Развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы на различных этапах обучения средней шк

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 12:00, курсовая работа

Описание

Интерес к мотивационному аспекту изучения иностранного языка существенно повысился в последние годы во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком, - не только в психологии и педагогике, но и в лингводидактике, методике обучения иностранным языкам в школе, психолингвистике. Чтобы нормально адаптироваться к современной ситуации, когда Европа становится единым многонациональным, мультикультурным и многоязычным целым, представители общества на всех его уровнях должны осознать важность изучения иностранных языков, поскольку изучение языков - это способ воспитания толерантности, способности к сотрудничеству, достижения взаимопонимания между народами, уважения к личности независимо от её расовой, национальной, религиозной, политической принадлежности.

Содержание

Введение
1. Проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков
1.1 Определение понятия "мотивация". "Мотивация" и "мотив". Виды мотивов
1.2 Особенности обучения иностранному. Специфика урока иностранного языка.
2. Пути повышения мотивации к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы
2.1 Приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы
2.2 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся по иностранному языку на среднем этапе обучения

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 184.00 Кб (Скачать документ)
  • понять, о чём говорится в тексте на основе знакомых языковых явлений и большого контекста;
  • максимально использовать контекстуальную и языковую догадку;
  • определять исходную форму незнакомых слов с помощью различных трансформационных операций;
  • обращаться к словарю, чтобы найти значения незнакомых слов.

Естественно, учащийся будет  неоднократно прочитывать, просматривать  текст, с тем, чтобы понять его, выделить главную мысль, основные факты.

Для совершенствования  умения чтения текстов на изучаемом  языке нужно при многократном прочтении их каждый раз давать различные  задания, чтобы чтение носило осмысленный, проблемный характер и позволяло  решать весь комплекс задач. Например, при чтении текстов, описывающих действительность страны изучаемого языка, можно рекомендовать учащемуся читать и запоминать какие-то существенные факты, составляющие специфику данной страны, и таким образом расширять свои знания, представления о стране. Стоит выписывать предложения и подчёркивать в них те данные, которые являются характерными только для английской школы. Затем текст прочитывается ещё раз, и учащийся старается удержать в памяти и другую информацию. После такой самостоятельной проработки текста учащийся готов к беседе по теме.

Памятка 4.

При работе с новым  лексическим материалом:

  1. Уточни перевод каждого слова, обратившись к англо-русскому словарю.
  2. Прочитай внимательно все слова и объедини их в группы по типу ударного слога.
  3. Раздели слова на подгруппы по ударной гласной.
  4. Установи и постарайся запомнить различия между словами одной подгруппы.
  5. Прочитай ещё раз, постарайся запомнить графический образ слова, т.е. его буквенный состав.
  6. Напиши слово по памяти.
  7. Проверь правильность написания: сравни написанное с тем, что написано в учебнике.
  8. Проследи, как данное слово употреблено в предложении.
  9. Попытайся составить насколько предложений с новыми словами.

Памятка 5.

При работе с грамматическим материалом:

  1. Выпиши из упражнения все предложения, содержащие новую грамматическую структуру.
  2. Внимательно изучи способ трансформации утвердительного предложения в вопросительное и отрицательное.
  3. Проконтролируй с помощью словаря правильность произношения тобой данной структуры.
  4. Просмотри материал текущего урока по учебнику, найди предложения, в которых используется данная грамматическая структура.
  5. Проговори эти предложения, попробуй трансформировать их по интонации.
  6. Придумай несколько предложений, содержащих новую грамматическую структуру.

Памятка 6.

При аудировании текста:

  1. Внимательно прослушай текст, не останавливая плёнку. Постарайся понять содержание произносимого текста.
  2. Прослушай текст ещё раз, своевременно останавливая плёнку, чтобы понять текст более полно.
  3. Останавливая воспроизведение плёнки, пытайся повторить за диктором произносимые им слова и предложения.
  4. Повтори трудное для слово или предложение несколько раз, стараясь как можно точнее воспроизвести произношение и интонацию диктора.
  5. Запомни слова, которые оказались для тебя трудными с тем, чтобы выяснить у преподавателя их точное произношение, значение и случаи употребления.
  6. Составь список ключевых слов или предложений так, чтобы он отражал основную канву повествования.
  7. Прослушай текст ещё раз, постарайся запомнить информацию.
  8. С помощью составленного тобой списка постарайся пересказать текст.

 

 

 

Заключение

 

В данной работе на выявление некоторых приёмов повышения мотивации учащихся в изучении иностранного языка при выполнении смостоятельной  работы были рассмотрены следующие понятия: "мотивация", "мотив", "специфика урока иностранного языка", проблема мотивации в отечественной и зарубежной психологии и методике преподавания иностранных языков, приёмы развития мотивации к изучению иностранного языка. В ходе работы был проанализирован ряд примеров упражнений и некоторых приёмов повышения мотивации к изучению иностранного языка.

По итогам данной курсовой работы можно сделать следующие  выводы:

  1. Анализ современного состояния проблемы показывает, что на сегодняшний день ещё нет разработанной методики самостоятельной работы учащихся, направленной на формирование и развитие учебно-познавательных мотивов, но необходимость её разработки не вызывает сомнений. Только целенаправленное формирование методики самостоятельной работы обеспечивает проблемное развивающее обучение, которое, в свою очередь является главным источником формирования познавательной мотивации.
  2. Самостоятельная работа - одно из главных средств актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Она ведёт к мобилизации резервов психического развития ученика.
  3. Самостоятельная работа есть ни что иное, как реализация дидактического принципа сознательности в обучении. Только специально организованное целенаправленное обучение школьников речемыслительной и коммуникативной деятельности, опирающееся на самостоятельную учебную работу учащихся, может оптимизировать процесс их коммуникативного становления.

Таким образом, под формированием  методики самостоятельной деятельности понимается такую систему способов и приёмов взаимообусловленных  действий учителя и учащихся, которая органично, как характерологическая сторона, присуща всем этапам обучения иностранному языку. Этот принцип делает процесс обучения глубоко личностным. Он по определению тяготеет к системности и целостности.

Существование методики формирования навыков самостоятельной деятельности учащихся - это одно из главных условий актуализации потенциальных возможностей каждого ученика. Он ведёт к мобилизации резервов психического развития ребёнка.

Систематическая самостоятельная  работа учащихся при обучении иностранному языку гарантирует истинную мотивацию, подлинную, внутреннюю активность учащегося.

Результаты проведенной работы дают основание сделать выводы о том, что в ходе детального рассмотрения проблемы были решены все поставленные в начале исследования задачи. Разработанные методические рекомендации могут служить основанием для дальнейших изысканий в области проблем формирования навыков самостоятельной работы учащихся как средства повышения уровня учебно-познавательной мотивации.

 

 

Список литературы

 

1. Бим И.Л., Биболетова М.З., Щепилова А.В., Копылова В.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования (концепция)./Иностранные Языки в Школе.-2009.-№1.-С.4

2. Божович Л.И. Проблема  формирования личности: избранные  психологические труды / под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: НПО "МОДЭК",1997.-349 с.

3. Божович Л.И. Психическое  развитие школьника и его воспитание./Л.И.Божович,Л.С.Славина.-М.:Знамя,1979.-96 с.

4. Борисова З.С., Смолина  Л.П. Некоторые пути развития  интереса учащихся к изучению  иностранного языка./Иностранные Языки в Школе.-1990.-№3.-С.40

5. Верисокин Ю.И. Видеофильм  как средство повышения мотивации  школьников при обучении иностранному  языку./Иностранные Языки в Школе.-2003.-№5.-С.31

6. Гальскова Н.Д. Современная  методика обучения ИЯ.-М.:Аркти,2003.-192 с.

7. Гальскова Н.Д., Гез  Н.И. Теория обучения иностранным  языкам: Лингводидактика и методика.- М.:Академия,2004.-336 с.

8. Гез Н.И., Ляховицкий  М.В и др. Методика обучения  иностранным языкам в средней  школе.-М.:Высшая школа,1982.-373 с.

9. Годунова Н.А. Использование  краеведческого материала для  повышения мотивации при обучении  иностранным языкам./Иностранные  Языки в Школе.-2006.-№7.-С.46

10. Головин С.Ю. Словарь  психолога-практика.- М.:Харвест, 2001-976 с.

11. Ильин Е.П. Мотивация  и мотивы.- СПб.: Питер,2006.-512 с.

12. Ковалёв В.И. Мотивы  поведения и деятельности. -М.:Наука,1988.-191 с.

13. Колесникова О.А.  Ролевые игры в обучении иностранным  языкам./Иностранные Языки в Школе.-1989.-№4.-с.15

14. Коряковцева Н.Ф.  Современная методика организации самостоятельной работы изучащих иностранный язык.-М.:Аркти,2002.-176 с.

15. Нефёдова М.А. Коллаж  и коллажирование в учебном  процессе./Иностранные Языки в  Школе.-1993.-№2.-С.5

16. Пассов Е.И. Урок  иностранного языка в средней  школе.-М.:Просвещение,1988.-223 с.

17. Полат Е.С. Метод  проектов на уроках иностранного  языка./Иностранные Языки в Школе.-2000.-№2.-С.3;№3.-С.3

18. Программа основного  общего образования по английскому  языку./Иностранные Языки в Школе.-2005.-№4,5.-С.8

19. Прокофьева В.Л. Наглядность как средство создания коммуникативной мотивации при обучении устному иноязычному общению./Иностранные Языки в Школе.-1990.-№5.-С.41

20. Пряжников Н.С. Мотивация  трудовой деятельности.- М.:Академия,2008.-368 с.

21. Рогова Г.В., Рабинович  Ф.М., Сахарова Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.:Просвещение,1991.-287 с.

22. Рубинштейн С.А. Основы  общей психологии. В 2 т.Т.2.-М.:Педагогика,1989.-328 с.

23. Семёнова Т.В., Семёнова  М.В. Ролевые игры в обучении  иностранным языкам./Иностранные Языки в Школе.-2005.-№1.-С.16

24. Скалкин В.Л., Яковенко  О.И. К вопросу ситуативно-тематической  организации материала устной  речи как средства стимулирования  изучения иностранного языка  в школе./Иностранные Языки в  Школе.-1990.-№6.-С.3

25. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций.-М.:Просвещение,2002.-239 с.

26. Сперанская Н.И. Новые  подходы к обучению иностранным  языкам в 5 классе./Иностранные  Языки в Школе.-2001.-№2.-С.19

27. Фрэнкин Р. Мотивация  поведения: биологические,когнитивные и социальные аспекты.-СПб.:Питер,2003.-651 с.

28. Хекхаузен Х. Психология  мотивации достижения.- СПб.:Речь,2001.-238 с.

29. Черноголовая Н.Н.  Дидактическая игра как средство  развития у учащихся 5-6 классов  интереса к изучению английского  языка./Иностранные Языки в Школе.-2006.-№6.-С.28

30. Юрченкова Г.Д. Мотивы  и "антимотивы" при изучении  иностранного языка./Иностранные  Языки в Школе.-2006.- №4.-С.42

УМК:

1. Афанасьева О.В., Михеева  И.В. Английский язык. Учебник  для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей. 9-е издание.- М.:Просвещение,2008.-351 с.

2. Афанасьева О.В., Михеева  И.В. Английский язык. Учебник  для 7 класса школ с углубленным  изучением английского языка,  лицеев, гимназий, колледжей. 9-е издание.-М.:Просвещение,2008.-367 с.

3. Клементьева Т.Б., Шэннон  Д. Счастливый английский. Книга  2 для 7-9 классов общеобразовательной  школы.-Обнинск:Титул,2005.-448 с.

4. Клементьева Т.Б., Шэннон  Д. Книга для чтения к учебному  изданию "Счастливый английский. Книга 2" для учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы.-Обнинск:Титул,2005.-336 с.

5. Литтлджон Э., Хикс  Д. Английский язык. Серия "Кембриджский  курс английского языка для  российских школ", уровень 2 для  7 классов общеобразовательных учреждений.- М.:Дрофа,2006.-124 с.

Размещено на Allbest.ru


Информация о работе Развитие мотивации учащихся к изучению иностранного языка при выполнении самостоятельной работы на различных этапах обучения средней шк