Тестирование как средство контроля знаний учащихся при обучении китайскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 12:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования обусловила необходимость постановки и решения следующих конкретных задач:
Ознакомиться с историей развития тестирования.
Изучить понятие теста и тестирования. Выявить основные функции и характеристики тестов.
Составить примеры тестов для учащихся восьмого класса по теме «三天之内我们派人去修».

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 76.11 Кб (Скачать документ)

Тестовым заданием или заданием теста называют ту минимальную  составляющую единицу теста, которая предполагает определенную вербальную или невербальную реакцию тестируемого.

Каждое тестовое задание создает для тестируемого некоторую лингвистическую и экстралингвистическую ситуацию, называемую тестовой ситуацией, точнее – ситуацией тестового задания. Тестовая ситуация представлена стимулом задания, который может быть вербальным или невербальным, т. е. наглядным. Вербальный стимул в тестовом задании называют основой, или текстом задания. Ответ тестируемого также может быть вербальным и невербальным. Вербальный ответ может быть выборочным или, как его называют иногда, - избирательным или свободно-конструируемым. В первом случае предлагается выбрать ответ среди вариантов, один из которых является правильным, другой (другие) – отвлекающими, или дистракторами [8, с. 115].

Систематическое тестирование стимулирует активность и внимание учеников на уроке, повышает их ответственность  при выполнении учебных заданий. Результаты проверки тестов анализируются  учителем и служат для него, с  одной стороны, показателем уровня знаний учащихся, а с другой –  самооценкой работы самого учителя, что позволяет ему внести необходимые  коррективы в процесс обучения и  тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Основная роль тестирования в преподавании ИЯ заключается в  обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле) и чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественное тестирование [13, с.63].

Непосредственным  объектом тестирования является языковая компетенция, состоящая из языковых умений. Важнейшими характеристиками теста являются его количественная оценка (главное отличие от традиционной контрольной работы), экономичность (минимальные затраты времени для выполнения теста), практичность (доступное содержание тестовых заданий) и валидность (возможность сравнить результат теста с внешним критерием).   
Тесты имеют следующие отличительные свойства[16, с.91]:

  1. акцент делается не на то, как провести тестирование, а на то, что тестировать. Объектом тестирования является коммуникативная компетенция.
  2. тесты непременно имеют вербальный характер.
  3. тесты измеряют обученность, развитие и прогресс в учебной деятельности.

Бесспорными преимуществами тестов перед нетестовыми формами контроля являются:

  1. более высокое качество знаний благодаря их предварительной проверки в предтексте;
  2. большая надежность тестов благодаря выборочному способу ответов, что обеспечивает объективность подсчета результатов теста, а также за счет возможности привлечения
  3. большего количества заданий за одинаковое время;
  4. относительная объективность всего языкового теста и подсчета результатов;
  5. экономия аудиторного времени за счет компактной письменной формы заданий языкового теста
  6. экономичность проверки ответных листов лингводидактических тестов;
  7. возможность стандартизации процедур проведения тестов и применения статистического анализа результатов языковых тестов;
  8. более положительная мотивация и отношение тестируемых к тестовым формам контроля, т. к. исключена субъективность оценки, момент невезения с заданиями;
  9. легкость перевода языковых и части речевых тестов на ЭВМ;

Общим недостатком  языковых и речевых тестов является их уменьшенная внешняя валидность. Главным недостатком речевых тестов без выборочных ответов является субъективность оценки ответов тестируемых, что снижает надежность тестов данного вида[17, с.116].

Следующие недостатки языковых тестов связаны с использованием выборочных ответов:

  • применяемая обычно методика представления нескольких неправильных вариантов ответа и одного правильного не соответствует типичной для реальной коммуникации стратегии. В общении исходят либо из наиболее подходящего для данной ситуации выбора (особенно в случае родного языка) или из наличных вариантов для поддержания общения (в случае иностранного языка).
  • угадывание правильного ответа как по случайным, так и по формальным или другим, не относящимся к владению языком признакам.
  • недостаточная активность мыслительных процессов из-за наличия готовых ответов и из-за общей ориентации на результат теста.
  • возможность непроизвольного запоминания неправильных ответов.
  • тестовая ситуация в задании недостаточно полна, информативна и коммуникативна из-за сжатости контекста в языковых тестах.
  • неправильные варианты ответов могут содержать избыточную и отвлекающую информацию, препятствующую определению правильного ответа. В этом отношении составителю теста следует быть весьма осмотрительным, чтобы соблюдать так называемое семантическое равновесие среди вариантов ответов тестового задания.

Функции тестов.

Основная роль тестирования в преподавании иностранных языков заключается в обратной связи (в широком смысле) и в контроле (в узком смысле), и, чем теснее взаимосвязаны тестирование и учебный процесс, тем эффективнее учебный процесс и качественнее тестирование. Все функции тестов можно разбить на следующие общие группы[8, с.139]:

общедидактические функции обучения (собственно обучающая, повторительно-закрепляющая и развивающая) и функции воспитания (познавательная, дисциплинирующая и т. д.).

К общедидактическим  можно отнести следующие функции:

  1. функции прогноза успешности обучения;
  2. функция определения готовности к учебе;
  3. функция диагноза пробелов;
  4. функция определения общего владения иностранным языком.

информационные  функции результатов тестов (контрольная, исследовательская и учебно-информационная).

Информационные  функции результатов тестов это:

- функции определения

а) текущей и промежуточной  успеваемости;

б) итоговой успеваемости;

в) эффективности  обучения (приема, метода);

- функции самоконтроля (взаимоконтроля).

Эти функции частично перекрываются, например, важнейшая  функция языковых тестов - контрольная - относится традиционно и к  группе общедидактических тестов. Кроме того, среди исследовательских функций тестов имеются функции развития памяти, внимания и личностных качеств (добросовестности, целеустремленности), последние из которых относятся к воспитательной функции тестов. Итак, общедидактические функции обучения проявляются уже в ходе подготовки к тесту. Обучаемые систематизируют свои знания, ликвидируют пробелы. В ходе выполнения теста происходит определенное повторение и закрепление материала. Активизируется мыслительная деятельность, развивается память, т. е. достигается определенный обучающий эффект. Этот эффект тем больше, чем более контекстуален и коммуникативен тест, чем быстрее происходит обратная связь в системе тест-тестируемый, например, при использовании компьютера [14, с.157].

Как указывает С. К. Фоломкина, можно составить и  специальные обучающие тесты [9, с.57]. Таковыми могут быть, например, тексты типа клоуз, диктанты и др. При анализе результатов теста также достигается обучающий эффект теста (операции типа: проверка по ключу ошибочных ответов). Тесты выполняют воспитательную функцию также на этапе подготовки к тесту и в ходе работы над заданиями теста через преодоление различных психолингвистических, мыслительных и других трудностей, т. е. путем воспитания силы воли, целеустремленности, добросовестности и других качеств личности, а также путем изменения отношения к учебе, к иностранному языку. Эмоциональное состояние тестируемых изменяется также благодаря стимулирующей роли оценки (балла) теста (при анализе результатов теста).

Основной функцией тестирования является функция контроля. Тесты также могут выполнять  специфические исследовательские  функции. Для максимально эффективной  реализации вышеуказанных функций  тестов, тестологам следует соблюдать следующие основные принципы [6, с.80]:

  1. составление только таких тестов, которые достаточно качественны, достаточно надежны, валидны с точки зрения целей и задач тестирования и учебно-воспитательной работы;
  2. соблюдение обычных процедур разработки, проведения и обработки результатов тестов;
  3. использование тестов только тогда, когда это оправдано;
  4. соблюдение общедидактических принципов контроля - регулярности, систематичности, активности, сознательности и др. при организации тестового контроля.

Классификация тестов.

Активное развитие тестирования как средства контроля привело к появлению различных видов тестов. 

В зависимости от цели тестирования выделяют следующие  виды тестов:

- Тест отбора используется в случае необходимости распределить учащихся по уровню языка;

- Тест общих умений  применяется для контроля усвоения курса в середине года;

- Тест учебных  достижений помогает получить информацию о том, что усвоено по одному из аспектов языка, и над чем надо работать дальше;

- Тест определения  способности к изучению иностранного языка – с помощью данного теста можно определить перспективы усвоения данной области знаний;

- Диагностический  тест  определяет уровень владения языком.

Тесты учебных достижений или успешности обучения составляются только по программе или пройденному  языковому материалу и используются для осуществления текущего, промежуточного и итогового контроля. Эти тесты, кроме того, выявляют ошибки и недостатки обучения и поэтому имеют также некоторые диагностические функции.

Тесты общего владения иностранным языком составляются независимо от программ (учебников) предыдущего  обучения. В тест такого рода может  быть включена проверка тех иноязычных навыков и умений, которые будут  необходимы для дальнейшей работы или  учебы. Таким образом, этот вид теста может выполнять и прогностические функции. Сейчас это все больше тесты для определения коммуникативной компетенции [4, с.138].

Прогноз будущей  успешности обучения иностранному языку  может быть составлен на базе теста  общего владения иностранным языком, если тестируемый уже обучен, но в начале обучения используются специальные прогностические тесты, выявляющие разные способности к изучению иностранных языков.

Дж. Кларк считает, что диагностические тесты являются разновидностью тестов достижений наряду с тестами общих учебных достижений. А. Гаррисон выделяет тесты достижений, общего владения иностранным языком, диагностические, а также так называемые распределительные тесты, целью которых является распределение учащихся по результатам этого теста в примерно равные по уровню обученности учебные группы. Распределительные или вступительные тесты - по существу это либо тесты достижений, если они составлены по программе, либо тесты общего владения иностранным языком.

Из вышесказанного следует, что практически все  три основных типа тестов являются многоцелевыми.

Исходя из общего определения  тестов, их подразделяют на две группы: языковые и речевые  тесты. Языковые тесты измеряют в  основном лингвистическую компетенцию тестируемых. Примерами языковых тестов являются лексические и грамматические тесты. Речевые тесты - тесты чтения, аудирования и т. д. - можно условно разделить в соответствие с применяемой формой контроля на следующие подгруппы: традиционные, прагматические и коммуникативные. Традиционные речевые тесты предназначены для выявления навыков и умений чтения, аудирования и письма с помощью традиционных приемов, например, вопросно-ответных заданий. Примерами прагматических тестов являются тесты восстановления типа клоуз, диктанты и др. [6, с.73]. Коммуникативные тесты - это в основном тесты устной речи. Все речевые тесты измеряют какие-то компоненты коммуникативной компетенции.

При проведении тестирования используются разные виды тестовых заданий, благодаря чему достигается большая достоверность результатов. Тестовые задания делят на две большие категории [17, с.321]:

  1. тестовые задания закрытого типа
  2. тестовые задания открытого типа

В заданиях закрытого  типа содержатся вопросы и даются варианты ответов на них. При этом могут быть задания с одним и с несколькими вариантами ответов. Кроме заданий на выбор существуют также на соотнесение и упорядочение. При этом вопрос должен быть четко и грамотно сформулирован, а все варианты ответов должны выглядеть правдоподобно. Открытые задания имеют, как правило, более высокую сложность. Они могут требовать краткого ответа, либо развернутого суждения по какой-либо тематике.

Кроме того, выделяют стандартизированные и нестандартизированные тесты. Стандартизированным тестом называется такой тест, который опробован достаточно большим (500-1000 чел) и представительным контингентом тестируемых и который имеет стабильные и приемлемые показатели качества, а также спецификацию - паспорт с нормами, условиями и инструкциями для его многократного применения в разных условиях. Нестандартизированными называются преподавательские тесты, которые составлены самим учителем для своих учащихся [10, с.174]. Существует так же еще одна разновидность тестов, промежуточная между стандартизированными и преподавательскими. Эта разновидность называется локально стандартизированным тестом. Как вытекает из названия, его отличие от стандартизированного теста состоит в том, что представительной выборкой является контингент тестируемых одной школы, одного ВУЗа или школ (ВУЗов) одного города в пределах 100-300 человек [10, с.175].

Информация о работе Тестирование как средство контроля знаний учащихся при обучении китайскому языку