если в 5 классе можно  использовать игры для разрядки физической и интеллектуальной, то в 6 - 7 классе необходимо больший упор делать на изучение материала - слушанием и запоминанием. И в 8 классе упор должен идти на отработку материала полученного на ранних этапах обучения. Причем закрепление и отработка нового материала должна проходить на темах интересных подростку, например, таких как: взаимоотношения, проблемы с родителями, возможно, предложить переписку со школьниками из стран изучаемого языка, на темы связанные с  личными переживаниями. Желательно не создавать ситуации неуспеха путем регламентации стиля, содержания и времени.

 

 

         2.2 Отбор и организация учебного материала

 

 

С целью контроля уровня сформированности навыков и умений учащихся в средней школе обычно используется тестирование. Учитель средней школы не всегда может найти в методической литературе комплексы тестов по конкретной теме, поэтому иногда он сам разрабатывает тестовые задания на материале учебника и с учетом требований действующей программы. В данном случае учителю необходимо обоснованно выбрать определенный вид теста для выявления уровня знаний и сформированности умений и навыков учащихся в одном из видов деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо).

Как известно, принцип  отбора материала для изучения в  средней школе тематический, что  предполагает изучение китайского языка  по темам. Тематическое изучение языка предусматривает осуществление рубежного контроля в конце изучения отдельной темы, к тому же во время уроков регулярно осуществляется поточный контроль, следовательно, учебная деятельность школьников в процессе обучения оценивается достаточно часто. Учебный материал постепенно усложняется, количество информации по сравнению с той, которая предлагалась ранее, увеличивается.

Проведение различных  видов тестов в определенной последовательности не только является формой контроля, но и способствует повышению интереса учащихся к процессу обучения.

Тест №1. Первым детям предлагается тест альтернативного  выбора с целью измерения уровня сформированности аудитивных навыков учащихся и стимулирования интереса к выполнению тестов, так как Текст, предлагаемый для аудирования, не содержит незнакомых для детей лексических единиц и предлагает только два варианта ответа, один из которых верный, поэтому данный тестовый формат является наиболее легким для выполнения, что в свою очередь придает детям уверенность в собственных знаниях и зарождает интерес к выполнению тестовых заданий. Тест состоит из текста для аудирования и двух вариантов высказываний по содержанию текста, только один из которых правильный (Приложение А).

Тест №2. Тест альтернативного  выбора включает только одну грамматическую структуру, что снижает уровень его сложности, поэтому он предлагается в начале комплекса тестов. Цель его проведения - контроль сформированности навыков употребления грамматической структуры就 и 才. Тест составляет текст с пропусками на месте грамматической структуры 就 и 才(Приложение Б).

Тест №3. Бланк клоуз-теста - первый из тестов на заполнение пропусков соответствующими словами предлагает варианты ответов, что упрощает его задание. Данный вид теста проводится с целью измерения степени владения изученными лексическими единицами. Содержание теста - текст с пропусками на месте слов, данных в рамке перед текстом (Приложение В).

Тест №4. Подбор пары. Цель теста - контроль уровня знания изученных лексических единиц. Тест составляют две колонки из 15 слов и 15 переводов, соответствующие пары из которых необходимо соединить (Приложение Г).

Тест №5. Тест перестановки в логическом порядке требует  высокого уровня сформированности навыков чтения с полным охватом содержания прочитанного, и отсутствие разделения теста на абзацы усложняет задание (Приложение Д).

 Цель теста  - контроль уровня сформированности навыков чтения с полным охватом содержания прочитанного, развитие аналитического мышления. Тест состоит из расположенных в произвольном порядке частей текста и формы для написания ответа.

Данные тесты  разработаны для учащихся восьмого класса средней школы по теме "三天之内我们派人去修", которая является одной из самых объемных и сложных для детей с точки зрения лексического и грамматического материала, представленного в ней. Пять  тестов различных видов предлагаются в последовательности по принципу постепенного усложнения с целью контроля уровня сформированности навыков аудирования, чтения и письма, развития памяти, внимания и аналитического мышления, а также повышения интереса к выполнению тестов, а, следовательно, к изучению китайского языка.

В процессе разработки комплекса мы руководствовались  следующими методическими требованиями к осуществлению тестового контроля:

  • Контроль уровня знаний и сформированности умений и навыков учащихся целесообразно проводить на каждом уроке, так как тестирование занимает небольшое количество времени, предоставляя при этом более полную информацию о степени усвоения учебного материала школьниками, а также позволяет достичь более высокого уровня дисциплинированности детей (более тщательная подготовка к уроку со стороны учащихся).
  • Многократное употребление грамматических структур и лексических единиц приводит к овладению ими в более короткие сроки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Тесты не заменяют и не отменяют другие средства контроля. Опыт применения стандартизированных тестов в большинстве стран свидетельствует об их использовании в основном для итогового контроля или экзаменов. Они широко востребованы в системе оценки качества образования и мониторинга, в процессе которых необходимо проводить надежные сравнения образовательных достижений а также устанавливать взаимосвязи на основе количественных характеристик.

Применение тестов как средства контроля в практике преподавания в средней школе  связано с большим кругом вопросов, требующих серьезного научного подхода  и обоснования. Необходимость использования  тестов в целях достижения эффективного контроля неоспорима. Изначально тест как специальное средство контроля знаний, умений и навыков рассматривалось различными школами и направлениями. Это понятие, в свою очередь, появилось сравнительно недавно, но уже довольно прочно закрепилось как форма педагогического контроля.

Наблюдения за работой  школьников над тестами позволили  выявить ряд отрицательных моментов в практике их использования: необходима соответствующая подготовка для использования тестов.

Анализ результатов  произведенного исследования позволяет  сделать вывод о том, что тестирование является эффективным средством  контроля на уроках китайского языка.


Информация о работе Тестирование как средство контроля знаний учащихся при обучении китайскому языку