Символика воды в произведениях Ван Мэна

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:22, дипломная работа

Описание

Цель исследования выпускной квалификационной работы раскрыть значение символа воды в произведениях Ван Мэна на основе лингвистического анализа языковых единиц.
Предмет исследования – языковые единицы, раскрывающие значение символа воды в произведениях Ван Мэна.
Для достижения поставленной цели был определен комплекс задач:
1. изучить и проанализировать научную литературу, посвященную понятию символики;
2. рассмотреть употребление символов в различных литературных формах;
3. описать особенности символики воды в китайской культуре;
4. отобрать произведения Ван Мэна, в которых функционирует символ воды;
5. провести лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в произведениях Ван Мэна.

Содержание

Введение
1. Символика как наука о знаках
1.1. Определение и значения символики
1.2. Употребление символов в различных литературных формах
2. Символика воды как один из художественных образов в творчестве Ван Мэна
2.1. Символика воды в китайской культуре
2.2. Лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в прозе Ван Мэна
Заключение
Список литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Работа состоит из  1 файл

диплом 2007.docx

— 143.16 Кб (Скачать документ)

Символ - качественно иное отношение  человека к действительности. Он являет собой определенную модель понимания  человеком мира, это некоторая  форма чувственного отношения человека к реальности. Символ воспринимается как центральный фактор бытия  человека, главный выразительный  интерпретатор значимости окружающей реальности, сосредоточивая в себе ее высшее значение для субъекта, "символическое - постоянный фактор бытия человека. Оно служит свидетельством социальной и культурной значимости любого личностного  восприятия мира..."[16]. В теорию

Символика для Ван Мэна является способом проникновения  в психику персонажа. Изначальная  тяга писателя к психологической  прозе (первые нотки в 50-х гг.) окрепла  именно в период 80-х годов, во время  расцвета творчества писателя: вот  тогда-то его художественный мир  обрел необыкновенно сложную, разветвленную  систему символов.

Символика в прозе Ван Мэна выглядит естественно, поэтому создается впечатление, что символы исконно заложены в душу как некие изначальные  формы и категории. Ван Мэн  вглядывается, вслушивается в мир, прикасается  к высшему знанию о мире. Его  художественные произведения конструируются и переживаются, можно сказать, как указание на бесконечный ряд всевозможных своих перевоплощений. Это не просто тексты, не просто изложение концепций писателя, природа их прагматики намного сложнее.

Символика Ван Мэна являет собой сложную  структуру, так как она употребляется  для наследования традиций, выражения  как содержания различных уровней  реальности, так и для отношения  между ними и их взаимосвязи.

Текст Ван Мэна представляет собой органичную систему символов, где часто присутствуют группы символов. В его произведениях можно отметить такие традиционные символические образы: море, озеро, луна, солнце, горы, дождь, пение птиц, рыбы и т.д. Структура его символики не уединенная, изолированная.

У Ван  Мэна не существует «символа в себе», его символы представляют собой ряд соответствующих единичных проявлений, которые взаимодополняют друг друга и составляют единое целое.

Пейзаж  для Ван Мэна не только натуралистическая  картинка, но и целая серия символов, поскольку «...природа... в органическом мире... символична». Например, луна - темное время суток, дождь - природная стихия, птица - полет, река - поток воды, выход за его границы в связи с обобщающим символом.

   

«Элементарные по своему содержанию символы обладают большей культурно-смысловой емкостью, чем сложные. Именно простые символы  образуют символическое ядро культуры... »  в теорию

Символические образы выразили поиски, метания, надежды, идеалы писателя. Все символические  образы в художественных произведениях  Ван Мэна - это нечто оформленное  и упорядоченное. Они оказываются  неким законом всего построения сюжета произведения. И построение это являет собой определенную упорядоченность. Символы - это универсальные образы писателя, в которых сосредоточены чистота, жизнелюбие, единство бытия, идеи преображения мира, откровенность творчества писателя, мудрость духовной жизни, высшее сознание. Однако важно осознать то, что в действительности все эти символы могут быть осмыслены в полной мере только в непосредственном отнесении их в группы, а в реальности они не существуют вне общности, которая только и делает их символами [21].

         Среди всего многообразия символов  в творчестве автора, есть один, которому писатель отводит центральное  место в своей прозе, это  символ воды. Вода является одной  из значимых, всеобъемлющих групп  символов в творчестве Ван  Мэна. Этот символический образ,  изначально присутствующий в  художественном творчестве Китая,  обретает в творчестве писателя  черты наибольшей художественности.

Взаимообусловленность богатого содержания образов Ван  Мэна дает в результате на практике писателя сложный символ воды, подчеркивает единство бытия, открывает своеобразную глубину этого образа.

Символика воды есть форма развития темы воды. Вода у писателя, сочетая в себе различные поэтические образы, лики, обладая множеством значений: чистота, жизнелюбие, рождение, становление, воскрешение  и т.д., совпадает с традиционным китайским метафорическим названием  воды «нефритовый эликсир», или «эликсир жизни», что говорит о ее устойчивой символике. Вода, рассматриваемая в  качестве «эликсира жизни», обладает свойствами, необходимыми для достижения вечной жизни. Символический образ воды выступает в качестве "гена сюжета", "глубинного кодирующего устройства".

Символ  воды для Ван Мэна - это разноликая живая влага. Воды у Ван Мэна весьма многочисленны и разнообразны, например, озеро в рассказах "Глубины озера", "Гладь озера", "Ищем озеро"; море - "Слушая море", "Грезы о море", "Море"; дождь - "Зимний дождь", "Чалый", "Дождь ташкентским утром", "Дождь". Потребность в гармонии, вера в ее возможность и естественность составляют смысловой фон этих произведений. Таким образом, Ван Мэн как бы собирает из разных источников все о Воде, создавая в целом в своем творчестве некий универсальный символ, а в каждом конкретном произведении образ.

 

Таким образом, на данном этапе работы целесообразно  выявить роль символа воды в произведениях  Ван Мэна. Так как этот символ занимает в творчестве автора центральное  место, то практическая часть выпускной квалификационной работы представляет собой лингвистический анализ языковых единиц, раскрывающих значение символа воды в прозе Ван Мэна.

Ван Мэн использует символ воды как  в самих произведениях, относя его к своим персонажам, так и в заглавиях своих  рассказов и повестей. Для исследования приемом сплошной выборки было отобрано и проанализировано 33 заголовка  художественных произведений Ван Мэна (Приложение 1). В результате мы пришли к выводу, что из 33 произведений автора 3 наименования относят нас к символике озера (深的湖 - «Глубины озера», 湖光 - «Гладь озера», 寻湖 - «Ищем озеро»), 3 относят нас к символике моря (听海 - «Слушая море»,         海的梦 - «Грезы о море», 海 - «Море»), 4 к символике дождя (冬雨 - «Зимний дождь»,   -  «Дождь ташкентским утром», 夜雨 - «Ночной дождь»). Определив процентное соотношение типов заглавий художественных произведений, были получены следующие результаты. Из общего количества заглавий произведений писателя Ван Мэна, примерно 30%  относится к группе названий произведений, связанных с водой (Приложение 2).

Таким образом, в ходе анализа  заглавий произведений было замечено, что структура символа воды у  Ван Мэна при членении распадается  на такие составные части как  море, озеро, дождь. Для того чтобы показать значение символики воды в произведениях Ван Мэна, мы решили проанализировать лексические единицы, которые помогут раскрыть значение символа воды в его произведениях. С этой целью нами было отобрано по одному произведению автора, в названиях которых встречается лексические единицы «море», «озеро», «дождь»: …. (Приложение 3) (перечислить 3 тексты). Далее приемом сплошной выборки из данных текстов были отобраны предложения, фразы, слова и словосочетания, в составе которых встречаются лексические элементы, связанные с символом воды.

В тексте рассказа «Грезы о море» 海的梦 общей сложности встретилось 47 предложений, фраз, выражений и словосочетаний, в которых употребляется словоформа «вода» (Приложение 4).  В данных выражениях слово море 海встретилось 52 раза. Так же в тексте встречаются такие единицы языка, как вода 水 (  ) и дождь 雨 (.. предложений) (Приложение 5).

В произведении Ван Мэна довольно часто употребляется слово «море», поскольку море в китайском мировосприятии занимает особое место. Вереница морей тянется вдоль всего восточного побережья страны, и поэтому море неотрывно от востока, т.е. восхода солнца со всем комплексом его жизнеутверждающих символов.

В ходе анализа  произведения «Грезы о море» 海的梦, мы пришли к выводу, что море в творчестве автора – элемент пейзажа, и автор дает сочные, зримые картины стихии, уже этой своей ипостасью живо воздействует на сенсорику своих персонажей:

Предложения, представляющие Картина  стихии

В рассказе море описывается различными определениями и из всего их многообразия, мы можем сказать, что море  у  Ван Мэна – яркое, фееричное, оно  представляет собой мятеж или  мятежное состояние мира. Пейзажные  характеристики моря подчеркивают его  внутреннею мощь:

Примеры

Описание моря создает ощущение опасности, исходящей от морской  пучины:

примеры

Море у Ван Мэна вечное. Оно  воплощает в себе таинственную бесконечность, к которой устремлена жизнь и  из которой она проистекает. примеры

Море это воплощение весны и  грез, мечтаний.

Примеры

 стр70

Образ моря в произведении – источник, создающий атмосферу умиротворенности, гармонии. В описании моря мы находим  чувство удовлетворения и покоя.

Примеры

 

Море заряжает энергией, море –  это источник всякой жизни, заключающий  в себе весь потенциал. Море в данном произведении символизирует символ жизни.

Примеры

В описании моря, данном Ван Мэном, чувствуется непрерывная динамика, живое дыхание моря

Таким образом, символ моря в рассказе «Грезы о море» 海的梦 имеет самостоятельное бытие и самостоятельную эстетическую значимость. Оно воплощает в себе таинственную бесконечность, к которой устремлена жизнь и из которой она проистекает. Море – это воплощение весны и грез.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          

 

 

                                СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

1. Текст доклада Вэнь Фэнцяо на Международной конференции по литературному творчеству Ван Мэна в сентябре 2003 г. Перевод опубликован в сб. Ван Мэн в контексте современной китайской литературы. \ Сост. и отв. ред. С.А.Торопцев. - М., 2004.

2. Мэн,  Ван. Следы на склоне ведущие  вверх. Проза: Пер. с кит.  /Сост. И послесл.С.А. Торопцева. – М.:Едиториал УРСС, 2004. – 256 с.

3. Рифтин, Б. Л. Инь и Ян. Мифы народов мира / Б. Л. Рифтин Собр. соч.: в 4 т. // Б. Л. Рифтин. – М.: 1991. – Т. 1. – с. 547.

4. Торопцев, С.А. Ван Мэн в контексте современной китайской литературы /  Cост. и отв. ред. д.и.н. С.А. Торопцев.- М.: Ин-т Дал. Востока РАН, 2004. 194 с.

5. Филимонова, Т.Д. Вода в календарных обрядах // Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: Исторические корни и развитие обычаев/ Т.Д. Филимонова . -  М.: Наука, 1983. – 250 c.

6. Шубин,  А.С. Художественный язык. Проза  Ван Мэна. Сборник статей / А.С. Шубин – М.: 2004 -  С. 103-133

7. Энциклопедия  «Википедия». Биография Ван Мэна [Электронный ресурс] – Режим  доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E8%EC%E2%EE%  [Дата обращения: 12 апреля 2011]

8. Павлов, А.С. Восточный дракон - древнейший символ китайской культуры и покровитель династий / А.С.Павлов [Электронный ресурс] – Режим доступа http://alldayplus.ru/design_art_photo/culture/379-pokrovitel-dinastij.htm [Дата обращения: 18 апреля 2011]

9. Брокгауз, Ф.А. и Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон [Электронный ресурс] – Режим доступа http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93857/Символика  [Дата обращения: 15 апреля 2011]

10. Лосев, А. Ф СИМВОЛ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО / А. Ф. Лосев [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.philology.ru/literature1/losev-71.htm [Дата обращения: 12 апреля 2011]

11. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/~книги/БСЭ/Символ/[Дата обращения: 4 марта 2011]

12. Статьи  о Жизни и культуре Китаая. Символы в Фен шуй [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://fontan-chudes.ru/content/view/51/71/ [Дата обращения: 4 марта 2011]

13. OrlaMaplen Символ Воды в различных культурах / [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://asdmagic.ru/ezoterica/simbols/simvol_vody/ [Дата обращения: 4 марта 2011]

14. Книга символов ( в электронном варианте ) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.symbolsbook.ru/Article.aspx?id=169/ [Дата обращения: 4 марта 2011]

15. Энциклопедия Брогауза и Ефрона /Вода в фольклоре. Вода живая. Вода святая. Духи воды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.symbolsworld.narod.ru/Voda.html#м24 [Дата обращения: 1 марта 2011]

16. Энциклопедия знаков и символов- Вода [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://sigils.ru/symbols/voda.html [Дата обращения: 13 января 2011]

17. Славянская символика воды [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.diary.ru/~niksia/?tag=70177 [Дата обращения: 26 января 2011]

18. Славянские символы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://nasled.org/vera/Simvoly.htm [Дата обращения: 23 января 2011]

19. Аверинцев, С. С. (Мифы народов мира. Энциклопедия: Мифы народов мира) / С. С Аверинцев [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.symbolarium.ru/index.php/Вода [Дата обращения: 26 февраля 2011]

20. Славянские языковые системы [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.conspekt.info/8897723466/739916091 [Дата обращения: 26 февраля 2011]

Информация о работе Символика воды в произведениях Ван Мэна